Философия. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи
Скачать 1.02 Mb.
|
бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие; 3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; 4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества. 27. Понятие материи. Атрибуты материи. Неразрывное единство материи, движения, пространства и времени. Аристотель: материя- вечная, несотворимая и неуничтожимая. Филосов признавал объективное существование материи. Античность: материя - субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной (например, атомизм Левкиппа и Демокрита). Платон:материя – «мир вещей», проекция идейного мира. Средневековье: в материи видели принцип множества и индивидуации. По Ф. Энгельсу, материя бесконечна не только в количественных, но и в качественных отношениях. Ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира. Материя первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи. Мир – это материальный мир с множеством вещей и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в сознании человека, но существуют независимо от него, объективно. Материя не существует вне вещей как что-то положенное рядом. “Материя как таковая – считал Ф. Энгельс, – это – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных существующих категорий, не является чем-то чувственно существующим. Каждая чувственно, реально существующая вещь (в современных представлениях – вещество и поле) существует объективно, т.е. вне и независимо от человека. И это общее свойство всех элементов мира и есть материя. Это общее нельзя воспринимать чувственно, а только при помощи разума. Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи: o физическая; химическая; механическая; биологическая; социальная. Формами существования материи являются пространство и время. Пространство и время «без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове». Связь пространства, времени и движущейся материи, глубоко исследованная ныне релятивистской механикой, методологически реализует идеи Энгельса. Мысли Энгельса о внутреннем единстве материи, пространства и времени соответствует его трактовка движения. Поскольку движение есть изменение вообще, то из этого следует, что все уровни развития материи в различной форме реализуют способность изменения. В связи с этим Энгельс последовательно проводит мысль об ошибочности отождествления движения с механическим перемещением тел в пространстве: редукционистская программа, которая ориентирует исследователя на полное сведeние всех форм движения к его простейшей форме, должна быть отвергнута. Механическая форма движения всеобща, универсальна только в том смысле, что, как простая форма движения, она в снятом виде входит во все остальные, более высокие формы движения. Энгельс связывал движение с взаимодействием сторон противоречия объекта, утверждая, что движение есть само противоречие. «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, – напоминает Энгельс, – обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением». Но совершенно бесспорно, что «изучение природы движения должно было исходить от низших, простейших форм его и должно было научиться понимать их прежде, чем могло дать что-нибудь для объяснения высших и более сложных форм его». 28. Природа как объект философского осмысления. Характеристика современной научной картины мира и ее базовые принципы: системность, самооргаизация, глобальный эволюционизм. В сознании современного человека слово " природа" ассоциируется с двумя значениями: 1) природа-естественная среда обитания человека 2) природа-объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания). Природа, в силу своей непреходящей значимости, всегда являлась предметом философского анализа. Античная эпоха: Платон : природа- полнота бытия, эстетически прекрасное. В это время природа превосходит человека неизмеримо и выступает идеалом совершенства. Хотя человек освоил первую власть над природой смастерив орудия труда и научившись добывать огонь. Природа оставалась для людей полна таинственности и угроз. Поэтому её обожествляли. Средневековая философия: Концепция ущербности природы, как результата грехопадения человека. Бог стоит выше природы. Считалось , что в природе заключается замысел божий. По христианским писаниям природа создана на пользу людям, и они могут изменять её по своему желанию. Но бессмысленное уничтожение природы считалось грехом. Эпоха Возрождения: возвращение к античному времени. Происходило усиление интереса к природе. Подчеркивалось единство человека и природы, но при это начинали развиваться мысли об изменение природы под нужды человека. Природу начанали рассматривать , как объект для экспериментов, эксплуатации. Видели в ней источник прибыли и практической пользы. Новое время: природа-объект тщательного научного анализа и вместе с тем поприще активной практической деятельности человека, масштабы которой, в силу успехов капитализма, постоянно нарастают. Краткая историческая справка показывает, что человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. В предельно широком, философском смысле, категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как всё сущее, включая и самого человека. В этом смысле категория «природа» соизмерима с понятиями «материя», «Универсум», «мир» - предельно широкими философскими категориями. Рассмотренная в таком значении, категория «природа» соответствует латинскому термину «natura». Отсюда и название философских знаний о природе – натурфилософия. В контексте этого типа знаний природа включает в себя все формы проявления материального мира: неживую природу, живую природу и общество. Понимаемая в более узком смысле, природа – неживая и живая – является основным объектом изучения естествознания. В этом измерении она противопоставлена обществу, а в соответствии с канонами человеческой философии – и человеку. Как объект естествознания, природа соответствует греческому термину «physis»,Что означает рождённое, а не сотворённое кем-либо. Сужая и конкретизируя далее содержание понятия «природа», следует указать на её значение как совокупности условий и предпосылок существования общества и человека. В этом смысле часто используется интерпретация природы как среды обитания. С момента своего формирования, совокупность философских знаний о природе оформляется в виде спец.раздела философских знаний – натурфилософии. Натурфилософия как умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности, зародилась и развивалась в рамках онтологической парадигмы. Её соотношение с естествознанием и место в контексте собственно философского знания исторически менялось. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности (учения «ранних физиков», атомистическая доктрина), представляя собой целостное знание о природе, не дифференцированное на отдельные дисциплины. Современная научная картина мира В основе современной научной картины мира - идея сложной системной организации. Базовые принципы: Системность- упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Иерархическое связывание нижних уровней с более высокими уровнями позволяет взаимодействовать элементу любой системы со всеми элементами других систем. (пример: человек- биосфера-Земля-Солнечная система-Галактика-Метагалактика) Самоорганизация- способность материи к самоусложнению, к созданию более упорядоченных структур. Глобальный эволюционизм- все что существует- результат длительной эволюции- от физического вакуума до высокоразвитых форм-человека. Согласно современной картине мира различают: макромир, мегамир и микромир. Эволюция приводит к появлению человека. По этому поводу существует антропный принцип: - слабый (эволюция могла привести к возникновению человека) - сильный (человек обязан был появиться) - сверхсильный (человек управляет эволюционным процессом) 29. Проблема сознания в философии. Сущность сознания и его отличительные характеристики. Современные теории сознания. Античность: Сознание-душа, порожденная материальными стихиями. Сократ подчеркивал функциональность сознания как деяния добра, когда душа владеет истиной. Аристотель считал, что душу нельзя рассматривать независимо от тела, она является «внутренней формой» организма и реализует его сущность. Нового времени Развивается в единстве с наукой. Сознание становится предметом научного познания. Сознание - это способность человека идеально воспроизводить действительность, предметы, явления, процессы и связи окружающего мира. Идеальное воспроизведение действительности оно осуществляет в виде чувственных и умственных образов, в роли которых выступают ощущения, восприятия, понятия, мысли, идеи, составляющие содержание сознания. Характеристики: 1) В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. 2) закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “я” человека и его ”не - я”. 3) обеспечение целеполагающей деятельности человека 4) включение в его состав определенного отношения соотнесенность с миром знания идеальность предметность направленность (интенциональность) Рефлексивность (самосознание) Наше сознание носит общественный характер Неотделимо от абстрактного языка и абстрактного мышления Представление и воображение, связь воображения с волей человека Способность к коммуникации, связь сознания с мышлением и речью. Современные теории сознания: Дуализм– это теория о том,что существует две и только две разновидности субстанций: сознание и физические объекты.ОснователемданнойтеорииявляетсяРенеДекарт,которыйутверждал,чточеловекявля ется мыслящей субстанцией, способнойусомнитьсявсуществовании всего, кромесвоего собственного сознания, и чтосознание, таким образом, несводимо к физическому миру. Его достоинство в том, что он различает эти субстанции, сознание и физические объекты,которыемыназываем реальностью, хотя и сомневается в существовании одной из них. Недостаток дуализма в том, что он все же не отвечает на вопрос, что представляетизсебя сознание, ипротиворечит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Но главное его противоречие в том, чтоесли это мыслящая субстанция, то уже нет предмета для сомнения, потому что субстанция может существоватьтолько в физическом мире и не является мыслью. Для Рене Декарта Я и сознание были одно и тоже. Логический бихевиоризм есть теория о том, что быть в психическом состоянии означает либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению.Но он не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. И, кроме того, не определено, что такое «поведение». Кроме того, если что-то находится в каком-то состоянии, то нужно различать это что-то и это состояние. Бихевиоризм различает состояние (психическое), но не выделяет Я в отдельную сущность. Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия (Джордж Беркли, "быть — значит быть воспринимаемым"). Крайним проявлением идеализма является солипсизм, для которого существует только сознание, причем только в единственном числе. И опять идеализм не различает Я и сознание как отдельные сущности. Материализм – это теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание – это свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Для материалистов нет Я как отдельной сущности, для них Я и сознание – это одно и то же. Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Феноменология - это попытка беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность– свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект. Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. 30. Структура сознания. Бессознательное, его природа и формы проявления. Функции сознания. Понятие « идеального». Структура сознания: Сознание-сложный, многогранный и многоаспектный феномен, который состоит из: 1. Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач.Ядро интеллекта- система знаний; 2. Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности; 3. Эмоции (чувственно-эмоциональная сфера) – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений и т.д. В чувственно- эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы и пр.; 4. Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности; 5. Самосознание — понимание собственного «Я». Обеспечивает саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание. Функции сознания познавательная – с помощью сознания формирует систему знаний; целеполагающая –осознавание своих потребностей. Обдумывание и составление планов для достижения поставленных целей; ценностно-ориентационная – анализ, оценка процессов действительности, феноменов и формирование отношения к ним; управленческая –контроль за собственным поведением. Осуществление собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения; коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности; рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития. Идеальное — философская категория для обозначения реальности, противоположной и соотносимой с материальным бытием. Идеальное — это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. К идеальному, отмечаетn Ильенков, относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей, правовые установления,формы государственно- политической организации жизни, ритуально-узаконенные схемы деятельности во всех ее сферах, обязательные для всех правила жизни, жесткие цеховые регламенты ит.п., вплоть до логических нормативов рассуждения. «Идеальность» предстает как форма сознания и воли, как закон, управляющий сознанием и волей человека Бессознательное –совокупность психических процессов, свойств и состояний.Человек не отдает себе отчена о их влиянии на поведение. Признаки бессознательных явлений: отсутствие самоконтроля, самооценки. Отсутствие цели; непроизвольное восприятие, запоминание мира; непроизвольное отыскивание смысла мира; существует только в паре с сознанием; не является низшим уровнем психики. Можно выделить 2 теории понимания проблемы бессознательного: 1. Теория психоанализа ( З. Фрейд)- происходит противопоставление сознательного и бессознательного, которые представлены для рассмотрения в виде взаимоисключающих элементов психической деятельности. 2. Психология установки ( Д. Н. Узнадзе)- идея целостной психики. Считается, что человеческая личность едина. Выделял 3 уровня в психике: «Ид» (оно), «Эго» (я) , « Супер-эго» (сверх-я) «Ид» (оно) — бессознательное; место, где зарождаются психические явления. Существует 3 группы психических явлений(бессознательного): 1. Связаны восприятием, воображением и памятью- сны, грезы, мечты. 2. Ошибочные действия- ошибки , оговорки , описки и т. д. 3. Непризвольные забывания- забывание имен, намерений и т. д. Также существуют механизмы: замещения — подразделяется на замещение объекта (перемещение внимания с неприятного предмета на приятный) и замещение потребности (замещение позитивного чувства на отрицательное). Идентификация - неосознанное сравнивание себя с другим человеком. Проекция – приписание неприемлемых для субъекта черт другому человеку. Регрессия – бессознательный переход в случае сильных стрессовых ситуаций к инфантильным моделям поведения |