Философия. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи
Скачать 1.02 Mb.
|
31. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и формы общественного сознаня. Проблема идентичности. Массовое сознание и его проблемы. Индивидуальное сознание – совокупность ценностей, идей, убеждений, оценок, чувств одного человека. Отражает внутренний мир одной личности. Общественное сознание – совокупность убеждений, оценок и мнений всего общества относительно нынешней жизни. Оно объединяет в себе опыт, ценности всех людей и преобразует в общие , подходящие для всех. Индивидуальное сознание ярче, чем общественное, но уже. Люди идентифицируют себя с тем обществом, в котором живут. Человеке умещает в себе как индивидуальное, так и общественное сознание. Их взаимосвязь объясняется просто: они или гармонируют между собой, или входят в противоречие. Источник формирования общественного и индивидуального сознания- бытие людей. Основа проявления-практика. Основа вырожения-язык. Различия: индивидуальное сознание имеет границы , обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное сознание охватывает жизни множества людей. Индивидуальное сознание находится под влиянием личных качеств человека, а общественное состоит из общего- знания, оценки, ценности, которые передаются из поколения в поколение и измняются в процессе развития общественного быта. Индивидуальное сознание обогащает общественное своими образами, переживаниями, идеями и теориями. В свою очередь индивидуальное сознание любого человека формируется и развивается на основе общественного сознания: усваивает имеющиеся в обществе взгляды, представления, предрассудки Структура и формы общ.сознания: В общественном сознании выделяют различные уровни и формы. А) Уровни – отличаются друг от друга степенью сложности. Б) Формы - отличаются друг от друга предметом отражения действительности. (Формы носят исторический характер, т.е. меняются с развитием общества.) Выделяют два уровня общественного сознания-низший и высший. I. Низший уровень - обыденное сознание (здравый смысл) - совокупность взглядов и представлений людей, возникающих в результате их непосредственной практической деятельности. На этом уровне вырабатываются правила поведения и общения людей. Не дает научного объяснения явлений. Оно относительно консервативно (например, привычки, взгляды). Формы обыденного сознания: 1) Общественная психология – настроения, чувства, традиции и привычки людей, выражающие их отношение к окружающей действительности. Складывается под влиянием практики, стихийно. 2) Массовое сознание – проявление в общественной жизни общественной психологии. Побуждает людей действовать определенным образом. 3) Общественное мнение -мнение людей, их отношение к тем или иным фактам. Складывается стихийно или формируется сознательно. II. Высший уровень общественного сознания - теоретическое сознание –совокупность определенных идей ивзглядов, теоретически разработанных и систематизированных. Формы теоретического сознания: - идеология; - наука - искусство - религия - мораль - политическое сознание -система теорий и взглядов по поводу власти; - правовое сознание – система взглядов по поводу права. Проблема идентичности: Идентичность - самоопределение личности, самопознание и осознание себя.Идентичность- процесс организации жизненного опыта в индивидуальное "Я" ( выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным) Идентичность включает в себя два слагаемых, имеющих различную природу: данность и выбор. Данность – это то, что дано, предзадано человеку: его тело, место и время рождения, начальные условия жизни. Данность выражает определенность, конкретность, локальность человеческого существования. Но человеку также дано быть не объектом, а субъектом. Он может осознать эту данность и распорядиться своим наследством. Человек совершает выбор, принимает решение. В содержательном отношении массовое сознание представляет собой широкую совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих все без исключения стороны жизни общества. Будучи духовным продуктом объективных процессов массовизации человеческих практик массовое сознание само оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни общества, выступая в качестве мощного регулятора массовых форм поведения людей. При этом главными формами выражения и функционирования массового сознания являются общественное мнение и общественное настроение. Массовое поведение представляет собой стихийную реакцию людей на социальную ситуацию, затрагивающую их интересы. Проблемы массового сознания: ведомость, узкое мышление, «массой» легко управлять. 32. Познание как предмет филосовского анализа. Понятие, основные проблемы и исторические варианты гносеологии. Классическая и некласическая эпистемология. Познание- творческая деятелтность субъекта ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Теория познания (гносеология) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности, границы и принципы познания. Теория познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Центральной проблемой гносеологии выступает решение вопросов о том, 1)что такое познание и какова природа знания; 2) что такое истина и ее типы; 3) взаимоотношение между субъектом и объектом познания; анализ познавательных возможностей человека и взаимодействия различных типов знания 4) что такое сознание. 5)познаваем ли мир? Поскольку главной целью и ценностью любой познавательной деятельности является не просто получение знания, а знания, обладающего статусом истинного, то в наиболее общем плане гносеология представляет собой философское учение об истине и путях ее достижения. Структура познания: 1. Субъект ( человек, социальная группа и т.д) 2. Объект познания Цель познания — истина. Гносеология – теория познания. Рассматриваются вопросы о сущности, источниках и методах познания, о путях постижения и критериях истины. В ответе на этот вопрос сложились три основные линии: Гносеологический оптимизм- уверен в том, что мир познаваем; временные ошибки или заблуждения не умаляют безграничных способностей разума в познании (эпоха Просвещения, материалисты) Агностицизм -принципиальная непознаваемость мира (И.Кант признавал существование объективного мира «вещей в себе», но считал их непознаваемыми. ) Скептицизм – сомнение в познаваемости мира (античная философия - Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю») Конвенционализм (разновидность агностицизма; появился в XX веке) – научные теории и понятия являются не отражением объективной действительности, а продуктом соглашения между учеными (Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд) Примеры видов познания-язык,вера(верю чтобы знать и знаю чтобы верить),разум,природа Эпистемология (греч. episteme — знание, logos — учение) — направление в философии, которое изучает, что такое знание, из каких составляющих оно состоит, для чего оно нужно и как его развивать. Эпистемологию ещё называют теорией познания. Классическая и неклассическая эпистемология: - для классической эпистемологии характерна ключевая роль рациональности как основной логики познания мира и человека. Черты: 1 . Критицизм: философия возникает как недоверие к традиции, к тому, что навязывается индивиду внешним окружением. 2. Фундаментализм и нормативизм: нужно найти фундамент всех знаний, относительно которого не возникает никаких сомнений. Платон - чувственное восприятие не может дать знание, по-настоящему можно знать только то, о чем учит математика. . Аристотель - чувственный опыт говорит нечто о реальности. Опытная наука возможна, но она не может быть математической, ибо опыт качествен и не математизируем. Новоевропейская наука - эмпирическая наука возможна, но не на основе описания того, что дано в опыте, а на основе искусственного конструирования в эксперименте. Декарт – истинное знание только рационально. Бэкон – истинное знание выводится только из опыта. 3. Субъектоцентризм - противопоставление субъекта и объекта исследования. 4. Наукоцентризм — высший тип знания — научное знание, которое представлено в математическом естествознании. Существует на самом деле то, Что говорит наука о мире. - неклассическая эпистемология: 1. Пост-критицизм.Это не отказа от философского критицизма , а только понимание фундаментального факта, что познание не может начаться с нуля, на основе недоверия ко всем традициям, а предполагает вписанность познающего индивида в одну из них. 2.Отказ от фундаментализма - обнаружением изменчивости познавательных норм, невозможности формулировать жесткие и неизменные нормативные предписания развивающемуся познанию. 3. Отказ от субъектоцентризма -познающий субъект изначально включен в реальный мир и систему отношений с другими субъектами. Субъективность – культурно-исторический продукт. Изменение субъективности ведет к изменению способов исследования мира. Следовтельно меняются результаты исследования. 4. Отказ от наукоцентризма. Наука не единственный способ познания.. Для того чтобы понять познание во всем разнообразии его форм и типов, необходимо изучать эти до- научные и вне-научные формы и типы знания. 33. Понятие знание. Многообразие форм познания, структура познания. Формы чувственного и рационального познания. Одним из важнейших положений гносеологии является то, что познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание — это многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт. Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность — идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое — в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов.Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой . Цель познания — знания. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. Многие философские понятия объединяются в некоторые системы – категории познания (объект познания и субъект познания, истина и её критерии, истина и практика и пр.) В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность ( прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств. Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Восприятия - синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. Наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление. По сравнению с восприятием оно является более обобщенным образом действительности, служит ступенькой, позволяющей перейти к рациональному отражению действительности. Но не следует представлять дело так, что чувственное познание — это пассивный этап передачи информации от объекта к субъекту. Чувственное отражение активно, во-первых, а во-вторых, социально обусловлено (речь идет о человеческом чувственном отражении). Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления (процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека, существенных свойств и отношений действительности). Мышление может быть представлено тремя основными уровнями, которые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него характерны: - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории. Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. С него начинается и им завершается любой цикл осмысления действительности. Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности. Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания. Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. С помощью понятий, суждений иумозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности. Умственная работа не сводится к механическому усвоению способов деятельности. Человек овладевает не набором понятий, суждений и умозаключений, а принципами, структурой для их обработки. Как интеллект (умственная способность), так и мышление (умственная активность) не являются изолированными формами. Между ними постоянно осуществляется взаимосвязь, взаимопереход. Но чувственное и рациональное познание как формы не исчерпывают процесс познания. Познание осуществляется и с помощью интуиции, на природе которой и ее познавательных возможностях следует остановиться подробнее. Интуиция — (от лат. intuitio - пристально смотрю) определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность,непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. В иррациональной философии интуиция — мистическое постижение “истины” без помощи научного опыта и логических умозаключений. Характеризуя интуицию, можно отметить что: 1) интуиция - это особая форма скачка от незнания к знанию; 2) интуиция - это плод переплетения логических и психологических механизмов мышления. Исследователи отмечают также и признаки интуиции: внезапность скачка; неполная осознанность процесса; непосредственный характер возникновения знания. Выделяют также формы интуиции: чувственную и интеллектуальную. Интуитивное мышление следует за осознанным мышлением в плане проблематики, но часто опережает его во времени решения задач. Еще его особенность в том, что оно возникает как следствие напряженных и эмоционально насыщенных поисковых размышлений. Оно всегда эмоционально окрашено. Оно всегда просто и лаконично и никогда не представляет собой целой теории, а дает лишь некоторый ключевой элемент. Также следует сказать о том, что выделение в познании чувственного и рационального познания, а также интуиции вовсе не означает, что процесс познания протекает именно в такой последовательности. В реальном познании все сосуществует одномоментно, формы познания в реальном познавательном акте неразделимы. 34. Проблема истины в философии и науке. Класичесская и современная концепция истины. Главная цель познания – достижение истины. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Однако, главными преградами для этого являются сами объективный мир и человек. Вместе с тем – и сам объективный мир в условиях постнеклассической науки (релятивисткая физика, синергетика) не предстает упорядоченным и в определенном смысле неизменным. Как можно достоверно знать реальность, которая сама постоянно изменяется? В истории философии сложилось несколько основных концепций истины. 1. Классическая (корреспондентская) концепция – под истиной здесь понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-либо объективной действительности. Основателями ее являлись древнегреческие мыслители – Платон и Аристотель. Данная концепция является самой популярной среди философов и ученых, поскольку предполагает, что не ученые творят свои гипотезы по своему усмотрению, а |