Главная страница

Философия. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи


Скачать 1.02 Mb.
НазваниеФилософия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи
АнкорФилософия
Дата05.06.2022
Размер1.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1-53_2.pdf
ТипДокументы
#571034
страница13 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
У И. Канта – долг – ценность, которая осознается и воспринимается человеком как обязательная для исполнения.
Вечные ценности. Общечеловеческие: свобода, истина, справедливость, любовь и доброта.
Семейные:верность, преданность, любовь к детям и близким. Именно на них держится мир. Благодаря им, человек чувствует себя нравственно удовлетворенным.
Проблема
заключается в переоценке ценностей. В основном это зависит от воспитания, того, что прививали нам родители, педагоги. Система ценностей, в основном, формируется в детском и подростковом возрасте, т.е. не слишком придирчивом и критически настроенном периоде, под влиянием окружения. Воспитание, прежде всего, должно ставить своей целью привитие ребенку нравственных ценностей, формирование у него правильной шкалы ценностей вне зависимости от социокультурных условий развития общества. Отношение к ценностям жизни придает факту существования человека определенный смысл.
Жизнь, имеющая смысл -
счастливая жизнь. Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Ж.Ж.Руссо.
45.
Постмодернизмкакдуховноесостояниесовременногомира. Постмодернимодерн.
Философияпостмодернизма: основныепроблемыипредставители.
Постмодернизм - особый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором
главными ценностями становятся свобода во
всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало.
МОДЕРНИЗМ - общее название художественно-эстетического движения в культуре
20 в., во многом определившего пути развития современного искусства.
М.объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению(экспрессионизм,кубизм,футуризм,дадаизм,сюрреализм, абстракционизм,поп-арт и др.)

Характеристика модерна(более строг):
-
капитализм и производство-как основа развития общества;
-
труд как необходимость;
- деление на классы;
- массовая культура и информация;
-
однолинейность развития мира;
Проект модерна является завершенным. Он представляет веру в разум ,прогресс. Модерн включает ведущие тенденции.
Цель человека с помощью
науки сделать себя повелителем природы.
Характеристика постмодернизма:
- инновационная/постиндустриальная экономика;
- наукоемкие технологии и знания;
-
потребление — как основа разития общества;
-
труд как форма самореализации;
-
глобализация, культурный плюрализм;
-
нет четких социальных норм и ценностей;
- социальная мобильность;
-
многовариантность развития мира;
Постмодерное общество теряет интерес к целям, цель перестаёт быть ценностью.
Постмодернизм выражает разочарование в развитие, утрату разума. Человечество должно отказаться от мечты о будущем. Материальные блага вытесняют ум.
Основные идеи философии постмодернизма
-
Методология мысли философии постмодерна опирается на
принципы плюрализма и
релятивизма, которые отрицают иерархичность и целостность и предполагают своего рода
нелинейный порядок возможных множественностей.
-
Постмодернист разрушает понятие бытия, его место занимает категория языка.
Постмодернизм критично относится к метафизике. Представители постмодернистской философии называют ее онтотеологией, тем самым подчеркивая трансцендентный характер ее категорий, что постмодернисты и хотят искоренить.
-
Постмодернизм занимает скептическую позицию по отношению к истине и
призывает к
переосмыслению знания и познания как таковых. Итогом этого процесса становится близкая к агностицизму позиция.

-
Постмодернистская философия есть отражение
разочарования в рациональности. Наука –
это инструмент власти и идеологии, она не имеет закрепленной за ней объективности.
Примерами постмодернистской эпистемологии можно считать концепцию деконструкции Ж.
Деррида и археологию гуманитарного знания М.Фуко.
-
В рамках интеллектуальных построений постмодернизма присутствует и этика. Человек здесь
– это имморалист, используя выражение Ф. Ницше, он находится по ту сторону добра и зла.
Этические категории мыслителями-постмодернистами связываются с политическими.
-
Постмодернистская мысль эстетически окрашена, в ней стерта граница между литературой, искусством. Суть всякого искусства заключена в использовании цитаты, символом этого является коллаж.
46. Основные концепции философии истории. Проблема периодизации исторического процесса. Линейные и циклические парадигмы истории. Проблема смысла истории
Основные концепции философии истории
История – это единый для всех народов Земли процесс с примерно одинаковыми этапами, через которые проходит каждый народ и этнос. Вместе они прогрессируют.
I.
Античная концепция истории. Древние греки воспринимали мир как завешенный, гармоничный
Космос («космос» переводится с греческого как «упорядоченный»).
Существование космоса связывалось
с цикличностью и круговоротом. История для греков – это вечное становление, вечное возвращение, периодические мировые пожары (
Гераклит), это вечное
душепереселение и душевоплощение (Платон).
II.
Христианская концепция истории
(Библия). Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. В данной концепции впервые ярко выражены идея
единой истории человечества
и идея линейного исторического времени. Данная концепция истории выражает идею единой линейной истории, которая предполагает движение из прошлого в будущее и стремление к совершенству. Идею единого смысла и конца истории также поддерживали русские философы В. Соловьев, Н. Бердяев и другие.
II.
Рационалистская концепция истории. Данная концепция истории возникает в эпоху
Возрождения и Просвещения. На место Божественного провидения ставятся рациональные объяснения истории. Основные идеи концепции – идея естественного закона истории и идея исторического прогресса.
Дж. Вико считал, что все народы проходят одинаковые стадии развития: 1) первобытное варварство, 2) феодализм («век героев»), 3) эпоха городов, юридических законов и разума (век цивилизации). Историческое развитие прогрессивно и бесконечно.
К. Маркс предложил материалистическое понимание истории. Он считал, что прогрессом движет материально-общественное развитие.
Закон исторического прогресса – смена
общественно-экономических формаций (рабовладельческой, феодальной,
капиталистической) на основе смены способа материального производства.
IV.
Теория локальных обществ. Представители этой концепции истории – О.Шпенглер, А.
Тойнби, Я. Данилевский, П.Сорокин.
О. Шпенглер пишет о существовании восьми локальных (независимых друг от друга) культурных организмов. Это Египетская культура, Индийская, Вавилонская, Китайская, Греко- римская, Западно-европейская, Византийско-арабская и Культура Майя. Возникнув, организм
выступает как культура.
На этой стадии высшими ценностями являются творчество,
искусство, духовность, уникальность. Культура умирает, переходит в цивилизацию. На стадии цивилизации культура вырождается, становится массовой, господствуют техника, политика, спорт.
Для А.Тойнби, который не противопоставляет цивилизацию культуре, каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет. К настоящему времени сохранились лишь пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Прогресс человечества Тойнби видит в его духовном совершенствовании, в частности в религии. Смысл истории состоит в реализации нравственного и творческого человеческого достоинства.
Линейные и циклические парадигмы истории
Циклическая
- исторические этапы общественного развития не заменяют друг друга по восходящей линии развития, а
просто приходят на смену друг друга
Сущность циклического подхода к истории состоит в том, что история человечества подразделяется на некоторое число совершенно самостоятельных образований - локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самобытную историю, отличается уникальностью культурно-исторических событий. (О. Шпенглер).
-
Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.
Линейная
- общество проходит ряд исторических, последовательных этапов, заменяющих друг друга
-
Г.Гегель, К.Маркс(формации), Д.Белл и др.
47.
Философия истории и её проблемы. Соотношение прогресса и регресса в историческом развитии. Исторические закономерности и законы. Проблема движущих сил исторического процесса, роль личности в истории.
Философия истории изучает закономерности и смысл исторического процесса, способы реализации человеческих сил в истории, пути обретения человеческого единства.
Термин «философия истории» был введен в научный оборот французским просветителем
XVIII века Вольтером. Он считал, что
историк должен не просто описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс, рефлексировать над его бытием.
В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс.
Прогресс - тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к
высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию элементов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность, устойчивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития.
Регресс - тип, направление развития, характеризующегося переходом от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному. В результате регресса уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы

Прогрессивное развитие общества в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов.
Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой
неразрывно, включены друг в друга. Каждый прогресс в органическом развитии
является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и
исключает возможность развития во многих других направлениях.
Диалектическое соотношение прогресса и регресса проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений.
Понятие
прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического
процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений
материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей.
Суть общественного прогресса, его цель -- человек, его освобождение, расширение
возможностей разностороннего и гармоничного развития.
Законы и закономерности исторической науки. Закон – строгое, общепринятое правило в истории: неизбежность социально-политических перемен, историческая необходимость и историческая случайность, альтернативность. Закономерности – обусловленность объективными законами: диалектика субъективного и объективного в историческом процессе, диалектика общего, частного и особенного в ист. процессе, использование исторического опыта, исключение схематизма и поверхностного подхода, выявление причинно-следственных связей между историческими явлениями и процессами
Другим вопросом является вопрос о роли объективных и субъективных факторов в историческом процессе. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново,
а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно,
деятельность людей в определенной мере уже задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли и обусловливающими в основном характер и способ деятельности людей, направление и формы их социальной активности. К этим условиям относится в первую очередь совокупность материально-технических реалий: орудия и средства труда, различные предметы, навыки общественного производства, определенные традиции, обычаи, верования, сложившаяся система общественных отношений, те или иные социальные институты, формы власти и т.д., т.е. определенный уровень развития производства и общественных отношений.
Долгое время считалось, что личности творят историю. Заслугой исторического материализма в лице К. Маркса было развернутое обоснование того,
что возможность влиять
на историю у великих личностей наступает только в случае обнаружения ими
объективных закономерностей и сознательное следование им. Другими условиями
является неопределенная ситуация (точка бифуркации), когда воздействие небольшого
количества лиц или одного лица могут изменить ход истории.
роль личности в истории.
-
Гегель мировой разум направляет историю, используя интересы и стремления людей, как средства достижения прогресса; влияние личности зависит от мистической связи с мировым разумом;
-
Религиозные философы (А.Августин, Ж.Кальвин)

История осуществляется по изначально имеющемуся божественному плану. Люди только воображают, что действуют согласно своим воле и целям, а на самом деле Бог избирает некоторых из них для реализации своего замысла.
48. Понятие, сущность и функции культуры. Проблема единства и множественности культур. Различные типологии культуры.
Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания,
умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от
поколения к поколению.
В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества. Культура предстает как
«вторая природа», которая сотворена самим человеком и образует
собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к
Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души». Н. А. Бердяев считал, что всякая культура является духовной: и материальная и духовная культуры являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало – идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в материальную форму.
Сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное,
определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий
способ существования. Человеческая культура создается и передается с помощью сознания и символических систем. Благодаря культуре человек преодолевает «животность» и
приобретает
«человечность». Она выражает и воплощает социальное. По мнению 3. Фрейда, культура
включает в себя все то, чем человеческая жизнь возвышается над животными условиями
и чем она отличается от жизни животных. В этом суть известной формулы: человек – это
культура.
Проблема единства культуры:
-
все культуры представляют последовательные
стадии развития, вышедшие из одного или
нескольких центров;
- существуя как целостность, культура в реальности проявляется через множество
разнообразных
форм и феноменов;
- все культуры развиваются
по общим или сходным законам;
- в сущности, всё человечество неразрывно связано общими генетическими корнями, следовательно,
и культура едина
- сравнение человечества с единым социальным организмом ( В.С. Соловьёв)
Проблема многообразия культур:
-
признание уникальности, самобытности, неповторимости культур;
- подбор «ключей», поиск специальной методологии исследования культур;
- описание каждой культуры только
в адекватных для неё понятиях .

-
неповторимость явлений, посредством которых выражается своеобразие национальных или региональных культур.
- иногда культуры могут взаимодействовать, порождая новые культурные формы, а также они могут существовать изолированно, или пересекаться без взаимовлияния.
Культура в обществе выполняет определенные функции:

Человекотворческая функция
(воспитательная) – основная цель культуры состоит в формировании и воспитании того или иного типа личности. Все остальные функции подчинены ей.

Созидательная функция – культура общества отражается в результатах человеческой деятельности. Предметы культуры (как духовной, так и материальной)
– это результат труда и творчества человека.

Познавательная функция – через культуру новое поколение приобщается к ценностям общества, познает окружающий мир и воплощает свои взгляды и представления о мире в предметах культуры.

Информативная функция – культура передает накопленный опыт, знания о прошлом и настоящем. Историки и археологи воссоздают события прошлого, образ жизни и системы ценностей ушедших народов на основе анализа памятников их культуры – архитектуры, живописи, литературы, культуры захоронений, предметов домашнего обихода и т.д.

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта