Барабошина Философия МУ на 2015. Методические указания по выполнению контрольных работ включают общие организационнометодические указания и обязательные требования к контрольной работе, варианты контрольных работ, вопросы к зачету, список рекомендуемых источников.
Скачать 86.52 Kb.
|
Вариант 8 Структура и основные закономерности процесса познания. Раскройте содержание «герменевтического круга» как принципа понимания в герменевтике. (См: Герменевтический круг// Современный философский словарь. Под ред. В.Е.Кемерова. М., 1996. С. 108-110) задание. Определите принадлежность идей, выраженных в текстах, различным направлениям неклассической философии (позитивизм, марксизм, иррациональная философия Ницше, Шопенгауэра, Кьеркегора). Покажите принципиальные различия в решении проблемы сущности человека, выраженные в предложенных фрагментах. Какие черты неклассической философии отражены в текстах? Выделите тексты, в которых тем или иным образом прослеживается сциентистская или антисциентистская направленность идей. Текст 1. «…В положительном состоянии человеческий дух сознает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений и стремится, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных фактов явлений, т.е. их неизменных отношений последовательности и подобия. Объяснение явлений, приводимое к его действительным пределам, есть отныне только установление связей между различными отдельными явлениями и несколькими общими фактами, число которых уменьшается все более и более по мере прогресса науки». Текст 2. «…Дает ли описание все, что может требовать научный исследователь? Я думаю, что да! Описание есть построение фактов в мыслях, которые в опытных науках часто обусловливает возможность действительного описания… Наша мысль есть почти полное возмещение факта, и мы можем найти в ней все свойства этого последнего». Текст 3. «…Существование вообще не может быть выражено и понятно с помощью понятия. Это такая реальность, которая не поддается объективированию. Хотя философы иногда рассуждали на тему «Я существую», однако они не отдавали отчета себе в том, что значит существовать. Они упустили из виду то важнейшее обстоятельство, что мое собственное существование дано мне вовсе не в мышлении и, следовательно, не в суждении, а в самой жизни, в чувстве, в переживании». Текст 4. «…Как практическое, нравственное существо каждый человек не может удовлетвориться общими разговорами, он должен знать, что конкретно ему нужно делать, как он сам как данная индивидуальная личность должен поступить, по какому пути пойти. Он чувствует себя не только экземпляром рода, для которого теория предписала уже какие-то общие законы, а индивидуальным человеческим существованием, которое само должно совершить свой выбор и в конечном счете пойти к своему личному спасению». Текст 5. «…Страх пробуждает в нас новые возможности. Он как огонь, пожирает все иллюзии и оставляет нас наедине с собой, стоящими как бы на краю бездны. Он ставит человека перед выбором, ибо теперь человек обязан совершить сознательный выбор, поэтому страх есть возможность свободы». Текст 6. «…Смысл мира был бы навеки скрыт от нас, если бы сам исследователь был бы лишь чисто познающим субъектом. Но он сам имеет корни в этом мире, он чувствует себя в нем как индивидуум, т.е. его познание, которое является обусловливающим носителем целого мира как представления, опосредуется телом…». Текст 7. «…Материалист думает, что мыслит материю, в то время как на самом деле он мыслит субъекта, представляющего себе мир. Ошибка его в том, что он принимает объективное за исходное, хотя оно обусловлено познающим субъектом и формами его сознания». Текст 8. «…Тело – ставшая представлением воля, оно есть объективность воли, единственный непосредственный субъект объекта». Текст 9. «…До сих пор понятие воли подводили под понятие силы; я же поступаю наоборот и каждую силу в природе хочу понять как волю». Текст 10. «…В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть и творец, ваятель, твердость молота. Есть люди, которые хотят стать Личностью, но не знают, возможно, как надо действовать. Для них пишет философ. Но есть и такие, кто мог бы, но не пытается, боится рисковать, опасается потерять малое, что имеет. Они предпочитают оставаться в толпе, не осмеливаются реализовать в себе творца». Вариант 9 Разработка концепции исторического прогресса в социальной философии просветителей. Укажите тип философского мировоззрения, представленный следующими суждениями: Мир есть не-Я, созданное нашим Я (И.Фихте); Мир есть Абсолютная идея (Г. Гегель). задание. Определите принадлежность идей, выраженных в текстах, различным школам и направлениям. Выделите фрагменты, в которых прослеживается такая черта философии ХХ века, как лингвистический поворот в философском мышлении. Проведите различия между фрагментами, центральным понятием в которых является понятие текста. Проведите различия между фрагментами, в которых тематезирована проблема бессознательного. Текст 1. «…В нашем сознании мы господа над самими собой; нам кажется, будто мы и есть «факторы». Но стоит только шагнуть сквозь дверь Тени, и мы с ужасом обнаруживаем, что мы сами есть объект влияния каких-то факторов. Знать об этом в высшей степени малоприятно: ничто так не разочаровывает, как обнаружение собственной недостаточности». Текст 2. «…Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам». Текст 3. «…Наши предрассудки, предвзятые мнения предшествуют пониманию и определяют его. В результате, пытаясь проникнуть в мир другой эпохи, мы опять возвращаемся к себе… Языковая традиция, в которой укоренен познающий субъект, составляет одновременно и предмет понимания, и его основу: человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится». Текст 4. «…Текст не продуцируется деятельностью сознания субъекта – автора или читателя, но является имманентной процессуальностью языка. Смысл не привнесен субъектом, он самопричинен». Текст 5. «…так как язык есть образ реальности, то всякое элементарное предложение говорит о существовании некоторого положения дел. Всякое элементарное предложение, если в нем повторяется структура факта, свидетельствует о том, что этот факт существует. Если факт, описываемый предложением, существует, то предложение является истинным». Текст 6. «основу текста составляет... его выход в другие тексты, другие коды, другие знаки, и, собственно, текст - как в процессе письма, так и в процессе чтения – «есть воплощение множества других текстов, бесконечных или, точнее, утраченных кодов. Таким образом, каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собою новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки старых кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т.д. - все они поглощены текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык». Текст 7. «…Чтобы добиться полной ясности в наших мыслях о каком-нибудь предмете, мы должны только рассмотреть, какие практические следствия содержатся в этом предмете, т.е. каких мы можем ожидать от него ощущений и к какого рода реакциям со своей стороны мы должны подготовиться. Наше представление об этих средствах – и есть все то, что мы можем представить себе об этом предмете, - поскольку вообще это представление имеет какое-нибудь положительное значение». Текст 8. «…Отчуждаемый от самого себя и от мира, вооруженный на любой случай мышлением, которое само себя отрицает в самый миг собственного утверждения (в круге первом - в подходе к истинности и ложности, во втором - в преодолении всеединства; чистый разум «испорчен» желанием ясности в том, где проявление абсурда - в незаполняемости рва между собственным существованием и содержанием, вкладываемым в него, действительно, как может быть смертным мыслящее существо), - что это за удел, если я могу примириться с ним лишь отказавшись от знания и жизни, если мое желание всегда наталкивается на непреодолимую стену? Значит, желать - вызывать к жизни парадоксы. Все устроено так, чтобы родилось это отравленное умиротворение, дающее нам беспечность, сон сердца и отречение смерти». Текст 9. «…Под преобразующим влиянием действенной веры все природные связи Мира остаются невредимыми; но ему придается некий принцип, некая внутренняя конечная цель, можно даже сказать, еще одна душа. Под воздействием нашей веры Вселенная способна, не изменяя внешне своих черт, сделаться более восприимчивой, одушевиться, одухотвориться». Текст 10. «…Всякая попытка более строгого изложения тотчас же наказуется, потому что она гасит истину непостижимого ядра значения. Ни один архетип не может быть сведен к простой формуле. Он - сосуд, который никогда нельзя ни опустошить, ни наполнить. Он существует в себе только потенциально, и, будучи преосуществлен в материале, он уже более не то, чем был только что. Он пребывает косным на протяжении тысячелетий и, тем не менее, жаждет нового истолкования». Вариант 10 Гносеология И. Канта и его этическое учение. До сих пор вызывает споры и частое осуждение положение Ф. Ницше «Падающего – толкни!» Какой смысл вкладывал немецкий философ в этот сам по себе неприглядный тезис? Как этот тезис был истолкован фашизмом? задание. Аргументировано распределите тексты по предметно-смысловым блокам; блоки озаглавьте. Выделите фрагменты, метафизически трактующие сущность сознания. Выделите фрагменты, указывающие на социокультурную природу сознания человека. Какие фрагменты соответствуют материалистическому направлению в философии. Текст 1. «При решении вопроса о принципиальных и реальных вопросах машинного моделирования процессов мышления следует, прежде всего, учитывать социальную обусловленность мышления, сознания, психической жизни человека». Текст 2. «Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание и на основе анализа которой только и можно понять его возникновение, выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействие с миром». Текст 3. «В мире физических явлений действует общий закон природы – закон сохранения энергии. К миру же психических явлений этот закон неприменим. Следовательно, мир психических явлений самостоятелен, независим от физического и не выводим из него». Текст 4. «"Иметь мысли" существовало прежде, чем человек сказал "Я осознаю себя думающим". Мышление, первоначально опиравшееся на самооткровение бессознательного, воспринималось как некая внеположенная сознанию инстанция». Текст 5. «Теоретически в области сознания не может быть никаких границ, так как оно способно к неопределенному расширению. Эмпирически, однако, сознание всегда находит свои границы, когда оно сталкивается с незнаемым. Последнее состоит из всего, что мы не знаем, и, следовательно, никак не связано с ЭГО, как центром поля сознания». Текст 6. «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками». Текст 7. «Бытие всего мира зависит от направленного на него сознания, как необходимого посредника знания, - знания, для которого и в котором мир только и существует и без которого его нельзя даже мыслить, ибо он всецело представление и в качестве такого нуждается в сознании как носителе своего бытия». Текст 8. «Одним из условий возможности сознания индивида является его способность сказать себе «Я» и тем самым заявить о своем относительно самостоятельном бытии. Более того, сознание выступает как некая социальная реальность, если оно выражено в языке». Текст 9. «Процесс становления сознания человека – процесс разложения инстинктивной основы психики животных и формирование механизмов сознательной деятельности». Текст 10. «Мы можем различать личное бессознательное, охватывающее все приобретения личного существования, и в том числе забытое, вытесненное, воспринятое под порогом сознания, подуманное и прочувствованное. Но наряду с этими личными бессознательными содержаниями существуют и другие содержания, возникающие не из личных приобретений, а из наследственной возможности психического функционирования вообще, именно из наследственной структуры мозга». Контрольные вопросы к зачету / экзамену Философские и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения и их сравнительный анализ. Философия как тип мировоззрения. Предмет философии, его историческая динамика. Функции философии. Место и роль философии в формировании духовной культуры общества. Основные проблемы и структура философии. Проблема основного вопроса философии. Специфика философской традиции древней Индии. Философские школы древней Индии. Древнекитайская философия, ее рационально-практическая направленность. Ранняя греческая философия (милетская и элейская школы, Гераклит). Древнегреческий атомизм (Левкипп и Демокрит). Философия софистов, Сократа и Платона. Философия Аристотеля. Философия эллинистическо-римской эпохи. Ранняя средневековая философия. Патристика. Средневековая схоластика. Номинализм и реализм. Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Учения Н. Кузанского, Н. Коперника и Дж. Бруно о Вселенной. Натурфилософия и пантеизм. Взаимообусловленность становления капитализма, естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт. Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц). Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). Философия Просвещения, ее принципы и идеалы. Философия И. Канта. Философская концепция Г. В. Ф. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Иррационалистические тенденции в философии XIX века (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Философия марксизма, ее истоки, сущность и основные этапы развития. Основные особенности русской философии. «Русская идея» и философские воззрения западников и славянофилов. Русская религиозная философия ХIХ–ХХ веков. Философия русского космизма. Позитивизм, основные этапы его развития. Философия фрейдизма и неофрейдизма. Феноменология Э. Гуссерля. Экзистенциальная философия. Проблемы и понятия философской герменевтики. Западная религиозная философия XX века. Философия структурализма и феномен постмодернизма. Онтология и метафизика. Основные философские концепции бытия. Проблема субстанции в философии. Категория материи. Развитие представлений о материи в истории философии. Движение, пространство и время. Реляционная и субстанциальная концепция пространства и времени. Исторические формы диалектики. Основные принципы, законы и категории диалектики. Понятие природы. Эволюция отношений общества к природе. Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу. Проблема генезиса сознания. Соотношение природных и социокультурных факторов в генезисе сознания. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Сознание, мышление, язык, самосознание. Проблема человека в философии. Эволюция представлений о человеке в истории философской мысли. Проблема ангропосоциогенеза. Дискуссии о происхождении и сущности человека. Понятие личности в философии. Личность и свобода. Проблема смысла жизни. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества. Познавательная деятельность как предмет философского анализа. Многообразие форм познания (мифологическое, художественное, религиозное, философское, обыденное, научное). Основные проблемы теории познания и их интерпретация в различных философских системах. Взаимосвязь чувственного и рационального познания. Познание и творчество. Интуиция и ее роль в познании. Проблема истины в теории познания. Проблема понимания в философской герменевтике. Понятие науки. Специфика научного познания. Возможности и границы науки. Уровни и методы научного познания. Метатеоретические основания научного исследования. Понятие научной революции. Общество как объект философского анализа. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Развитие социальной системы. Проблема общественного прогресса и его критериев. Линейные и нелинейные интерпретации истории. Субъекты исторического процесса, роль масс и личностей в истории. Детерминизм и индетерминизм в учениях об обществе. Марксистское учение об обществе. Теория общественно-экономических формаций. Специфика цивилизационного подхода к обществу. Исторические типы цивилизаций. Формация и цивилизация. Философия культуры. Культура и цивилизация. Многообразие и диалог культур. Техника, ее роль в истории и современном мире. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Философия и экологические императивы современной цивилизации. |