Главная страница

Философия. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи


Скачать 1.02 Mb.
НазваниеФилософия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи
АнкорФилософия
Дата05.06.2022
Размер1.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1-53_2.pdf
ТипДокументы
#571034
страница11 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
Техника "вооружает" человека, она делает его более сильным, быстрым, высоким.
Тем не менее, и при такой оценке значения техники возникают многочисленные коллизии. Ведь есть отрицательные последствия техники, а они ослабляют человека в том или ином отношении, укорачивают продолжительность его жизни.
2.
проблема взаимоотношения техники и науки, при этом, как правило, наука ставится на первое место, а техника на второе. В последние годы все чаще подчеркивается влияние техники на науку. Все в большей степени начинает оцениваться самостоятельное значение техники. Философии хорошо известна такая закономерность: по мере своего развития "нечто" из подчиненного положения переходит в более самостоятельную стадию своего функционирования и конституируется как особый институт. Так случилось и с техникой, которая
давно уже перестала быть всего лишь чем-то прикладным. Технический, инженерный подход не отменил и не вытеснил научные подходы. Техники, инженеры используют науку как средство в своей ориентации на действие. В отличие от научного подхода он не охотится за знанием, а стремится к производству аппаратов и осуществлению технологий.
3.
оценка техники и выработка в этой связи определенных норм. Когда философы техники анализируют различного рода оценки техники, то они неизбежно обнаруживают идеалы, которые часто используются неосознанно. Философия техники выявляет эти идеалы.
Технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека,
соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемыми.
38.
Проблема человека в философии. Понятие «человек», «индивид», «личность»,
«индивидуальность».Специфика человеческого бытия.
Обсуждавшиеся выше проблемы человеческого появления, развития и существования относятся к человеку как таковому. Однако, человек вообще – понятие абстрактное, родовое. В действительности каждый человек находится в постоянном процессе развития, что в свою очередь требует особых научных понятий. Общепризнанными понятиями характеризующими ступени развития человека являются понятия индивид, индивидуальность, личность.

Термин «
индивид» употребляется прежде всего для обозначения всякого отдельно взятого
представителя человеческого рода. В социальной философии словом "индивид" издавна обозначался единичный представитель какой-либо группы (исторически определенного сообщества, общины, корпорации). Уникальность реальной жизни и деятельности отдельного человека в это понятие не входит.
Индивид экземплярен. Это не просто "один", а всегда "один
из". Различия людей как индивидов - это, во-первых, различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат, а во-вторых, различия в том, насколько полно типические признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях. С помощью понятия "индивид" подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование (от объективного социальногоположения, характера включения в общественное производство, от решающего для его группы общего интереса и т.д.).
Понятие
«индивидуальности» акцентирует внимание на том особенном, специфическом,
своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. Оно может рассматриваться как антитеза по отношению к понятию среднетипичного. С представлением о развитой индивидуальности связывается наличие многообразных социальных качеств, сообщающих человеку
подлинную неповторимость.
Высшим этапом в развитии человека является превращение человека в личность. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Он анализирует процесс развития личности во взаимосвязи с социальными общностями и социальными группами, обществом в целом. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире
как субъекта деятельности, познания и творчества. Понятие «личность» означает, что
человек может выступить ответственным субъектом своего действия и
переживания, он осознает свои восприятия и знает цену собственным инициативам.
Принято выделять две основные концепции личности – сущностную и ролевую. Первая понимает личность как наличие определенного ценностного ядра, формирующегося в процессе деятельности и общения в социальной среде. Данное ядро представляет собой определенную устойчивость.
Ролевая концепция ставит под сомнение наличие устойчивого ядра и утверждает множественность социальных ролей личности в зависимости от окружающих обстоятельств.
Личность есть носитель системы ценностей, которые опредмечиваются и в вербальном, и в объектных планах. Поэтому считается, что
личность может "сделать" сама себя, т.е. строить
свою жизнь, сообразуясь с идеальным планом-замыслом, и в определенной мере подчинить себе обстоятельства.
Личность всегда нуждается в самовыражении, она устойчива и узнаваема.
C
тановление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных
ориентаций данного общества, который традиционно принято называть социализацией. Человек учится выполнять социальные роли в семье, организации, социальном институте, государстве.
Однако, данный процесс не происходит сам по себе. Лишь в процессе различных типов деятельности (и прежде всего труда), а также общения, коммуникации с другими участниками социальной жизни, происходит формирование личности. Вместе с тем, социализируясь человек все больше осознает свое собственное значение в обществе, свою роль и социальные функции.

Человеческое бытие двойственно, потому что с одной стороны, каждый шаг человека ограничивается условиями и требованиями, которые предъявляются природной средой и обществом и в большинстве случаев человек им подчиняется, поскольку невозможно физически и морально вести постоянную борьбу, но с другой стороны, именно
исключения из этого правила пробуждают в человеке подлинно человеческое.
Поскольку человек не прекращает искать способ проявления своей самостоятельности, постольку самостоятельность имеет предпосылки не быть утраченной навсегда. Человек всегда хотел и будет хотеть решать,
осуществлять свой собственный выбор.
Следовательно выбор является важнейшей составной частью человеческого бытия.
39.
Проблема антропосоциогенеза. Научные, философские, религиозные гипотезы
происхождения и развития человека.
Длительный процесс одновременного становления человека и общества называется
антропосоциогенезом. Происхождение человека и общества по сей день остается научной проблемой, то есть вопросом, на который так и не найдено окончательного ответа.
Гипотезы:
1.
Креационистская теория. Бог выступает не только как создатель конкретного человека(по своему подобию), но и целого мира в общем. А человек в нем играет наивысшую роль- это совершенное создание. С Богом человека роднят духовные признаки- разум и свободная воля. Они являются божественным даром, превратившим биологическое существо в человека.
2.
Научная(эволюционная теория Ч. Дарвина). Эволюция привела к появлению человека, непосредственным предком которого была обезьяна. Эволюционную концепцию дополняет трудовая теория Ф. Энгельса, труд способствовал становлению прямохождения, росту объемов головного мозга. Поскольку трудовая деятельность носила общественный характер, она способствовала становлению речи, выработке норм поведения, форм социальной жизни.
3.
Теория «разумного плана» взаимосвязывает различные концепции антропосоциогенеза.
С точки зрения этой теории, можно предположить, что некая неизвестная пока современной науке сила создала программу развития Вселенной и запустила ее в действие (Большой Взрыв).
4.
Под влиянием науки в обыденном сознании сложилось мнение о прогрессивном развитии человека в ходе истории. Вопреки всему этому распространенному мнению представителями
неклассической философии высказана идея о регрессе человека.
Человек- это дефективное животное, хуже других животных приспособленное к миру.
Разум компенсирует биологическую несостоятельность человека, благодаря ему человек
создает искусственный мир- цивилизацию. Цивилизация постепенно выходит из-под контроля человека, становится все более неуправляемой и опасной
5.
Гипотетической является появившаяся в 20 веке инопланетарная (уфологическая) версия антропосоциогенеза. Высказывается мысль, что люди были «сконструированы» высокоразвитыми космическими цивилизациями. Однако инопланетарная теория не отвечает на вопрос о возникновении жизни в космосе.

40.
Современные представления о природе и сущности человека. Проблема соотношения
социального и биологического в человеке. Человеческая природа в свете
биотехнологий.
Человек всегда больше того, что он знает о себе. Он не одинаков во всех случаях он есть путь; не только существование, установленное как пребывание, но и имеющаяся в нем возможность, даруемая свободой. Исходя из которой человек еще в своем фактическом действовании решает, что он есть.
Реальный человек – это не набор отдельных признаков и компонентов, а живое и целостное
единство. Осмысление данного единства и является первоочередной задачей философской антропологии.
В человеке уживаются 2 начала: социальное и биологическое. Человек- природное создание, но в то же время иноприроден. Он- творение природы, но в то же время выпадает из ее лона.
Человек- единственный биологический вид, в жизни которого внутривидовые различия весомее, чем внутривидовая общность.
Вопрос о природе человека - это вопрос о его эмпирическом отличии от всех других
живых существ, а вопрос о его сущности - это вопрос о тех его глубинных качествах,
которые определяют его специфику и внешне проявляются в свойственной его природе чертах. Противоречивость природы человека связана с пониманием его как двойственного биосоциального существа.
Человек, прежде всего, представляет собой живое
телесное существо. Это означает, что он представляет собой совокупность родовидовых признаков, присущих HomoSapiens.
Природно-обусловленными
являются
внутриутробное
развитие,
рождение,
продолжительность жизни, наследственность, влияние инстинктов. Подобно другим биологическим видам человечество имеет устойчивые вариации разновидностей, наиболее крупные из которых принято называть расами.
Биология указывает на то, что каждый человек является совершенно
индивидуальным, так как набор генов, получаемых от родителей, не может быть в точности повторен.
А такие процессы, как язык, мышление, деятельность, направленная на производство, социальная и политическая активность, являются определяющими
социальными признаками
человека. Без общества ни один человек не сможет самореализоваться. Сознание и мышление человека могут быть сформированы
только вследствие общественного
взаимодействия.
Проблема соотношения биологического и социального в человеке в том, что социальные и биологические навыки
человека не могут существовать по отдельности. Без процесса биологической эволюции современный человек еще могу бы появиться, но без социальной жизни невозможно представить его становление не уровне высшего существа на нашей планете.
Мы живем в мире технологий, в веке процветания
генной инженерии. И, безусловно, человек добился огромного прогресса в этой сфере деятельности, но благополучно ли она сказалась на жизни людей? Впервые в истории человечества возникает
реальная опасность разрушения

той биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека и формирование его как личности. Становится вполне реальным наступление эры покорения самого себя человеком.
Применение преимплантационной диагностики и проведение исследований
эмбриональных
стволовых клеток прокладывают прямой путь к превращению в обыденные манипуляции, связанные с корректировкой и овеществлением жизни человека еще до его рождения.
То есть
ребенок может родиться на свет лишь в том случае, если он будет соответствовать
удовлетворяющим родителей параметрам. И такие инновационные изменения полностью изменяют суть человеческого бытия, поскольку
еще до рождения, человек лишен свободы.
Ребенок уже является конструируемым веществом, а не реализацией человеческого замысла.
41.
Философия любви. Проблема свободы человека. Проблема жизни и смерти
в духовном опыте человечества, смысл жизни.
Любовь:Понятие любви прошло длительное развитие. Изначально она была отвергнута философами, а потом прошла путь
от божественной любви до земной. Любовь является одной из ведущих тем в философии. Только в любви и, проходя через нее, человек становится самим собой. Без этого чувства он
является неполноценным, неживым существом, у которого нет смысла жизни. Поэтому проблема любви в философии является
центральным объектом
изучения. Способность понять, что есть любовь, была предпринята многими философами во все времена и будет еще долго волновать умы ученых.
Впервые к проблеме о любви обратился
Платон, он говорил, что любовь- это божественная
сила, которая помогает человеку пройти все преграды, она была помощником, который вел по пути нравственности и вечной красоты. По его мнению, это не физиологический инстинкт, который нужно было удовлетворить, а это
жажда целостности, поиска своего Я.
Свобода человека:Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие
свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда
данное («человек осужден быть свободным»). Полагая человека единственным источником воли, Жан-ПольСартр справедливо связывает эту волю с ответственностью:Но если действительно существование предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть.
Таким образом, первым делом
экзистенциализм делает каждого человека собственником
того, что он есть, и возлагает на него полную ответственность за его существование... Но когда мы говорим, что человек ответствен за себя, то это не значит, что он отвечает только за свою собственную личность. Индивида в современном обществе Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще.
Отчужденный от себя человек, обреченный на
неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы: они глухи к нему, давят его своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может чувствовать себя благополучно устроенным только общество "подонков", человек же испытывает "тошноту".
Жизнь и смерть - вечная проблема человеческого существования. И она же вечный спор между стремлением человека к нравственно достойной жизни и бренностью его физического существования.
Люди, писал Платон,
воспринимают смерть как ту точку, где они все теряют, а на самом деле здесь
все обретается, и то, что обычно воспринимается как конец, правильней считать началом.
Наиболее последовательно и остроумно этот взгляд развивал Эпикур. Он говорил,
что человек

никогда не встречается со смертью: когда есть человек, нет смерти, и когда есть смерть, нет человека. Люди боятся смерти как ужаса, поджидающего их впереди, а на самом деле она находится сзади;
смертью более уместно называть прожитую жизнь. И чего человеку страшиться смерти, если он не страшится каждый день ложиться спать. Словом,
страх смерти
надуман, свидетельствует о человеческом невежестве.
Отрицательное отношение к смерти нашло отражение и в религиозно-христианских воззрениях.
Смерть здесь признается как величайшая и противостоящая жизни бессмыслица, как неодолимое препятствие, стоящее на пути человеческих стремлений. Она истолковывается как божественная кара, наказание за грех Адама – первого человека, а через него и всех последующих людей. Одновременно с этим провозглашается возможность преодоления смерти, которая находится в руках бога. Смерть и бессмертие – прерогатива бога. Человеку остается только надеяться на его милость. Трагическое восприятие смерти снимается верой во всемогущество и неограниченную, ничем не обусловленную щедрость бога.
Смысл жизни – это регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, оправдывает и истолковывает свойственные данной системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.
Необходимость постановки и решения вопроса о смысле жизни вызвана
конечностью человеческого существования, смертностью. Смерть, как и рождение, формируют границы человеческой жизни. Однако, смерть имеет и позитивное значение,
поскольку
упорядочивает
жизнь, формирует
определенный
уровень
ответственности перед самим собой и обществом. Понять жизнь можно лишь тогда, когда можно ее потерять. В мировой культуре с древнейших времен сложились два основных типа отношения к смерти, восходящие к индийской и египетской культурам.
В Индии, как в древности, так и в наши дни, умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остается, кроме души, которая перерождается. Особенностью древнеегипетской цивилизации был культ мертвых – отсюда и стремление сохранить конкретное тело путем бальзамирования.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта