История архитектуры методичка. Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна
Скачать 6.94 Mb.
|
Тема: Архитектура и градостроительство Древней Греции [1, 3, 6, 7, 8, 10 ]. Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций освоение наглядных материалов овладение понятийным аппаратом. 1. Крито-Микенская архитектура и ее роль в развитии архитектуры древних городов. В ходе изучения темы следует обратить внимание, что Крито-микенская культура была открыта на рубеже XIX —XX вв. Английский археолог А. Эванс в 1899 г. приступил к раскопкам в городе Кноссе. В результате был обнаружен Кносский дворец с многочисленными подземными сооружениями, напоминающими лабиринт (Рис.9). Укажите особенности архитектуры городов Кносса и Микен. Рис.9. Кносский дворец. План. 2. Типы древнегреческих храмов (классификация по Витрувию). Ответьте на вопросы: что такое ордер? Какие типы ордера сложились в искусстве Древней Греции? Дайте характеристику основных архитектурных ордеров. Следует знать, выразительность ордера основана на пропорциональности, строгом математическом расчете и гармоничном соотношении частей, образующих единое целое. Задание: определите основные типы древнегреческих храмов (Рис.10) . Рис.10. Типы древнегреческих храмов. Рис.11. Древнегреческий ордер. В 7 в. до н. э. вырабатываются различные типы храмов. Следует знать, простейшим типом каменного храма был «Храм в Антах», более совершенным типом становится «простиль», а затем – «амфипростиль». Классическим типом греческого храма признан «периптер» – храм, прямоугольной формы в плане, окруженный со всех сторон колоннадой. Дальнейшее усложнение композиции приводит к появлению таких храмов, как «диптер» – храм, окруженный двумя рядами колонн, «псевдопериптер» и «псевдодиптер». Храм в антах развивает формы мегарона (Рис.12). Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика – антов. Он состоял из небольшого помещения – наоса, прямоугольного в плане, открытого на восток, имел двускатную кровлю, покрытою керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. Такой тип храма был рассчитан на восприятия с одного фасада; позднее он использовался лишь для небольших сооружений (например, для сокровищниц в Дельфах). Более совершенным типом был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны, то есть простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты. Рис.12 Храм в антах Рис.13. Амфипрстиль. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где располагался вход в сокровищницу. Амфипростиль – этот тип храма применялся нечасто. Наиболее знаменитый из такого типа храмов – храм Ники Аптерос на Афинском Акрополе. В Ансамбле Афинского Акрополя двухсторонняя ориентация храма Ники играет важную роль для организации общей композиции. Понятие ввел Витрувий, который определил типологию древнегреческих храмов. Периптер (окруженный колоннами) – основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики. Периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внутри периптер обычно состоял из пронаоса и наоса, позади наоса часто устраивалось закрытое помещение – опистодом (храм Деметры в Пестуме, Парфенон). Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н. э. Дальнейшее развитие храмовой архитектуры шло главным образом по линии совершенствования системы конструкций н пропорций периптера. Наиболее сложный тип храмового здания – диптер, который включает два ряда колонн, окружающих святилище – целлу. Диптер – (от греческого dipteros) тип древнегреческого храма, в котором прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру двумя рядами колонн (храм Артемиды в Эфесе). Целла храма делится на три помещения: переднее – пронаос, служащее преддверием, центральное, самое обширное – наос или целла (собственно святилище) и опистодом – со входом с заднего фасада. Рис.14. В ходе изучения темы составьте глоссарий: мегарон, анты, простиль, амфипростиль, периптер, диптер, наос, целла, пронаос, опистодом. 2. Задание для самостоятельной работы: подготовка презентации. Ранние дорические храмы: Храм Геры в Олимпии (к. VII в. до н.э.), храм Аполлона в Коринфе (VI в. до н.э.), «Базилика» в Пестуме, храм Геры на о. Самос, храм Артемиды в Эфесе. Преодоление архаической условности – храм Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии. Гипподамова планировочная система и ее сущность. 3. Назовите типы архитектурных сооружений Древней Греции, приведите примеры архитектурных памятников. На примере афинского Акрополя покажите мировоззренческое значение древнегреческой архитектуры. Тема 5. Архитектура и градостроительство Древнего Рима [1, 4, 6, 10]. Древнеримская архитектура делится на два главных периода: республиканский (конец VI – конец I вв. до н.э.) и императорский (конец I в. до н.э. – 476 г. н.э.). Римляне открыли новую эпоху в мировом зодчестве. Общественные сооружения, рассчитанные на огромное количество людей, масштабы строительства – главный символ могущества государства. Приступая к изучению данной темы, изучите основные типы римских сооружений: форумы, амфитеатры, термы, акведуки, мосты, триумфальные арки, дворцы и др. Обратите внимание, своеобразие архитектуры времени Римской республики сказалось в создании нового типа римского особняка, лучшие образцы которых сохранились в Помпее и Геркулануме. Характерным типом общественного здания этого времени (V – I вв. до н.э.) является храм: круглый в плане храм Сибиллы в Тиволи близ Рима, небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме и др. Императорский период и особенно время правления Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.), получившее название «Золотой век» Римского государства, оставил огромное количество выдающихся произведений архитектуры: Гардский мост в Нимме; комплекс императорских форумов (форум Траяна и др.); триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина; амфитеатр Флавиев (Колизей); Пантеон; термы императоров Каркаллы и Диоклетиана. С этим временем связаны имена выдающихся зодчих Витрувия и Аполлодора Дамасского. Задание для самостоятельной работы: подготовка презентации. Римские форумы, храмы, святилища, театры, амфитеатры, термы: архитектурная характеристика этих сооружений. Акведуки и мосты периода республики. Городские жилые дома и загородные виллы. Обратите внимание, преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал атриум – замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств. Примером может служить один из больших и сложных по плану домов, именуемый обычно Casa del Fauno. Выявите особенности декорирования интерьера в Древнем Риме. При изучении данного вопроса следует обратить внимание, что принято различать четыре стиля настенных росписей. Монументальность архитектуры эпохи империи. Последние десятилетия 1 в. до н. э. и начало 1 в. н. э. – время расцвета римской культуры и искусства. Социальная направленность римского искусства периода империи выражалась в первую очередь в прославлении императора как носителя идеи величия Римского государства. Ведущим искусством по-прежнему остается архитектура. Строительство приобретает грандиозные масштабы. Усиленно сооружаются дороги, водопроводы, мосты. Римские форумы: изучите планировку, выявите, значение форума Августа, сравните форумы Цезаря, Августа и Траяна, выявите их отличия. Рис.15. План форумов Траяна (сверху), Августа и Цезаря (внизу и слева). Новый подъем архитектура переживает в период правления династии Флавиев. Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75–82 гг. н. э.). Следует знать, в Колизее нашла свое наиболее совершенное выражение характерная для римского зодчества система объединения в одно органическое целое многоярусной аркады, составляющей своего рода каркасную конструкцию здания, и элементов ордера – полуколонн, примыкающих к арочным столбам и несущих антаблемент, назначение которого – отделять один ярус аркады от другого. Изучите композиционное построение фасада Колизея и выявите тектоническую логику данного архитектурного сооружения, при этом докажите, что Колизей дает замечательный пример органического единства конструкции здания и его архитектурного решения. В эпоху Адриана был построен Пантеон – храм всех богов (около 125 г. н. э.), один из замечательнейших памятников архитектуры. Выявите, почему Пантеон представляет собой новый тип храмовой постройки. Проанализируйте, какими средствами достигается цельность архитектурного образа, совершенство пропорций и мастерство конструктивного решения храма. Рис.16. План Пантеона Проанализируйте дальнейшее развитие основных типов римских сооружений. Обратите внимание, в истории искусства Древнего Рима значительное место занимает искусство провинций, расцвет которого относится ко 2—3 вв. н. э. Экспансия римской архитектуры из метрополии в провинции. Возрастание значения римских провинций нашло свое отражение ив архитектуре. В Сирии, Северной Африке, Галлии, Испании появились крупные сооружения и целые архитектурные комплексы, в которых особенности римского зодчества нередко соединялись с местными традициями, проявившимися как в принципах композиции и архитектурных формах, так и в строительной технике. Проанализируйте архитектурные комплексы Баальбека и Пальмиры. Изучите основные памятники искусства этого времени: арка, Септимия Севера, термы Каракаллы, дворец Диоклетиана, базилика Максенция. Арка Константина. Развитие римского искусства в IV–V вв.: базиликальные храмы, центрические культовые постройки. Обоснуйте значение традиций древнеримского искусства для дальнейшего развития архитектуры. Модуль II. Архитектура и градостроительство Византии и западноевропейского средневековья Тема: Архитектура Византии [1, 3, 5, 9]. Задание для самостоятельной работы: подготовьте презентацию «Софийский собор Константинополя - гениальное произведение зодчих Анфимия из Трал и Исидора из Милета». Рис.17. План собора Святой Софии в Константинополе. В IV в. возникают новые типы храмов - церковные базилики и центрические купольные здания (Церковь Сан-Витале в Равенне Баптистерий (крещальня) Православных). Шедевром среди купольных базилик является Храм Святой Софии в Константинополе. Это базилика с огромным куполом на 4 столбах. Давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад. Простота наружного облика контрастируют с богатством и великолепием внутренних интерьеров. Изучите строительные материалы и конструкции. Создание крестовокупольной архитектурной системы. Проанализируйте синтез архитектуры и монументальной живописи. В ходе самостоятеьной работы изучите варианты и разновидности крестовокупольных зданий. Тема: Архитектура западноевропейского Средневековья дороманского и романского периода [1, 3, 5 ,9]. Задание для самостоятельной работы: изучите школы и направления архитектура западноевропейского Средневековья романского периода. Выявите выдающиеся памятники, сделайте анализ их композиционного построения: образ, функция, строительные материалы, конструктивные особенности, синтез изобразительных искусств в архитектуре. Рис.18. План романского храма. В плане храм напоминает крест. Изучите особенности архитектуры романского собора: в основе плана — ранне-христианская базилика, то есть, продольная организация пространства; увеличение хора или восточной алтарной части храма; увеличение высоты храма; замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые. Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей. Подготовьте презентацию: местные школы зодчества во Франции (ц. Нотр Дам ла Гранд в Пуатье, ц. Сен Сернен в Тулузе, соборы Бургундии). Особенности романской архитектуры Германии. Саксонская и Рейнская школы (ц. Св. Кириака в Гернроде, ц. Св. Михаила в Хильдесгейме, Вормский собор). Тема: Искусство западноевропейского Средневековья готического периода [1, 3, 5]. Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций освоение наглядных материалов овладение понятийным аппаратом. 1. Церковное строительство периода ранней готики (монастырское строительство, соборы в Лане, собор Парижской Богоматери). 2. Зрелая готика (соборы в Шартре, Реймсе, Амьеме). 3. Поздняя готика (церковь в Руане, аббатство Мон-Сен-Мишель и др.). 4. Гражданское строительство (замки и дворцы, ратуши, жилые дома, здания хозяйственного и промышленного назначения). Подготовьте презентацию: «Синтез искусств в готическом соборе». Выявите органическую связь скульптуры с архитектурными формами храмов. Проанализируйте тематику и систему размещения рельефов и круглой скульптуры, выявите символический характер, интерес к духовной стороне образов, зарождение портретности в скульптуре. Изучите скульптурные ансамбли Реймса, Амьена, Шартра, Нотр Дам де Пари, Наумбурга, Бамберга. Составьте глоссарий: ожива, нервюры, гурты, аркбутаны, крестовый нервюрный свод, контрофорсы, пилоны, перспективный портал, вымперг. Модуль III. Архитектура и градостроительство Западной Европы эпохи Возрождения Тема 10. Эволюция форм архитектуры эпохи Возрождения [1, 3, 5, 8, 9]. Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций, освоение наглядных материалов, овладение понятийным аппаратом, работа со словарями и справочниками, аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование). 1. Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции зодчего Ф. Брунеллески. Выявите принципы ренессансной архитектуры в творчестве Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции: конструктивные и эстетические особенности. Брунеллески спроектировал новую конструкцию купола. Купол покоится на мощном восьмигранном барабане, пересечен мраморными нервюрами и покрыт красной черепицей. Вытянутый вверх купол диаметром у основания 42 м перекрывает алтарную часть массивной базилики. Купол представляет собой двойную оболочку, благодаря чему вес свода облегчается и уменьшается сила распора, действующая на стены барабана. Рис.19. Брунеллески. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Разрез. Почему купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал зримым рубежом, отделившим архитектуру Средневековья от архитектуры новой эпохи – эпохи Возрождения? Выявите особенности конструктивной системы купола. В чем проявилось новаторство зодчего Ф. Брунеллески. Воспитательный дом, старая сакристия ц. Сан Лоренцо, ц. Сан Спирито, ц. Санта Мария дельи Анджели – произведения, отразившие новаторский почерк зодчего Брунеллески. Проанализируйте архитектурные особенности капеллы Пацци во Флоренции. Основные черты архитектурного стиля Возрождения воплотились в капелле Пацци, построенной Брунеллески в период с 1430 по 1443 г., при церкви Санта-Кроче. Представьте анализ плана, фасада и интерьера капеллы Пацци во Флоренции, как пример культового зодчества эпохи Кватроченто? Проанализируйте влияние Брунеллески на формирование типа раннеренессанского палаццо: палаццо Питти. Обратите внимание, впервые в композицию фасада палаццо были введены элементы ордерной системы, выделены несущие и несомые части, что подчеркивало масштаб здания и включало его в окружающий ландшафт. Рис.20. Брунеллески. Капелла Пацци Рис.21. Брунеллески. Церковь Сан Во Флоренции. План.Разрез. Спирито. Начало строительства 1436. План . 2. Творчество выдающихся художников Брамате, Рафаэля, Микеланджело и их основные архитектурные произведения. Творчество арх. Б.Перуцци. Подготовьте презентацию. Изучая творчество архитектора Донато Браманте (1444-1514), обратите внимание, что в архитектурном решении церкви Санта Мария делле Грация в Милане(1492-1497) сказалось влияние купольного зодчества византийского и раннехристианского времени: обширное пространство средокрестия, перекрытого легким куполом с низким барабаном на парусах на полуциркульных подпружных арках. Рис.22. Донато Браманте. Рис.23. Донато Браманте. Церковь Санта Мария Двор Бельведера в Риме. делле Грация в Милане. Продольный разрез и план. Контрольные вопросы и задания: Какова роль Браманте в создании центрально-купольных культовых сооружений (церковь Санта Мария деле Грация в Милане, Темпьетто в Риме)? Охарактеризуйте роль Браманте в градостроительстве Рима. Проанализируйте особенности композиционного решения двора Бельведера в Риме. Как проявляются принципы ренессансной архитектуры в творчестве Микеланджело? Проанализируйте зал Библиотеки Лауренциана во Флоренции. Проанализируйте градостроительное значение и архитектурно-планировочное решение площади Капитолия в Риме. Сравните и выявите отличия в проектах Собора Св Петра Браманте и Микеланджело. 3. Архитектура северной Италии (Флоренция, Венеция и др. города и провинции). Подготовьте виртуальную экскурсию. Опишите особенности позднеренессансной архитектуры в Венеции. Назовите и охарактеризуйте известные Вам сооружения, созданные архитектором Якопо Сансовино. Каковы особенности североитальянской архитектуры периода Позднего Возрождения, проявившиеся в творчестве Джулио Романо? Рис.24. Микеланджело. Площадь Капитолия в Риме Рис.25. Донато Браманте Рис.26. Микеланджело План собора Св.Петра План собора Св.Петра начало 16 в. середина 16 в. 4. Выявите и изложите взаимосвязь теоретических положений, высказанных Палладио в труде «Четыре книги об архитектуре» с его практической деятельностью как архитектора. Модуль IV. Архитектура и градостроительство Западной Европы XVII- XIX вв. |