Философия. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи
Скачать 1.02 Mb.
|
Нужно четко различать понятия ”смысл жизни” и “цель жизни”. Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае, ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает. Т.е. существует ли логика жизненных поступков, приемлемая до самой смерти, ведь если ее нет, то переоценить можно что угодно. «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен»- В. Франкл.Виктор Франкл всегда говорил: «Это все равно, что спрашивать гроссмейстера, какой шахматный ход самый лучший». Ведь смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос. 42. Общество как объект философского анализа. Различные подходы в объяснении происхождения и сущности общества. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества. Общество представляет собой особый вид реальности, одну из главных форм бытия наряду с природой. В отличие от физического мира, оно существует в форме разнообразных отношений, складывающихся между наделенными сознанием людьми, всегда представляющих собой исторически конкретное единство объективного и субъективного, стихийного и сознательно направляемого. Общество- это развивающаяся система отношений между людьми, формирующаяся в процессе их совместной деятельности. Общество – представляет собой определённую совокупность людей, проживающих на земле и находящихся в определённых связях и отношениях. Общество является целостной системой потому, что все его структурные подразделения выполняют функции, направленные на сохранение данной общественной структуры и эти функции контролируются и регулируются сложившейся целостной структурой. В социально-философском смысле общество- не просто человечество как некий набор социальных элементов и совокупность живущих в нем людей, а целостная система исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных и культурных организаций, политических институтов, деятельности институтов образования, групп, движений. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Концепции происхождения общества: 1 . Сверхъестественное (божественное) происхождение власти и законов подчеркивали мыслители Древнего Востока, Индии и Китая, в мировых религиях (иудаизм и христианство). 2. Материалистическая теория связана прежде всего с именами Л. Моргана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Принцип естественно-исторического развития первобытного общества, роли трудовой деятельности в формировании человека, роли материальных и экономических предпосылок в процессе формирования государственных образований, происходящего на фоне социальных противоречий, антагонизмов и конфликтов. 3. Концепция общественного договора (естественного права) была сформирована в работах раннебуржуазных политико-правовых мыслителей 17-18 вв: Г. Гроция, Г. Гобса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо . сторонники этой концепции выступили прежде всего против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей . 4. Патриархальная концепция. Аристотель. государство, являясь продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи (рода). В основе же образования государства лежит стремление людей к взаимному социальному общению. 5. Психологическая теория Г. Тарда, объясняющая возникновение государства внутренним биологическим проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчинения, подражания, сознанием зависимости от элиты первобытного общества и др. 6. Теория насилия, разработанная Е. Дюрингом и К. Каутским. объясняющая возникновение государства факторами естественного характера - за счет завоевания одним племенем (союзом племен) другого. государственный аппарат и законы создавались племенем-победителем (правящий класс) для управления порабощенного племени (класс рабочих и служащих). Общество как система: 1.Иерархичность ,т к каждый элемент рассматривается как система по отношению к его составляющим и как подсистема по отношению к более широкой системе 2.Устойчивость 3.Целостность 4.Динамизм - смена поколений , преемственность ) 5.Открытость - соц система сохраняет себя ,одновременно взаимодействия с природой . 6.Саморазвитие 7.Структурность - возможность описания системы через установление связей и отношений между элементами внутри системы 8.Функциональность - в системе каждый элемент выполняет строго определенные функции . Все сферы жизни общества можно рассматривать как взаимозависимые элементы системы общества и взаимодействующие между собой. Общество есть саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, что свойственно высокоорганизованным целостностям. Вместе с тем центром управления, регулирования происходящих в обществе процессов, обеспечивающим условия его динамичного развития, является такой социальный институт, как государство. 1) Экономическая сфера жизнедеятельности общества: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Организует хозяйственную жизнь страны, обеспечивает взаимодействие всех отраслей экономики и объективных и субъективных факторов развития экономики. Для развития общества данная сфера является основополагающей. 2) Социальная сфера: взаимоотношение социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения по поводу социальных условий их жизнедеятельности, то есть обеспечения необходимого уровня жизни всех слоев населения. 3) Политическая сфера: деятельность направлена на осуществление политических интересов общественных организаций, реализацию их прав и свобод. Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества. 4) Духовная сфера: отношение людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения обществом. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении. 43. Современное общество и его проблемы в произведениях философов 20го века. Постиндустриальное и информационное общество, и его проблемы. Постиндустриальный этап начинается в ХХI веке.По мнению Белла, этот этап связан главным образом с компьютерными технологиями, телекоммуникацией. В его основе лежат четыре инновационных технологических процесса. Во-первых, переход от механических, электрических, электромеханических систем к электронным, привел к невероятному росту скорости передачи информации. Например, оперативная скорость современного компьютера измеряется наносекундами и даже пикосекундами. Во-вторых, этот этап связан с миниатюризацией, т.е. значительным изменением величины, «сжатием» конструктивных элементов, проводящих электрические импульсы. В-третьих, для него характерна дигитализация, т.е. дискретная передача информации посредством цифровых кодов. Наконец, современное программное обеспечение позволяет быстро и одновременно решать различные задачи без знания какого-либо специального языка. Таким образом, постиндустриальное общество представляет собой новый принцип социально-технической организации жизни. Основным вопросом перехода к постиндустриальному обществу Белл считает успешную реализацию следующих четырех равновеликих факторов: 1) экономическая активность; 2) равенство социального и гражданского общества; 3) обеспечение надежного политического контроля; 4) обеспечение административного контроля. В основе этих процессов лежит компьютер – техническая основа телекоммуникативной революции. По определению Белла, эта революция характеризуется следующими признаками: 1) главенство теоретического знания; 2) наличие интеллектуальной технологии; 3) рост численности носителей знания; 4) переход от производства товаров к производству услуг; 5) изменения в характере труда; 6) изменение роли женщин в системе труда. В постиндустриальном обществе экономические формы капитала как самовозрастающей стоимости по-новому раскрываются в информационной теории стоимости: стоимость человеческой деятельности и ее результатов определяется уже не только и не столько затратами труда, сколько воплощенной информацией, становящейся источником добавочной стоимости. Происходит переосмысление информации и ее роли как количественной характеристики, необходимой для анализа социально-экономического развития. Информационная теория стоимости характеризует не только объем информации, воплощенной в результат производственной деятельности, но и уровень развития производства информации как основы развития общества. Социально-экономические структуры информационного общества вырабатываются на основе науки как непосредственной производительной силы . В этом обществе актуальным агентом становится «человек знающий, понимающий» – «Homointelligeens». Таким образом, экономические формы капитала, так же как и тесно связанный с ними политический капитал, который играл важную роль и ранее, все больше зависят от неэкономических форм, прежде всего от интеллектуального и культурного капитала. Д. Белл называет пять основных проблем, которые решаются в постиндустриальном обществе: 1) слияние телефонных и компьютерных систем связи; 2) замена бумаги электронными средствами связи, в том числе в таких областях, как банковские, почтовые, информационные услуги и дистанционное копирование документов; 3) расширение телевизионной службы через кабельные системы; замена транспорта телекоммуникациями с использованием видеофильмов и систем внутреннего телевидения; 4) реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров и интерактивной информационной сети (Интернет); 5) расширение системы образования на базе компьютерного обучения; использование спутниковой связи для образования жителей сельских местностей; использование видеодисков для домашнего образования. Информационное общество - это общественное устройство, основным фактором развития которого признается создание и использование индустрии информации (компьютеров, микроэлектроники, коммуникационно-вычислительных сетей, национальных и межнациональных баз данных); разновидность теории постиндустриального общества Термин ввел Ю.Хаяши Информационное общество обладает следующими важными свойствами: - имеет динамичную сферу производства; - каждый человек имеет возможность получить нужную ему информацию в удобное ему время; -широкое использование телефонии, радио, телевидения, сети интернет; - существует эффективное информационное взаимодействие людей, имеющих доступ к мировым информационным ресурсам; Проблемы информационного общества: 1. Проблема «цифрового неравенства»-использование интернета и всех информационно- телекоммуникационных технологий не пропорционально. Так же происходит разделение на тех, кто соответствует навыкам и может активно использовать интернет и компьютер и тех, кто не обладает такими навыками. 2. Правовое регулирование:-ряд проблем правового характера. Среди них распространение непристойных или запрещенных материалов, мошенничество, авторские права. 3. Личность в информационном обществе- общество часто употребляет одинаковые информационные продукты (новости, реклама и т.д.). Происходит массированная пропаганда образа жизни. Особенно сильно этот механизм воздействует на молодежь. Из-заэтого теряется национальная идентичность, происходит деградация языка. 4. Проблема психологическая - Частое общение в интернете, где человек чувствует себя раскрепощенно,приводит к тому, что человек может потерять адекватность мира. 5. Физические аспекты - малоподвижный образ жизни отрицательно сказывается на физическом и духовномздоровье человека и приводит к снижению производительности умственного труда. 44.Аксиология — как теория ценностей в философии. Категория « ценность» и её смысл. Виды и иерархии ценностей. Проблема « вечных» ценностей. Аксиология — философское учение о ценностях, системах ценностей, о роли ценностей в жизни человека и общества. Аксиология - изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Ценность - философская категория для обозначения значимости определенных явлений действительности, возникающей в результате отражения этих явлений субъектом. Ценность - положительная функция тех или иных явлений в системе общественно- исторической деятельности человека. Ценностью является то, что включается в общественный прогресс, служит ему. Ценность – это нелюбая значимость явления, а его положительная значимость.(зло не может быть ценностью) Проблематика: 1.Что такое ценности и каковы их основания? 2.Какие виды ценностей существуют? 3.Какова форма существования ценностей? 4.Что можно считать высшими человеческими ценностями? Ценностивыступаютинтегративнойосновойкакдляотдельновзятогоиндивида, таки длялюбоймалойилибольшойсоциальнойгруппы, вплотьдочеловечествавцелом. Разрушениеценностнойосновынеминуемоведетккризису, выходизкоторого возможентольконапутиобретенияновыхценностей. Роль: - смысл жизни (свобода, творчество, любовь, индивидуальность) - духовная опора(бог, дух, душа,святость) - жизненная ориентация - святыни человека (здоровье, жизнь, род) Значение: - основа социальных связей - сближение народов, культур, религий - упорядочение жизни общества - мотив поведения человека Виды ценностей. Исследователи выделяют ряд оснований для выделения относительно обособленных друг от друга групп ценностей. В.И. Кирилловым выделяются такие их группы: 1) по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные ценности: 2) по субъекту – субъективно-личностные ценности (ценности, формирующиеся в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надындивидуальные – групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры); 3) по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности – ее смысл. Виды: 1)моральные (добро, честность, долг и др.) 2)эстетические (красота, гармония) 3)духовные (бог, дух, душа,святость) 4)социальные (справедливость, семья, мир, общество) 5)когнитивные (истина, знание, наука) 6)витальные (здоровье, жизнь, род) 7)экзистенциальные (свобода, творчество, дюбовь, индивидуальность) 8)экономические (богатство, деньги, прибыль) Иерархия: Высшие (абсолютные) ценности обладают неутилитарным характером. Эти ценности непреходящи, вечны, значимы во все времена, абсолютны. Они воспринимаются человеком как нечто такое, что другим быть не может в принципе. Низшие (относительные) ценности выступают средствами для достижения каких-либо более высоких целей, они больше подвержены влиянию обстоятельств, изменению условий, ситуаций, более подвижны, время их существования ограничено. 1.Общечеловеческие 2.Корпоративные 3.Личные В общечеловеческих ценностях отражаются многообразные формы связей, объединяющих людей в единое целое, обобщающее их. Цель общественного целого выступает как ценность для его составных частей и подсистем. Формирование человечества как единорго субъекта, а также согласование целей этого субъекта с родовой сущностью человека. В настоящее время присутсвует проблема навязывания ценностей западной цивилизации как господствующих в форме общечеловеческих ценностей У Аристотеля высшая ценность – благо, под которым понимается разумная деятельность души, а все остальные ценности соотносятся с ним. Следует отметить, что и сегодня все, что ценно для человека вообще, называется общим благом, оно безусловно, абсолютно, универсально, должно быть принято каждым человеком. В средние века абсолютной ценностью был Бог, высшими – религиозные ценности. |