Главная страница

Философия. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи


Скачать 1.02 Mb.
НазваниеФилософия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи
АнкорФилософия
Дата05.06.2022
Размер1.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1-53_2.pdf
ТипДокументы
#571034
страница6 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
только над природой, но и над собственной судьбой.
Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр
не верит в человеческое
счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма,
"философии жизни") и позитивизма.
Продолжателем философских традиций
Шопенгауэра был
Фридрих Ницше (1844 -
1900). Ницше считается
основоположником родственной иррационализму
"философии жизни".
Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что
основные знания
о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания",
к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.Таким образом, позитивное знание и "положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставится задача развить философию нового типа - позитивную философию.
Основателем позитивизма был французский мыслитель
Огюст Конт.
"Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те стадии,
которые проходит человечество
в своем умственном развитии, в своем стремлении познать
окружающий мир.

Первая стадия -
теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии -
метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии,
характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного
знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные
выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, -
позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути
накопления положительного знания,
получаемого частными науками.
На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что
именно
наблюдение
рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.Итак, научное знание, по Конту, имеет преимущественно
описательный характер.

Феноменализм - философский принцип, согласно которому в сознании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью. Вся концепция научного познания Конта тяготеет к феноменализму, потому что познание, по Конту, не идет далее того, что чувственно воспринимается.
Конт
формулирует энциклопедический
закон,
выражающийся в классификации наук. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания.
1.
Математика.
2.
Астрономия.
3.
Физика.
4.
Химия.
5.
Физиология.
6.
Социальная физика (социология).
7.
Мораль.
Образцом науки для позитивизма является
естествознание. Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается.
Учение об изменении социальных систем Конт называет "социальной динамикой". Представление об общественном прогрессе является ведущим в "социальной динамике" Конта. Развитие и здесь совершается по "закону трех стадий".
20 вопрос.Философия XX века: особенности, основные направления и значение. Философия экзистенциализма: общая характеристика. Сартр, Камю, Марсель, Хайдеггер, Ясперс и др. (на выбор).
XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и ее роли во всех сферах человеческой жизни.
В первом десятилетии была создана
специальная теория относительности Эйнштейна, перевернувшая все устоявшиеся со времен Ньютона представления о пространстве, времени и движении.
Во втором десятилетии Эйнштейн предложил свою
общую теорию относительности, предполагающую взаимодействие всех масс во вселенной и связанное с этим искривление пространства.
В третьем десятилетии была открыта двойственная природа
электрона, соединяющего в себе свойства частицы и волны, создана
квантовая механика, установлен принцип неопределенности Гейзенберга и принцип дополнительности Н. Бора.В последовавшие десятилетия начались непрекращающиеся открытия все новых и новых
микрочастиц, а затем и предполагаемых их составных частей — кварков.
Был сделан вывод о ее возникновении в результате «
большого взрыва» (big bang), происшедшем 15 — 20 миллиардов лет тому назад, от которого пошло начало времени, так как
о том, что было до «большого взрыва», мы не можем высказать никаких осмысленных суждений.В самой вселенной было открыто множество удивительных явлений, из которых более всего смущают ученых получившие названия
«черных дыр».
В
биологии было совершено величайшее открытие: выяснен механизм наследственности, открыты носители и передатчики ее —
гены и исследована их структура. Это оказалось
возможным в результате создания электронных микроскопов, дающих увеличение в сотни тысяч раз.
В психологии Зигмундом Фрейдом было открыто бессознательное как структура психики, что изменило взгляд на человека не только в психологии, о и в философии.
Общая характеристика:
Философия XX в. - это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. В XX веке в философии
продолжалась позитивистская линия.
Философская антропология.
1)Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый 3. Фрейдом (1856-1939) для диагностики и излечения
истерии.
Психоаналитическая философия возникла
как новое метафизическое учение,осмысливающее скрытые тайники человеческой души.
2)
Персонализм как философское направление, для которого человек является в первую очередь
действующей личностью, а не просто абстрактным мыслящим субъектом. Анализ
бытия и смысла существования человека персонализм осуществляет, не только обращаясь к историко-философским традициям и теологическим трудам, но и прибегая к исследованию текстов художественной литературы, которая также выступает своеобразным "свидетелем истины", раскрывая конкретно-
исторический и одновременно универсальный характер бытия человека.
3)
Герменевтика — «искусство толкования», направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
4)
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия
существования, — философское направление XX в., идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в США.
К экзистенциализму близко такое религиозно-философское течение, как персонализм.
Экзистенциализм не является академической доктриной,
его основные темы — человеческое
существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, — близкие любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, сделали это направление популярным среди художественной интеллигенции, а с другой — побудили самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства.
Различают экзистенциализм религиозный и атеистический.
Экзистенциализм
пытается возродить онтологию (учение о бытии). Бытие должно быть постигнуто только интуитивно, как некая изначальная непосредственная, нерасчлененная
целостность субъекта и объекта. Личность, согласно экзистенциализму, есть
самоцель,
коллектив — средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов.
САРТР Жан-Поль) – французский философ и писатель, основатель атеистического экзистенциализма
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие
свободы. У
Сартра свобода представлялась как
нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек
осужден быть свободным»). Полагая человека единственным источником воли, Жан-
ПольСартр справедливо связывает эту волю с ответственностью:Но если действительно существование предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом
экзистенциализм делает каждого человека собственником того, что
он есть, и возлагает на него полную ответственность за его существование... Но когда мы говорим, что человек ответствен за себя, то это не значит, что он отвечает только за свою собственную личность. Индивида в современном обществе Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще.
Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное
существование, не в ладу и с вещами природы: они глухи к нему, давят его своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может чувствовать себя благополучно устроенным только общество "подонков", человек же испытывает "тошноту".Неся критическую оценку мироустройства, экзистенциализм Сартра так и не смог предложить достаточно определенных путей его преобразования.
21 вопрос ФилософияXX века: особенности, основные направления и значение. Психоанализ и психоаналитическая философия основные проблемы и представители. Фрейд, Юнг, Фромм (на выбор) начало можно взять из 20 вопроса
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый 3. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Психоаналитическая философия возникла как новое метафизическое учение, осмысливающее скрытые тайники человеческой души.
Зигмунд Фрейд(1856-1939). Труды: «этюды по истории», «толкование сновидений»,
«психопатология обыденной жизни », «три очерка по теории сексуальности», «тотем и табу»,
«введение в психоанализ», «я и оно», «будущность одной иллюзии».
Сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:
1.психоанализ - как метод психотерапии;
2.психоанализ - как метод изучения психологии личности;
3.психоанализ – как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.
В результате своих исследований Фрейд пришел к выводу, что психика человека имеет сложную структуру, включающую
сознание, предсознание и бессознательное.
Фрейд в анализе психики впервые обнаружил
огромную роль бессознательного в
поведении человека. Бессознательные инстинкты, в первую очередь сексуальные течения (либидо), являются основными побудительными силами поведения личности.
В формировании концепции Фрейда различают два этапа.

1
— конец 19в — 1920 г. В это время он приходит к выводу, что вся человеческая культура есть результат
сублимации
, т.е.
переключения энергии либидо на процесс
творчества или другие виды деятельности более высокого порядка.
2 этап - после 1920 г- связан с формулировкой динамической концепции
психики
личности, в которой он выделяет три слоя: Оно
(инстинкты)
(Id
), Я
(осознанное понимание)
(Еgo) и Сверх- Я
(соц нормы)
(super
Еgо). Оно — бессознательное начало, выражающее инстинктивные влечения человека. Я — сознательное начало, выступающее посредником между Оно и Сверх-Я. Последнее является миром культуры, общественным надзирателем. Слой Я —(сознание человека) призван согласовывать, регулировать отношения между влечениями Оно и цензурой Сверх-Я. которое является также и совестью. Таким образом, сознательное Я испытывает давление с двух сторон
— Оно и Сверх-Я. находится в тисках между ними и обусловливает постоянную внутреннюю противоречивость личности. Поэтому оказывается, что Я вовсе не является господином в своем собственном доме, а вынуждено подчиняться внешней социокультурной реальности, сдерживая влечения своего Оно.
Фрейд совершил несколько
фундаментальных открытий в области психологии, введя новые течения и понятия.
К ним относятся:
1)
Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
1.
Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
2.
Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
3.
Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.
Психика: Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям:
Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для
удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.
+ эдипов комплекс и
комплекс электры
22.
Философия неопозитивизма и современная философия науки. (Основные
проблемы и представители:Рассел, Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд - на выбор).
Неопозитивизм— одно из распространенных направлений философии 20 в., совр. форма позитивизма. Неопозитивизм считает, что
знание о действительности дается
лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна
только как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты
этих видов мышления (Аналитическая философия).
Неопозитивизм больше, чем любое другое учение, был связан с
наукой, прежде всего с математикой и теоретической физикой, что и обусловило как его огромное влияние на интеллектуальную жизнь Запада на протяжении практически всего XX в, так и его проблематику.
В ходе бурного, буквально взрывообразного развития науки произошел радикальный и универсальный переворот в научной картине мира. Если выразить кратко суть неопозитивизма, то можно сказать, что она в конечном счете состоит в следующем: философия здесь трактуется как анализ языка, и
даже традиционные
философские проблемы рассматриваются его представителями как языковые
проблемы. При этом в одних случаях имеется в виду язык науки, в других — обыденный
разговорный язык. Иногда исследованию подвергается логический синтаксис языка, т. е. его формальные правила, иногда его семантический или прагматический аспекты.
Но когда предметом анализа становится язык, а язык — это система языков, то неизбежно
на первый план выступают проблемы значения и смысла. Они и оказываются в центре внимания неопозитивистов. Неопозитивизм выступил сперва как логический атомизм, затем стал называться логическим позитивизмом, потом логическим эмпиризмом, а затем присвоил себе название аналитической философии.
Свести всю функцию философии к логическому анализу языка — значит упразднить значительную часть того ее реального содержания, которое складывалось на протяжении двух с половиной тысячелетий — вот проблема неопозитивизма.
Представители: Рассел, Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд.
Концепцию
Имре Лакатоса можно охарактеризовать с помощью следующих основных понятий:
- научно-исследовательская программа;
-
"
жесткое ядро" исследовательской программы;
-
"
защитный пояс" гипотез;
- гипотеза ad hoc;
- положительная и негативная эвристики.
Методология Лакатоса
рассматривает рост "зрелой" (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными структурными
элементами исследовательской программы являются ее
"жесткое ядро" и "защитный
пояс" гипотез. Научно-исследовательская программа имеет свое "твердое ядро".У теорий данной программы есть "твердое ядро" и "защитный пояс". Теории сопоставляют друг с другом.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта