Главная страница

Философия. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи


Скачать 1.02 Mb.
НазваниеФилософия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи
АнкорФилософия
Дата05.06.2022
Размер1.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1-53_2.pdf
ТипДокументы
#571034
страница1 из 15
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

p
1. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука: проблема взаимосвязи.
Функции философии. Философия в системе культуры
ФИЛОСОФИЯ - (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.
Философия может быть условно разделена на 3 части соответственно трем предметам изучения:
1.Оъект деятельности : мир в целом,его категориальная струкура
2.Субъект деятельности:человек и общество
3.Сама деятельность:взаимодествие субъекта с оъектом,способы и направления деятельности
Структура:
1.
Онтология-учение о бытии
2.
Гносеология-учение о знание как таковом
3.
Этика-учение о морали и нравственности ,о добре и зле итд
4.
Эстетика – учение о прекрасном во всех его проявлениях
5.
Философская антропология-учение о человеке
6.
Социальная философия-учение о сущности общества и общественных отношений
7.
Эпистемология-учение о научном знании и научном познании
Остановимся на основных тезисах, раскрывающих суть соотношения философии и науки:
1Н) Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. 1Ф)Философию же интересует мир в целом. Она не может примириться с частностью, ибо устремлена к целостному постижению универсума.
2Н)¦ Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, независимо ни от человека, ни от человечества.. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах 2Ф)Мир в глазах философа - не просто статичный пласт реальности, но живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса.
3Н)Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих.
3Ф) Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить
точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального
Философию и науку сближает то, что и философское, и научное знание, опираясь на опыт и разум, отражают мир в общих и абстрактных понятиях, общее для них -
поиск истины и

стремление логически обосновать знание, выразить его в теоретической форме; критичность и скептическое отношение к авторитетам, интеллектуальная самостоятельность.
Основные функции философии:
1) мировоззренческая: формирование целостной картины мира);
2) познавательная (гносеологичекая):стремится объяснить рациональным путем то, что не поддается проверке опытным путем, описанию или бесспорному опровержению, т.е. то, что не может быть вскрыто, исследовано и проанализировано наукой;
3) методологическая: путь исследования к предмету изучения, приемы освоения действительности;
4) интегративная: связующее звено между науками, отдельными сферами человеческой деятельности;
5)культурологическая: расширяет кругозор, будит интерес к познанию, образовывает, развивает культуру теоретического мышления;
6) аксиологическая: формирование
системы ценностей;
7) этическая: регулятор общественных отношений через нормы, правила, мораль.
Философия в системе культуры.
Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время - ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. Не случайно Гегель, а за ним и Карл Маркс называли философию "цветком культуры нации". Философия, конечно, входит в состав культуры, сама является элементом культуры, но в тоже время выполняет в ней, в культуре, роль дрожжей, которые своим брожением подготавливают из теста национальных духовных элементов годный для выпечки и употребления хлебы культуры - произведения искусства, научные открытия, моральные кодексы и все другое, что служит духовной пищей человечеству.
В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.
2. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрений: мифология, религия, философия.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры. На его формирование влияют как коллективный, так и индивидуальный жизненный опыт.
В мировоззрение входят:

1) мироощущение-чувственное восприятие окружающего мира, когда
чувства и настроение как бы «окрашивают» мир, запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений;
2) мировосприятие – представление окружающего мира в идеальных образах (адекватное или неадекватное);
3) миропонимание - познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности как самого человека, так и окружающего его мира, а также на понимание взаимосвязи происходящих в природе процессов, свойственно только людям.
МИФИЛОГИЧЕСКОЕ.
Формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку объяснить
происхождения мира.В мифе содержались зачатки религиозных верований.
Важнейшим аспектом миф.мировоззрения является то,что мифы живут в особом времени-
времени «первоначала» .Миф особенно на начальных стадиях своего развития мыслит
образами живет эмоциями ему чужды доводы современной формальной логики . При этом он объясняет мир исходя из ежедневной практики.
РЕЛИГИОЗНОЕ
Основано на вере в сверхчувственный мир . В религиозных представлениях мир делится на сакральный и профанный
1.
САКРАЛЬНЫЙ запреты правила поведения связанные с верой в сверхъестественные силы с представлениями о сущностях высшего порядка,духах,призраках
2.
Сфера профанного
Охота,рыбалка,земледелие
Религия-это привлечение на свою сторону сил,стоящих высшее человека.
Согласно религиозному мировоззрению , действительностью управляют высшие силы.Ранние формы религиозного сознания характеризовались
политеизм(каждый Бог в такой системе отвечает за что-то)
ФИЛОСОФСКОЕ.
Ориентируется на
рациональное объяснение мира.Этот тип мировоззрения представляет собой логически упорядоченную систему знаний,характеризуется стремлением
логически обосновать положения и принципы. Теоритическим ядром этого мировоззрения является философия,которая стягивает к себе остальные элементы,по отношению к которым философия выполняет интегративную функцию
3. Античная философия: предпосылки возникновения, особенности и значение.
Философия досократиков: общая характеристика. Ионийская, элейская, пифагорейская
школы, Гераклит, атомисты (на выбор).
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – совокупность философских учений, возникших в
Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал
солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным
языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.
ПРЕДПОСЫЛКИ:
1.
Увеличение производительности
2.
Появление частной собственности
3.
Разделение физического и умственного трудов
4.
Религиозно-мифологическое наследие
5.
Разделение города и деревни
Особенности античной философии:
 материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов;
 древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в
самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом;
 стержневой идеей древнегреческой философии являлся
космоцентризм;
 на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма;
 допускалось существование
богов, которые были частью природы и близки людям;
 человек не выделялся из окружающего мира, был
частью природы;
 были заложены два направления в философии —
идеалистическое и материалистическое.
Досократическая философия 6-8 в до н.э. Взгляды древнегреческих философов были обращены к окружающему миру, к
природе. В этот период философское мышление по сути только зарождалось а поскольку научное знание было
плохо развито и не имело четкого подразделения на отдельные направления
не было и философской
терминологии. Объектом внимания был космос- всеединый окружающий мир.Одни философы представляли космос в виде стихий,другие рассматривали космос как стоящий из чисел,атомов и имеющий единое и неподвижное бытие. Основные представители – Фалес,Анаксимандр,Анаксимен ,Зенон,Парменид.
Гераклит(движение,огонь,противоположности).
Философия
Гераклита включала обоснованные им понятия об
общности движений и развитий. Он считал, что предметы и явления не существуют без движения: «Все движется, и ничто не покоится. Все течет – все изменяется». Колыбель движения – есть борьба противоположностей. Принципы и основные идеи философии
1.
Огонь первопричина живого, фундамент мирового создания;
2.
Космос и окружающий мир – циклично уничтожаются всемогущим пожаром, дабы заново возродиться;

3.
Круговорот событий в природе связан с неустойчивостью хода жизни и времени;
4.
Правило антиномичности или противоположностей. Вода – дарует бытие водным существам, но случается так, что отбирает жизни у людей (цунами, наводнения и другие бедствия, связанные с водой). На данном тезисе основана теория относительности Эйнштейна.
Основным связующим звеном в учении древнегреческого мудреца, был Бог, по его мнению, соединяющий воедино все противоположности – в мире все зарождается из- за противостояния друг другу. Одно не может существовать без другого. Термин
«диалектика» образовался в древней Греции, дословно обозначая «искусство спорить, вести рассуждение» или принцип аргументирования правил, форм и способов рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании и этого мышления.
4. Классический период античной философии: общая характеристика. Философия
софистов и Сократа.
Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от происхождения мира к вопросам проблемы человека (антропология) и познания (гносеология).
Основные характеристики классического периода античной философии:
· 1)
меньше уделяется внимания поиску первоначала;
·2) мысли об участие богов и идей в создании природы и Космоса;
· 3)
идеалистическая версия происхождения;
· 4)
начало спора между
материализмом и идеализмом;
·5) интерес к проблеме человека, общества, государства;
·6) переход от декларативно-догматического метода философствования к диалогическо- доказательственному;
·7) философы данного периода внесли значительный вклад в развитие
логики;
· 8)
была введена практическая философско-просветительская деятельность.
Софисты в первую очередь — платные «учителя мудрости». Они учили своих учеников побеждать в спорах и тяжбах. Их не интересовала истина, а интересовала только
победа над противником. Они были способны убедительно доказать, что белое есть белое, а черное есть черное; но с такой же убедительностью и то, что белое есть черное, а черное есть белое.
Для софистов(скептики) характерно:
• стремление все
проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на
недоказанном знании;
• стремление доказать условность
государства и права, их несовершенство;

критическое отношение к окружающей действительности;
• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
• Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью
софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.(Пример про вора)
Философские воззрения. Философией софисты занимались в основном для обоснования своей практики. Они считали, что объективный мир не познаваем, т.е. были агностиками, полагая, что истина у каждого своя и зависит от условий, времени и места (релятивизм).
Поэтому
объективная истина, общая для всех, невозможна. Не существует и объективного критерия добра и зла: что кому выгодно, то для него и хорошо: «Болезнь есть зло для больных, а для врачей же благо. Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков — благо».
Сократ — первый крупный философ родом из Афин. Сократ первым стал утверждать, что основная задача философии состоит в
познании человека, а не природы.В центре философских воззрений Сократа находится
проблема человека ,а также вопросы этики
и познания. Метод познания Сократа-диалектика (искусство спора)Диалектика,поСократу,умениерассуждать.Отправной точкой этого метода ,при этом сам философ занимал позицию
невежды, прося объяснения у своего оппонента.
Свои приемы исследования Сократ сравнивал с повивальным искусством (майевтикой)
Он считал что в душе человека присутствует зерно истины
На основании имеющихся данных невозможно точно определить, был ли сам Сократ идеалистом. Но в методе Сократа заложена возможность идеализма, которая была реализована его учеником Платоном.
Учение Сократа о добре Добродетель Сократ сводил в своей философии к знанию и оптимистически верил, что всякий может стать добродетельным, раз он будет знать, в чем состоит добро. Всякое зло возникает лишь из незнания добра, – никто не зол по природе и добровольно. Сократ разработал
учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание того, что есть добро и есть зло:
• храбрость — это знание того, как преодолевать свой страх;
• умеренность — это знание того, как обуздывать свои страсти. знаменитый тезис Сократа:
«Я знаю, что ничего не знаю».
Учение Сократа о Боге. Ко времени Сократа философская мысль греков уже разрушила старую веру в человекоподобных олимпийских богов, и Сократ стоит на повороте греческой мысли к единобожию; при этом он первый стал понимать божество не как природную, а как нравственную силу (бог – источник добродетели) .Сократ — сторонник учения о переселении душ.

5. Классический период античной философии: общая характеристика. Философия
Платона (учение об идеях, о знании, о душе, о государстве).
См выше 4 вопрос общ характер
Платон-величайший древнегреческий философ.
Учение об идеях.
Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир — царство идей — от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Слово «идея» в обыденном языке во времена
Платона означало «внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма».
Каждая идея
вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно.
Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея единицы, идея мужества), идеи четырех стихий и т.п Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой; между идеями существуют отношения подчинения и соподчинения
Теория государства:
Согласно его воззрениям государство возникло вследствие тяги людей к объединению для облегчения своего существования . Ему принадлежит концепция идеального государства:
Государство, по Платону, представляет сознательное усиление, концентрацию красоты и справедливости. Это достигается за счет выполнения людьми строго определенных функций, соответствующих их природным способностям, свойствам души. Душа, согласно Платону, включает три части: разумную, волевую и
аффективную (вожделеющую). В соответствии с преобладанием этих частейи распределяются государственные функции.
Управление принадлежит философам, у которых преобладает разумная часть души. Воины, у которых преобладает волевая часть души, обеспечиваютзащиту от врагов. Ремесленники и крестьяне, у которых преобладает аффективная часть души, занимаются материальным производством. Таким образом,
государство
уравновешивает различие душ путем обмена деятельностью между людьми. Оно позволяет людям, у которых разумное начало выражено слабо, приобщиться к мудрости тех, кому досталась более совершенная душа. Это позволяет им обуздать свои аффекты и осуществлять деятельность на благо всего общества.
По Платону в государстве возможны три формы правления :монархия,аристократия демократия
Душа
человеческом сознании душа - это самая существенная, глубокая и важная
идея, которая сосредоточена в самом человеке. Все Души уже созданы Великим Творцом в момент сотворения мира, их количество определено количеством звезд во Вселенной. Это связано с тем, что каждая звезда отвечает за определенную Душу, пока она проходит воплощение на
Земле. Перед земной жизнью Душа находится в
измерении чистых идей, и от того, какую идею она принесет с собой на Землю, зависит, какое тело ей достанется и какие испытания суждено ей пройти. После смерти Душа попадает на Страшный суд, по решению которого праведники попадают на Седьмое небо, а грешники - в недра земли. Через тысячу лет ссылки она снова проходит испытание жизнью, и та Душа, которая несколько раз подряд воплощается в теле философа или мудреца, заканчивает свои перерождения и удостаивается Божественного покоя. Остальные - продолжают приходить на землю на протяжении десятков тысяч лет, и не
всегда в тела людей. В диалогах “Тимей” и “Федр” описывается, что Душа состоит из трех частей: Разумной, находящейся в голове. Волевой, находящейся в груди и состоящей в союзе с разумом. Страстной, расположенной в желудке и служащей низшим инстинктам
Знание
Теория познания Платона строится как теория
воспоминания, руководящим началом при этом выступает разум или разумная часть души. По Платону, душа
бессмертна, причем до рождения человека она пребывает в запредельном мире, где она наблюдает блистательный мир вечных идей. Поэтому в земной жизни души человека оказывается возможным постижение идей как припоминание о виденном прежде.
Человек получает истинные знания, когда душа вспоминает то, что она уже знает. Знание как припоминание того, что было до рождения человека, является у Платона одним из доказательств бессмертия души.
6. Классический период античной философии: общая характеристика. Философия
Аристотеля (критика учения Платона об идеях, учение о категориях, о материи и форме, о
четырех причинах, о движении и перводвигателе).
См выше 4 вопрос
Учение о четырёх причинах
По Аристотелю, каждая вещь — соединение материи и формы. При этом материя данной вещи является в свою очередь формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Переходя таким образом вглубь вещества, к все более простым телам
(например, от здания к кирпичам, от глины к элементам, из которых она состоит, и т.д.), приходят к абстрактной
«первоматерии».Первоматерия лишена всякой формы, всяких свойств и качеств. Это субстанция, не имеющая определенности.
Соединяясь с
простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи.
Простейшие формы — теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля.
В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего .Причины эти таковы:

1. Материя -- «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно;
материя
вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве;
она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

2. Форма -- «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.


3. Действующая, или производящая причина «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог.
Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина -- это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии- причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

4. Цель, или конечная причина -- «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель.
Высшей целью является Благо.

Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия Бога.
Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный.
Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.

Абсолютное начало всякого движения -- божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а
Бог есть чистая форма и первая сущность.
Возражения Аристотеля против учения Платона об идеях могут быть сведены в основном к четырем, а именно:
1.
Аристотелю не нравилось: разделение мира Эйдосов(идеальные идеи) и космоса. «Если вещей и существ бесконечно много, то и идей д.б. столько же» (у Платона число эйдосов конечно).
2.
Бытие Эйдосов нельзя доказать ни эмпирическими фактами, ни логикой. (Платон Эйдосы вводит как постулаты)
3.
Эйдосы не м.б. причинами вещей, ибо они не меняются, а вещи меняются.
4.
Связь Эйдосов и вещей не ясна. С одной стороны – Эйдосы образцы вещей, с другой стороны
– вещи лишь причастны Эйдосам. Связь Эйдосов и вещей логически противоречива.
Категорииэто наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.
Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками:
В учении Аристотеля этих классификационных понятий десять: 1) сущность; 2) количество; 3) качество; 4) отношение; 5) место; б) время; 7) положение; 8) обладание; 9) действие; 10) претерпевание. Все они представляют собой основные роды понятий о свойствах и отношениях бытия, поскольку дают всестороннее определение сущности единичных вещей. Поэтому категория "сущность" образует основание всей системы категорий, несмотря на то, что она ничего более не обозначает, как
отдельное существование того или иного предмета
Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по
Аристотелю, инертна, пассивна. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи
: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум-перводвигатель).

Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму
7. Эллинско-римская философия: общая характеристика. Основные школы этого
периода: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм (на выбор).
Философию эпохи эллинизма (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.) можно подразделить на два периода:
1. Ранний эллинизм (3 – 1 вв. до н.э.). В период раннего эллинизма определяющим является греческое влияние. В это время зарождаются существовавшие до крушения античности философские школы: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм;.
2. Поздний эллинизм (римский период) (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.). В целом философия в этот период продолжает тенденции, заложенные в эпоху раннего эллинизма. Существуют те же философские школы, значительных изменений не претерпевает и проблематика, над которой размышляли философы. Однако значительную роль в философствовании начинают играть пишущие на латинском языке философы-римляне. Из философских направлений наиболее влиятельным к концу существования античной философии становится неоплатонизм.
Для всего периода характерным является рассмотрение философских проблем
познания и бытия с целью определения норм и стандартов «правильной жизни».
«Понятийный» характер мышления сменяется «ценностной установкой»: вещь из понятия превращается в ценность. Ценность и достоверность самого мышления ставятся под вопрос.
Философия из всеобщей науки перерастает в «научную дисциплину», или в ряд
соответствующих «дисциплин» — логику, физику, этику. На раннем этапе эллинистической эпохи поиски нового мировоззрения вызвали к жизни многочисленные философские школы и острую борьбу между ними (стоики, киники, эпикурейцы, академики, перипатетики, скептики). В эпоху позднего эллинизма обнаруживаются попытки примирить враждующие доктрины, выработать универсальное мировоззрение, — создаются эклектические учения, в конце концов поглощаемые неоплатонизмом.
Стоицизм – одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был
Зенон из г.
Китиона, живший в конце IV – начале III века до н. э Философия стоиков подразделяется на три основные части:
физику (философию природы), логику и этику (философию духа).
Главной частью учения стоиков была их этика, центральным понятием которой стало
понятие
добродетели. Добродетель – это воля. Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом, а так как она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека
Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассматривалась как
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта