Главная страница

паскаль. Методическое пособие для учителя Томск2006 Графика Принципы работы с видеотерминалом в системе Turbo Pascal 0


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеМетодическое пособие для учителя Томск2006 Графика Принципы работы с видеотерминалом в системе Turbo Pascal 0
Анкорпаскаль.doc
Дата13.08.2018
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлапаскаль.doc
ТипМетодическое пособие
#22892
страница5 из 7
1   2   3   4   5   6   7

L - системы


<ТекстОснов>Существуют два основных способа построения фракталов. Первый способ - использование L-систем (от имени Lindenmayer), второй способ - применение системы IFS (iterated function systems). L-система - это грамматика некоторого языка (достаточно простого), которая описывает инициатор и преобразование, выполняемое над ним, при помощи средств, аналогичных средствам языка Лого (аксиоматическое описание простейших геометрических фигур и допустимых преобразований на плоскости и в пространстве). Приведем фрагмент программы, задающей построение кривой Кох в формате L-системы дл программы FRACTINT:

Koch {
Angle 6 // Задается угол поворота 360 / 6 = 60.
Axiom F // Это инициатор в виде отрезка (F - вперед).
F=F+F--F+F // Функция (+ влево, - вправо).
}



Рис. 3. Пример построения дерева с помощью L – системы


Подобные L-системы применяются в пакете Autodesk 3D Studio для описания цветов и других растений (рис. 3, 4).





Приведем фрагмент программы, задающей построение дерева в формате L-систем дл программы FRACTINT: 

Tree1 { ; Adrian Mariano
; from The Fractal Geometry of Nature by Mandelbrot
angle=12; 
axiom +++FX 
X=@.6[-FX]+FX


    Отметим, что L-системы предназначены для генерирования предфракталов заданного порядка. Это свойство отличает их от IFS, которые предназначены для построения самих фракталов.

Системы итерирующих функций (IFS)


    Система итерирующих функций - это совокупность сжимающих аффинных преобразований. Как известно, аффинные преобразования включают в себя масштабирование, поворот и параллельный перенос. Афинное преобразование считается сжимающим, если коэффициент масштабирования меньше единицы.
    Рассмотрим подробнее построение кривой Кох с использованием аффинных преобразований. Каждый новый элемент кривой содержит четыре звена, полученных из образующего элемента использованием масштабирования, поворота и переноса.

1. Для получения первого звена достаточно сжать исходный отрезок в три раза. Следует отметить, что то же масштабирование применяется для всех звеньев.

2. Следующее звено строится с использованием всех возможных преобразований, а именно: сжатие в три раза, поворот на - 60о и параллельный перенос на 1/3 по оси X.

3. Третье звено строится аналогично второму: сжатие в три раза, поворот на 60о, параллельный перенос на 2/3 по оси X.

4. Последнее звено: сжатие в три раза, параллельный перенос на 2/3 по оси X.

    В дальнейшем правила построения кривой Кох будем называть IFS дл кривой Кох.
    Теперь мы можем найти систему итерирующих функций для описания кривой Кох. Осталось только произвести суперпозицию аффинных преобразований - масштабирования, поворота и параллельного переноса.
    Из курса линейной алгебры известна формула вычисления новых координат x',y' при аффинных преобразованиях:

x` = x * а - y * b + e
y` = x * c + y * d + f

Здесь

a = cos (alpha) * scale_x,
b = sin (alpha) * scale_x,
c = sin (alpha) * scale_y,
d = cos (alpha) * scale_y,
e = move_x,
f = move_y,

где

scale_x - масштабирование по оси X;
scale_y - масштабирование по оси Y;
alpha - угол поворота;
move_x - параллельный перенос по оси X;
move_y - параллельный перенос по оси Y.

    Полученные коэффициенты a, b, c, d, e, f для каждого звена и составят требуемую систему итерирующих функций.
    Вычислим коэффициенты аффинного преобразования IFS для кривой Кох.

1. Для первого звена коэффициенты аффинного преобразования будут следующими:
a = 0.3333, b = 0.0000, c = 0.0000, d = 0.3333, e = 0.0000, f = 0.0000.
Полученное аффинное преобразование являетс масштабированием на коэффициент 1/3=0,3333.

2. Вычислим коэффициенты преобразовани для второго звена:
a = 0.1667, b = -0.2887, c = 0.2887, d = 0.1667, e = 0.3333, f = 0.0000.

3. Коэффициенты для третьего звена будут такими:
a = -0.1667, b = 0.2887, c = 0.2887, d = 0.1667, e = 0.6666, f = 0.0000.

4. И наконец, коэффициенты преобразования для последнего звена:
a = 0.3333, b = 0.0000, c = 0.0000, d = 0.3333, e = 0.6666, f = 0.0000.
Коэффициенты для первого и последнего звеньев кривой Кох практически идентичны и отличаютс только параллельным переносом по оси X (коэффициент e).

    Второе и третье преобразования включают в себя не только масштабирование и перенос, но и поворот на 60о и -60о. Здесь коэффициенты вычисляются так:

0.1667 = cos (60) * 1/3,
-0.2887 = -sin (60) * 1/3.

    Приведем матрицу вычисленных коэффициентов, задающих кривую Кох в формате IFS для программы FRACTINT.

Koch {
0.3333     0.0000      0.0000     0.3333      0.0000     0.0000      0.25
0.3333     0.0000      0.0000     0.3333      0.6666     0.0000      0.25
0.1667 -0.2887      0.2887    0.1667     0.3333      0.0000     0.25
-0.1667    0.2887     0.2887    0.1667    0.6666     0.0000    0.25
}

    Вычисление первых шести параметров было проведено выше. Значение последнего (седьмого) параметра каждого преобразования пропорционально площади, занимаемой звеном. Сумма последних параметров для всех преобразований равна единице. В нашем примере размеры звеньев равны, поэтому седьмой параметр равен 1/4=0.25 для всех звеньев. В том случае, если оценить приблизительно размеры не удается, можно использовать формулу вычислени площади p = abs (a * d - b * c) [3]. Следует учитывать то, что эта формула дает не нормализованный результат. Поэтому нам придется еще приводить сумму к единице. Проверим формулу на нашем примере, используя коэффициенты, задающие кривую Кох в формате IFS для программы FRACTINT:

1: 0.3333 * 0.3333 - 0.0000 * 0.0000 = 0.111
2: 0.3333 * 0.3333 - 0.0000 * 0.0000 = 0.111
3: 0.1667 * 0.1667 + 0.2887 * 0.2887 = 0.111
4: -0.1667 * 0.1667 - 0.2887 * 0.2887 = 0.111

    Теперь подбором нормирующего множителя можно нормализовать значение седьмого параметра до значения 0.25. Седьмой параметр применяется при построении фрактала с использованием IFS. Если для построения фрактала используем систему итерирующих функций, получаем изображение, деталировка которого ограничена только разрешением устройства отображения, в отличие от построения, основанного на L-системе, где точность зависит от заданного порядка предфрактала. Чтобы получить высокое разрешение с использованием L-систем, необходимо задавать большой порядок предфрактала. Но так как построение основано на рекурсивном алгоритме, соответственно получается большая глубина рекурсии и, как следствие, замедление построения.
    На этом можно было и завершить описание IFS. Все необходимое
для получения систем, итерирующих функций, изложено, а строить фракталы по IFS можно с использованием программы FRACTINT. Метод, основанный на IFS, в отличие от L-систем считаетс перспективным методом синтеза фракталов, а также сжатия изображений. Рассмотрим, каким образом FRACTINT и аналогичные программы используют IFS дл построения фракталов.
    Для синтеза фрактала выбираетс начальная точка, к которой применяется случайным образом выбранное из IFS преобразование, в результате чего точка перемещается в другой конец экрана. Эта операция повторяется много раз (достаточно 100 итераций), и через некоторое врем точка начинает блуждать по аттрактору, (аттрактор - множество всех возможных траекторий), который и будет представлять собой изображение фрактала. Каждое новое положение точки окрашивается цветом, отличным от фона. Существует теорема, доказывающая, что полученный аттрактор будет замкнутым. Для того, чтобы блуждающая точка окрашивала новые пикселы, а не блуждала по старым, используют седьмой параметр, который представляет собой вероятность появления конкретного аффинного преобразовани из набора преобразований IFS. Если выбрать начальную точку так, чтобы она сразу оказалась на аттракторе, то она начинает блуждать в области этого аттрактора, не перемещаясь в другие области экрана. Рассматривая каждое преобразование в отдельности, можем заметить, что где бы мы ни начинали, после нескольких итераций, точка перестанет двигаться по экрану. Точка остановки называется неподвижной точкой - это решение системы линейных уравнений двух переменных, которое находится методом простой итерации. Неподвижная точка каждого преобразования входит в состав аттрактора. Поэтому за начальную точку при построении фрактала можно взять неподвижную точку первого преобразования из набора IFS. На рис. 5 изображена кривая Кох, построенная при помощи метода IFS.



Рис. 5. Изображение кривой Кох, полученное с использованием IFS

    Увеличивая разрешение устройства отображения или масштаб, можно увидеть новые части фрактала, которые будут похожи на весь фрактал.
Это самый важный признак фрактала - самоподобность. На рис. 6 показано масштабирование треугольника Серпинского.


Рис. 6. Маштабирование треугольника Серпинского

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта