Главная страница
Навигация по странице:

  • Анаксимандр Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр (610 – 546 гг. до н. э.).

  • Анаксимен Учеником и последователем Анаксимандра был философ Анаксимен (585 – 524 гг. до н. э.).

  • Классическая античная философия. Сократ, Платон, Аристотель

  • Развитие

  • Уроки софистов первым подверг критике Сократ (469–399 гг. до н. э.)

  • Метод Сократа был воспринят и развит его учеником Платоном (427–347 гг. до н. э.)

  • Философия Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) стала

  • 7. Философия эллинистического периода.

  • Основа философии кинизма

  • Одни из первых киников

  • Скептицизм: философия стремления к безмятежности

  • Эпикуреизм: учение о гармоничной жизни

  • Стоицизм: философия добродетели

  • Неоплатонизм – закат эпохи эллинизма

  • 8. Соотношение разума и веры в философской традиции Средних веков (А.Августин).

  • Фома Аквинский сформулировал 5 доказательств бытия Бога.

  • философия экз. Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия как рациональнотеоретическое мировоззрение


    Скачать 64.71 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения, его структура и типы. Философия как рациональнотеоретическое мировоззрение
    Анкорфилософия экз
    Дата25.06.2021
    Размер64.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-15_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #221419
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Фалес – первый философ

    Основателем милетской философской школы был Фалес (625 – 547 гг. до н. э.) полагал началом всего воду. Вода, как текущее сосредоточение материй, нечто постоянно изменяющееся. В истории математики и астрономии считается, что он был первым, кто начал доказывать геометрические теоремы и предсказал солнечное затмение (585 г. до н. э.). Фалес разделил год на 365 дней, определив продолжительность месяца в 30 дней. Основой всего сущего Фалес считал воду. Согласно его учению, все начинается с воды и в нее возвращается. Вода понималась как философская категория, обозначавшая субстрат – материальную первооснову и первоначало, из которого возникают все вещи.

    Анаксимандр

    Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр (610 – 546 гг. до н. э.). Все его работы утрачены, в том числе и создававшееся каждым досократиком сочинение «О природе». За первооснову всего существующего Анаксимандр принимал апейрон – беспредельное вещество, отличное от воды или воздуха. Согласно Анаксимандру, апейрон активен и, благодаря его движению, одни вещи рождаются, другие умирают. Анаксимандр был представителем диалектического мировоззрения, базировавшегося, как и у многих других досократиков, на здравом смысле. Как диалектик он учил, что из единого апейрона выделяются противоположности теплого и холодного, сухого и влажного, а возникновение мира является результатом их борьбы. Анаксимандр был первым в греческой философии, сознательно поставившим вопрос о законах происхождении животных и человека, шарообразности Земли.

    Анаксимен

    Учеником и последователем Анаксимандра был философ Анаксимен (585 – 524 гг. до н. э.). Подобно Фалесу и Анаксимандру, он изучал астрономические явления, которые стремился объяснить естественным путем. В своих философских взглядах Анаксимен придерживался учения Анаксимандра, но вносил в это учение ряд существенных критических уточнений. Так, первоосновой всего, по Анаксимену, является не вода или апейрон, а воздух. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, – превращается в ветер, затем – в облако, делается водой, потом землей, камнями и другими вещами. Представители милетской школы были стихийными материалистами и диалектиками. Вместе с тем их философское мировоззрение не было, да и не могло быть вполне свободным от элементов мифологически- религиозного мировоззрения.

    1. Классическая античная философия. Сократ, Платон, Аристотель

    Античная философия, представляющая собой множество философских учений и школ, зарождается в VII в. до н. э. Она формируется под влиянием восточных мифологических и философских учений. Однако своим характером, содержанием и направленностью античная философия принципиально отличается от них, так как является исторически первой попыткой сформировать рациональную картину мироздания. В развитии античной философии условно можно выделить четыре этапа:

    1. досократовский (VII–VI вв. до н. э.);

    2. классический (V–IV вв. до н. э.);

    3. эллинистический (III–II вв. до н. э.);

    4. римский (I в. до н. э. – 529 н. э.).

    Развитие греческой философии классического периода приходится на V–IV вв. до н. э., т. е. на период расцвета античной демократии. Рабовладельческая демократия предоставляла возможность широкому кругу граждан участвовать в делах государства. Это в свою очередь предполагало получение определенных знаний для отстаивания своих интересов в различных ситуациях. Особое значение приобрели риторика и философия, которым обучали софисты. Они помогали ученику овладеть искусством убеждения в своей правоте в любых ситуациях, даже в том случае, когда последний был неправ. Софисты впервые создали науку о слове. Нарушая еще не открытые законы мышления, они способствовали их открытию в будущем. Именно софисту Протагору принадлежит изречение «Человек – это мера всех вещей…».

    Уроки софистов первым подверг критике Сократ (469–399 гг. до н. э.), принадлежавший к наиболее выдающимся мыслителям Античности. Важнейшей своей задачей он считал воспитание людей при помощи бесед и дискуссий. Основой понимания этических принципов Сократ полагал познание человеком самого себя. В разговорах и дискуссиях постепенно сформировался знаменитый философский метод диалектического спора, целью которого было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Данная новация стала источником развития понятийной (субъективной) диалектики.

    Метод Сократа был воспринят и развит его учеником Платоном (427–347 гг. до н. э.), первым в истории античной философии сформулировавшим положение, согласно которому всякая вещь и вообще все, что существует, имеет свою идею. Философ разработал учение об идеях как реальных сущностях всех вещей. Методом познания выступала диалектика как умение возводить все единичное и частное к общей идее и низводить ее планомерно к единичным элементам. Значительный интерес представляют социально-политические воззрения Платона, особенно учение об идеальном государстве. По Платону, идеальное государство – общество, состоящее из трех социальных групп.

    Такими группами правители – философы, стражи – воины, производители – земледельцы и ремесленники, Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствовала предложенная Платоном система воспитания. Она была направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Хотя творчество Платона отличается тенденцией к иррационализму и мистицизму, его философская концепция явилась первой рационально и логически построенной системой объективного идеализма.

    Философия Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) стала не только обобщением, но и логическим переосмыслением всей предшествующей ему философской мысли. Особое внимание он уделял в своих трудах онтологии – науке о сущем. Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первую материю. Наипростейшей ее определенностью являются четыре элемента – огонь, воздух, вода, земля. Конкретные вещи есть результат всевозможных комбинаций этих элементов. Они – соединение материи («гиле») и формы («морфе»). Аристотель считал, что существуют шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена, изменение места. В труде «Физика» он полагал, что движение присуще самим вещам, хотя в другом труде – «Метафизика» – связывал его с неподвижным Перводвигателем (Богом). Основным в социальных взглядах Аристотеля была характеристика человека как общественного существа (zoon politicon). Философ понимал государство как развитое сообщество общин, а общину – как развитую семью. Идеал государства, по Аристотелю, общество, которое опирается на частную собственность, орудия труда и рабов. Мыслитель различал два противоположных типа хозяйствования: «экономику» и «хрематистику». Первый тип считался правильным в хозяйственной деятельности. Цель «экономики» – разумное удовлетворение хозяйственных потребностей. Второй тип хозяйствования подразумевал беспредельное приобретение и накопление, служил неограниченной наживе. Жизнь, в которой преобладают усилия, направленные на приобретение власти и денег, Аристотель называл паразитической и характеризовал ее как животную, свидетельствующую о рабском образе мышления. Мыслитель сопрягал счастье с добродетелями человека.

    7. Философия эллинистического периода.

    В эпоху эллинизма (III–II вв. до н. э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Особенно характерны в этом отношении этические учения эпикурейцев и стоиков.

    Появляется ряд значимых философов и философских школ, среди которых особенно выделяются:

    скептицизм; кинизм; стоицизм; эпикуризм; платонизм

    Ки́ники, кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким представителем — Диоген Синопский.

    Основа философии кинизма – противопоставление себя существующему общественному строю. Это учение проповедует упрощение жизни. Киники отвергали разделение на богатых и бедных. Счастливым человек становится, только отказавшись от удовольствий, роскоши и стремления к славе. Не должно быть государства и правителей, которые угнетают народ. Философия должна быть максимально приближена к природе и естественным процессам.

    Одни из первых киников, Кратет и Гиппархия, не основывали школы в классическом понимании. Они не писали трактатов и не создавали учебных центров. Формирование учения происходило путем передачи информации от одного другому. Киники прославляли свободу, как высшую добродетель и призывали отказаться от всех благ и научится наслаждаться малым. Человек в киннийской философии должен быть отделен от государства, общества и семьи.

    Известные киники: Антисфен (ученик Сократа), и его ученик Диоген, живший в 4 веке до н. э. Следуя наставлениям своего учителя, он презирал богатство и славу и единственной настоящей ценностью считал разум. Диоген считал, что земная жизнь ужасна, поэтому ее соблазнов нужно избегать. Диогена считают одним из первых космополитов. Он отрицал существование государственных границ, которые только создают дополнительные проблемы и мешают людям свободно познавать мир.

    Скептицизм: философия стремления к безмятежности

    Скептицизм основан на идее изменчивости мира. Он возник под влиянием античной философии, проповедующей отказ от категорических суждений. Скептики полагали, что у одной и той же вещи могут быть разные признаки. Все зависит от того, кто и как ее воспринимает. Для одних людей вкус меда сладкий, для других – горький. Поэтому нельзя однозначно сказать, какой настоящий вкус меда. Ни одно утверждение не является истиной. Задача философа – не поиск единственного правильного ответа, а стремление к отказу от категоричности.

    Пиррон, так же как и киники, не записывал свои измышления на бумаге и излагал их устно. Суть его учения – стремление к атараксии, состоянию полной безмятежности. Пирон считал, что истина открывается лишь тем людям, которые придерживаются аскетического образа жизни. Земные блага заслоняют истинную радость бытия и усложняют жизнь, делают человека злым и завистливым. Подлинное счастье мудрого человека – в невозмутимости.

    Эпикуреизм: учение о гармоничной жизни

    В эпоху философии эллинизма особую известность приобрел Эпикур и его школа эпикуреизма под названием «Сад Э». Эпикур видел природу, как бесконечное количество миров. Они появляются и развиваются спонтанно, в результате деления атомов. Пространство между мирами – «междумирье», Эпикур считал пристанищем бессмертных богов. Философ считал необходимым поклоняться богам, но он отрицал бессмертие души и возможность загробной жизни. Строение души он описывал, как скопление особых атомов: легких и подвижных.

    Эпикур полагал, что ощущения являются истинными, а их толкование неистинным. Познавая природу через ощущения, человек избавляется от страха смерти и суеверий, приходит к духовному удовольствию. Прийти к истинному счастью человек способен благодаря разуму – божественному дару, наделявшему людей возможностью регулировать свое поведение. Человек сознательно отказывается от негативных эмоций, остается спокойным и сдержанным. Невозмутимый человек благочестив и дружелюбен, ему доступно настоящее понимание удовольствия. Понятие «эпикуреизм» в философии близко к «гедонизму», и означает стремление к наслаждению.

    Стоицизм: философия добродетели

    Классический стоицизм – еще одна школа древнегреческой философии. Ее название – производное от названия зала Стоя. В нем философ Зенон Элейский впервые выступал со своими выводами относительно концепции движения. Помимо Зенона, среди знаменитых стоиков выделяются:

    Панетий; Сенека; Цицерон; Марк Аврелий; Эпиктета.

    Большая часть письменных работ стоиков была утрачена, но по сохранившимся фрагментам, составлено общее представление об учении. Основа стоицизма – этика. Он состоит из добродетели: спокойствия, стойкости и невозмутимости. В стоицизме идеальный человек – это мудрец, способный преодолевать искушения. Он считает добродетель единственным благом и стремится к нему. Мудрец руководствуется только разумом и умеет контролировать чувства.

    Стоики представляли мир, как единство материи и формы. Мир – один живой организм, обладавший особым типом дыхания «пневмой». В философию стоицизма включены 3 части:

    физика; логика; этика.

    Концепция стоиков позволяла достичь гармонии с природой, и одновременно быть независимым от нее. Достигнув равновесия с мирозданием, люди обретают гармонию, которую не разрушит никакое внешнее воздействие.

    Неоплатонизм – закат эпохи эллинизма

    Особенности идей эллинской философии прослеживаются и в последней эпохе, относящейся к древнегреческому периоду – неоплатонизме. Создатель неоплатонической школы – ученик Платона Плотин.

    Плотином были написаны более 50 работ, в которых он рассматривает различные философские аспекты. Неоплатонизм развивается на фоне, начавшего зарождаться, христианства. Он стремится охватить разнообразные учения, сочетать конфликтующие элементы систем философии античности.

    Свое учение Плотин развивает, опираясь на представления о людях, как о мыслящих существах, принадлежащих к разным группам. Для простого человека, телесное важнее идеального. Он сосредоточен на ощущениях и материальной стороне мира. Его жизнь и душа зависит от тела. Для мудреца на первом плане – душа. Его тело – лишь сосуд, который наполняется жизненной энергией благодаря действиям души.

    Ключевой момент неоплатонизма – учение о сверхразумности первоначала. Под первоначалом понимается Бог – создатель всего. Он стоит на вершине мировой иерархии. За ним следует человек, после которого идут другие живые существа. Человек уподобляется Богу, но не сможет постичь его и достичь его могущества. Неоплатонизм стремится к мифологизации – возврату к нерациональному пониманию природных процессов. Этим он существенно отличается от школы Платона и противопоставляет себя раннему христианству.

    В неоплатонизме переплетаются элементы восточной мифологии и магии. Он черпает отдельные фрагменты из учений Индии и Китая, соединяя их в новое учение. При очевидной враждебности к христианскому учению, впоследствии неоплатонизм оказывает на него существенное влияние. Он становится переходным моментом развития мировой философии после кризиса античного мира и становления теизма.

    Эпикуреизм

    Эпикур (ок. 342/341 -271 /270 до н.э.) задолго до Сенеки провозгласил лозунг «Проживи незаметно». Но жизнь и творчество самого Эпикура, несмотря на его намерения, стала яркой страницей в истории философии. Исследователи считают, что он написал около 300 трудов, хотя до наших дней из них сохранилось немного.

    Как и большинство философов эпохи эллинизма, Эпикур главной проблемой считал проблему счастья человека. 11о при этом он был материалистом и атомистом. Эпикур полагал, что нет ничего, кроме вечной и бесконечной Вселенной, в которой все состоит из атомов, находящихся в постоянном движении, и пустоты. Материальных миров во Вселенной много, и ничто не возникает ниоткуда и не исчезает бесследно. Наш мир познаваем, и в разуме ничего не возникает, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение.

    Человек — результат эволюции, своим рождением он не обязан никому, кроме матери и отца, его судьба — в его собственных руках. Тем не менее существование богов Эпикур не отрицал, но сомневался в возможность их вмешательства в дела людей, душа которых смертна, как и тело.

    Поэтому счастье человека — в удовольствии во время его жизни, под которым он понимал хорошее здоровье, занятие любимым делом, разумное ограничение желаний и потребностей, мудрость, атраксию (безмятежность).

    Одним из известнейших эпикурейцев был Тит Лукреций Кар (99-55 до н.э.), видевший источник несчастий человека в завышенных и пустых устремлениях к власти, славе, богатству.

    8. Соотношение разума и веры в философской традиции Средних веков (А.Августин).

    Схоластика, или «школьная» философия, появилась, когда христианские мыслители стали понимать, что догматы веры допускают рациональное обоснование и даже нуждаются в нем. Схоластика рассматривала в качестве пути постижения бога разум, логические рассуждения, а не мистическое созерцание и чувство. Целью «служанки богословия» становится философское обоснование и систематизация христианского вероучения. Характерной чертой схоластики была слепая вера в непререкаемые «авторитеты». Источники схоластики – учение Платона, а так же идеи Аристотеля, из которых устранены все его материалистические взгляды, Библия, писание «отцов церкви».

    Наиболее крупным представителем схоластики является Фома Аквинский. Философия Фомы Аквинского, как и его последователей, является объективным идеализмом. В поле притяжения объектов идеализма находятся различные оттенки спиритуализма, утверждающего, что вещи и явления – это лишь проявления душ. Философия Фомы Аквинского признает существование не только душ, но и целой иерархии чистых духов, или ангелов.

    Фома полагал, что существует три вида познания Бога: через разум, через откровение и через интуицию по вещам, которые были ранее познаны посредством откровения. Другими словами, он утверждал, что познание Бога может опираться не только на веру, но и на рассудок. Фома Аквинский сформулировал 5 доказательств бытия Бога.

    1) Доказательство от движения. Факт того, что все вещи изменяются в мире, ведет нас к мысли о том, что движимое двигается не иначе как с силой иной. Двигаться – значит приводить потенцию в акт. Вещь может быть приведена в действие тем, кто уже активен. Следовательно, все что двигается, кем-то движимо. Иначе говоря, все, что движется, движется по воле Бога.

    2) Доказательство первой причины. Оно основано на невозможности бесконечного регресса: у любого явления есть причина, которая, в свою очередь, также имеет причину и т.д. до бесконечности. Поскольку бесконечный регресс невозможен, в какой-то момент объяснение должно остановиться. Эта конечная причина, по мнению Аквинского, и является Богом.

    3) Путь возможности. В природе есть вещи, бытие которых возможно, но они могут и не быть. Если бы не было ничего, то ничто не могло бы начаться. Не все сущее только возможно, должно быть нечто, существование чего необходимо. Следовательно, мы не можем не принять существования того, кто имеет собственную необходимость в себе, то есть Бога.

    4) Путь степеней совершенства. Мы обнаруживаем в мире различные степени совершенства, которые должны иметь свой источник в чем-то абсолютно совершенном. Другими словами, поскольку есть вещи, совершенные в разной степени, необходимым является предположении существования чего-то, обладающего максимумом совершенства.

    5) Доказательство того, что мы обнаруживаем, как даже безжизненные вещи служат цели, которая должна быть целью, установленной неким существом вне их, ибо лишь живые существа могут иметь внутреннюю цель.

    Фома рассматривал мир как иерархическую систему, основой и смыслом которой является Бог. Духовной сфере противостоит материальная природа, а человек является существом, соединяющим в себе духовное и материальное начала и наиболее близко стоящим к Богу. Любое явление мира обладает сущностью и существованием. Для человека и явлений живой и неживой природы сущность не равна существованию, сущность не вытекает из их единичной сути, поскольку они сотворены, а следовательно, их существование обусловлено. Лишь бог, будучи несотворенным и ничем не обусловленным, характеризуется тем, что его сущность и существование тождественны друг другу.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта