Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 14. Архитектура Франции XVII- XVIII в.в. [1, 3, 9, 10, 11].

  • Модуль V. Западноевропейская архитектура и градостроительство второй половины XIX -начала XX в. в.

  • Тема 19. Поиски нового формообразования вначале XX века [2, 3, 7, 9].


  • предпосылки и задачи объединения, значение

  • Перечень рекомендуемой литературы Основная

  • 3. Методические указания по проведению анализа архитектурного памятника

  • План анализа архитектурного произведения

  • 2 Типологическая таблица памятников архитектуры

  • Список используемой литературы

  • История архитектуры методичка. Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна


    Скачать 6.94 Mb.
    НазваниеМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна
    АнкорИстория архитектуры методичка.doc
    Дата17.01.2018
    Размер6.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория архитектуры методичка.doc
    ТипМетодические указания
    #14362
    страница3 из 3
    1   2   3
    Тема: Стиль барокко в архитектуре Италии XVII века [1, 3, 5, 9]. Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций, освоение наглядных материалов, овладение понятийным аппаратом, работа со словарями и справочниками, аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование).

    1. Барочные ансамбли в городах Италии XVII вв. Постройки арх. Д.Фонтана и К. Модерны. На основе изученного материала, обоснуйте, как мастера барокко решают проблему целостного городского ансамбля: коренная перепланировка частей средневекового города, применение строго симметричных осевых построений. Обратите внимание в градостроительной практике барокко не только сооружения и формируемое ими пространство площади становятся объектом архитектурной композиции, но и улица рассматривается как целостный архитектурный организм, как одна из форм ансамбля. Придавая улицам строго прямолинейные очертания, отмечая их начало и завершение площадями или эффектными архитектурными и скульптурными акцентами, зодчие барокко достигают большого богатства и разнообразия архитектурных мотивов и в то же время создают планировочную систему, упорядочивающую хаотическую застройку средневекового города.

    Большие заслуги в области градостроительства принадлежат выдающемуся архитектору и инженеру Доменико Фонтана (1543—1607). Изучая архитектурное творчество Доменико Фонтана, следует обратить внимание, что архитектор прокладывает новые прямые улицы с таким расчетом, чтобы отдельные наиболее значительные ансамбли города оказались связанными между собой, образуя единую систему архитектурных акцентов.



    Рис.27. Площадь дель Пополо в Риме. План.

    Контрольные вопросы и задания: Почему созданная Фонтана трехлучевая система планировки города с почти театрализованным эффектом неожиданного раскрытия уходящих вглубь городских магистралей с единой точки зрения оказала сильнейшее воздействие на всю последующую практику европейского градостроительства? Какими средствами достигает Д.Фонтана пространственного эффекта композиционного единства и завершенности? Охарактеризуйте творчество выдающихся архитекторов эпохи барокко Л. Бернини и Ф. Борромини. Назовите принципы стиля барокко, воплощенные в сооружениях Бернини. Кто из архитекторов является создателем Пьяцца дель Пополо в Риме? Что представляет собой эта площадь? В чем новаторство этого архитектора? Какие градостроительные принципы барокко воплощены в этом ансамбле? Назовите особенности площади Навона в Риме? Какие Вам известны фонтаны, установленные в Риме в XVIIв.? Назовите фонтаны, их авторов, а также выявите характерные особенности этих сооружений? Какие характерные принципы стиля барокко воплощены в этих сооружениях? Проанализируйте наиболее известные архитектурные центры – Рим, Генуя, Турин, Венеция, Неаполь, Сицилия и их вклад в становление стиля барокко.

    Тема 14. Архитектура Франции XVII- XVIII в.в. [1, 3, 9, 10, 11]. Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций, освоение наглядных материалов, овладение понятийным аппаратом, аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование), подготовка презентации.

    Подготовка виртуальной экскурсии: Планировочная композиция Версаля. В ходе изучения вопроса, изучите историю создания дворцово-паркового ансамбля, выявите этапы строительства, проанализируйте парковую планировку, охарактеризуйте основные элементы паркового комплекса. Назовите имена создателей дворцово-паркового ансамбля Версаля.

    Вся парковая планировка подчинена единой оси, совпадающей с осью дворца. Перед его главным фасадом расположен центральный «водяной партер» с двумя симметричными водоемами. От партера лестницы ведут к бассейну Латоны. Далее центральная аллея, называемая на этом участке «Зеленым ковром», приводит к бассейну Аполлона, выезжающего на колеснице навстречу своей матери Латоне. За бассейном Аполлона начинается Большой канал, имеющий в плане форму креста. В правой части Большого канала расположен район Трианона с павильоном Большой Трианон, работы Ж. Ардуэна Мансара. Солнце заходит за Большим каналом, таким образом даже природа связывается с планировкой Версаля. Культу солнца было уделено в убранстве Версаля особое место: ведь солнцем был назван сам король, бассейн бога солнца Аполлона находился в центре парка. По сторонам аллей находились боскеты стриженой зелени, в планировке парка был широко использован также прием так называемой «звезды» — площадки с радиально расходящимися дорожками. Обратите внимание, в парке было размещено много скульптур – мраморных и бронзовых; частично они были расположены на фоне стриженых боскетов зелени, частично в специально созданных сооружениях.

    2. Подготовка виртуальной экскурсии: Планировка площадей второй половины XVII в. (Вандомская площадь), Луврско-Тюильрийский ансамбль, ансамбль Дома Инвалидов. В ходе подготовки презентации обратите внимание, Вандомская площадь представляла собой новую интерпретацию темы парадной городской площади. Обрамляющие ее жилые, дворцового типа дома были объединены Мансаром едиными фасадами, что создавало впечатление площади, огражденной двумя симметричными большими зданиями.

    Контрольные вопросы: Назовите выдающихся зодчих Франции XVII - XVIII в.в. Какова роль архитектора Жака Анжа Габриэля в формировании центра Парижа. Выявите особенности процесса формирования стиля классицизм в искусстве Франции XVII в. Кто из архитекторов является автором Павильона часов, составляющего центральную часть западного фасада Лувра? Какими средствами достигается выразительность этого сооружения? Кто из архитекторов является создателем площади Согласия в Париже? Назовите особенности композиции площади? Охарактеризуйте роль этой площади в градостроительства города.

    Модуль V. Западноевропейская архитектура и градостроительство второй половины XIX -начала XX в. в.
    Тема: Отправные точки зарождения концепций дизайна [2, 7, 9]. Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций, аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование).

    1. Первые всемирные художественно-промышленные выставки Европы. В ходе изучения вопроса выявите особенности первых общенациональных выставок: торгово-промышленные функции, демонстрация новейших технических достижений, «художественный показ» товаров в Лондоне (1761, 1767) Париже (1765), Берлине (1786), Мюнхене (1788), Санкт-Петербурге (1822) и др. Охарактеризуйте значение промышленного переворота в XIX веке для развития дизайна. Появление во 2-й половине XIX в. специализированных торгово-промышленных выставок. Выявите значение Первой Всемирной промышленной выставки 1851 г. Охарактеризуйте архитектурный облик Хрустального дворца Дж. Пакстона.
    Начало эпохи свободной конкуренции. Всемирные промышленные выставки в Нью-Йорке (1853), Вене (1873), Сиднее (1879), Мельбурне (1880), Париж – крупнейший выставочный центр (выставки 1855, 1867, 1878, 1889, 1900 гг.).
    Назовите результаты проведения выставок. Укажите недостатки в формах первых промышленных изделиях. Приведите примеры имитации старых форм ручной работы с обилием декора. Объясните, почему возникли вопросы поиска формообразования, основанного на новых эстетических принципах, отвечающих технологии машинного производства? Обратите внимание, обсуждение этих проблем – первое серьезное осознание социально-эстетических аспектов бытования предметной среды.

    2. Первые теоретики и практики дизайна Д.Рескин У.Моррис, Г.Земпер, Ф.Рело. Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципи­ально нового вида проектной деятельности протекали в условиях распрос­транения индустриального производства. В ходе изучения вопроса следует обратить внимание на постановку проблемы связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса. Обратите внимание, восставая против власти машин и господства машинной продукции, английский философ Д. Рёскин(1819–1900), не отрицал органической связи красоты и пользы. И в этом уже угадывалось начало новой эстетики машинной продукции и самих машин. Продолжатель идей Рёскина, поэт, талантливый и разносторонний художник, У.Моррис(1834–1896) перенёс учение Рёскина в сферу практической деятельности за пределы Англии. У. Моррис увлек современников идеей возрождения художественных промыслов, культуры ручного труда. Обоснуйте, почему Моррис был один из самых первых теоретиков будущего дизайна. В чем заключается роль движения «Искусства и ремесла»? Обратите внимание, многие из выдвинутых Моррисом идей дали плодотворные результаты. Такой была его идея о неограниченном проникновении эстетического во все области производства предметов. Затем он обратил внимание на связь материала и производимой из него вещи. Наконец, он указал на важный принцип соответствия формы, украшения и отделки предмета его сути, его назначению. Эти верные и прогрессивные элементы его теории получили в дальнейшем признание и развитие. Следующий шаг в теории дизайна - это постепенное осознание и при­знание роли техники, причем пока еще не передовой техники, а техники вообще. Здесь большую роль в понимании общих принципов производства красивых и технологичных вещей сыграли теоретические труды крупного немецкого архитектора Готфрида Земпера (1803-1879). В чем заключается прогрессивность взглядов Земпера на формообразование? Первым, кто поставил вопрос о форме машин, был выдающийся инже­нер и теоретик машиностроения Франц Рёло (1829-1905): связь теории с проблемами конструирования, выявление проблемы эстетичности технических объектов-машин, провозглашение возможности единого гармоничного развития искусства и техники. Идеи о принципах композиционного построения, не противоречащих принципам функционального формообразования.
    Тема 19. Поиски нового формообразования вначале XX века [2, 3, 7, 9]. Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций, аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование).

    1. Ранний модерн. Стилеобразование. Мастера. Проанализируйте архитектурные поиски и вариации модерна конца XIX – начала XX вв., выявите западноевропейские и русские идейные и художественные истоки движения. Московская школа модерна: Шехтель, Валькотт, Клейн. Петербургская школа модерна: Лидваль, Фомин.

    2. Германский Веркбунд. Идеи функционализма в Европе. Принцип определения красоты изделия степенью соответствия его формы и функции. Охарактеризуйте Веркбунд как художественно-промышленное объединение XX века в Германии. Выявите предпосылки и задачи объединения, значение программы, объясните принцип «эстетического функционализма» союза «Веркбунд».

    Функционализм в Европе. В эстетике ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Функционализм, воплощенный в Баухаузе - идеологическом, производственном и учебном центре художественной жизни не только Германии, на и всей Западной Европы, стал самым значительным направлением западной архитектуры в 1920-е годы. Глава и идеолог направления - Вальтер Гропиус. Классический пример этого направления - здание Баухауза в Дессау (архитектор В. Гропиус, 1925-1926). Функционализм требовал строгого соответствия формы здания и его частей протекающим в нем производственым и бытовым процессам и отказу от всего, что не отвечает его практическому применению. Также архитектурные формы должны были соответствовать строительным конструкциям и применяемым материалам. Проанализируйте, как выстраивался художественный образ архитектурного произведения. Почему Функционализм был неоднозначным архитектурным направлением? Назовите принципы функционализма, почему они оказали решающее воздействие на последующее развитие современной архитектуры.

    3. Выдающиеся личности Баухауза: творческий портрет. Подготовка презентации.

    Перечень рекомендуемой литературы

    Основная

    1. Саваренская, Т. Ф.   История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: [учеб. пособие по направлению "Архитектура"] /Т. Ф. Саваренская, Д. О. Швидковский, Ф. А. Петров.-М.: Архитектура-С, 2006.-390, [1] с.: ил.

    2. Ковешникова, Н.Дизайн: история и теория: учеб. пособие /Н. А. Ковешникова.-М.: ОМЕГА-Л, 2008. -223 с.: ил.

    3. Согоян, Н. Ш..   Иллюстрированный словарь архитектурных терминов и понятий: [учеб. пособие по направлению 630100 "Архитектура"] /Н. Ш. Согоян.-М.: Архитектура-С, 2006. -380 с.: ил.- ( Специальность "Архитектура" /редкол.: Кудрявцев А. П. (гл. ред.) и др.)

    Дополнительная

    4. Витрувий  Десять книг об архитектуре /Витрувий ; пер. [с латин.] Ф. А. Петровского.-М.: Архитектура-С, 2006.-327 с.: ил.

    5. Забалуева, Т. Р.История архитектуры и строительной техники: учебник /Т. Р. Забалуева.-М.: Эксмо, 2007.-733, [1] с., [152] л. цв. ил.: ил.; 24 см.-( Образовательный стандарт XXI ).

    6. Михаловский И. Б.  Архитектурные формы в античности: научное издание /И. Б. Михаловский.-М.: Архитектура-С, 2006. -240 с.: ил., табл.

    7. Рунге, В. Ф. История дизайна, науки и техники [Текст] : учеб. пособие для вузов : в 2 кн. : допущено УМО. Кн. 1 / Рунге, Владимир Федорович. - М. : Архитектура-С, 2006 (Ульяновск : Ульяновский Дом печати, 2006). - 367 с. : ил.

    8. Палладио, А.Четыре книги об архитектуре Андреа Палладио в коих, после краткого трактата о пяти ордерах и наставлений наиболее необходимых для строительства, трактуется о частных домах, дорогах, мостах, площадях, ксистах и храмах /Андреа Палладио ; в пер. И. В. Жолтовского. - М.: Архитектура-С, 2007.

    9. Хилари, Френч. История архитектуры / Ф. Хилари. М.: «Издательство АСТ», «Издательство Апрель», 2003.

    Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

    10. Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]: клас. тр. - Электрон. дан.-М.: Нью Медия Дженерейшн, 2002.. – 1 электрон. опт. диск - ( Электронная библиотека). - Систем. требования : IBM PC 486 и выше; 16 MB RAM ; CD-ROM ; SVGA ; MS Windows. - Загл. с этикетки диска.

    11. http://renessans-acad.ru/

    12. http://iskusstvu.ru/

    3. Методические указания по проведению анализа архитектурного памятника

    Приступая к анализу архитектурного памятника, следует знать, что в архитектурных сооружениях имеются три главных составляющих: план, внутренне пространство (интерьер) и внешний объем (экстерьер). Описание архитектурного памятника начинается с его расположения и характеристики его плана, затем указывается строительный материал и анализируется композиция внешнего объема. Описываются уличный и дворовый фасады, их композиции, дверные и оконные проемы, балконы, декоративное убранство. На основании анализа делаются выводы о стиле и архитектурном направлении, и месте данного памятника в историко-архитектурном наследии города, села, региона1.

    План анализа архитектурного произведения

    – предназначение и функция сооружения;

    – абсолютные размеры и соотношение с окружающей средой;

    – избранный для строительства материал и особенности его образ­ного осмысления;

    – план;

    – конструкция и заложенные в ней идеи;

    – масштаб здания (соотнесенность с размером человека, с окруже­нием);

    – пропорции (соотношение частей здания между собой и их отно­шение к целому); ритм (пространства и массы, различных пространственных ячеек, членений конструкции, проемов и др.);

    – фасады; композиционное решение; декоративное убранство; соотношение скульптуры и монументальной живописи с архитектурным произведением..

    Анализ архитектуры требует или личного восприятия произведе­ния, или значительного количества наглядного материала пла­ны, разрезы, ландшафтные съемки, фотографии фасадов с несколь­ких точек зрения, фотографии интерьеров.

    2Типологическая таблица памятников архитектуры:

    1. Памятники градостроительного искусства: исторические города, их части, участки древней планировки; архитектурные комплексы, ансамбли.

    2. Памятники жилой архитектуры (усадьбы купеческие, дворянские, крестьянские, доходные дома и т.п.)

    3. Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, библиотеки, больницы, учебные заведения, административные здания, вокзалы и др.

    4. Культовые памятники:храмы, часовни, монастыри, дорожные кресты.

    5. Оборонное зодчество: остроги, башни крепостные и др.

    6. Памятники промышленной архитектуры: заводские комплексы, корпуса, кузницы и др.

    7. Садово-парковые памятники, садово-ландшафтное искусство: сады и парки.

    Список используемой литературы


    1. Баторевич, Н. И. Малая архитектурная энциклопедия: энциклопедия /Н. И. Баторевич, Т. Д. Кожицева.-СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.-703 с.

    2. Забалуева, Т. Р.История архитектуры и строительной техники: учебник /Т. Р. Забалуева.-М.: Эксмо, 2007.-733, [1] с., [152] л. цв. ил.: ил.; 24 см.-( Образовательный стандарт XXI ).

    3. Ильина, Т. В.   Введение в искусствознание: [учеб. пособие для вузов] /Т. В. Ильина.-М.: АСТ, 2003.-206, [1] с.: ил; 24.

    4. Ковешникова, Наталья Алексеевна.Дизайн: история и теория: учеб. пособие /Н. А. Ковешникова.-М.: ОМЕГА-Л, 2008.-223 с.: ил.

    5. Описание и анализ памятников искусства: учеб. пособие /Федер. агентство по образованию, Алт. гос. ун-т; [авт.-сост. Т. М. Степанская].-Барнаул: Изд-во АГУ, 2007.-169, [1] с.: табл.

    6. Саваренская, Т. Ф.   История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: [учеб. пособие по направлению "Архитектура"] /Т. Ф. Саваренская, Д. О. Швидковский, Ф. А. Петров.-М.: Архитектура-С, 2006.-390, [1] с.: ил.

    Татьяна Витальевна Пойдина

    Методические указания

    по выполнению

    самостоятельной работы по дисциплине

    «История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна»

    Издано в авторской редакции

    Подписано в печать. Формат

    Печать - цифровая. Усл.п.л.

    Издательство Алтайского государственного

    технического университета им. И. И. Ползунова,

    656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46


    1  Описание и анализ памятников искусства: учеб. пособие /Федер. агентство по образованию, Алт. гос.

    ун-т; [авт.-сост. Т. М. Степанская].-Барнаул: Изд-во АГУ, 2007.-С.7.

    2 Описание и анализ памятников искусства: учеб. пособие /Федер. агентство по образованию, Алт. гос.

    ун-т; [авт.-сост. Т. М. Степанская].-Барнаул: Изд-во АГУ, 2007.-С.7.

    1   2   3


    написать администратору сайта