Главная страница

Философия. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи


Скачать 1.02 Mb.
НазваниеФилософия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи
АнкорФилософия
Дата05.06.2022
Размер1.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1-53_2.pdf
ТипДокументы
#571034
страница10 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
открывают объективные закономерности мироздания. Основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле:истина есть
соответствие вещи и интеллекта. Данная концепция лежит и в основе одной из наиболее серьезных философских и научных концепций современности –
диалектического
материализма (основатели К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Его основными положениями относительно понятия истины являются: Во-первых, понятие “действительность” трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, в “действительность” входит также и субъективная действительность; познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание ее сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике. В- четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование,
истина есть процесс (все достигаемые истины – есть истины относительные, абсолютная истина – есть сумма относительных истин).
Все эти моменты отграничивают диалектико-материалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма. Из понимания истины как объективной,
не зависящей от индивидов, классов и человечества, следует ее конкретность. Конкретность
истины — это зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным
явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.
Однако, классическая концепция истины встречает следующие трудности: действительность никогда не дана субъекту напрямую, но лишь через посредничество сознания, а значит прямого соответствия никогда не будет; данные логики и математики, призванные упорядочить наши мысли относительно действительности не имеют соотносимых объектов реального мира (напр. мнимые числа); сами научные закономерности (напр. физический закон) есть обобщения всех частных случаев, в то время как в реальности мы имеем дело только с единичными случаями.
2.
Априористская концепция.(от лат. apriori – до опыта, само собой разумеющееся) – под истиной здесь понимается не соответствие действительности, а познание доопытных структур
чувственности и рассудка, составляющих человеческой сознание. Поскольку
именно они
обеспечивают контуры всей получаемой информации, то они и есть источник истины.
Так как именно сознание является источником правил, упорядочивающих внешний мир, то именно правила сознания и являются подобием истины (осознание пространства и времени, математические истины). Ярчайшим представителем данной концепции являлся И. Кант, хотя следы данной концепции прослеживаются в древнеиндийской философии, философии Платона, христианской доктрине богоподобия, философии Декарта. Главная трудность данной концепции в том, что считать универсальными доопытными структурами, свойственными для всех людей.
3.
Онтологическая концепция истины. Истина в данной концепции есть единое, весь мир
одновременно.Это означает, что каждая конкретная вещь по отдельности истиной не

является. И это действительно так. Поскольку целое не равно сумме частей, и только интегральное знание о мире является в известной степени достоверным. Сторонниками данной концепции являлись
Платон, В.С. Соловьев, М. Хайдеггер. Указанная концепция исправляет все недостатки классической и априористской концепций, однако при всей своей привлекательности она недостижима, поскольку человек здесь должен одновременно воспринимать весь мир, все бытие в его прошлом, настоящем и будущем состояниях. Другой аргумент – если все истинно – то как быть с заблуждениями.
4.
Когерентная теория истины. Сторонники данной концепции утверждают, что
истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Истина - это во многом логическая правильность и корректность. Истиной по мысли когерентной концепции также может быть непротиворечивость гипотезы фундаментальному знанию, существующему в науке. Сторонниками данной концепции являлись
А. Тарский, Л. Витгенштейн, Б. Рассел.
Аргументами против данной концепции являются тот факт, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязанность суждений внутри какой-либо теории еще отнюдь не свидетельствуют о ее истинности, а соответствие какой-либо фундаментальной теории также не является критерием, ведь любая фундаментальная теория также относительна.
5.
Прагматистская концепция. Знание должно быть оценено как истинное, если способно
обеспечить получение некоего реального результата. Истина таким образом, отождествляется с пользой, результативностью. Сторонниками данной концепции являлись Ч. Пирс и У. Джемс.
6.
Конвенционалистская концепция. Истина есть продукт соглашения (гласного или
негласного) между участниками познавательного процесса. И это действительно имеет место в науке и философии, где большинство парадигмальных концепций являются не только доказанными, но и взаимосогласованными. Сторонниками данной концепции могут считаться
Т. Кун и Х. Патнем. Однако, то, что принимается одним сообществом не всегда является
убедительным для другого.
7.
Экзистенциалистская концепция. Экзистенциальными называются такие состояния
человека, когда он, отвлекаясь от внешних проблем, погружается в глубины своего духовного
состояния и задумывается в первую очередь о смысле собственного жизненного
предназначения. Истина здесь сближается с ценностями. Критерием истины уже выступают не столько знания, сколько «правда», творческая самореализация, духовный рост. Сторонниками данной концепции являлись С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс. К данной концепции близко творчество Ф.М. Достоевского.
Таким образом, общими критериями истины могут являться практика, эксперимент, логическая непротиворечивость, внутренняя и внешняя когерентность, простота, ценностное содержание и красота. Истину также следует отличать от мнения (обобщенных массовых
представлений), заблуждения (непреднамеренной трактовки истинного знания как ложного,
а ложного как истинного) и лжи (преднамеренного сокрытия истинного знания).
Истина, таким образом, - это такое объективное содержание наших знаний, которое
удостоверено (доказано) в качестве независимого от субъективно-психологических
компонентов, не выходит за границы своей применимости и не претендует на
окончательный завершенный характер.
Достижение истины в процессе познания невозможно без наличия определенной цели,
которой часто и является сама истина. В этой связи важно понимать, что в ситуации, когда истина еще не достигнута, человек должен быть убежден, что она достигнута будет. Данный феномен сознания принято обозначать термином вера

35.
Особенности научного познания. Эмпирический и теоретический уровни; их различия
по методам и результату. Проблема рациональности.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.
При этом указанные уровни научного познания не тождественны чувственной и рациональной формам познания вообще. Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний - данные наблюдений - всегда фиксируется в определенном языке: причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и специфические научные термины. Но эмпирическое познание к данным наблюдений не сводится. Оно предполагает также формирование на основе данных наблюдения особого типа знания - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Но при построении теории используются также и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания, ибо представления, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания.
Различение эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. По мнению академика
И.Т.
Фролова основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие:
1) характер предмета исследования,
2) тип применяемых средств исследования
3) особенности метода.
Различия по предмету состоят в том, что эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на
изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне же теоретического познания происходит выделение
сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта.
Различия по типу применяемых средств исследования заключаются в том, что эмпирическое исследование базируется на непосредственном
практическом взаимодействии
исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и
экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное
практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.
Соответственно своим особенностям эмпирический и теоретический типы познания различаются по методам исследовательской деятельности. Как уже было сказано, основными методами эмпирического исследования являются реальный эксперимент и реальное наблюдение.
Важную роль играют также методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений. Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация
(метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.
36.
Понятие науки. Наука как знание, как деятельность и как социальный институт.
Функции науки. Этика науки.
Наука – важнейшая часть общества, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности.
Наука – это также деятельность, направленная на получение нового знания, преобразующего мир, обогащающего духовный мир человека, общества, цивилизации.
Понятий «наука» встречается множество, это зависит, в основном, от периода времени:
Наука как тип знания. Главной проблемой тут является выявление тех признаков, которые необходимы для различия научного знания и различных форм вненаучногознания.(Пример: кардиология- узкая система знаний). Наука изучает мир таким как он существует реально, вне зависимости от человеческого сознания. Существенным признаком научного познания является его с
истемность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определённых теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.
Логичность и понятийная точность достигается в научном познании также благодаря тому, что в качестве основного средства языкового выражения используется системно-организованная в каждой отрасли научного знания
терминология.
Наука как деятельность. Наука- это когнитивная, познавательная деятельность. В случае научной деятельности цель- получение нового научного знания, предмет- имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация.(Пример: процесс обучения). . Получение научного знания является главной целью научной деятельности. Изучать науку – это значит изучать деятельность ученого, технологию его действий по производству знаний.
Наука как социальный институт. Функционирование научного общества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре научно-технической политики общества.(Пример: объединение врачей одной узкой специальности). организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля. Наука как социальный институт представляет
собой сложную систему научных

учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также научных отраслей, объединяющих около 5 млн. ученых по всему миру.
Функции науки: 1)познавалельная
2)образовательная
3)прогностическая
4)практическая
5)преобразовательная
Этика науки: 1) универсализм: истинность знания должна оцениваться вне зависимости от личности ученого(пола, возраста)
2) коллективизм: научные открытия принадлежат научному сообществу в целом. У первооткрывателя нет каких-либо особых привилегий по использованию своего открытия
3) бескорыстность: постижение истины- вот единственный интерес и цель в работе ученого
4) организованный скептицизм. Ученый должен подвергать всесторонней критической проверке любое знание: как свои открытия, так и чужие.
37.
Происхождение,сущность и природа техники. Основные проблемы философии техники
и её представители. Техника в контексте глобальных проблем.
Термин "философия техники" был введен Э.
Каппом. Его книга "Основания философии техники" вышла в Германии в 1877 г. Основой философского анализа техники стало древнегреческое понятие
«техне», которое обозначало мастерство, искусство, умение нечто создать из естественного природного материала. Далеко не сразу техника достигла своих нынешних высот. В доиндустриальном обществе техника выступает как искусное ремесло.
Технические умения передаются от мастера к ученику в рамках ремесленно-цеховой организации. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, чаще всего не получают высокой общественной оценки. Ситуация изменяется
кардинальным
образом в Новое время, когда общество в значительной степени начинает функционировать на машинной основе. Место мастера занимает
инженер, наиболее компетентный в техническом отношении специалист. В отличие от техника, деятельность которого ограничивается обеспечением нормального функционирования технических устройств, инженер изобретает, использует научные методы, всесторонне развивает техническую парадигму. Философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники:
• в узком смысле — как технического устройства (артефакта), созданного человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач;
• в широком смысле — как всякого рода ухищрений, характеризующих действие
(техника письма, плавания, счета, рассуждения, и так далее), как искусственный или организационный прием, усиливающий, улучшающий или облегчающий это действие.
Технология- это совокупность операций по целесообразному использованию техники. На этапе ручного труда техника имела в основном инструментальное значение, она продолжала и
расширяла естественные возможности органов человека, увеличивая его физическую мощь. На этапе промышленного производства техника становится самостоятельной силой, а сам человек - придатком машины, дополняет ее возможности. На этапе компьютеризации человек выступает организатором, творцом и контролером техники и технологии, на первый план выходят не физические, а интеллектуальные возможности человека, реализуемые посредством техники.
Основные проблемы:
1.
различение естественного и искусственного. Технические объекты, артефакты, как правило, имеют физико-химическую природу. Развитие биотехнологий показало, что артефакты могут иметь также
биологическую природу. Рассматриваемые в качестве физических, химических, биологических явлений технические объекты в принципе не отличаются от природных явлений. Однако здесь есть большое "но". Артефакты есть символы специфики человеческой деятельности. Следовательно, их необходимо оценивать не только с природной, но и с социальной точки зрения.
Техника — это человек, но не в его непосредственном, а в
символическом бытии. Какой оценки, положительной или отрицательной, заслуживает феномен технико-символического бытия человека? Как выясняется, поставленный вопрос не имеет однозначной оценки. М.Хайдеггер обычно акцентировал свое внимание на том,
что
техника противостоит человеку как "постав", через технику человек как бы
отказывается от своего подлинного существования. Для Хайдеггера техника есть
неподлиннное существование человека. В нашем понимании техника есть символическое бытие человека, но это бытие именно человека. Она — его судьба и, добавляют оптимисты, неплохая судьба.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта