Госы. Методика. Методика преподавания литературы как научная
Скачать 111.97 Kb.
|
Выявление первоначального восприятия произведения: цели и способы. Говоря о восприятии художественных произведений, нужно иметь в виду восприятие первичное и вторичное. Под первичным восприятием понимаются те образные и эмоциональные впечатления, мысли, которые возникают у школьников после самостоятельного прочтения текста. На этапе первичного восприятия художественного текста задействованы специфические читательские умения: умение воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова, умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины, критически осмыслять их. В процессе подготовки первичного восприятия выделяют два этапа: этап «до чтения» произведения, то есть подготовка первичного восприятия художественного текста, и этап самостоятельного чтения, когда происходит непосредственное знакомство учащихся с текстом, формируется первичный отклик на него. В отличие от первичного восприятия вторичное восприятие является уже результатом совместного анализа произведения учителем и учениками, и чем адекватнее будет первичное восприятие учеником текста, тем плодотворнее будет его анализ. Одной из сложностей в первичном восприятии художественного произведения может быть отдаленность эпохи, изображенной в нем, наличие исторического и национального компонентов в тексте, и это должно быть учтено учителем. На этапе подготовки первичного восприятия художественного произведения учителю необходимо сформировать у учащихся фоновые знания культурологического характера: дать сведения о быте, нравах, социальных отношениях определенной эпохи и т.п. Поэтому учителю необходимо продумать методику ввода культурологического материала в уроки изучения художественных произведений. Обязательными составляющими при этом являются историко-литературный (материалы, поясняющие характер эпохи, изображенной в произведении), этнографический (материалы, описывающие особенности жизни определенного народа) и лексический (материалы, дающие толкование непонятных для учащихся слов) комментарии. Можно выделить несколько эффективных методических приемов подготовки первичного восприятия. Например, продуктивен урок-экскурсия в форме компьютерной презентации, целью которого будет погружение в историческую и культурно-бытовую сферу жизни того периода, который отражен в произведении. С целью мотивации на чтение художественных произведений часто используется такой прием, как заполнение дневника читателя. Структура подобного дневника может быть разнообразной. Дневник читателя «требует» творческого подхода как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Чаще всего это «красочно оформленные альбомы, в которых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткие аннотации, отрывки из произведений, списки литературы для самостоятельного чтения, литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины), задания к урокам внеклассного чтения». В роли читателя ученик отвечает на предложенные вопросы, направленные на выявление его эмоционального отклика, на внимательность, на понимание. Выступая в роли языковеда, ученик должен выявить в тексте незнакомые ему слова и, пользуясь словарями, узнать, что они обозначают. Выступая в роли критика, учащиеся получают, например, такое задание: напиши письмо другу, в котором расскажи о прочитанной книге, дай ей свою оценку, порекомендуй прочитать ее или, наоборот, отговори. Начни его словами: «Книга мне понравилась (не понравилась), потому что в ней…». Выступая в роли художника, учащиеся создают собственные иллюстрации к эпизодам произведений или оформляют обложку книги, по которой можно было бы понять, о чем эта книга. Читательский дневник поможет учителю проверить уровень восприятия, осмысления художественного произведения, уяснить сложности, мешающие ученику качественно воспринимать произведение, построить дальнейшую работу с учетом выявленных особенностей. Еще один мотивационный прием – создание выставки разных изданий изучаемого произведения. Выставка должна быть оформлена за 2-3 дня до урока подготовки первичного восприятия художественного текста и иметь яркое название, привлекающее к себе внимание учащихся (например «Не проходи мимо!», «Обрати внимание!», «Читай, книгочей, не жалей очей»). Подобная выставка может привлечь внимание учащихся к творчеству писателя, заинтересовать, заинтриговать. Интересной для учеников является работа с репродукциями картин, отражающих представленную в произведении эпоху, но не являющихся иллюстрациями к нему. Фильм, рассказ о эпохе. Таким образом, уроки подготовки первичного восприятия художественного произведения работают на его целостный, объективный, более глубокий анализ, предотвращают возможность искажений восприятия национальных компонентов художественного произведения, сокращают «временной вакуум» в диалоге «художественный текст отдаленных эпох – современный читатель». 12 Изучение текста художественного произведения. Пути анализа: их достоинства и недостатки. Мотивы выбора пути. Анализ (расчленение) – мысленное расчленение на части исследуемого предмета. Мысль художника не лежит на поверхности, часто она спрятана, скрыта, а анализируя текст, мы проникаем в глубину его смысла. Анализ призван объяснить неясное, открыть не открытое. Путь изучения - это особая последовательность разбора, своеобразный ход, «сюжет» рассмотрения литературного произведения. Обычно выделяют три пути разбора: «вслед за автором», «по образам», и проблемно-тематический. Каждый из них обладает особыми свойствами. Учителю важно понять, когда и почему он избирает определенный путь анализа. Вместе с тем, многие словесники говорят о смешанном пути анализа, в ходе которого рассматриваются то события произведения в их сюжетной последовательности, то образы героев, то сквозные темы или проблемы. Такая точка зрения привлекательна живым разнообразием, отказом от схемы. Выбор пути изучения литературного произведения в школе определяется многими мотивами: художественной природой произведения, опытом анализа ранее изученных произведений, целью, которую ставит перед собой учитель в данном разборе, уровнем развития учеников. Разбор «вслед за автором». Анализ, в основе которого лежит сюжет произведения, а основным звеном является эпизод, сцена, глава, имеет ряд неоспоримых достоинств: естественность порядка разбора, следование за развивающейся мыслью автора, эмоциональность. Глава за главой проходит здесь перед учениками. Они следят за развитием сюжета, выделяя центральные эпизоды, психологически мотивируя поступки героев. Все это неоспоримо полезно. Анализ в V-VI классах следует строить, опираясь на событийную основу произведения. Этот путь реализует потребность активного сопереживания и интерес детей к действию, к событийной стороне произведения. Анализ образов-персонажей - самый привычный путь разбора произведения в школе. Он способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение. Рассмотрение образов литературных героев часто оказывается непременным условием анализа в 5-6 классах. Однако законченное воплощение пообразный анализ получает обычно в 7-9 классах, когда ученикам становится доступно рассмотрение системы образов произведения. Для того чтобы охарактеризовать проблемный анализ, необходимо уточнить такие понятия, как проблемный вопрос и проблемная ситуация. Создание проблемной ситуации требует, прежде всего, найти острый вопрос, который явится началом, завязкой проблемного подхода к теме. Важно, чтобы вопрос создавал возможность неоднозначных ответов, вел к поиску и развернутому доказательству решения. Проблемный вопрос должен быть одновременно задачей, увлекательной для школьника, отвечать его потребностям, «входить» в круг его интересов и вместе с тем соответствовать природе художественного произведения, логике науки и литературе. При верно поставленном проблемном вопросе поиск истины объединяется с личной заинтересованностью ученика и ситуация затруднения, когда дети не могут разрешить проблему, вызывает потребность в новых знаниях, в более глубоком осмыслении материала. Одним из существенных качеств проблемного вопроса оказывается его емкость, способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала. Он, как правило, выявляет связи отдельных элементов художественного текста с общей концепцией произведения. Таким образом, проблемные ситуации могут создавать и при рассмотрении эпизодов в рамках анализа «вслед за автором» и при изучении образа персонажа в системе пообразного анализа. Материалом проблемного анализа в рамках уроков может оказаться и событие, и характер героя. 13, 14, 15, 16 Особенности школьного анализа художественного произведения. Сходство и различие научного и школьного анализа. Анализ (расчленение) – мысленное расчленение на части исследуемого предмета. Школьный анализ имеет свою специфику и отличается от литературоведческого. Он должен отличаться научностью, то есть в основу должен быть положена литературоведческая концепция (это сближает их). Различия. Для учителя, в отличия от ученого важны не только выводы, но и путь постижения (усвоение и освоение). Школьный анализ эмоционален, должна создаваться эмоциональная атмосфера, урок должен находить в учениках эмоциональный отклик . Воспитательная направленность не должна быть лобовой. Важен вопрос о развитии литературоведческих навыков. Приемы анализа литературного произведения в школе имеют различные функции. По некоторым, самым основным качествам эти приемы можно разделить на две группы: приемы постижения авторской позиции в литературном произведении (литературоведческие) и приемы активизации сотворчества читателя, куда входят специфические школьные виды работы, в этой группе приемов можно выделить отдельно группу приемов, развивающих театральное воображение. Главное назначение литературоведческих приемов анализа - освоение текста, его композиции, стиля писателя, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического начал. Рассмотрим их: 1. Комментарий исторического, бытового, общекультурного или литературного типа восстанавливает в глазах учеников реальную действительность, изображенную художником, тем самым проясняется в ходе анализа намерения писателя. Без определенных знаний по истории культуры и общества в читательском восприятии искажаются или весьма неполно осознаются позиции автора. 2. Сопоставление частей художественного текста, сопоставление образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста - это основные приемы освоения композиции. 3. Наблюдения над стилем писателя. Наблюдения над стилем писателя начинаются с элементарных упражнений. Нахождение эпитетов или глаголов действия позволяет ученикам заметить тонкость и мотивированность художественной организации произведения. Иногда этим целям способствует и игровое задание: вставить слово, пропущенное в художественном тексте, а затем объяснить, почему писатель употребил иной синоним, чем предложенные учениками слова (деформированный текст). 4. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, в более частном виде - героя с прототипом всегда обнаруживает авторские намерения, как «заострил» писатель жизненный материал. 5. Сопоставление разных редакций, вариантов текста выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения. 6. Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя может быть применен в разных целях. Иногда сопоставление произведений одного писателя способно раскрыть общие основы его миросозерцания и художественного метода. Так, сравнивая две элегии Жуковского - «Вечер» и «Море», ученики начинают понимать, что идеальное для поэта состояние мира - гармония всех начал, что недостижимость этого рождает в нем грусть. 7. Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т.д.). Приемы активизации сотворчества читателя. Выше названные приемы анализа произведений ведут школьника вглубь текста, ориентируют на постижение авторской позиции в произведении. Эти приемы методика черпает из арсеналов литературоведения. Но ограничиваться ими в школьном разделе нельзя, так как перед учителем стоит задача пробудить у учеников сопереживание, активизировать воображение, сформировать читательские качества. Этому содействует другой ряд приемов, включающий школьников в разнообразную деятельность. 1. Важнейшем в этом ряду является выразительное чтение. 2. Пересказ. 3. Устное словесное рисование: создание словесных картин на основе прочитанного текста. Развивает воссоздающее и творческое воображение. Не подменять картину пересказом, описанием, может быть наполнена запахами, звуками, дети должны выразить свое отношение, не допускать искажения текста. Отбор материала: текст дает простор воображению, ясный образ. (прочесть, выделить детали, устно описать, сравнить) 4. Составление киносценария (видеосценария). Кинематограф близок детскому сознанию. В кино дети признают искусство, родственное природе их видения. В самом деле, школьник видит мир в движении, смена зрительных впечатлений захватывает его. 5. Инсценирование. Создание инсценировки даже по отдельным эпизодам произведения - трудный, но издавна практикуемый в школе вид работы. 6. Творческий пересказ (от лица одного из героев). Приемы развития театрального воображения: 1. Создание воображаемых декораций 2. Создание режиссерских ремарок 3. Создание воображаемых мизансцен 4. Инсценирование 5. Реконструкция внесценического эпизода 17 Литературная игра как прием анализа и способ диагностики знаний учащихся. Виды литературных игр. Уроки литературы требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать учащихся, увлечь их миром книг. Если ученика не интересует, не затрагивает то, что изучается, урока литературы, по существу, нет, и учитель никогда не достигнет поставленных перед ним целей. Игры, викторины, всякого рода игровые занятия привлекательны для школьника любой возрастной ступени. Говорить о целесообразности проведения подобных мероприятий в школьной практике, думается, излишне: они уже прочно завоевали место в системе как классной, так и внеклассной работы. Что же касается игры как формы урока, тут не должно быть сомнений. Перефразируя знаменитое изречение: «Хороши все жанры, кроме скучного», - скажем: на уроке приемлемы любые виды деятельности, если они активизируют учебный процесс и вызывают живой интерес у ребят. Нестандартная, игровая форма урока создаёт ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание, устраняет угрозу возможного отчуждения читателя от классического текста. Вот почему организация игр зачастую способна обеспечить более глубокое проникновение в литературный материал, нежели обычный урок. Благодаря играм происходит без принуждения приобщение школьников к миру нравственных эстетических ценностей литературной классики. Учитель же получает возможность выявить пресловутое «знание текста». Вопросы, адресованные участникам подобных состязаний, нередко касаются так называемых «мелочей». Сразу следует оговориться, что цель этого рода заданий отнюдь не проверка памяти, но стремление сформировать у учащихся внимательное отношение к художественной детали, научиться осмысливать её роль в идейно – образной структуре произведения, а, значит, развивать «зоркость» и «чуткость» читательского восприятия. Таким образом, на уроке литературы игра – это и средство общения, и способ контроля за чтением. Помимо всего прочего, игра открывает перспективу живого общения, а разнообразные творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют повышению культурного уровня школьников. Игра может быть использована не только как форма урока, но и как форма факультативного занятия, форма проведения конкурса по предмету. В ряде случаев игра может послужить и альтернативой зачёту, позволив в ненавязчивой форме, без жестокого, указующего перста педагога (хотя и по его «режиссуре») обобщить и систематизировать сведения по «пройденной» теме. Многие игры включают в себя элементы интеллектуального состязания и КВНа, что, безусловно, делает их ярче, увлекательнее, не требует однозначного ответа, а, напротив, допускает вариативность ответов, а также подразумевают импровизацию (плюс к развитию речи). Очень важно привить детям стойкий интерес к урокам литературы, любовь к книге, которая должна стать другом на всю жизнь. Здесь на помощь учителю-словеснику приходят различные виды игры: ведь игра активизирует познавательную деятельность, несёт большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, даёт простор творчеству и инициативе, фантазии и смекалке, радует необычностью заданий, новизной открытий, возможностью соревноваться и, как следствие, всесторонне изучать творчество того или иного автора. Одним из эффективных путей осуществления такого сочетания является театрализованная игра. Инсценировка – органическая составная многих игр. И подготовкой их могут заняться либо сами участники, либо специальные «творческие группы». Как показывает практика, учащиеся охотно занимаются данной деятельностью, проявляя искреннюю заинтересованность в том, что связано с моментами театрализации, ибо сценическое искусство открывает блестящие возможности для самовыражения. Любая инсценировка заставляет несколько раз перечитать текст, понять характер персонажа. Такая творческая работа захватывает не только учащихся младшего возраста, но и старшеклассников. Очень интересны для учащихся кроссворды, в особенности те, которые составлены ими. Здесь творчество неиссякаемо. Учащиеся с охотой составляют тематические кроссворды, а также те, которые знакомят с литературоведческими терминами, биографией того или иного писателя. Такие игры представляют собой своеобразную подготовку к тестовой форме проверки знаний учащихся, позволяют выяснить, насколько ученик овладел новыми знаниями и может их применять. Очень часто на уроке можно найти время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе. 18 |