философия экз. Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия как рациональнотеоретическое мировоззрение
Скачать 64.71 Kb.
|
Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение. Человек, будучи включенным в окружающий мир, по-своему воспринимает его, оценивает и выстраивает свое поведение. Мировоззрение – это система основополагающих взглядов человека на мир и место в нем, формирующая его жизненную позицию. Мировоззрение человека тесным образом связано с мироощущением и миропониманием. Мироощущение предстает как первичное психическое переживание жизни, которое включает эмоции, чувства и представления. Миропонимание содержит знания, убеждения и ценности. Знания обычно выражены в строгих конкретных понятиях, категориях. Убеждения – это то, что придает человеку уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Ценность, как характеристика объекта, свидетельствует о признании его значимости. Разделяют «материальные ценности» и «духовные ценности». Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его объективации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить: а) о нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение; б) о философско-теоретическом мировоззрении; в) о научном мировоззрении. Историческая типология мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское мировоззрения. Мифы были первой формой духовного опыта человека. Они описывали различные события, приведшие к установлению существующего порядка вещей – происхождение мира, социальных норм, ремесел, искусств и т. п. Доминирующей чертой мифологического мировоззрения выступал синкретизм мировосприятия. В рамках мифологического мировоззрения еще не было четкого разделения между внутренним и внешним миром человека. Это проявлялось в тождестве воображаемого и реального. Мифологические представления сочетали в себе комплекс религиозных, этических, эстетических и других аспектов. Сегодня элементы мифологического мировоззрения еще сохраняются у определенной части общества. Религиозное мировоззрение основывается на вере в сакральное и проявляется в форме культа – поклонении предмету веры. Сакральное понимается как подлинное, а мирское – как ненастоящее и второстепенное. Первичными формами религиозных верований выступали: анимизм (вера в души или духов); тотемизм (вера в кровное родство с животным-первопредком); фетишизм В последующем на основе первичных религиозных верований сформировались политеистические религии, культивировавшие веру во множество богов. Завершается этот процесс появлением монотеизма, признающего единственного бога. Универсальным типом мировоззрения религия становится с возникновением буддизма, христианства и ислама. Философское мировоззрение обосновывает представление об окружающем мире и человеке с помощью разума и рационального мышления. Благодаря этому философия преодолевает синкретичность мифологического, а также догматизм религиозного мировоззрения. Сегодня философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения мира, благодаря которой вырабатывается целостная система знаний о мире, человеке и взаимосвязях между ними. Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем В ходе выработки рационально-понятийными средствами целостного и обобщенного знания о мире и месте в нем человека формируется проблемное поле философии. В качестве фундаментальных здесь выступают три проблемы: Проблема универсума. Проблема человека. Проблема взаимосвязи человека и мира Проблема – это важный вопрос, настоятельно требующий исследования или решения. Первой, прежде всего в историческом плане, ибо она действительно была поставлена первой в древнегреческой философии, является онтологическая проблема, т.е. вопрос о том, каков мир по своей сути, что является подлинным, основополагающим бытием. Вторая философская проблема – это антропологическая проблема, т.е. что такое человек, какова его сущность и как она соотносится с его существованием. Отношение человека и мира двояко. Оно может быть практическим, когда осуществляются определённые действия и результатом их выступают изменения во внешнем мире нашего бытия либо духовным, в результате которого меняется внутренний мир человека. В свою очередь, рассматривая духовное отношение человека к миру, следует учесть, что человеческое сознание выполняет две основные функции – познавательную и ценностно-ориентационную. В результате выполнения познавательных действий мы обогащаемся новыми знаниями. Ценностно-ориентационная (регулятивная) деятельность связана с определением основополагающих жизненных ориентиров, ценностно-целевых установок, направляющих человеческую жизненную активность (либо, наоборот, побуждающих к выбору пассивной жизненной позиции). В качестве третьей мы выделим праксеологическую проблему, связанную с раскрытием основных черт деятельно-практического отношения людей к природным и социальным условиям их бытия. Четвёртой будет гносеологическая проблема, связанная с решением вопросов о познаваемости мира и о способах достижения надёжного, достоверного знания. Соответственно отмеченным сторонам отношений «человек – мир» дифференцировано и само философское знание, в котором вычленяются: онтология – философия бытия, учение об основополагающих принципах существования природы, общества, человека; гносеология – учение, рассматривающее вопросы познания действительности, проблемы истины; антропология – философское учение о природе и сущности человека; аксиология – учение о ценностях и структуре ценностного мира; праксеология – философия социального действия человека. 3. Специфика философской традиции Древней Индии. Становление философской традиции в Древней Индии связывают с Ведами (II–I тыс. до н. э.) – первым литературным памятником индийского народа. Собственно, предфилософские идеи содержит та часть Вед, которая называется Упанишады. В ней представлено учение о Мировом Духе (Брахмане) как генетическом и субстанциальном начале всего сущего. В подобном же ключе развивается учение о Духе человека (Атмане) как индивидуальном и универсально-космическом бытии. На основе Вед в Древней Индии сформировались ортодоксальные (признающие авторитет этого источника) философские школы веданта, йога, вайшешика и др. Веданта – одна из первых систем древнеиндийской философии. В ней неструктурированные ранее предфилософские идеи предстали уже в виде теоретической системы. Основу мира ведантисты видели во всепроникающем абсолюте, или чистом сознании, – Брахмане. Мир феноменов же считали иллюзией (майя), за которой скрывается еще не постигнутый разумом человека все тот же Брахман. По мере того как человек, совершенствуясь духовно и интеллектуально, прорывает завесу майи, он обнаруживает, что Брахман и Атман – одно и то же существо. Данное тождество нашло наиболее адекватное выражение в формуле «тат твам Аси» («ты есть Он»). На этой основе кристаллизовался один из первых философско-нравственных принципов ведантизма – принцип ахимсы, требующий от человека непричинения зла всему живому в мире. Таким образом, в Древней Индии философская традиция начинает складываться на основе нравственно-этических норм, которые тесно связаны с мифологическим мировоззрением. Йога – философско-религиозная система освобождения человека от страдания. Техника йоги включала взаимосвязанные аспекты: самоограничение (аскетизм) и медитацию (вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания). Для просветления ума (читты) были разработаны восемь ступеней йоги: яма – воздержание; нияма – этическая культура; асана – положение тела; пранаяма – контроль за дыханием; пратьяхара – выключение чувств; дхарана – внимание; дьяна – созерцание; самадхи – сосредоточение. Считалось, что последовательное применение этих средств позволяет йогу достичь состояния экстаза, чтобы полностью войти в объект постижения и отчетливо познать его во всей полноте и ясности. Буддизм (VI–V вв. до н. э.) – философско-этическая система Древней Индии, принадлежащая к разряду неортодоксальных школ. Данные школы включали в свои философские построения те или иные положения Вед, но неукоснительно их не придерживались. Основатель буддизма – индийский царевич Сиддхарта Гаутама (556–476 до н. э.), прозванный впоследствии Буддой (Просветленным). Представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания: – дхарм – является краеугольным камнем буддизма. Комбинация их составляет то, что принято считать телом, ощущениями, душой. Отсюда следует вывод о том, что душа и тело не являются чем-то постоянным, устойчивым, а находятся в состоянии рождения и смерти, хотя человек этого не осознает. В основу нравственного учения Будды положены четыре «благородные истины»: – истина страдания (универсальное свойство человеческой жизни, им пронизаны все его стороны); – истина причины (основа происхождения страдания, корень которого в страстях человека); – истина освобождения (отказ человека от желаний и подавление собственных страстей); – истина пути (освобождение от страданий и достижение нирваны). Путь, ведущий к освобождению от страданий и достижению нирваны, восьмеричен. Его ступенями являются: правильная вера, правильная решимость, правильная речь, правильное действие, правильное усилие, правильный образ жизни, правильное направление мысли, правильное сосредоточение. Восьмеричный путь Будды предполагает целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно породить нравственное очищение человека в свете истины. Локаята (VIII–VII вв. до н. э.) – неортодоксальное материалистическое направление, отвергавшее идею потустороннего и ставившее целью постижение реального мира. Особое место в нем занимали представители школы чарвака (чар – четыре, вака – слово). Чарваки учили, что в основе мира лежат четыре материальных элемента – земля, вода, воздух и огонь. Особенности философской мысли Древнего Китая. Китайская философия сложилась в XI—III вв. до н.э. Свое начало китайская философия ведет от первых мифологических представлений, изложенных в древних книгах: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», которые вместе с Летописью составляли китайское пятикнижие – основу мировоззрения образованного китайца. В «Книге песен» упоминалось о пяти началах мира, в качестве которых выступали вода, огонь, дерево, металл, земля. Особой известностью пользовалась «Книга перемен». Она явилась первой попыткой представить все явления в двоичной системе – системе понятий янь и инь. Комбинации янь (мужского) и инь (женского) начал призваны были выразить все многообразие мира древних китайцев в триграммах. В «Книге истории» говорится о пяти началах мира: воде, огне, дереве, металле и земле, – а также о пяти явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Причиной зла в мире и страданий человека является неблагоприятное сочетание этих начал и явлений. Главная нравственная заповедь для достойной жизни и поведения человека – всемерно поддерживать постоянную гармонию, осуществляя разумное сочетание начал в пище. поведении, ритуале. Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о «дао» («путь») как безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и люди. «Дао» – и космический и нравственный закон. Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как «ли» –почтительность, церемониал, ритуал, «сяо» – почитание родителей, «ди» – почитание старшего брата. Свой наивысший расцвет китайская философия получает в период V—III вв. до н.э. , его называют золотым веком китайской философии. В те времена существовало шесть основных школ: конфуцианство, моизм, школа закона (фа-цзя), по-европейски – легизм, даосизм, школа «инь-ян»(натурфилософия), школа имен («мин-цзя»). Расцвет философии Древнего Китая приходится на VI–III вв. до н. э., когда возникли учения Лао-цзы, Кун-цзы, Сюнь-цзы, Хань Фэй-цзы и др. Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма. Основоположником ее считают Лао-цзы (VI–V вв. до н. э.), которому приписывают трактат «Даодэцзин» («Трактат о пути и потенции»). Лао-цзы создал оригинальную философскую систему, методом построения которой избрал диалектику. В центре его учения находится дао, которое не имеет определенности и указывает как на бесконечно большую, так и на бесконечно малую величину вечного диалектического становления. Дао постоянно пребывает в недеянии, что выражается принципом увэй. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом. В связи с этим задача человека заключается в том, чтобы настроиться на вселенский ритм дао, не привнося ничего суетного в мир. «Совершенномудрый» (этический идеал даосов) предоставляет всему идти своим чередом. Общество и государство рассматривались даосскими мудрецами как естественное состояние множества вещей Поднебесной, функционирующее под действием простых потребностей жизни, не нарушающих природной сущности дао. Основные философские школы древнего Китая. Конфуцианство. Основоположником этой школы является родоначальник древнекитайской философии Кун Фу-цзы (по -русски – Конфуций) жил в 551-479 гг. до. н.э Главное его сочинение «Беседы и высказывания» – произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник нравственных поучений, в котором трудно увидеть философское сочинение. В центре философии Конфуция проблемы воспитания, нравственные ценности и искусство управления государством. Высшая моральную заповедь Конфуция : «не делай другим того, что не желаешь себе». Основные этические понятия, составляющие правильный путь дао – человеколюбие, золотая середина, взаимность, сыновья почтительность. Этика конфуцианства основывается на принципе «золотой середины, состоящей в том, что, для того чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно прежде всего найти согласие с собой. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. Если верхи будут следовать дао, то народ будет их уважать и любить. Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция . Он выступил против конфуцианской школы. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в жизни принцип всеобщей любви. В соответствии с этим «небесный владыка» награждает или наказывает его. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков. Народ моисты почитали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали, как волю небес. Были противниками войн. Всеобщее благо, согласно моистам, является высшим принципом политического действия. Моисты разрабатывали главным образом логику и теорию познания. Они признавали объективное существование вещей вне нашего сознания. В VI–III вв. до н. э. в Китае возникла и оформилась школа легистов (законников). Значительную роль в разработке ее учения сыграли Шэнь Бухай, Шан Ян и Хань Фэй-цзы. Легисты противопоставили конфуцианскому ритуалу (ли) закон (фа) и целиком отказались от методов убеждения, положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Главную цель легисты видели в покорении других царств и воссоединении с Поднебесной. Для ее достижения предлагалось изгнать из государства излишества, ликвидировать философию и всякое разномыслие. 5. Проблема первоначала в философии досократиков. Первый период античной философии связан со становлением и развитием греческого классического рабовладения в VII–IV вв. до н. э. Философия этого периода начиналась с поиска ответов на вопросы, уже поставленные в мифологии, – о происхождении и первооснове мира. Таким образом, в центре внимания первых философских школ – проблема физиса (природы). Но под природой досократики понимают не просто окружающий мир, а единую первооснову всего существующего в мире многообразия вещей и явлений. Физис един, вечен и неизменен, а всё, что из него возникает - изменчиво, сложно, не является простым. Идея всеобщей естественной основы мира была выдвинута первыми греческими философами, представителями милетской школы: Фалесом (конец VII — пер. пол. VI вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до н. э.), Анаксимандром (VI в. до н. э.). Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей. Учения досократиков о первоначале обычно рассматривают как «наивный материализм»: подразумевается, что под водой, огнем и воздухом понимаются вещества, из которых происходит все существующее – т.е. являются первоосновой (первоначалом) из которой состоит мир, или архэ. Но, в то же время, досократики говорят о всеохватывающей душе, о том, что весь мир полон богов, что не согласуется с их «материалистическими» взглядами. Эту двойственность взглядов объясняют наивностью, тем, что досократики не смогли полностью отказаться от идеалистических взглядов на мир. Еще один подход связан с тем, что учения досократиков рассматриваются как «следы мысли», т.е. для того чтобы понять, что имеется в виду, нам нужно восстановить сам процесс мышления, продумать все заново, чтобы эти мысли стали частью нас самих. Иначе все, что было написано, является просто историческими фактами. Точно такой же подход использовал Гераклит, который специально облачал свои высказывания в форму афоризмов, чтобы изучающий их невольно восстанавливал ход мысли Гераклита. После ним основным принципом мысли философа и ученого стало правило: мир должен быть понят, исходя из него самого, а не из внешних (гетерономных) причин. Этот принцип остается краеугольным камнем и для современного научного знания. Досократическая философия может быть разделена на натурфилософию (600-370 до н.э.), занимавшуюся объяснением природы, и софистику (450 - 350 до н. э.), подвергшую критике результаты поисков предшественников. Натурфилософы занимались поисками причин бытия всех вещей и исследованием причин становления и изменения мира. В результате ответа на первый вопрос ими был получен ряд абстракций (отвлечений), а именно физическая, отвечавшая на вопрос "из чего все состоит", математическая, отвечавшая на вопрос "как все соотносится", и метафизическая, отвечавшая на вопрос, "что есть сущее в своей основе". Милетская школа (V-VI вв. до н. э.), совершила первый шаг на пути выяснения того, из чего построен мир. |