Главная страница

Философия. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи


Скачать 1.02 Mb.
НазваниеФилософия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи
АнкорФилософия
Дата05.06.2022
Размер1.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1-53_2.pdf
ТипДокументы
#571034
страница14 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
Коммуникативная функция – культурному (образованному и воспитанному) человеку легче найти общий язык с представителями других культур, легче приспособиться к окружающей среде. Культура предоставляет нам готовые модели поведения в различных ситуациях, облегчая нам общение и помогая избежать конфликтов и недоразумений (например, деловой этикет, правила ведения дискуссии, различные обряды и ритуалы).
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий.
Основными принципами типологии культур являются:
1)
географический (локализация культур в территориальном пространстве);
О. Шпенглер предложил теорию локальных цивилизаций. Она заключается в том, что существуют различные, но равноценные типы культур; существующие рядом друг с другом, но не влияющие друг на друга. Таких культур восемь (египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная, арабская, культура майя, западноевропейская).
2)
хронологический (локализация во времени, выделение этапов в историческом развитии);
3) национальный (относительные особенности этнических и национальных признаков культуры).
«Восток – Запад» в культурологи. Л.С. Васильев выделяет три гигантские структуры: китайскую, индо-буддийскую и арабо-мусульманскую. Р. Генон представлял восточный мир следующей классификацией: Дальний Восток – китайская цивилизация, Средний Восток – индуистская, Ближний Восток – исламская.
49. Философия культуры XX века. Культура и цивилизация. Тема кризиса культуры в современной философии.

Философия культуры (культурфилософия) — это раздел философского знания, который связан с анализом культуры, ее сущности и значения в жизни человека а общества.
Развитие культурфилософской мысли XX века наиболее интенсивно происходило в рамках
западной культуры так как именно здесь все явления "кризиса" проявились раньше и глубже.
Кроме того, исторически сложившиеся традиции философского мышления явились предпосылкой нового этапа в развитии философий культуры, ее различных направлений и школ.
Общие характеристики:
1.
Главенствующей темой стала проблема современного кризиса культуры и его первопричин. Картина кризиса дается, как правило, на основе анализа современных реалий — морали, религии, искусства, массовой культуры, наука и техники.
2.
Притязание на глобальное историко-социальное обобщение, когда вся история превращается в историю культуры в особом, широком значении слова: культура — историческая жизнь как она есть.
3.
Преимущественно выражение культурного самосознания западного общества. Это живой, эмоциональный отклик на современную жизнь, а не холодное, демонстративно отстраненное от объекта, академическое размышление о культуре, которая уже состоялась.
Культура и цивилизация. Кризис культуры.
Различение культура и цивилизации ввел немецкий философ О.
Шпенглер. В своей работе
«Закат Европы» он остро поставил вопрос о кризисе культуры, которая, по его мнению, вступила в стадию цивилизации.
Цивилизацию же он определяет как завершающий этап в
развитии культуры, как смерть культуры, этим самым он как бы подчеркивает дисбаланс между культурой и цивилизацией, характерный для завершающего периода, когда не цивилизация поглощает культуру,
а культура угасает, и цивилизация выходит на
поверхность. Цивилизация характеризуется, прежде всего, резким поворотом к внешней жизни, оскуднением религиозных чувств, кризисом в искусстве, обезличивание человека, который попал в плен техники.
А. Н. Ильин отмечает культ потребления в современном обществе, способствующие выхолащиванию духовного содержания из культуры. Наблюдается парадокс современности:
при прогрессе цивилизации произошел поворот к регрессу культуры. Необходимо же движение не к прогрессу ради прогресса, не к сопряженному с культурным регрессом
«гаджетопроцветанию».
Необходимо движение не вперед к прогрессу технологий, оборачивающемуся своими интеллектуальными, нравственными, экологическими и т.д. издержками, а движение вверх, к совершенствованию человека, общества и культуры.
Культура призвана ограничивать цивилизацию, как мораль - ограничивать рациональность.
Общество должно гармонично сочетать в себе культуру и цивилизацию, так как
существование одного без другого не представляется возможным. Общественный прогресс - это культурно-цивилизационный прогресс.
Н.А. Бердяев говорил о том, что культура и цивилизация не одно и то же, более того, он противопоставлял эти понятия. Культура символична по своей природе и сакральна по своему происхождению. В её основе – культ, она имеет религиозные корни. И если культура, по
Бердяеву, благородна по своему происхождению, тоцивилизация – это «выскочка», она появилась в результате борьбы человека с природой, ей чужды и культы, и храмы. Путь культуры – сверху вниз, аристократический, неповторимый и индивидуальный. Это путь духа.
А путь цивилизации – снизу вверх, буржуазно-демократический, однотипный для всех. Это путь материи.
Соответственно и кризис культуры – аристократический. Революционные демократические и социалистические движения имеют целью сделать культуру популярнее, доступнее, дешевле, тем самым понижая качественный уровень культуры и ослабляя интерес к проблеме культуры.
Кризис этот есть острое сознание внутренней противоположности и внутренней несоизмеримости между культурой и бытием, между культурой и творчеством. Неудовлетворенность культурой и всеми
её достижениями охватывает творцов культуры, но ещё не чувствуется потребителями культуры. Вот почему мировой кризис культуры совершается не в демократическом движении, а в движении аристократическом. Однако культура - неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его. Необходимо изжить пути культуры, чтобы выйти за пределы культуры, к высшему творческому бытию. И для спасения культуры необходимо преодоление разрыва между теорией и практикой, между культурным слоем и рабочими массами, а это возможно только
на почве хри-стианской, оно и есть спасение духовной
культуры в ее вечных началах.
А. Швейцер видит кризис культуры
в нарушении равновесия между материальным и
духовным развитием. Возможности и познания людей в обогатились в масштабах, ранее немыслимых, что приводит к переоценке материальных достижений и непризнанию значения духовного начала, где следовало бы.
Но главное в культуре – не материальные достижения,
а постижение идеалов совершенствования человека и улучшения социально-
политических условий жизни человечества и постоянное руководство этими идеалами.
Ведь культура – совокупность прогресса человека во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов. Наблюдается кризис прежде всего мировоззрения – вместе с угасанием миро- и жизнеутверждения и упадком этики человек перестает верить в духовный и этический прогресс, а с этим и теряет стимул усваивать идеалы прогресса и желать их осуществления.
50. Философия и медицина: история и формы взаимодействия. Медицина в системе культуры.
Медицина как научный феномен. Ценностные аспекты медицины
1)
Медицина и философия, как отдельные науки, нуждались во взаимосвязи, сформулированной
ещё
Гиппократом: «Врач-философ подобен Богу» и его коллегой мудрецом Демокритом, писавшим:
«…врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей».
В далёком прошлом медицина выделялась как высокопрофессиональный обособленный труд.
Не являясь пока теорией в науке, была философской в миропонимании врачей, где выбор полагался на этику. В силу этого идеологическое воззрение неделимо взаимодействует с этическим и ценностным смыслами врачебной науки, врач и философ совмещались в едином лице.
Связь науки о разуме с лекарской практикой обнаруживается в положениях о том, что:
1.
Человек обозначается в роли объекта философского и медицинского познаний.
2.
Философия в отношении медицины, базируется на мировоззрении и методологии.
Идеологический главенствующий порядок на каждом историческом этапе предопределяет направление и характер врачевания, и других наук. «Философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии», – учения Сеченова и
Павлова;
3.
Философия, становясь отражением медицины, проявляет очевидные взаимодействия с ней.
Врачи-философы – люди, оставившие важный отпечаток в эпопее врачевания и науки о мышлении и мире, существовавшие в эпохах истории.
2)
Прежде всего, культура представляет собой совокупность внутренних качеств человека — потребностей, способностей, умений, благодаря которым он формирует знания, ценностные установки, идеалы. Во-вторых, правомерно говорить о процессуально-деятельностном аспекте культуры, т.к. духовное содержание человека проявляется в различных способах его деятельности. В этом смысле культура выступает как общая «технология» человеческой деятельности. В-третьих, культура имеет свою предметную модальность, в которой также воплощается человеческая деятельность. Это могут быть произведения техники, науки, искусства, философии, религии, феномены политики и права.
В каждом из трёх аспектов медицина представляет собой особый вид деятельности человека, в которой реализуются, проявляются все грани культуры.

С позиций человеческих качеств
медицина представляет собой сложную систему, в которой существенную роль играют такие элементы как, например, мировоззренческая культура врача, философская культура, экологическая культура, нравственная культура, эстетическая культура, художественная культура. Ограничения здесь невозможны в силу многогранности самой человеческой деятельности.
В процессуально-деятельностном смысле
медицина представляет, прежде всего, как профессиональная культура,
набор специфических форм и методов деятельности врача.
В сфере предметной модальности культура и медицина имеют общие связи в самых различных подсистемах: «предметы техники - медицина», «предметы быта-медицина», «произведения искусства-медицина», «произведения философии-медицина», «феномены религии-медицина» и др.
3)
Медицина как наука - это некое целостное единство познавательных, лечебных и
ценностных форм. В ней аккумулируются знания о болезнях и здоровье человека, лечении и профилактике, норме и патологии, о патогенном и саногенном влиянии на него природных и социокультурных условий и факторов. Современная медицинская наука претерпевает процесс глубоких научно-технических и технологических преобразований. Она оснащается новой техникой, овладевает прогрессивными технологиями, становится все более чувствительной к философско-методологическим и этическим проблемам врачевания. Ведущими тенденциями в развитии современной медицины стали и такие факторы, как: ее социологизация, гуманизация, экологизация, технологизация и т.д. Современные врачи и фармацевты наряду с овладением профессиональными медицинскими знаниями и навыками постигают и мудрость философского отношения к своей гуманистической жизнедеятельности.
Современная медицина как молодая наука ориентирована на поиск в мире Жизни, Истины, постижение Красоты, делание Добра.
И все это во имя обеспечения физического и духовного
Здоровья людей. В специфическом познании и медицинском деянии ключевая роль принадлежит философии медицины. Именно она определяет предельные основания научной медицины: постижение всеобщей идеи, создание концептов и принципов, которые являются стержневыми не только в области современной медицинской и фармацевтической проблематики, но и в жизнедеятельности человечества в целом, да и каждого отдельного человека.
Философия медицины становится и аксиологической основой лечебных
процедур, основой веры больного в своё выздоровление, т.е. становится сама своего рода
элементом терапевтического воздействия
4)
Проблема ценностей в медицине имеет два аспекта:
1) как проблема аксиологического опосредования методологии медицины,
2) как проблема социального опосредования здоровья, болезней и выздоровления, профилактики.
Слои ценности в медицине:
1) представления о том, какой должна быть медицина
2) представление о личности врача, исходящее из идеального образа
3) оценочные суждения, опережающие уровень научных знаний, существующих на данный момент
4) аксиологические изменения объяснительных схем деятельности врача, принятых в медицине под влиянием изменений в социуме.
51.
Философско-клиническоепространствоХХв. Философскиеаспектыздоровья человека. Философско-методологическиепроблемыопределенияпонятий «норма» и
«
патология». Врачипациент: диалогсубъектов
2)
Философия здоровья рассматривается комплексно, как единство здоровья природы (окружающей природной среды), здоровья общества и здоровья человека. Это объясняется тем,
что отдельный
человек есть элемент и субъект социальной системы - общества (государства, социального слоя и
т.п.). Поэтому здоровье или нездоровье всей социальной системы, общества обязательно отражается и на элементах данной системы - на людях. С другой стороны, материнской средой существования и человека, и общества в целом является природа. Следовательно,
человек и общество могут быть
здоровы лишь в том случае, если не нарушена и не разрушена материнская природная среда их
существования, соответствующие биогеоценозы, природные ландшафты планеты. Таким образом, полагаем, что рассмотрение здоровья природы совершенно необходимо для комплексного понимания проблемы здоровья и для практического оздоровления населения. Тогда выделяем три основные блока философии здоровья: философию человека, или гомовалеологию, философию общества, или социовалеологию, и философию природы планеты, или геовалеологию.
Ф. Бэкон относил здоровье к одному из главных человеческих благ, которыми обладает человеческое тело. Значительную ценность приобретает призыв английского философа к
познанию человеком собственного организма для сохранения здоровья, ибо «собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья».
Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт призывал к изучению особенностей собственного организма с целью сохранения здоровья и продления жизни с помощью медицинского знания.
Б. Спиноза указывал, что «здоровье - немаловажное средство», но существует настоятельная необходимость в построении теоретической медицины в целом.
Ламетри рассматривал здоровье как «самое существенное состояние для жизни» и в конечном итоге связывал его, наряду с «хорошим телосложением», и со «счастьем человека». В то же время состояние здоровья, по его мнению, «может изменяться благодаря воспитанию и получать из этого источника свойства, которых она (телесная организация) от природы не имеет ».
Гольбах отмечая целостность организма, утверждал, что «человек здоров, когда твердые и жидкие части его тела содействуют достижению данной цели и при этом оказывают друг другу взаимопомощь»..
3)
Норма и патология в медицине рассматриваются несколько иначе, чем в обыденной или социально-культурной среде. Ведь в живой природе нормально все то, что живет само по себе, не взирая ни на что. И люди перед лицом живой природы во всех отношениях тоже равны. Но в силу уникальных особенностей человеческого тела и феноменальных интеллектуально- нравственных форм чисто человеческой жизни они и здоровы, и больны по-разному. В наше время необходима теоретическая проработка прямой зависимости здоровья и болезни людей от патологического состояния различных самоорганизующихся систем, элементами которых являются все люди.
Понятие
«патология» - центральное в системе медицинского познания. Оно применяется минимум в трёх основных смыслах: болезнь отдельного человека; один из видов его болезни
(нозологическая единица) и отражение одного из ненормальных биосоциальных процессов.
Медицина была и остается патологоцентричной, так как ее основные исследовательские и практические интересы врачей концентрируются на болезни. Ориентация на здорового человека, на раскрытие потенциала его здоровья пока находится на уровне теоретических разработок. А в практике клиницисты и патологи ищут пути решения проблем общей патологии. Ими сформулированы принципы достижения, например, гомеостаза, феноменов здоровой и нарушенной жизни. Но главное, - они все же стремятся обосновывать понимание болезни в единстве со здоровьем.
4)
Для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели:
инженерную, пасторскую (патерналистскую), коллегиальную и
контрактную (договорную).
В рамках так называемой "инженерной модели " врач относится к пациенту как к "безличностному механизму". Задача врачевания интерпретируется как исправление "поломки" механизма, обусловленной действием внешних или внутренних факторов. Поскольку пациент не обладает необходимыми научными знаниями о собственном состоянии, то учёт его мнения
при выборе лечебного мероприятия не только бесполезен, но и может быть вреден из-за привнесения субъективных оценок.
В рамках патерналистской модели отношения между врачом и пациентом напоминают отеческое отношение родителя к ребёнку или священника к прихожанину. Патерналистское отношение наполнено субъективным содержанием и строится как определённого рода межличностное общение. Оно мотивировано стремлением помочь страдающему человеку и избежать нанесения ему вреда. Его моральными характеристиками можно полагать любовь к ближнему, благотворительность, милосердие и справедливость.
Гораздо большие возможности для реализации ценностей автономной личности создаёт коллегиальная модель отношений между медицинским работником и пациентом. Больной в рамках этой модели предстаёт как равноправный в своём взаимодействии с врачом. Для того чтобы играть свою роль, пациент Должен получить от врача достаточное количество правдивой информации о своём состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания, возможных осложнениях и т.д. Будучи в некоторой степени уравнён в отношении информированности с медиками, пациент становится в состоянии принимать участие в выработке конкретных решений, касающихся своего лечения, по сути дела действуя как коллега лечащего врача. В данном случае он реализует неотъемлемое право личности на свободу выбора.
Контрактная форма отношений позволяет избежать тех пагубных для свободы пациента недостатков, которые присущи инженерной и патерналистской моделям. Одновременно она не уповает на иллюзию возможности соучастия пациента в качестве "коллеги" врача. Пациент добровольно устанавливает отношения с врачом на тех условиях, которые считает для себя выгодными и возможными. При этом он может делегировать определённые "властные" полномочия врачу с тем, чтобы тот мог адекватно выполнить свои профессиональные обязательства.
52.
Особенностиличностиврача. Нравственныеценностиврача. Проблемасвободыи ответственностиврача. Профессиональныйдолгврача.
1)
Врачебная деятельность относится к трудным профессиям. Человек, посвятивший себя медицине, несомненно, должен иметь к ней призвание. Стремление оказать помощь другому человеку всегда считалось полезным качеством личности и должно было быть воспитано с детства. Только тогда, когда эти свойства личности становятся потребностью, можно считать, что у человека есть главные предпосылки успешного овладения медицинской профессией.
Выделим комплекс личностных качеств, которые необходимы хорошему врачу:
1.
Морально-этические качества врача: честность, порядочность, обязательность, ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность, бескорыстие, умение держать слово.
2.
Коммуникативные качества врача: личная привлекательность, вежливость, уважение к окружающим, готовность помочь, авторитет, тактичность, внимательность, наблюдательность, быть хорошим собеседником, коммуникабельность, доступность контактов, доверие к окружающим.
3.
Волевые качества врача: уверенность в себе, выдержка, склонность к риску, смелость, независимость, сдержанность, уравновешенность, решительность, инициативность, самостоятельность, самоорганизация, настырность, целеустремленность.
4.
Организационные качества врача: требовательность к себе и окружающим, склонность брать на себя ответственность, умение принимать решения, умение правильно оценить себя и пациента, умение планировать свою работу.
2)
Нравственные ценности врача следующие: честность, человечность, бескорыстие, умение подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность. Практическое отношение врача к человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно является основной чертой профессиональной врачебной этики. Гиппократ
справедливо отмечал непосредственную зависимость между
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта