Философия. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи
Скачать 1.02 Mb.
|
Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы; человека; а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя: творение материи из воздуха; сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя. Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа. Через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит. Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы -содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод,молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития). Законы диалектики – есть законы мышления абс.идеи: 1) закон перехода колич отношений в кач 2) закон направления развития по спирали – каждая послед ступень отрицает предыдущую 3) закон единства и борьбы противоположностей Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис (утверждение,форма бытия);данному тезису всегда находится антитезис —его противоположность ;в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. Феноменология духа делится на 3 раздела: субъективный дух(это учение об индивидуальном сознании и его характеристик), объективный дух(рассматривается общая, социально-историческая жизнь человека), абсолютный дух(духовная жизнь общества, формы общественного сознания: искусство, религия, философия). Принцип системности - это рассмотрение действительности как взаимосвязанного целого, все элементы которого находятся между собой в необходимой связи. Источник развития системы заключен в ней самой. вопрос 18 Марксистская философия и ее значение. Теоретические основания и исторические предпосылки марксизма. Основные положения классического марксизма (материалистическая диалектика, материалистическое понимание истории, учение о сознании и идеологии, учение о человеке и отчуждении). Марксизм в России. Марксизм возник в середине 19 века. Философия марксизма была создана Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом(1820-1895). Философия марксизма зародилась в 1840-х годах в Германии, и ее появление было обусловлено рядом обстоятельств: 1) Началом индустриальной революции(переход от ручного труда к машинному), ускоренным становлением капиталистического способа производства и революционными событиями в Европе, поставившими перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества. 2) Возникла потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира.в первую очередь, это - открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы. 3) Сложились теоретические предпосылки, позволившие сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия -гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Фейербаха. Марксова теория формировалась постепенно. Начало ее связано с разработкой трудовой теории стоимости, теории прибавочной стоимости, анализом капитализма, экономических кризисов. Для Маркса трудовая теория стоимости была фактически ключом к пониманию капитализма. Он считал, что труд может создавать стоимость, однако наемный рабочий не может получить всю созданную стоимость, так как капиталист изымает прибавочную стоимость, вкладывая ее затем в капитал. Материалистическая диалектика. Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую философию часто называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что её ядро составляет метод материалистической диалектики. Термин "диалектика, "диалектический", употребляется в работах классиков марксизма в двух основных значениях: "объективная диалектика" и "субъективная диалектика". Объективная диалектика - это сама жизнь, которая представляет собой целостную систему, существующую и развивающуюся согласно диалектическим законам и принципам. Субъективная диалектика - это воспроизведение объективной диалектики в различных формах деятельности человека, но, прежде всего, в познании. Иногда, вместо выражения "субъективная диалектика" используется понятие "диалектического метода". Главное в диалектике - понимание мира как органической системы. Это означает, что он состоит из множества разнообразных, но необходимым образом связанных между собой элементов. И, - что самое главное, - он содержит причину своего развития в самом себе. Диалектика имеет место там, где развитие мира осуществляется за счет внутреннего противоречия. Таким образом, диалектика выступает в качестве учения о мире как целостной системе, главным законом которой является закон противоречивой, необходимой связи её элементов. Под "связью" в диалектике понимается такое отношение между вещами или процессами, когда изменение свойств или состояний в одних, автоматически влечет за собой изменение свойств или состояния в других. Понятие развития - центральное в диалектике. Оно рассматривается как саморазвитие. Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов. Каждый из этих законов выражает определенную сторону целостного процесса развития: закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - механизм развития, а закон отрицания- цель развития. Материалистическое понимание истории. История есть результат деятельности самих людей. Она представляет собой процесс смены видов и способов деятельности. Основой существования и развития истории общества является способ производства. Способ производства представляет собой реальный базис общества, который обуславливает социально- политические и духовные процессы. История предстает как смена общественно- экономических формаций (ОЭФ). Ядром ОЭФ является способ производства. В Марксизме выделяется5 ОЭФ: 1)первобытно-общественная, 2)рабовладельческая(частнаясобственность), 3) феодальная (собственность на землю), 4) капиталистическая, 5) коммунистическая. Источником развития истории являются противоречия между производительными силами и производственными отношениями. История — есть история борьбы классов. Учение о сознании и идеологии(отношение людей к действительности). Возникновение сознания рассматривается как закономерный результат эволюции живой материи. Необходимыми условиями для формирования сознания являются: общество, языки,труд. Сознание присуще только человеку. Содержание сознания составляет «материальное, пересаженное в голову человека и преобразованное ею». Маркс дает следующее определение сознанию: « сознание - есть осознанное бытие». Источником познания является практика. Центральной проблемой познания является вопрос об истине. Критерием истины является практика. В познании можно выделить 2 уровня: 1)эмпирический, чувственный - его формами является ощущение, представление и восприятие; 2)теоретический, его формы: понятие, суждение и умозаключение. Учение о человеке и отчуждении. Отчуждением именуется особый вид взаимоотношений, складывающихся между людьми. Они представляются в форме утраты человеком контроля над какими-то предметами. Маркс же считал, что основы отношений отчуждения коренятся в самих социальных структурах, которые отказывают людям в их сущностной человеческой природе. Отчуждение имеет место в тех случаях, когда, объективировавшись, человек не узнает себя в своем продукте, который становится чуждым ему, «не является больше его собственностью» и «противостоит ему как автономная сила». Маркс выделяет 4 проявления отчуждения в капиталистическом обществе: 1) рабочий отчужден от продукта своего труда. 2) рабочий отчужден от акта производства. З) рабочий отчуждается от своей человеческой природы или от своего «родового бытия. 4) рабочий отчуждается от других людей. С точки зрения марксизма, человек – это предельно общее понятие для обозначения субъекта исторической деятельности, познания и общения. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Марксистская философия стремится подчеркнуть, что существует такая особая исторически развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря ему, человек на всех этапах исторического развития остается тождественен самому себе. Марксистская антропология признает природную обусловленность бытия человека. Человек – это часть природы, живое телесное существо. Марксистская философия предлагает объяснить специфику человеческого бытия на основе концепции общественно практической, деятельностной сущности человека. С точки зрения этой концепции человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду. «Труд создал человека». В этом высказывании отражена специфическая особенность жизнедеятельности человека. Однако необходимо уточнить, в чем состоит особенность человеческого труда, позволившая ему конституироваться в качестве особого существа, речь идет о решении проблемы человеческого начала. При определении границы перехода от животного к человеку чаще всего в марксистской антропологии ее определяют началом изготовления орудий труда. Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития животного, когда производство орудий труда и инстинктивные формы трудовой деятельности и вспомогательного средства животного способа жизнедеятельности постепенно перерастают в специфический способ жизнедеятельности человека. Специфика этого способа заключается в том, что производство орудий труда превращается в особую потребность, без удовлетворения которой становится невозможной сама жизнь. Это превращение взаимосвязано и с превращением животной активности и животной деятельности в трудовую деятельность человека, которая выступает как процесс создания самих орудий труда, а так же создания с их помощью путем воздействия на природу средств удовлетворения жизненных потребностей человека. Человеческое начало необходимо усматривать в том, что производство орудий труда становится потребностью, потребностей людей, что труд становится главным условием бытия человека. Определяющим в системе общественных отношений марксизм признает производственные отношения. Но кроме производственных отношений в систему общественных отношений входят отношения между историческими общностями людей, брачно-семейные, межличностные, между обществом и личностью. Марксизм в России. В 1890-е годы в Российской империи существовал так называемый « легальный марксизм», пропагандировались в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь» (1897 —1901), «Начало». Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-БаранОвский, Николай Бердяев, обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром партии кадетов.Одним из первых русских марксистов стал Г. В. Плеханов, Засулич, Игнатов. Плеханов жестко раскритиковал народнический «талисман» — крестьянскую общину — назвав ее тормозом сельскохозяйственного прогресса. Для распространения марксизма в России складывалась благоприятная обстановка: крестьянство было пассивно, в то время как рабочие выступления были очень частыми. Стали появляться марксистские кружки, ведущие пропаганду среди рабочих. В период подъема рабочего движения социал-демократы стремились возглавить рабочее движение, создать партию рабочего класса.В решении этой задачи большую роль сыграл В. И. Ленин. В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии.Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод в их буржуазной трактовке (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества (тоталитаризм). Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство,противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой,большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург. 4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В. Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал. 19 вопрос.Неклассическая философия второй половины ХIХ века, ее особенности и значение. Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, классический позитивизм: Конт, Спенсер, Милль (на выбор). Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали материалисты и позитивисты), а старые. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма. Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIXв. являлись иррационализм и "философия жизни" и были, главным образом, представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле. Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля. Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма: • окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; • сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля; • мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли; • точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; • воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли; • окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные"насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом, взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не |