Главная страница

Философия. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи


Скачать 1.02 Mb.
НазваниеФилософия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи
АнкорФилософия
Дата05.06.2022
Размер1.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1-53_2.pdf
ТипДокументы
#571034
страница3 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Ангелы.Высшая и наиболее совершенная форма - это Бог; это чистое духовное существо .
Человеческая душа, соединенная с телом, становится его формой и уже не может непосредственно созерцать Бога. Он может приобрести достоверное знание о существовании только через чувственное восприятие и опыт

11.Философия эпохи Возрождения: социальные и духовные предпосылки, особенности
и значение. Движение гуманистов: основные идеи и представители. Естественно-научная
мысль этого периода.
14-
16вв. Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е.
материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Появляются зачатки капиталистического способа производства
Для эпохи Возрождения характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего - та же обращенность к человеку. Меняются отношения в обществе к понятиям «разум» и
«вера», первое понятие набирает большую силу. В центре философских изысканий – человек, при этом люди остаются верующими,
меняется лишь их понятие веры и Бога. Теперь человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры
Ренессанса -
развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление
индивидуальности в общественной жизни.
Заметное оживление светских настроений.
Причина развития светской культуры – рост городов, которые меняли образ жизни и занятия людей. Росло количество
грамотных людей
(среди благородных сеньоров). Развивалась международная
торговля. Делалось много
географических открытий :Магеллан,Колумб.
К основным принципам философии Возрождения относятся:
1.
Антропоцентризм - внимание философов в основном направлено на человека. Спецификой человека является жизнь.
2.
Человеческая личность
перенимает творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек есть творческое начало мира. Творения человека реализуются в телесном. Они должны быть максимально совершенными, красивыми.
3.
Гуманизм - признание человека
личностью, его права на творчество, свободу и счастье.
4.
Пантеизм - олицетворение Бога и природы.
Гуманизм.
Гуманизм представляет собой образ мышления, который
провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития
и отстаивает ценность человека как
личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху
Возрождения. Личность начинает рассматриваться как ценность именно в эпоху Возрождения.
Гуманизм зарождается в богатых городах северной Италии, таких как Милан, Флоренция,
Венеция, мощных торговых и культурных центрах, обладающих вековыми традициями и независимых от феодалов и церкви. Вместе с тем деятели раннего гуманизма, такие как Данте
Алигьери, Ф. Петрарка, Дж. Боккачо в своих произведениях не стремятся отринуть или разрушить христианское мировоззрение, напротив, признавая авторитет божественного, они лишь ставят перед собой цель выявить специфику человеческого, посмотреть на человека как на личность, посмотреть на него не с точки зрения высших божественных принципов, но глазами другого человека, исходя из его потребностей, целей, ценностей, желаний

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности и заимствует ее философское литературное наследие, наследие искусства и архитектуры. Схожесть, к примеру, скульптур, объясняется заимствованием античного опыта.
Первый гуманист
— Франческо Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессанской культуры в Италии. В трактате
«О невежестве
собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью
схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.
Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познании.
Естественно-научная мысль этого периода
Высшим результатом философской эволюции эпохи Возрождения явилась
натурфилософия, под которой мыслители понимали не только предмет своего исследования, философию природы, но и естественный подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как знанию схоластики, так и теологическим представлениям. Натурфилософия уступает философии нового времени, которая возникает вне завершившей своё развитие философии Возрождения - будучи связана с зарождением нового математического и экспериментального естествознания, прежде всего классической механики, и с созданием новой механистической (механической) картины мира.
В рамках натурфилософии начали накапливаться достоверные научные представления о мире, основанные на эмпирических исследованиях Опубликованная в 1543 г. книга Николая
Коперника "
О вращениях небесных сфер" не только определила характер научной революции
XVI
в., но сыграла решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире.
12
ВОПРОС .Философия Нового времени: социально-исторические предпосылки, особенности и значение. Научная революция XVI-XVII веков и формирование новой картины мира. Основные проблемы и представители философии Нового времени
Общая характеристика культуры Нового времени.
Этот исторический период философии сформировался в результате разложения феодального общества(Когда основным экономическим ресурсом являлась земля, и находилась она в собственности феодалов) , в ходе которого появились элементы нового механистического мировоззрения.
Развитие нового –
буржуазного(господствкласскапитобщества,существующийзасчет наемноготруда) - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается
наука, и прежде всего экспериментально-
математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

Резко возрастает интерес к
изучению природы. Для обнаружения скрытых законов природы люди прибегают к помощи
экспериментов. Таким образом, наблюдается переход от ученого знания к научному исследованию.
Основная проблема этой эпохи – каким методом изучать природу. Разрабатываются новые методы. Формируется новый метафизический стиль мышления – все рассматривается вне внутренней связи, вне развития и вне эволюции. Одно рассматривается независимо от другого. Для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать, во-первых,
специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии
на первый план выходят проблемы
теории познания - гносеологии.
В 16 - 17 вв. европейская наука вышла на новые рубежи. Передовые мыслители, исследовав
Вселенную с помощью научных приборов, нарисовали совершенно новую картину мироздания и место человечества в нем. Совокупность научных открытий 16-17 вв., изменивших представление людей о мире, называется
научная революция.
Самый значимый ученый этого времени –
Исаак Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения и математически обосновал законы, управляющие этими процессами. Ньютонова модель Вселенной оставалась фактически неизменной вплоть до новой научной революции начала XX века, в основу которой легли труды Альберта Эйнштейна.
Англичанин Исаак Ньютон (1642-1727) был величайшим ученым после Галилея. Его труд
«Математические начала натуральной философии»убедительно продемонстрировал, что земная и небесная сферы подчиняются одним и тем же законам природы, а все материальные объекты - трем законам движения.
Двумя другими знаменитыми английскими экспериментаторами были
Уильям Гилберт, заложивший основы изучения
электричества и магнетизма, и Роберт Гук, который ввел понятие
«клетка» для описания того, что увидел через линзы усовершенствованного им микроскопа. Ирландец Роберт Бойль изобрел вакуумный насос и сформулировал закон, известный в наши дни под названием закона Бойля-Мариотта, который устанавливает соотношение между объемом и давлением. А голландский ученый Христиан Гюйгенс изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, доказав правильность вывода Галилея, что маятниковое устройство можно использовать для контроля за временем.
Научная революция стала возможной
благодаря динамичному развитию общества, уже достигшего значительного технологического прогресса. Огнестрельное оружие, порох и корабли, способные пересекать океаны,позволили европейцам открыть, исследовать и нанести на карту значительную часть мира, а изобретение книгопечатания означало, что любая задокументированная информация быстро становилась доступной ученым всего континента.
Новая наука пыталась подтвердить справедливость наблюдений путем
экспериментов и перевести результаты на
универсальный язык математики. Галилей был первым ученым, осознавшим, что именно такой подход является ключом к пониманию всего сущего, и утверждал, что «книга природы... написана математическими знаками».

Научная революция привела к возникновению
научной картины мира, которая получила название
механистической, так как в ее основе лежали законы механики, сформулированные
Исааком Ньютоном.
ВОПРОС 13 3. Философия Нового Времени. Рационалистическая традиция:
Декарт (дуализм, методическое сомнение, правила метода, учение о природе, Боге и человеке).
Основные особенности Философии Нового Времени.
1)
Ориентация на науку и правовое знание.
2)
Критика догматизма схоластики и метафизики как учения об умопостигаемых сущностях.
3)
Механистическая направленность.
4)
Механистический и метафизический характер.
В философии этого периода выделяют два направления –
эмпиризм и рационализм. В этот период главным вопросом философии был вопрос о методе познания. Оба направления пытались преодолеть проблему использования чувственных данный. Еще в Античности сложилось представление о том, что органы чувств нас обманывают (Демокрит, Платон, софисты и др.).
Рационализм предлагал полностью отказаться от анализа чувственных
восприятий при познании мира. Эмпиризм пытался научиться распознавать ошибки, связанные с чувственным восприятием, чтобы их вовремя предотвращать.
Рационализм – направление в философии, считающее разум единственным источником истинного знания. Представитель: Рене Декарт. Декарт (1596 - 1650) - французский математик и философ. Поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук. Исходя из теории рационализма, предполагал наличие в человеческом уме,
врожденных
идей, которые во многом определяют результаты познания.Первый принцип философии
Декарта –
«Мыслю – следовательно, существую».
ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал —
духа
и материи.Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея
дуализма (двойственности) человека.
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (тела) и духовной, обладающей мышлением и волей. Дуализм Декарта противопоставляет друг другу тело (материю) и дух. Тело представляет собой сложный механизм, способный к движению вследствие механического воздействия на него.
Взаимодействие тела и души совершается посредством особого органа —
шишковидной
железы. Душа с телом соединены Богом, что отличает человека от животных; животные не имеют души и не обладают сознанием. Материальная и духовная субстанции конечны,
бесконечна лишь божественная субстанция.Т.е.
человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему
возвыситься над природой.Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия
Основной принцип его философии –
все подвергнуть сомнению. В любой науке есть врождённые идеи (как аксиомы в геометрии). Чтобы познать некий объект, необходимо найти врождённые идеи в какой-либо науке и делать выводы. К опыту прибегать лишь для того, чтобы проверить правильность своих выводов.
Методическое сомнение – всё, что существовало до нас, надо ему подвергать – необходима
перепроверка любого знания для достижения уверенности в этом знании.
Оно предполагает поиск и отбрасывание того, в чем логически возможно сомневаться. В связи с этим перед философией стоит задача выяснить, какие виды знания могут дать нам достоверное знание, на что должна опираться наука, чтобы её вы воды давали истинное знание и могли служить руководством к практическому действию.
Путем логических заключений Декарт приходит к выводу, что эмпирические знания, то есть знания, приобретенные в опыте, не могут служить прочным основанием науки. Декарт делает заключение о невозможности положить в основание науки чувственный опыт, а, следовательно, и индуктивный метод.
Декарт убежден, что
основанием нового метода и новой науки может быть только разум.
Декарт предложил четыре правила метода(методического сомнения):

Первое правило – считать правдивым только то, что с очевидностью признается нами таковым, то есть
нужно тщательно избегать поспешности и предубежденности, принимать в свои рассуждения только то, что способно показаться нашему уму отчетливо и ясно, что ни в коем случае не посеет в нас сомнения.

Второе правило – необходимо
разделять каждое затруднение, которое мы рассматриваем на столько частей, сколько это возможно и сколько потребуется для лучшего их блестящего разрешения.


Третье правило –
необходимо мыслить по порядку, начиная с простых предметов и тех, которые легко познаются, и восходить понемногу, как по ступеням, до понимания наиболее сложных предметов.

Четвертое правило –
составлять полные перечни и обзоры, чтобы ничего не пропустить.
Поскольку идея Бога дана человеку изначально, то Декарт назвал ее
врожденной. Идея Бога запечатлена в человеке, по выражению Декарта, "как клеймо художника".
Человек для
Декарта — это отражение Бога. Декарт писал: "Только потому, что Бог создал меня, я верю, что я создан по Его образу и подобен Ему. В этом подобии образа и состоит идея Бога. Это подобие — я сам".
Главное для Декарта в познании Бога —
это достоверность этого познания. Декарт исходит из факта, который считает достоверным:
мы существуем и одарены представлением о
совершеннейшем существе. Он идет в доказательстве от природы человека к бытию Бога, предлагая, таким образом, антропологическое доказательство существования Бога.
ВОПРОС 14 .Философия Нового времени. Эмпирическая традиция: Бэкон (взгляд на науку, учение об «идолах», учение об индуктивном методе)
начало из позапрошлого вопроса можно взять
Эмпиризм – направление в философии, считающее источником истинного знания о мире
опыт.
Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ- эмпирик Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626). В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость наблюдений для обнаружения истины.
По мнению Бэкона, основной задачей науки
является покорение природы, расширение
власти человека над природой, пока все для человека не станет возможным. Без этого невозможно усовершенствование человеческой жизни. И основным средством, при помощи которого наука может решить эту задачу, является истинное знание;
Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью.
Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться
практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию
экономики, господству человека на природе.В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо:
"Знание — сила".
На пути познания даже людям разумным и просвещённым встречается множество препятствий.
Эти препятствия он
назвал идолами или призраками — от слова «idolum», которое в греческом языке означало «призрак» или «видение».
"Идол рынка" - это неправильное употребление слов в языке, значение которых устанавливает толпа, из-за чего разуму бывает сложно понять их истинный смысл; «Это истинно, потому что так все говорят», — такая установка ведет к некритическому использованию обыденных представлений, включению в науку обыденного словоупотребления
"Идол рода" - это те, условно говоря, "дефекты" с которыми человек рождается, его неизменная природа, которая так или иначе искажает восприятие объектов реального мира;

"Идол пещеры" - всевозможные личные суеверия, необоснованные убеждения, которые приобретаются и мешают человеку видеть вещи такими, какими они являются на самом деле;
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта