История архитектуры методичка. Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна
Скачать 6.94 Mb.
|
ББК Пойдина, Т.В.Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна» (для студентов дневной формы обучения по направлению подготовки 270100 «Архитектура; 270300 «Дизайн архитектурной среды») / Т.В. Пойдина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2012. – с. . Определено значение самостоятельной работы в изучении дисциплины «История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна», подробно характеризуются основные требования к содержанию и порядку выполнения видов самостоятельной работы, приводится тематика заданий и список литературы, необходимой при выполнении самостоятельной работы. Рекомендованы студентам дневной формы обучения по направлению подготовки 270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды». Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры теории и истории архитектуры. Протокол № от .11.2012 г. Содержание Пояснительная записка 1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 2. Тематика заданий контролируемой самостоятельной работы и методические указания по выполнению
памятника Список используемой литературы Пояснительная записка Дисциплина «История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна» входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть (общепрофессиональная часть). Модуль: История и теория» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды». Дисциплина нацелена на изучение основных этапов развития архитектуры, градостроительства, становления и развития проектно-художественной деятельности, освоение стилей и архитектурных направлений, теоретических концепций в области архитектуры и градостроительства, выявление их характерных особенностей; формирование у студентов представления об этапах развития предметной среды и особенностях данного процесса в различные исторические эпохи, выявление особенностей исторического развития дизайна в связи с развитием науки и техники. В процессе изучения курса «История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. В ходе выполнения самостоятельной работы студенты приобщаются к анализу архитектурных форм, выявлению специфики выразительного языка архитектуры, а также общих закономерностей развития архитектуры, градостроительства и дизайна. Важнейшими задачами самостоятельной работы являются: – овладение опытом работы с учебно-методическими, научными, документальными, справочными; – формирование умения находить, осваивать, систематизировать, применять при анализе памятников архитектуры теоретические, фактологические и историко-художественные сведения, вести учебные исследования, готовить сообщения и выступать с докладами. Самостоятельная работа по курсу «История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна» обеспечивает: – закрепление теоретических знаний и накопление навыков художественного восприятия, переживания, понимания стилевых закономерностей произведений архитектуры; – формирование опыта анализа памятников архитектуры; – овладение навыками научного исследования в процессе изучения архитектурных произведений, предметной среды эпохи. В результате выполнения самостоятельной работы по дисциплине «История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна» студент должен знать: – периодизацию истории архитектуры и градостроительства; – произведения архитектуры, мастеров их создавших; основные творческие методы и художественные направления; основные средства выразительности произведений архитектуры – мировоззренческие идеи и концепции и их роль в развитии проектной деятельности; Уметь: – анализировать произведения архитектуры и градостроительного искусства и вырабатывать собственную эстетическую оценку; сравнивать архитектурные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой; – анализировать дизайнерские школы в сравнительном и культурно-историческом аспекте; вести учебные исследования, готовить сообщения и выступать с докладами. Владеть: – навыками выявления художественных характеристик стиля, направления или индивидуального творчества отдельных мастеров; специальной терминологией и умением устанавливать межпонятийные связи в анализе дизайнерской практики; навыками использования методов сравнительно-исторического анализа в исследовании процессов становления и развития архитектуры и дизайна. 1. Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы Тематика заданий для самостоятельной по дисциплине «История и теория архитектуры, градостроительства и дизайна» разработана в соответствии с образовательным стандартом и учебной программой для студентов очной формы обучения по направлению подготовки по направлению подготовки 270100 «Архитектура»; по направлению подготовки 270300 «Дизайн архитектурной среды». Модульное построение содержательной части программы учебных курсов предполагает синхронизацию эмоционально-интеллектуального освоения учебного материала. Самостоятельная работа, а также защита рефератов строятся как система с постепенно усложняющимися заданиями и направлены на создание поискового и информационного поля. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1.Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Выявление особенностей культурно-исторических периодов, выделяемых в истории архитектуры и градостроительства стран и регионов, феноменов предметной среды; 3. Выявление художественных характеристик того или иного исторического стиля, направления, особенностей памятников архитектуры в культурно-историческом контексте эпохи; просмотр репродукций и освоение наглядных материалов; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке аудиовизуальных и компьютерных средств обучения, медиаэнциклопедий Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: – углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; – работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; – знакомство с широким кругом памятников архитектуры и градостроительного искусства; – освоение наглядных материалов; подготовку презентации; – подготовку к двум текущим и итоговой аттестациям; – аналитическую обработку текста (аннотирование, рецензирование, реферирование); – подготовку и написание рефератов, глоссария. Рекомендуемые темы рефератов (2 семестр)
Рекомендуемые темы рефератов (3 семестр)
2. Тематика заданий контролируемой самостоятельной работы и методические указания по выполнению Модуль 1. Архитектура и градостроительство Древнего мира Тема: Введение в историю и теорию архитектуры, градостроительства и дизайна [1, 2, 4, 5, 9]. Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций, освоение наглядных материалов, овладение понятийным аппаратом, работа со словарями и справочниками, аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование). 1. Архитектура как вид искусства. Приступая к изучению темы студенты должны знать, что архитектура занимает особое место в ряду других искусств. Архитектура, или зодчество (лат. architectura - строительство), - искусство создания сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности человека. В тоже время возведение зданий должно соответствовать духовным потребностям человечества, влиять на его эстетический вкус. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства. По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства. Следует знать, что применительно к архитектуре с древних времен употребляется формула архитектора Марка Витрувия: «Прочность, польза, красота». Необходимо помнить, что в разные периоды истории соотношение между этими тремя компонентами менялось, но при этом ни одно из них не должно отсутствовать в истинном произведении архитектуры. Важно понимать, что архитектура, как никакой другой вид искусства, связана с техническим уровнем общества. В ходе изучения темы следует знать, что в искусстве архитектуры выделяют три основных вида: архитектура объемных сооружений, в состав которой входят жилые, общественные и промышленные здания; ландшафтная архитектура связана с созданием садово-паркового комплекса; градостроительство, занимающееся планированием новых городов, а также реставрацией и обновлением исторических районов. При изучении темы следует обратить внимание, что художественный образ, который предлагается в архитектурном произведении искусства, обладает своей спецификой. При этом образность, которой обладает такое произведение, является в то же время частью его функциональности. Содержание образов архитектуры может быть утилитарно-практическим, т.е. связанным с применением того или иного объекта в жизни; социально-ориентирующим, фиксирующим определенные формы поведения. 2. Связь дизайна с культурой общества (архитектурой, искусством, наукой, техникой). Студенту необходимо знать, что дизайн-деятельность соприкасается с различными аспектами теории и истории культуры, дизайн своей содержательной частью вписан в культуру, при этом является выразителем определенного миропонимания, с особенностями которого он связан. Изучение вопроса требует понимание того, что культуросозидающая деятельность дизайна нагляднее всего отражает сущность дизайна как вида человеческой деятельности, приводящей к определенным изменениям среды обитания человека и, в частности, ее предметного окружения. В ходе изучения темы следует обратить внимание на то обстоятельство, что, формируя предметную среду в разных сферах жизнедеятельности людей, дизайн одновременно влияет на изменение их ценностных ориентаций, установок, идеалов, что обусловлено активным воздействием вещей и предметной среды на человеческое сознание. Изучение темы требует ответить на вопросы: почему архитектура и дизайн представляют собой своеобразный «мост» между материальной и духовной культурой; каким образом дизайн, будучи включенным в мир искусств, испытывает влияние многих его видов, оказывая и сам, в свою очередь, влияние на другие виды искусств в процессе развития материально-художественной культуры, какова роль дизайна в процессах интеграции, развертывающихся в современной культуре. Тема: Архитектура и градостроительство древнейших цивилизаций Востока [1, 2, 3, 5, 7, 8]. Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций освоение наглядных материалов овладение понятийным аппаратом. 1. Пирамида фараона Джоссера в Саккара, ансамбль в Гизе. Объясните значение заупокойного культа в духовной культуре Древнего Египта. Выясните, как возник заупокойный культ, проследите его развитие. Изучение вопроса требует знания эволюции погребений: овальные; прямоугольные, выложенные кирпичом; мастаба; ступенчатые мастаба; классические пирамиды. Обратите внимание, на схеме показано (Рис.1.), пирамиды сводятся к следующим типам: Рис.1 А — собственно пирамида (Гизе); D — пирамида с ломаным профилем (Дашур); S — ступенчатая пирамида (Саккара). Наиболее ранним крупным монументальным памятником древнего Египта принято считать комплекс пирамиды фараона III династии Джосера в Саккара, недалеко от Каира (около 3000 г. до н.э.). Главный строитель – зодчий Имхотеп. Общая площадь комплекса – около 15 га. Выполнение задания предусматривает проведение сравнительного анализа планировки монументальных некрополей в Саккара (Рис. 1) и Гизе (Рис.2). Рис.2. Некропль в Саккара. Рис.3. Гизе. План Мемфисского некрополя. Анализируя план ансамбля в Саккара, следует обратить внимание, что знаменитый древний зодчий Имхотеп широко использовал в построении квадрат и его производные, при этом прямоугольная в плане пирамида Джосера служила главным планировочным элементом, с которым соизмерялись второстепенные здания. Следует обратить внимание, что в этом ансамбле еще доминировали метрически повторявшиеся элементы (ритм ограды), далекие от более сложных и совершенных пропорциональных построений ансамблей последующего времени (пирамиды в Гизе). Контрольный вопросы: Укажите, какие особенности характерны для пирамиды Джоссера в Саккара. Назовите египетские и греческие названия трех главных пирамид в Гизе. 2. Сочетание скальной гробницы и пирамиды в архитектуре Среднего царства: усыпальница царя Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. В ходе изучения вопроса следует проанализировать, почему усыпальница Ментухотепа была выдающимся памятником времени XI династии. Приступая к изучению вопроса, следует обратить внимание, что в эпоху Среднего царства ведутся поиски новых архитектурных образов, подтверждением чего стал храм-усыпальница фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри, построенный в XXI в. до н.э. (сочетание пирамиды с обычной для номарха скальной гробницей). Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, расположенный на террасе, перед которой был устроен портик; посередине портика пологий подъем вел на вторую террасу, где находился второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. В центре зала возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида, основанием которой служила естественная скала. Из западной стены зала был выход в открытый двор с портиками, за которым находились крытый колонный зал (гипостиль) и святилище. Часть гипостиля и святилище были вырублены в скале, а гробница фараона –под колонным залом. Рис. 4. Усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри Реконструкция Рис.5 Храм царицы Хатшепсут в Дейр -эль - Бахри. Построен в XVI в. до н.э. 2. Новое царство: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (Рис.5); Абу-Симбел. Следует знать, заупокойный храм царицы Хатшепсут, построенный в Дейр-эль-Бахри, близ Фив, зодчим Сенмутом в XV в. до н.э., представляет собой своеобразный комплекс из трех колоссальных террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. Храм Хатшепсут относится к типу полускальных — наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм находится у подножия гор и как бы врастает в толщу скал. В ходе изучения темы следует ответить на вопрос, почему этот комплекс значительно отличается от храмов других египетских владык. Во второй половине Нового царства (XIV – XI вв. до н.э.) был создан ряд заупокойных храмов. Среди них выделяется Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (первая половина XIII в. до н.э.) – задание: аргументируйте данный тезис. 3. Определите важнейшие отличительные особенности архитектуры Древнего Египта. Представьте план-схему композиции храмового ансамбля, формирующегося в период первой половины Нового царства. Приведите примеры таких ансамблей. Обратите внимание на связи с архитектурой монументальной пластики, рельефа. Назовите типы капителей колонн эпохи Древнего Египта. Сделайте вывод о вкладе Древнего Египта в развитие мировой архитектуры. Контрольное задание: назовите основные элементы древнеегипетского храмового комплекса (Рис.6). Рис.6. Схема древнеегипетского храмового комплекса. 4. Система ремесленного производства и способы обработки материалов в Древнем Египте. Декоративно-прикладное искусство, жилища и предметы интерьера. В процессе знакомства с произведениями декоративно-прикладного искусства следует обратить внимание на знаки царственного величия в костюме фараона, выявить особые знаки отличия в платье царицы, жреца, чиновника; следует изучить разнообразие предметных форм и выявить их особенности: утонченное изящество и ярко выраженную орнаментальность сложного декора с загадочными элементами, сочетание цветов, тончайшая, филигранная техника исполнения, свидетельствующая о высоком профессионализме мастеров Древнего Египта. Следует проанализировать изобразительные элементы декора — знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты. Это изображения лотоса, с которым связывались представления египтян о плодородии, красоте, бессмертии, воскресении и вечной жизни; жука-скарабея — символа воскресения; священной огнедышащей кобры-защитницы, считавшейся хранительницей царей и богов; глаза- «уадже́т», символизирующего воскресение после смерти; ладьи вечности, связанной с представлением египтян о дневном и ночном плавании солнца-Ра по небесному и подземному миру. 5. Планировочная композиция и ансамбли г.Вавилона (Зиккурат, царский дворец, ворота Иштар и др.). В ходе изучения темы обратите внимание, архитектура народов Двуречья XXIV – VI вв. до н.э. прошла несколько этапов. Народы Шумера и Аккад, Ассирии и Вавилонии создали своеобразные памятники мирового зодчества. Здесь в III тыс. до н.э. был разработан тип храма – главного культового сооружения – Зиккурат. Самый знаменитый из них – Зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня) (Рис.6.). В ходе изучения темы выявите особенности плана Вавилона, назовите памятники архитектуры нововавилонского царства, укажите их особенности. Рис.6. Зиккурат Этеменанки. Рис.7. Ворота Иштар. Реконструкция. Реконструкция. Рис.8. Вавилон. План города в VI в. до н. э.: |