Философия. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи
Скачать 1.02 Mb.
|
Рост научного знания совершается так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем наступает черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой. ГИПОТЕЗА аdhос - в методологии научно-исследовательских программ Лакатоса гипотеза из "защитного пояса", относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая "жесткое ядро" программы от определенного контрпримера. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ И НЕГАТИВНАЯ ЭВРИСТИКИ - обуславливают смену программ нормативными правилами, предписывающими, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать. Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской программы можно выделить 2 основные стадии - прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии "положительная эвристика" активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание. Однако в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется, ее "положительная эвристика" теряет эвристическую мощь, в результате чего возрастает число аdhос гипотез. 23. Особенности русской философии. Исторический путь развития, многообразие течений и проблем. Русская философия, как самостоятельная сфера культуры сформировалась поздно – в 19 в. Первыми русскими философами были: Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Павел Флоренский и др. Отечественная философская мысль испытала на себе сильное влияние византийской, античной мысли и западноевропейской философии. Изначально русская философия носила религиозный характер вследствие того, что философская мысль приходила вместе с религиозной литературой из Византи. Русская философия выражает самосознание и менталитет народа, его историю, культуру и духовные искания. Она тесно связана с общественно-политической деятельностью, с искусством и религией. Антропоцентризм мысли русской философии проявляется в особом внимании, которое уделяется проблеме бытия человека. Онтологизм русской философии видят в том , что познание становится предметом изучения исходя из проблем бытия. Историософичность русской философии проявляется в тесной связи между социально- исторической проблемой и проблемой человека. Русская философия имеет нравственно-этическую ориентацию, которая проявляется в моральных ценностях.В целом отечественная филосовская мысль неоднородна. Исторический путь развития русской философии Русская философия прошла долгий путь своего развития. В нём можно выделить следующие этапы: 1. Х – ХIII вв.-философия средневековой Руси- в ажнейшие события: принятие христианства на Руси, татаро-монгольское иго, создание централизованного Московского государства. 2. ХIV – ХVII вв.-философия Московского государства- главные задачи:сохраненить национальную независимость, образовать единое государство. Философская мысль развивается совместно с социально- политическими событиями. Философские идеи выражаются в религиозной и художественной форме. 3. ХVIII – первая четв. ХIХ вв.-философия эпохи Просвещения- активно воспринимается западная культура и философия. Происходит развитие науки и художественной культуры, формируется система народного образования.Происходят преобразования в экономике и политике. 4. ХIХ – начало ХХ вв.-классическая русская философия- характеризуется как «золотой» век русской культуры. Происходит расцвет философской мысли.В середине ХIХ века философия в России выделяется в самостоятельную область духовной жизни. 5. Первая половина ХХ века- русский религиозно-философский Ренессанс - подразделяется на 2 этапа: философия «серебряного века» русской культуры и философия русского зарубежья. 6. Советский период - развиваются материалистические традиции в философии.Можно выделить 2 основных этапа. Один связан с развитием марксистского учения. Центр внимания- проблемы бытия и развития, вопросы общественного прогресса и проблема личности, теория познания. Другой этап-со второй половины 50-х гг.- изучаются абстрактно-логическая и историко-философская области. Основные течения русской философии XIX в.: декабристская философия; философия западников и славянофилов; философия Чаадаева; консервативная религиозная и монархическая философия; философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого; революционно-демократическая философия; либеральная философия Проблемы изучаемые русской философией: Проблема человека; Космизм(восприятие космоса как единого целостного организма); Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического пути России — между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); Проблема власти; Проблема государства; Проблема социальной справедливости; Проблема идеального общества; Проблема будущего. 24.Русская философия 19 века: западники и славянофилы, Чаадаев, религиозно- философские искания Достоевского и Толстого.( на выбор) Самобытным русским мыслителем был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и, в связи с этим, роль церкви в общественной жизни.Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. По Толстому, «царство божие внутри нас» и потому онтологически- космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него. Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему определенный душевный и социальный порядок, то, очевидно, что полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло. В этом проявилась противоречивость исходных принципов и сделанных из них выводов в утопической философии Толстого. Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия: зачем мы живем, и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру. «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему». Согласно Толстому, Бог есть любовь. В своих художественных творениях Толстой апеллировал к народу как носителю истинной веры и нравственности, считая его основой всего общественного здания. На мировоззрение Толстого оказали огромное влияние Ж.Ж. Руссо, И. Кант и А. Шопенгауэр. Философические искания Толстого оказались созвучными определенной части русского и зарубежного общества (так называемое толстовство). Причем среди его последователей оказались не только члены различных религиозно-утопических сект, но и сторонники специфических «ненасильственных» методов борьбы за социализм. К их числу относится, например, выдающийся деятель национально-освободительного движения Индии М. Ганди, называвший Толстого своим учителем. 25. Русская философия конца 19-20вв. В. Соловьев, Н. Бердяев, русский космизм и др. ( на выбор) Одним из выдающихся русских философов был Владимир Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов. Соловьев начинает с того, на чем остановились славянофилы – согласования веры и разума. Согласно ему, человеческое знание выражается в трех формах, имеющих в виду: истинность материальную (наука), логическую (философия) и абсолютную (теология). Теология в соединении с философией и наукой образует свободную теософию или цельное знание. Основой этого знания является откровение, как мистическое начало. Однако, взятое само посебе,оноеще не образует цельного знания. Для этого ему необходимо: 1) подвергнуться рефлексии рассудка; 2) получить подтверждение со стороны эмпирических фактов. В цельном знании мистицизм определяет верховное начало и конечную цель всего познания. Эмпирические факты служат внешним базисом, а рационализм является логическим каркасом всей системы. В этой системе вера является источником знания о трансцендентном мире или всеедином целом, каковым для человека является бог. Человек занимает промежуточное положение между безусловным началом и миром явлений. Однако, это не традиционный философский дуализм, а эволюционный процесс постепенного развития бытия от мертвой материи до разумного и нравственного царства. В споре между сторонниками креационизма и эволюционизма С. Занимает как-бы промежуточное положение. Согласно ему , мир сотворен из ничего и ему заданы горизонты развития. Внутри этих заданных рамок действуют причинно-следственные связи и законы эволюционного развития. Т. о. мир развивается эволюционно в рамках сотворенного. Прогресс человеческого духа совершается лишь по одному пути – личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия. Эти усилия становятся реальной силой, когда к ним присоединяется воздействие свыше или то, что называется благодать. Эти нравственные усилия человека в сочетании с благодатью образуют у С. То, что называется Богочеловеком и Богочеловечеством. Центральной в учении С. является идея «всеединства сущего», которое рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир – как ее самоопределение и воплощение. Безусловное «всеединство» (совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты) постигается лишь цельным знанием, которое представляет собой соединение мистического (основа, включающая веру в безусловное существование предмета познания,интуицию, творчество),рационального(философского)иэмпирического (научного) знания. С. отстаивает единство теологии, философии и науки и называет его «свободной теософией». В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как богочеловеческий союз лиц («свободная теократия») или вселенская церковь, объединяющая все национальности и определяющая безусловные цели человечества – преодоление эгоизма и вражды и создание на земле «царства божьего», где будут разрешены социальные противоречия. Общественно-историческая задача философии — спасение человека и человечества.Исходит из философии нравственности,я стыжусь,следовательно, я существую. Основанравственности — нерасторжимая связь поколений в деле подготовки к явлению царства Божьего. Из добра онвыводитпонятие Бога (не наоборот).Далеефилософия любви каквысшее понятие нравственности. Эгоизм есть отрицание любви,любовь есть самопожертвование. Высшая форма любви — божественная. Человек, вставший на этотпуть, — Богочеловек. Это есть сущность его индивидуальности,все остальноевторостепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом—всеединство. Материальный мир находитсяв хаотическом состоянии. Человек является центромвсеобщего сознания природы. Его роль— роль освободителя и спасителя природы. Человечество — посредник между природой и божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения.Отсюдацельмировойистории— единствобогаивнебожественного мира, возглавляемогочеловечеством.Нравственный смысл личности,являющейся связующим звеном между божественным и природными мирами, реализуетсяв акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви — ВечнаяЖенственность, единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняетсвою волюслужению богуиустановлению богочеловеческогоцарства.Идеипровиденциализма. Русская идея — историческийдолгРоссии всозданиисоциальнойтроицы(аналогбожественной) — единение церкви, государства и общества. 26. Бытие как проблема философии. Категория бытие и ее смысл. Основные формы бытия. Проблема единства мира. Гераклит ( древнегреческий философ, основатель первой исторической формы диалектики) считал, что бытие вечно, действительно, но не постоянно. Оно всегда в движении и изменении.Бытие одних вещей образуется врезультате ухода других вещей в небытие. По мнению Платона, бытие- «мир идей». Аристотель отвергает позицию Платона об идеях как сущностях, существующих до вещей. Он признает действительно существующими лишь отдельные, единичные вещи. " Бытие" - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. При этом издавна в него вкладывался различный смысл; вокруг "бытия" и учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. 1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия - Мир есть, был и будет Первый аспект проблемы бытия - это и есть длинная цепочка мыслей о существовании, ответы на вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Корень, смысл, напряженность проблемы - в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. - Бытие мира как выражение его единства Второй аспект философской проблемы бытия состоит в следующем: природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различаясь по формам своего существования, они, прежде всего благодаря своему существованию, наличию, образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование, специфическое наличие , "присутствие" всего, что есть, было и будет в мире, - это выражение единства мира, а констатация этого существования - начальный этап анализа, проблемы бытия. - Мир как совокупная реальность Третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и которая реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей. 2. Философская категория бытия - В чем суть категории бытия в философии? Философия фиксирует не просто существование вещи (или человека, или идеи, или мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния, идеи, мир в целом) вместе со всеми их свойствами, особенностями существуют и тем самым объединяются со всем тем, что есть, наличествует в мире. И фиксируются данные связи, характеристики с помощью категории бытия, причем здесь применение этой категории не заканчивается, а только начинается. - Специфика размышлений о бытии Разговор о бытии, таким образом, является предельно отвлеченным, абстрактным. Это нередко считают недостатком, который следует преодолеть. И если философствование о бытии вырождается в схоластику, оторванную от жизни, то ее, разумеется, надо преодолевать. Но совсем другое дело - восхождение к предельной обобщенности анализа. Без этого нет философского размышления, в особенности в учении о бытии. Оно помогает развивать особые способности человеческого ума - умение выявлять и изучать связи, предельно общие для каждой области действительности и для действительности в целом. Отсылку от отдельного конечного бытия к бытию как таковому, взятому в его совершенно абстрактной всеобщности, следует рассматривать как самое первое теоретическое и даже практическое требование, утверждал Гегель. 3. Основные формы и диалектика бытия - Бытие и сущее; основные формы бытия Целостный мир - это всеобщее единство, включающее в себя необозримое множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, организмов, структур, систем, человеческих индивидов. Следуя философской традиции, все их можно назвать сущими, а мир в целом - сущим как таковым. Всеобщие связи бытия проявляются не иначе как через связи между единичными сущими. Каждое сущее уникально. Основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) |