Главная страница

Философия. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи


Скачать 1.02 Mb.
НазваниеФилософия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи
АнкорФилософия
Дата05.06.2022
Размер1.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1-53_2.pdf
ТипДокументы
#571034
страница4 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
"Идол театра" - это общепринятые парадигмы, которые нам навязываются другими и, соответственно, препятствуют образования наших новых, собственных систем мысли.
(
философские теории или некритически принятые аксиомы и догмы создают свой вымышленный мир, подобно спектаклю на сцене, и таких представлений ученые способны разыгрывать очень много)
Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией философ понимал
обобщение множества частных
явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции
Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов. Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений
обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают
все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает
необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).
Бэкон утверждал, что опыты должны ставиться по
индуктивному методу: индукция - это
необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств форма доказательства
и метод познания природы. В дедукции порядок движения мысли от общего к частному, в индукции -
от частного к общему.
15
ВОПРОС Философия эпохи Просвещения: отличительные черты и значение.
Основные проблемы и представители. Вольтер, Руссо, Гольбах, Ламетри,
Монтескье, Дидро (на выбор).
В историю
XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем
Франция, Германия и Россия.
Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед
судом разума! Возникает культ разума, науки и прогресса. Образование становится модным.
Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, — вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк — родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения — культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества.
Концептуальную основу Просвещения составляли две теории. Во-первых, это теория общественного договора (Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре», Перенял эту идею у
Гоббса, Локка). Согласно ей государственная власть возникает в результате соглашения между людьми, которые вынуждены переходить от беззащитного естественного состояния к защищенному гражданскому.
Вторая важнейшая теория – теория познания, развивающаяся в рамках парадигмы, предложенной Дж. Локком – представителя эмпиризма (tabula rasa, знания из опыта, чувственные ощущения). Среди его последователей можно назвать имена Вольтера, Дидро.

Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла
Распространялись
энциклопедии, позволяя вести просветительскую работу среди масс, нести в массы «свет знаний».
Ключевые темы этой эпохи – разум, природа и прогресс. «Длинный
XVIII век» был одержим идеями
социального конструирования, главными направлениями которого были:
создание разумного законодательства и корректировка социального
поведения человека с помощью воспитания. Под влиянием этих идей были предприняты реформы, имевшие целью уничтожение «старого порядка» и перестройку общественной жизни.
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778) — один из идейных вождей французского
Просвещения,
знаменитейший писатель и мыслитель. Как отмечают специалисты, Вольтер
безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь XVIII в. Вокруг него бушевали страсти. Его любили и ненавидели. Он — чародей слова, дьявольски умен и остроумен, кругозор его на редкость велик, трудолюбие неиссякаемо, темперамент вулканичен
. Он писал о событиях,
волновавших всех.
Вольтер активно критиковал Церковь: «Раздавите гадину за противодействие научному прогрессу», однако в поздние годы жизни пришёл к выводу, что
религия необходима, так как это единственный эффективный регулятор нравственности людей. «Даже если Бога не было бы, его стоило бы придумать».
Страной, по мнению Вольтера, должен править
просвещённый монарх, который понимает назревшие проблемы и начинает активно их реализовывать. Свое
политическое
кредо Вольтер выразил в крылатой фразе: «Лучшее правительство то, при котором
подчиняются только законам!» Он возлагал надежды на мудрость и благость правителя, короля-философа.
Стремясь воздействовать на принцев и королей, он написал труд о Петре Великом, побывал в Пруссии, где поучал Фридриха Великого, состоял в переписке с Екатериной Великой.
Отрезвляющая ирония Вольтера снова понадобилась прогрессивным силам общества и сыграла немалую роль в идейной подготовке революции 1830 г., окончательно покончившей с
Бурбонами.
Вольтер и его соратники
требовали свободы мысли, устного и печатного слова. Он со всей силой непримиримости кричал на всю страну, на весь мир:
«Осмельтесь мыслить
самостоятельно!»
Его творчество отличается исключительной многосторонностью: он и философ, и популяризатор передовых естественно-научных идей, и поэт, и драматург, и романист, и историк. Вольтер является автором «Философского словаря», который в последнем полном собрании его сочинений занимает пять томов по 35—40 печатных листов каждый.
16.
Немецкая классическая философия, её особенности и значение. Философия Канта
(«Критика чистого разума»: концепция познания, феномен и ноумен; «Критика практического
разума»: понимание человека, «категорический императив»).

К этому направлению философии мы можем отнести: И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга,
Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. Н.К.Ф. получила название классической в связи с тем, что принципы философствования заложенные в ней носили
образцовый совершенный характер из которого исходила философия последнего времени. Н.К.Ф. продолжает традицию века просвещения, обращение бытия мира природы человека
к просвещенному разуму. Она концентрирует своё внимание
на творческой деят-ти чел-го духа, обладающего автономностью по отношению к природе и к миру .Н.К.Ф. опирается на
диалектический
метод. Н.К.Ф. характеризуется возвращением к созданию универсальных философских систем.
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
1.
Классические немецкие философы полагали, что
философия призвана быть критической
совестью культуры, "конфронтирующим сознанием", "усмехающимся над действительностью", "
душой" культуры.
2.
Важной темой является
человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как
нравственное существо. Гегель расширяет границы активности самосознания и
индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы (государство). Он глубоко
исследует различные формы общественного сознания
(религия, искусство, философия). Фейербах создает новую форму материализма -
антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.
3.
Все представители классической немецкой философии
относились к философии как к
специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего,
гносеологию и этику. Гегель
создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал
онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.
4.
Классическая немецкая философия
разрабатывает целостную концепцию
диалектики(учение о наиболее общих связях, общих законах всяких изменений и развития
в природе, обществе и мышлении).
Кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей
человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде
процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно- количественных изменениях, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. - в
каждой из этих областей
Гегель стремился найти нить развития.

Фейербах рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения,
единство
противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Им предпринята попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального.
5.
Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии
в разработке проблем
гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли. К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.;
гегелевское учение о гражданском
обществе, правовом государстве, частной собственности; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику. Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.

6)Открывается универсальный язык философии (вводится огромное количество новых понятий Кант – 30, Гегель -156)

7)Пересмотрено взаимоотношение субъекта и объекта (Наши знания соответствуют окружающей действительности «Не человек должен подстраиваться под природу, а природа и вещи должны подстраиваться под познавательную деятельность человека»
Кант. «Только человеку под силу познать замысел, план абсолютной идеи, которая творит мир» Гегель)

8)Именно в НКФ религия получает объективное объяснение, как необходимо возникающий феномен, и как феномен, которому суждено исчезнуть Фейербах
Можно определенно сказать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в. и прежде всего французскими просветителями,
провозгласив
человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их собственного бытия: феодальная раздробленность
Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы, так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным движением; желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.
Именно этот компромисс находит свое философское обоснование в работах Канта, Гегеля,
Фейербаха и др. философов.
Иммануил Кант
(1724-1804) - основоположник немецкой классической философии. И.Кант –
дуалист и агностик (человек, который считает, что познание объективной реальности
посредством субъективного опыта невозможно). Его творчество распадается на два периода:
докритический (по 1770 г.) и критический. В первый период интересы Канта носят ярко выраженный
естественнонаучный и натурфилософский характер. В это время им написан знаменитый трактат
«Всеобщая естественная история и теория неба» ,в котором обосновывается космогоническая гипотеза, получившая позднее название теории Канта-
Лапласа. Приходит к выводу, что современная наука заражена двумя болезнями:
однобокость
мышления и отсутствие достойной цели.

Название следующего периода в творчестве Канта «критический» призвано обозначить существо
нового подхода мыслителя к задачам философии. В этот период были написаны известные произведения И.Канта:
«Критика чистого разума» (1781), «Критика
практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).
«Критика чистого разума»- основной задачей являлось
определение общих законов
познавательной деятельности человеческого разума. Критика – переосмысление,
дополнение. Чистый разум – свободный, автономный, не зависящий от материальных условий.
Все познание начинается с опыта.
Кант ставит задачу нахождения. законов выходящих за границы какого-либо
непосредственного опыта. Предваряя решение этой задачи Кант обращается к природе
вещей. У него природа вещей распадается на 2 вида, вещи сами по себе обладающие внутренней сущностью-ноумен (вещь в себе). И внешнее проявление вещи-феномен. Человек в познавательной деятельности имеет дело с феноменами, ноумены он познать не может.
Существуют антиномены, доказывающие то, что разум не способен познать истину:
1) Мир имеет начало во времени и пространстве – мир вечен
2) Бог есть – Бога нет
3) Всё сложное состоит из простых вещей – сложное не может состоять из простых вещёй
4) В мире существуют свобода событий – в мире всё предопределено
Все люди видят и чувствуют предметы по-разному. Возможно ли найти признаки, единые для всех? Если последовательно отбросить от предмета все эмпирические характеристики (вкус, цвет, запах), то останется
пространство, которое этот предмет занимает и время. Пространство и время – необходимые условия
для нашего познания. По Канту – пространство и время – не самостоятельные сущности, это сугубо субъективное общечеловеческое свойство. То есть, нет людей на земле – нет пространства и времени, их осознает лишь человек. Пространство – внешнее чувство предмета, время – внутреннее. Сначала мы осознаем положение предмета в пространстве и времени, только после его познаем.
«Критика практического разума» отвечает на вопрос что я должен делать? Практический разум-
это разум деятельный относящийся к деятельности человека как свободного
нравственного существа ,как и в теории познания этики Кант пытался найти априорные познания нравственности. Откуда берется мораль? Это необходимое следствие, вытекающее из обыденной жизни, природа человека. – Тогда откуда воры, аморально ведущие себя люди?
Мораль дается человеку Богом. – А есть ли Бог? Если он есть, то мы не знаем его сил и способностей, а если нет, то есть ли смысл в соблюдении морали?
Мораль – внутреннее свойство человека, внутренний
нравственный закон. Отличающий людей от животных. Самопожертвовани, альтруизм и тд. Единственное, что дано человеку природой – стремление к счастью.
Возможно ли одновременное сосуществование в человеке
абсолютного счастья и морального поведения? По Канту – нет. Если мораль у человека я является способом достижения цели, то это гипотетический императив. Такое, внешне моральное действие не несет в себе стержня.
Самым главным понятием человека должно быть понятие
долга. Если я могу это сделать, значит я должен.

Должен быть всеобщий принцип, закон для всех. Кант его называет «
категорический
императив»(обязательное повеление).
Основные правила категорического императива:
1)К человеку должны относиться как к цели и никогда как к средству.
2)Относись к человеку так же, как ты хотел, чтобы относились к тебе.
З)Поступай согласно такой
максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.Этику Канта принято называть этикой долга или этикой доброй воли. Будучи свободным, необходимо подчиняться законам – по-другому нельзя.
17
вопрос.Немецкая классическая философия, её особенности и значение. Философия
Гегеля (Принцип системности. Диалектика. Феноменология духа. Понимание человека и
его свободы).
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831) -
немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.Осн.труды- «наука», «логика»,
«феноменология духа», «философия права», «философия истории», «энциклопедия философских наук».
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта