Госы. Методика. Методика преподавания литературы как научная
Скачать 111.97 Kb.
|
Изучение эпических произведений в школе. Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы. Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: басня, рассказ, повесть, роман, эпопея. Эпос — способен охватить жизнь в ее объективной полноте. Эпос – самый универсальный способ изображения человеческой жизни. Человек дан через внешнее описание: жесты, движения, действия, авторскую характеристику. Многоплановость произведений заставляет выбрать угол зрения. Основные компоненты: тема, проблема, сюжет, образы, автор Особенности изучения эпического произведения в средних классах: 1) небольшое по объёму произведение можно прочитать в классе; 2) биография писателя изучается не в полном объёме; 3) нужно погрузить ученика в « мир писателя», «мир произведения»; 4) важно выбрать те ключевые 2-3 сцены, которые должны прозвучать и быть проанализированы; 5) характеристика героев сопровождается цитированием; 6) разговор о значении данного произведения, образе для того времени и нашего; 7) изучается сюжет и поступки, только начинается наблюдение за композицией и жанром. В старших классах изучается на историко-литературной основе. Связываются произведения одной поры. В образе два уровня понимания героя: реальное содержание (герой-человек), художественно-условное (герой выражает авторскую идеи, позицию). Образ рассматривается в системе образов, соотносится с другими героями. Особенности в старших классах: 1) изучается полностью вся биография писателя и его творческий путь; анализ всего произведения; 2) ознакомить с историей создания произведения, замыслом; 3) работа над сюжетом; 4) изучение восприятия учащимися текста; 5) система работы над характеристикой образов (портрет, отношения с другими героями и т. д.); 6) анализ в единстве формы и содержания, 2-3 самых важных эпизодов, сцен с выразительным чтением. Требования к уроку в старших классах: 1) работа над содержанием произведения; 2) работа над понятиями по теории литературы; 3) использование на уроке межпредметных связей; 4) создание проблемных ситуаций; 5) словарь литературоведческих терминов; 6) работа с критикой, словарями; 7) современное прочтение классики; 8) использование экранизаций, компьютера и др. технических средств. 19 Изучение лирики в школе. Лирика – самый субъективный род литературы. Стихотворная речь обладает емкостью. Выразительность повышается за счет ритма, рифмы, звукописи. Самый трудный для анализа род литературы: о лирике надо говорить прозой, что приводит к огрублению и упрощению; следует избегать формального подхода, главная задача не сообщение фактов, а воспитание чувств, сухой анализ мало что дает; обращаемся к чувствам, уму воображению. Единого пути анализа не существует. Основные этапы изучения лирики: 1. Подготовка к восприятию (вступительное слово): опора на жизненные впечатления, наглядный материал, история создания, факты биографии, музыкальное вступление. 2. Чтение 3. Выявление первоначального восприятия 4. Анализ. Часто сливается в обучение выразительному чтению. 5. Чтение. Характер изучения лирических произведений в 5-8 классах. В этих классах школьники встречаются с поэтическими произведениями Пушкина, Лермонтова, Твардовского, Симонова и других поэтов. В центре здесь - отдельные стихотворения, которые рассматриваются вне контекста общего творческого автора, хотя, конечно, образ автора, его личность неизбежно присутствует в любом анализе. На данном этапе важно помочь школьникам с возможной для их возраста полнотой воспринять богатство переживаний и мыслей, характерных для каждого стихотворения. Научить их выразительно читать поэтический текст и понимать особенности стихотворной речи. Изучение лирики в старшем звене школы. В старшем звене все линии в анализе лирики сохраняются, но усложняется литературный материал, серьезнее становятся теоретические вопросы, раскрывающие ученикам сущность поэзии как особого рода литературы. В старших классах много теоретического материала. Если в 5-7 классах в центре разбора находилось отдельное стихотворение в его внутренней целостности, то в старшем звене обучения стихотворения рассматривается не замкнуто, а в контексте творчества поэта и отчасти в историко-литературном контексте. Каждое лирическое стихотворение вписывается в творчество художника и позволяет открыть ту или иную грань его поэтического мира. Осуществить это бывает порой нелегко, и особенные трудности вызывает изучение лирики в 9 классе, когда учащиеся читают Пушкина, Лермонтова. Лирическое творчество этих поэтов адресовано зрелому сознанию, и подростки не всегда готовы к восприятию тех сложных душевных переживаний и философских открытий, с которыми они встречаются в поэзии классиков. Лирика часто изучается тематически – но это упрощает. Пушкин: вольнолюбивая лирика (Вольность, К Чаадаеву), любовь и дружба (Я помню чудное…), поэт и поэзия. Лермонтов: поэт и поэзия, природа, Родина, облечение общества. Часто стихотворения шире темы, в которую его включили. 20 Особенности изучения драматических произведений в школе. Драма как род литературы и ее специфика в том, что она предназначается для постановки на сцене. Да и литературная форма драмы, где характеры действующих лиц создаются речевым языком, а не описательным. Позиция автора в ней еще более скрыта и ее выявление требует от читателя внимание и размышления. Читатель должен без помощи автора-писателя вообразить место действия, время, обстановку, где живут герои, представить их внешность, манеру говорить и слушать, движения и жесты. При этом надо понять и почувствовать, что скрывается за поступками и словами каждого из действующих лиц. В центре драматического произведения стоит жизненный конфликт, разрешение которого идет в напряженной борьбе персонажей друг с другим, с обстоятельствами, с самими собой. Драматург создает сюжеты, в которых жизненные конфликты представляют с наибольшей остротой. Работе над драмой в классе предшествует самостоятельное чтение ее. Перед чтением желательно задать один-два вопроса типа: «Что вам особенно понравилось? Как вы поняли название пьесы? Кого вы считаете главными героями?» и т.п. На первых порах полезно организовать чтение пьесы вслух: текст может читать сам учитель, иногда привлекая грамзапись или видеозапись. При чтении педагог обращает внимание на ремарки, перечень действующих лиц, т.е. показывает, как надо читать драму, а иногда обратиться даже к театральным мемуарам. Вступительные занятия могут быть различными в зависимости от своеобразия пьесы. На вступительных занятиях: 1) предварительный комментарий к пьесе; 2) рассказ об эпохе; 3) исторические сведения о тех вопросах, которые волновали людей определенного времени и нашли отражение в пьесе; 4) репродукции картин художников; 5) рассказ о жизни драмы в театре. Драматические произведения анализируются в основном «вслед за автором», т.е. последовательно работать над действиями пьесы. Работу над драмой желательно начать с обращения школьников ко всей пьесе, помочь ее осмыслить, почувствовать ее основной конфликт, возникновение его. Это может быть вопрос о названии пьесы. На начальном этапе изучения драматического произведения одновременно с выяснением главного конфликта происходит первое знакомство учащихся с действующими лицами, с тем, какую роль они играют. Большое внимание играет обращение класса на время, охваченное пьесой. Например, действие «Горе от ума» охватывает время от утра до вечера, хотя в театре оно сжимается до нескольких часов. Между действиями «Грозы» проходят две недели. Учащихся следует учить, что в драме важно не только то, что происходит в самом действии в перерывах между действиями. Для анализа в классе учитель должен отобрать опорные явления, определяющие развитие действия. Нельзя забывать и разъяснение непонятных слов; и исторический и театральный комментарий. Не следует забывать, что при анализе пьесы большое значение имеет речь действующих лиц, да и ремарки авторов, афиша и замечание к ней (это часто ученики пропускают при чтении) (парад действующих лиц). Большое значение в работе над пьесой имеет выразительное чтение. При этом ученик с позиции зрителя переходит на позицию исполнителя. На заключительных уроках в обобщенном виде встают те вопросы, на которые искали ответа ученики в процессе анализа драмы. Итоговое занятие, по сути, начинается уже с работы над последним действие пьесы, когда разрешается конфликт и автор-драматург как бы подводит итог. С этой целью особое значение имеет выразительное чтение учащихся: это проверка глубины понимания ими характеров действующих лиц. Чтение по ролям - так же показывает степень понимания школьниками драматического произведения. Учитель по-разному может подойти к распределению ролей. Домашним заданием к такому уроку может быть письменное или устное составление характеристики героя, чью роль будет исполнять ученик. На заключительных занятиях - конкурсы чтецов отдельных сцен, сценическая история драмы, просмотр экранизации, его обсуждение. В связи с изучением драмы, ученик должен овладеть рядом теоретико-литературных понятий. Ряд их должен войти в активный словарь школьников: акт, действие, явление, монолог, диалог, перечень действующих лиц, ремарки. По мере проникновения в драму, словарь школьников пополняется: конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, жанры: комедия, драма, трагедия.; пьеса, спектакль. Спектакль - это не иллюстрация в пьесе, а новое художественное произведение, созданное театром, по-своему трактующим пьесам драматурга. Приемы развития театрального воображения: 1. Создание воображаемых декораций 2. Создание режиссерских ремарок 3. Создание воображаемых мизансцен 4. Инсценирование 5. Реконструкция внесценического эпизода 21 Монографическая тема. Структура и планирование. Способы активизации внимания учеников. Изучение личности и творческого пути писателя. Очерк жизни и творчества писателя: типы и возможные формы. Обращение к биографическому материалу позволяет реализовать несколько целей: 1) пробудить интерес к творчеству и личности писателя, 2) ввести в эпоху, 3) ввести в историко-литературный контекст, 4) способствует пониманию художественного текста. В 5-8 классах не изучается подробно. В средних классах учащиеся получают знания об отдельных сторонах жизни писателя, связанных с произведением. На основе этого строится вступительная статья в учебнике и рассказ учителя. Используются приемы: рассказ учителя, работа со статьей учебника, сообщение учащихся, заочная экскурсия, просмотр видеоматериалов. В старших классах изучается биография и творческий путь в целом. Цель такого урока показать истоки творчества, представить личность, найти объяснение чувствам, мыслям писателя, следует показать неразрывную связь личности и творчества. Важно рассказать о детстве, важно подобрать материал, который существенно повлиял на писателя. Принцип отбора материала: 1. Не следует перегружать материал многочисленными сведениями 2. Создать живой облик писателя 3. Сформировать представление о творческой личности, заразить нравственным примером 4. Возрастные ограничения 5. Биография - не послужной список Жанры изучения биографии: 1. Жизненный и творческий путь 2. Очерк жизни и творчества 3. Краткий очерк жизни и творчества Приемы активизации учащихся при изложении биографии: 1. Наглядность 2. Подбор фактов 3. Речь учителя 22 Изучение обзорных тем в курсе литературы. Курс литературы включает не только монографические, но и обзорные темы. Назначение обзорных тем - создать историко-литературную перспективу для изучения монографических тем, всю литературу монографически изучить невозможно. Обзорные темы изучаются на уроках в форме: лекции, киноурока, экскурсии, самостоятельной работы учащихся. Самый эффективный - лекция. Задача - создать образ эпохи, показать взаимосвязь явлений, закономерностей историко-литературного развития. Трудности при построении лекции: отбор сведений, большой объем материала, их систематизация, форма преподнесения, умение экономить время, а потому четко построить урок, не потерять из внимания литеруту, опора на произведения. Обзорная тема: 1. Основные исторические и политические события 2. Литературная жизнь (общая характеристика, литературные течения, основные темы, проблемы, герои, крупнейшие поэты, прозаики, драматурги, критики). Искусство в целом. 3. Анализ произведений, которые не будут изучаться монографически. Требования: 1. Строгое, логическое построение лекции. 2. Это не урок истории 3. Активизация учеников: выразительное чтение, театрализация. 23 Изучение литературной критики и литературоведческих материалов в старших классах. Сущность, значение и особенности этой работы в 9-11 классах. Критика. Входит в изучение монографической темы. Изучение этого материала значительно совершенствует литературное образование, речевую деятельность. Изучение критики решает ряд задач: 1) углубление восприятия художественного произведения, 2) знакомство с образцом анализа художественного текста, 3) осваивание учащимся авторского пути разбора произведения, осмысление оценки героев. Задачи, которые должен реализовать учитель при работе с литературно-критическим материалом: 1) научить воспринимать статью не только как глубокий анализ художественного произведения, но как документ эпохи. 2) Дать четкое представление - с какой целью критик написал статью. 3) Объяснить точку зрения критика, исходя из его взгляда. 4) Помочь учащимся адекватно осмыслить отдельные положения статьи. 5) Научить делать самостоятельное выводы, высказывать свое мнение, оценку. 6) Способствовать развитию навыков логического мышления и самостоятельного анализа. Два пути работы с литературно-критическим материалом по Подвицкому: 1) специальное изучение критики после программного художественного произведения, 2) использование критического материала в процессе изучения художественного произведения. До 1991 года статьи были преимущественно революционеров-демократов (Белинский, Добролюбов «Луч света в темной царстве», «Что такое обломовщина», Чернышевский, Писарев «Мотивы русской драмы», «Базаров»). Появились статьи по литературоведческому анализу. Критические статьи в полном объеме почти исчезли. 24 Изучение теоретических понятий в школьном курсе литературы. Сущность и значение этой работы в 5-8 и 9-11классах. Курс литературы содержит понятия в двух основных формах. Одни входят в пояснение к каждой теме программы, встречаются в объяснении учителя, в статьях учебника, но не выделяются для специального изучения (например, волшебное в сказках, мастерство писателя, отношение автора к героям повести и т.д.). Другие понятия программа особо выделяет под рубрикой «Теория литературы» (например, рассказ, поэма, олицетворение, метафора, реализм и др.). Учителю нужно, чтобы изучаемые теоретические понятия, постепенно накапливаясь, развиваясь, вступая в связь между собой, образовали определенную систему и чтобы этапы становления системы были одновременно ступенями литературного развития школьников. Поэтому, в каком бы классе ни вел учитель работу над теоретико-литературными понятиями, ему важно представлять себе эту работу в масштабах всего школьного курса. Многие последующие понятия в 5-8 классах будут развивать и углублять первоначальные представления о художественном языке. Надо позаботиться, чтобы эпитет, сравнение, олицетворение, метафору и другие приемы художественной изобразительности ученики воспринимали не как украшение речи, а как способы точного и глубокого изображения жизни. Работа с теоретическими понятиями в 9-11 классах, лицеях, колледжах. Повторение материала 5 -8 классов. Система научных понятий в школьном курсе литературы построена таким образом, что известная часть материала 5-8 классов должна получить повторное теоретическое освещение на новом уровне в 9-11 классах. Принципы изучения теории литературы: 1. Не изучать 2. Спец. Курс 3. Оптимальный путь: изучать понятия во взаимосвязи с литературным произведением 3 цикла проблем: 1. Учение об особенностях изображения писателем действительности 2. Учение о структуре произведения 3. Учение о литературном процессе Сначала накапливаются факты литературного явления, формируется представление о признаках явления, дается определение понятия, закрепление, применение, развитие. 25, 26 Развитие речи на уроках литературы. Критерии речевого развития школьников. Основные направления работы по развитию речи учащихся. Развитие устной речи - одна из главных задач преподавания литературы.. В основе обучения устной речи лежат следующие принципы: а) опора на восприятие и творческое воспроизведение языкового материала, информации; б) взаимосвязь слушания, говорения, чтения и письма; в) неразрывность содержания логической, смысловой и произносительной сторон устной речи; г) широкое использование ситуативного метода обучения в целях приближения речевого общения учащихся к естественной форме высказывания и создания у них подлинных речевых навыков, необходимых для получения образования; д) опережение развитием речи знаний грамматики (развитие речи забегает несколько вперед, тем самым подготавливает усвоение грамматики); Развивать устную речь учащихся - значит обучать их владению речью в условиях слушания и говорения. Известно, что умение слушать является основой, на которой создается умение говорить. Слушание (восприятие) не только подготавливает говорение, но и совершается в одновременном акте с ним. Умение слушать означает понимание чужой речи. Критерии развития речи: Чтение Речевая коммуникация Произношение Лексика Грамматический строй Связность речи Умение слушать и понимать услышанное Говорение предполагает две формы речи - монологическую и диалогическую. В методической науке наиболее разработаны вопросы обучения учащихся монологической речи (пересказы, сообщения, доклады и др.), значительно меньше освещен процесс обучения учащихся диалогической речи. Продуктивные высказывания Умение отвечать на вопросы. Умение отвечать на вопросы - жизненно важный вид речевого общения, которое проявляется в различных ситуациях. Обучая учеников умению давать ответы на вопросы, учитель работает над содержательностью ответов, лексико-грамматической их структурой, лексическим качеством и произносительной стороной, используя литературный текст, произведения живописи и др. Доклад, сообщение Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей. Пересказы художественного текста Воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т.д.) пересказы широко применяются в младших и средних классах как прием, способствующий усвоению содержания произведения и развития речи учащихся. Пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи учащихся средних классов. Пересказы могут быть следующих видов и подвидов: 1. Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный — близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста. 2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное и существенное, отграничив их от второстепенного. 3. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста. 4. Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа. При подготовке к пересказу используются следующие приемы: Уяснение вида пересказа (подробный, близко к тексту, выборочный, сжатый, от лица персонажа). Каждый вид отрабатывает тот или иной навык работы с текстом – передача и выделение главных фактов, трансформация текста. Определение цели работы, ориентировка на особенности текста, возможен психологический настрой на работу. Беседа по тексту с целью уяснения темы, идеи и языковых особенностей текста. Традиционно преподаватели задают следующие вопросы: «О чем говорится в тексте? Каковы герои текста? Каковы особенности их характера? Какие слова, предложения вы запомнили? На какие образы обратили внимание? К какому выводу приходит автор?» Выразительное чтение текста. Составление плана. Предварительный пересказ фрагментов Пересказ всего текста 27 Речевая ситуация на уроке литературы. Требования к созданию речевой ситуации. Этапы подготовки. Основные виды речевых ситуаций и их характеристика. Речевая ситуация - реальная или воображаемая ситуация, провоцирующая речь. Успешному стимулированию речевой деятельности способствует правильный выбор речевых ситуаций для урока литературы или ситуативных речевых заданий, повышающих интерес к освоению предмета. Они способствуют развитию эмоционально-образной речи школьников, интенсивному обогащению словарного запаса, прогрессу в общекультурном развитии, обогащению речи интонационной выразительностью, формированию умений строить высказывания. К созданию речевой ситуации на уроках литературы предъявляются следующие требования: 1. Содержание речевой ситуации и предлагаемые формы общения должны быть интересными для учащихся. 2. Ситуация должна быть направлена на стимулирование речевой активности школьников, на использование в речи разнообразной лексики и фразеологии, а также образных средств языка в соответствии с темой высказывания. 3. Проводимая работа должна быть направлена и на углубление анализа литературного произведения, на расширение знаний по литературе. 4. Предлагаемая ситуация должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, уровню их развития. 5. Характер и формы общения, композиционная структура каждой конкретной ситуации определяются особенностями литературного произведения, при изучении которого они создаются. 6. Данные речевые ситуации должны создавать условия для формирования у школьников умений отстаивать свои позиции, убеждения, развивать способности к аргументации. Этапы подготовки: 1. Создание установки на решение определенной смысловой и речевой задачи, пробуждение интереса к их решению. 2. Выдвижение ключевых задач выступлений в рамках предлагаемой ситуации (убедить кого-либо в чем-то и т.д.). 3. Помощь в отборе материала, на котором строится устное выступление или дискуссия (эпизоды из текста художественного произведения, отрывки из литературно-критических статей, материал учебных пособий). 4. Отбор словарно-фразеологического минимума, включая образные средства языка, для использования в речи. 5. помощь в определении манеры выступления При всем возможном многообразии естественных и искусственно создаваемых речевых ситуаций на уроках литературы выделяются три основные их группы, различающиеся отношением к реальной действительности и способами их создания. I. Учебно-дидактические речевые ситуации, или ситуативные речевые задания, предлагаемые в естественных условиях обычного урока литературы, ставящие целью активизировать общение школьников между собой, снять барьеры, которые препятствуют высказываться малообщительным учащимся, а также повысить внимание к ведущейся в классе работе (задания на включение в дискуссию, различного рода межличностные диалоги по тексту произведения, биографии писателя и т.д.). II. Речевые ситуации, связанные с гипотетическим изменением социальной функции ученика, но приближенные к условиям реальной действительности. Такими речевыми ситуациями могут стать ситуации, требующие от ученика выступить в роли учителя, лектора-литературоведа, театрального или кинокритика, экскурсовода (фрагменты урока), журналиста, ведущего репортаж и т.д. ІІІ. Художественно-игровые речевые ситуации, приближенные к формам искусства, например, «воображаемые встречи». Они связаны с попыткой проникновения в художественную структуру произведения, со вступлением в общение с героями, с попыткой стать свидетелями их воображаемого диалога и тем самым глубже постичь их внутренний мир, систему взаимоотношений и взаимооценок, непосредственно ощутить воздействие языка произведения на строй собственной речи. 28 Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы. Основные виды работы. Письменные работы в школе носят учебный характер, т.е. имеют цели привить учащимся навыки письменной речи во всех отношениях: уменье правильно строить фразу, грамотно записать ее, передать содержание прочитанного произведения, расположив связно и последовательно содержащиеся в нем факты, и уметь самостоятельно построить свое сочинение, верно отражающее чувства и мысли, или изложить в письменном виде материал своих наблюдений. Эти задачи многообразны, различны по степени трудности и, конечно, не могут быть разрешены в школе сразу. Начинаясь в первых классах, развитие письменной речи идет постепенно, с каждым годом усложняясь и расширяясь в объеме и разнообразии форм. Особенностью школьных письменных работ является то обстоятельство, что в каждой из них и на всех ступенях обучения задача грамотности и задача внутреннего содержания письменной речи ученика находится в неразрывной связи. Сложность задачи, встающей перед учеником при выполнении им письменной работы, прививающей или упражняющей разнообразные навыки, требует от учителя максимального внимания к построению. Задания для письменной работы и планомерности этих заданий. Одним из главнейших условий постановки всякой письменной работы является ее отчетливая целенаправленность. Учитель должен ясно представлять себе цель предлагаемой учащимся работы и те результаты, к которым она должна привести учащегося: 1) Предлагаемое учащемуся задание для письменной работы должно быть подготовлено учителем, т.е. просмотрено и продуманно. 2) Ученики, выполняющие письменную работу, должны отчетливо понимать задание и знать пути и приемы, при помощи которых выполняется задание. Иначе говоря, ученики должны быть подготовлены к выполнению письменной работы. Ей должна предшествовать аналогичная работа в устном исполнении, обеспечивающая конкретное понимание того, как и как нужно делать. 3) Должны быть учтены результаты письменной работы, т.е. работы учащихся должны быть тщательно проверены, и учитель должен сделать выводы, определяющие дальнейшее направление его преподавания. Письменные работы, связанные с развитием речи учащихся, можно разделить на две основные группы: 1) работы вспомогательного характера и 2) работы, имеющие самостоятельное значение (основные виды письменных работ). К работам первой группы относятся составленные планы, письменные ответы на вопросы; ко второй группе относятся изложения, сочинения по картине, творческие сочинения различных видов. 29 Изложение как вид развития письменной речи. Виды изложений. Методика подготовки к написанию изложений. Изложение является основным видом письменной работы в средних классах, так же, как сочинение в старших классах. Упражнение в письменном изложении должны начинаться со второго класса начальной школы, где дети занимаются вначале устным пересказом, затем коллективным составлением письменного изложения, после чего уже приступают к самостоятельному письменному изложению. Термин «изложение» нередко заменяется словами «пересказ», «переложение». Некоторые различают эти наименования: Пересказом (переложением) называют передачу, близкую к прочитанному тексту. Изложением (извлечением) - сокращенную задачу текста, при которой излагаются главные факты или мысли прочитанной статьи. Вообще следует иметь в виду, что в обычном словоупотреблении термин «изложение» - широкое понятие, охватывающее целый ряд письменных работ, начиная от почти дословной передачи прочитанного отрывка и кончая свободной передачей содержания нескольких произведений, близких по теме. Сущность изложения заключается в том, чтобы ученик, который выслушал текст прочитанного произведения или отрывка, сумел решить три задачи, которые ставятся: 1. Уяснил содержание, т.е. понял мысли; 2. Усвоил логический порядок событий, фактов, содержащихся в произведении; 3. Отразил в своей работе стиль прочитанного текста, т.е. особенности словесной формы, которым отличается предложенный текст. Когда ученики упражнениями в составлении плана устными пересказами приобрели навык вдумчивого отношения к прочитанному, только тогда можно приступить к самостоятельному письменному изложению. Ясно, что порядок, система изложений зависят от характера материала, даваемого для изложения. Если в 3 классе ученик стоит перед задачей - понять содержание и усвоить язык маленького текста, занимающей 5-6 строк, то в 5-8, классах ему предлагается гораздо более сложный и по содержанию и по стилистическим особенностям текст. Уже одна возможность варьировать тесты для изложений в отношении содержания, размера, стиля и т.п. делает этот вид работы интересным для учителя и богатым в отношении разнообразия форм. Изложение, правильно поставленное, содержит в себе творческие возможности. В этом легко убедиться, сравнив работы учащихся одного класса: в каждом из них встретится своеобразие и в словаре, и в композиции, и в стиле, хотя все работы отправляются от одной темы, плана и образов, данных художником. Таким образом, изложение является видом письменной работы, обучающей учеников и сохраняющей для них возможность творческих проявлений. Значение изложения как вида работы по развитию связной письменной речи учащихся: 1) обогащает словарный запас учащихся; 2) способствует развитию мышления учащихся; 3) прививает умение излагать мысль логично и последовательно; 4) способствует закреплению и углублению знаний по грамматике; 5) развивают навыки слушания, запоминания, воспроизведения текста; 6) подготавливают учащихся к написанию сочинений. Виды изложений: а) по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые; Легче начинать обучение с подробных изложений. Сжатое изложение текста — это пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла. Для этого в тексте нужно выделить главное. Умение пересказывать содержание кратко — это необходимый навык для работы над текстом. Для того чтобы научиться сжато пересказывать текст, следует придерживаться определённой последовательности действий: разделить текст на части; выделить те предложения, без которых нельзя обойтись, отсутствие которых приведёт к искажению смысла или его непониманию; исключить несущественный материал, без которого можно обойтись, чтобы понять смысл текста; если потребуется, перестроить некоторые предложения: из нескольких предложений составить одно (то есть сжать их). б) по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные; При выборочном изложении требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённым персонажем, темой, явлением. При выборочном изложении нужно выделить в тексте отдельные темы, вычленить материал, относящийся к той или иной теме, построить высказывание на основе собранного материала и передать его подробно. в) по осложненности языковым заданием: - изложения, в которых требуется воспроизвести, употребить определенные языковые средства; г) по особенностям структуры исходного текста: изложение-описание, изложение-повествование, изложение-рассуждение; д) по цели проведения изложения: обучающие и контрольные. Проведение обучающих изложений включает несколько этапов, которые в зависимости от вида изложения и степени подговленности учащихся могут варьироваться (некоторые этапы могут быть опущены). 1 этап: подготовка учащихся к восприятию текста (вступительная беседа). 2 этап: чтение текста учителем. 3 этап: беседа по содержанию. 4 этап: составление плана и структурной схемы текста. 5 этап: словарно-стилистическая работа. 6 этап: устный пересказ. 7 этап: повторное чтение текста. 8 этап: написание изложения, редактирование. Контрольное изложение проводится по следующей схеме: 1) вступительная беседа; 2) чтение текста учителем; 3) словарно-фразеологическая работа; 4) повторное чтение текста учителем; 5) написание изложения. 30 Сочинение как вид развития письменной речи. Трудности в работе учителя. Классификация сочинений. Методика подготовки к написанию сочинений, их проверка, исправление, рецензирование, совершенствование. Сочинения являются одной из важных форм работы по развитию речи, и уроки чтения дают для них достаточно богатый материал. Читаемые тексты позволяют учителю знакомить детей с особенностями языка художественных произведений и деловых статей, работать над планом, над логической стройностью текста, над некоторыми литературоведческими понятиями, необходимыми для сочинения. Однако работа над сочинениями страдает некоторыми существенными недостатками. Как показывает изучение работы учителей, во многих школах наблюдается однообразие типов и тематики детских сочинений. Очень распространены темы «Как я провел каникулы», «Осень», «Зима», «Весна». Значительно реже проводятся сочинения на материале производственных экскурсий, сочинения - описанияи пр. Очень редко дети пишут сочинения на общественные темы, сочинения - рассуждения, сочинения по пословице. В этом трудность для учителя: найти, подобрать тему, которая заинтересует ученика, а кроме того будет носить еще и воспитательный характер, развивающий творчество, речь. В связи с этим важно рассмотреть типы сочинений, доступных учащимся, а также их тематику. Классификация сочинений: 1) По типу речи: а) повествовательные; б) сочинения - описания; в) сочинения - рассуждения. 2) По стилю: а) эмоциональные, образные, приближающиеся к художественным произведениям; сочинения типа деловой статьи. 3) По методам подготовки: а) коллективные, требующие общей подготовки; б) индивидуальные. 4) По источникам, из которых почерпнут материалы для сочинений: а) сочинения на материале наблюдения или иных форм живого опыта учащихся; б) сочинения на книжном материале: в связи с прочитанным, характеристики, работы типа рефератов, типа рецензий; в) сочинения по картине, по серии картин, диафильму, кинофильму, спектаклю и пр.; г) сочинения, объединяющие материалы наблюдений самого ученика со сведениями, почерпнутыми из книг или других источников. 5) По целям проведения: а) обучающие; б) контрольные; Отметим еще несколько общих требований к темам сочинений: во-первых, тема должна заинтересовать ученика, должна быть ему близкой; во-вторых, тема должна быть четко сформулирована, быть вполне определенной; в-третьих, тема не должна быть слишком широкой. В начальных классах тема обычно отождествляется с заглавием. Но во многих случаях возможно уже практически показать, что сочинения на одну ту же тему могут быть озаглавлены по-разному. Например, сочинения на тему «Кем я буду» может получать различные заглавия в зависимости о того, кем собирается стать автор сочинения. Алгоритм подготовки к написанию сочинения: 1.Выбор темы. 2. Анализ темы (определение границы) 3.Сбор материала. 4.Составление плана. Прежде чем написать сочинение на основе собранных материалов, их надо определённым образом систематизировать. Надо определить, какие мысли, факты составят начало сочинения, его основную часть и концовку, как будет осуществляться переход от одного элемента к другому. 5. Написание 6. Проверка сочинения Творческие работы, и особенно сочинение, являются важным этапом в формировании орфографических и пунктуационных навыков. Однако при подготовке сочинений их не следует выдвигать на первый план. Навыки редактирования формируются постепенно. Учеников надо научить прочитывать написанное и вдумываться в содержание своего сочинения. Надо прочитывать свою рукопись несколько раз, прежде чем всё будет оценено, взвешено. Проверка должна производиться в такой форме и таким образом, чтобы она обеспечила дальнейшую работу ученика над сочинением и облегчала рабочие контакты учителя с учеником. Естественно, что для этого большинство ученических сочинений не следует сразу исправлять, а надо лишь указать на ошибки, но таким способом, чтобы ученик понял характер каждой ошибки и смог бы самостоятельно исправить её. К рецензированию сочинений своих товарищей надо постепенно приучать самих учащихся. Первая такая рецензия составляется по вопросам учителя.(Соответствует ли содержание теме? Что можно было бы опустить, а что раскрыть более подробно?) При чтении работы товарища рекомендуется обращать внимание на то, интересно ли сочинение по своему содержанию, легко ли следить за мыслью автора. Подобная проверка и рецензии оцениваются как самостоятельная творческая работа. Проверяя работы, надо с предельной осторожностью относиться к ученическому творчеству, даже малейшему проявлению самостоятельности, личного подхода при описании и оценке фактов. В сочинениях надо всячески поощрять попытки учащихся отразить живые впечатления, передающие пережитое ими. Надо замечать первые ростки творческой самостоятельности учащихся – в особой манере изложения мыслей, фактов, в своеобразии эпитетов, метафор, сравнений, художественных образов, как он раскрывает свои убеждения, вкусы, симпатии. Большую роль в развитии творческой самостоятельности играет работа с черновиками учащихся, предварительный просмотр их, советы, замечания индивидуального характера. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ. 1. Понимание содержания исходного текста. 2. Правильность фактического материала. 3. Отражение позиции ученика. 4. Смысловая цельность и композиционная стройность. 5. Точность, богатство, выразительность речи. 6. Грамотность. 31 Своеобразие структуры урока литературы в ряду других учебных дисциплин. Сложность вопроса о классификации уроков литературы. Требования к современному уроку литературы. Урок – традиционная форма школьного образования в течение уже нескольких веков. Естественно возникает вопрос: не устарела ли урочная форма обучения в школе. Понятна увлечённость учителей «нетрадиционными формами урока», появление кино- и телеуроков, уроков-концертов, уроков-семинаров, уроков-конференций, интегрированный урок, урок в игровой форме и множество других. В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организации познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место. В современном уроке есть черты, обусловленные временем, как то использование компьютерных технологий. Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности. Поскольку образование ориентировано на целостное миропонимание, то это предполагает следующее: – интеграцию рационального и эмоционального в уроке; – ориентацию ученика на самостоятельность в добывании и систематизации знаний; – извлечение гуманистического смысла знаний с точки зрения их ценности для людей, роли в развитии культуры, в отдельной судьбе. Структура уроков литературы Структура урока — это модель, которая каждый раз заполняется конкретным содержанием. Традиционно в любой системе уроков выделяют три этапа: вступительный, анализа произведения и заключительный. 1. Вступительный этап, или этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения. 2. Этап анализа произведения, или работы с текстом, — самый протяжённый и самый важный в системе уроков. Условно в нём можно выделить подэтапы: а) выявление восприятия; б) постановка учебной задачи; в) решение учебной задачи. 3. Заключительный этап Завершается анализ произведения синтезом, который и осуществляется на заключительных занятиях. .1.1 Различные классификации видов уроков по литературе В работах М.М. Ильиной урок рассматривается в свете "соотношения частей процесса обучения", учебного процесса и психологии обучения. За основу классификации М.М. Ильина берет два положения: дидактические цели и место урока в системе уроков. Г.Л. Кириллова особое внимание обращает на "связь между преподаванием и учением, на соотношение конкретного и обобщенного содержания урока, на сочетание практической и теоретической деятельности - и вычленяет следующие возможности в построении урока: приближение самостоятельной работы учащихся к началу изучения нового учебного материала, увеличение в работе учащихся элементов творчества, сокращение объема однотипной тренировочной работы". В ряде работ приводятся веские доводы в пользу целесообразности постановки работы над новым материалом в первой половине урока, ибо именно первая треть урока перегружена учетом знаний. М.А. Данилов, суммируя полемику по проблемам урока, ратует за обоснование различных его структур, а также за повышение значения перспективного планирования системы уроков как одной из важнейших областей творчества учителя. Подчеркивая творческий характер урока литературы, Н.А. Станчек ищет в нем то, что определено логикой познания литературы, особенностями психологии ученика. Методист-словесник прямо говорит, что в современном уроке недостаточно ориентироваться на традиционные структурные элементы (опрос, объяснение нового, закрепление, задание на дом), и выдвигает вслед за рядом других исследователей учебную ситуацию как новую структурную единицу урока. Н.А. Станчек считает учебную ситуацию клеточкой урока, в которой воплощается в единстве цели, содержание, характер современной деятельности учителя и ученика. На примере анализа двух уроков по пьесе А.С. Грибоедова Н.А. Станчек раскрывает значение организации урока в решении задач развивающего обучения. Интересная типология уроков внеклассного чтения предложена Н.К. Силкиным: уроки вводного типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщающие. Ряд сборников, методических рекомендаций к работе по учебникам и учебным пособиям несут в системе уроков, в рекомендациях авторов идею развивающего обучения, дают образцы современного построения урока. Н.И. Кудряшев разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи. Уроки первого типа при всем их разнообразии бывают в основном трёх видов: уроки художественного восприятия произведения. "Нравственные проблемы в произведениях В. Распутина (стилистический комментарий к эпизодам повести "Прощание с Матёрой": "Сцена на кладбище", "Прощание Дарьи с избой", "Последний сенокос на Матёре")"; уроки углубленной работы над произведением. "Обломов - коренной народный наш тип". Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти"; уроки, обобщающие работу над произведением. "Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература". Надо отметить и такую разновидность уроков первого типа, как урок синтетический, на котором учитель читает небольшое произведение (преимущественно стихотворение), разбирает его и в конце урока весь материал обобщается. Уроки первого типа занимают преобладающее место в системе занятий во всех классах, особенно в средних. Уроки изучения теории и истории литературы Как известно, основы знаний по теории и истории литературы школьники получают в процессе изучения конкретных художественных произведений. Однако нужны и отдельные уроки, специально посвященные этим разделам курса. Уроки формирования теоретико-литературных понятий Уроки усвоения научных, литературно-критических статей Уроки по биографии писателя Уроки по историко-литературным материалам Уроки обобщения, повторения, опроса Уроки развития речи Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения рассказам, устным ответам и устным докладам Уроки анализа сочинений Как было сказано выше, общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П.Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет: комбинированные, или смешанные, уроки; уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом; уроки закрепления и повторения знаний; уроки выработки и закрепления умений и навыков; уроки проверки знаний и разбора проверочных работ. 32 Планирование в работе учителя. Виды учебных планов, их оформление. Роль кабинета литературы в реализации планирования. Планирование – это обязательный компонент работы. Виды: 1) календарное: на четверть (5-9 классы); на полугодие (старшие классы). Распределение тем программы по календарным строкам (10 класс - «Введение»- 2.09; «А.Н.Островский»- 4.09-11.09). 2) тематическое - планирование конкретной темы (Тургенев «Отцы и дети» - 6 часов. Урок 1.«Жизнь и творчество Тургенева»). 3) календарно-тематическое - перспективный план на полугодие, 4) поурочное - планирование каждого урока: план-конспект - подробная запись только деятельности учителя. Кабинет русского языка и литературы Задачи кабинета: помощь учителю в проведении классных занятий и внеклассной работы по русскому языку и литературе; Кабинет русского языка и литературы оснащён разнообразным иллюстративным, дидактическим, вспомогательным материалом, без которого невозможно проводить современный урок на должном уровне. Накопление материала, его систематизация, оформление стендов, отбор материала для урока, его использование во внеурочной деятельности - всё это способствует развитию учащихся, их духовному и эстетическому росту. Каждому из школьников, кто принимает участие в создании очередного стенда, хочется глубже познакомиться с творчеством изучаемого писателя, узнать подробности его биографии, а главное - поделиться своими знаниями со всем классом. Именно в этом воспитательная сила кабинета русского языка и литературы. 33 Проектирование урока литературы. Обдумывание темы, цели, содержания, структуры, видов деятельности учеников. Требования к содержанию и оформлению конспектов. Профессиональная деятельность учителя многогранна и разнопланова. Один из видов деятельности проектировочный, или, иначе, конструктивный, суть которого заключается в разработке уроков. I. Правила подготовки к проектированию урока литературы Проект урока — это обычный конспект: тема, цели и задачи, конспективное изложение теоретического и культурологического материала (чтобы подсмотреть, если забудешь, особенно даты, имена, высказывания, цитаты); вопросы и задания, которые предлагаешь детям, искомый вариант ответа; выводы. И всё же попробуем посмотреть на планирование урока как на акт творческий и обратим внимание на значение слова проект как замысел, то есть мысль, которую учитель и будет стремиться воплотить в уроке — в своей совместной деятельности с учениками. Центром внимания учителя и учеников становится словесно-художественное произведение, ребята открывают его для себя как произведение искусства, а учитель пытается помочь им его понять. Очевидно, что первая мысль учителя, готовящегося к уроку, — мысль об устройстве художественного текста и о его смысле. Итак, первое правило: прежде чем проектировать урок, проанализируйте произведение, осмыслите его, сформулируйте для себя важные мысли, выраженные автором, его позицию и художественную идею. Кроме произведения учитель будет работать с учениками. Поэтому его вторая мысль — о них: кто из них и как прочитает этот текст, что поймёт, на что обратит внимание, а что пропустит; что его заинтересует, что оставит равнодушным? Сформулируем второе правило: прежде чем проектировать урок, подумайте о том, как текст может быть воспринят учениками, определите, кому, где и в чём нужна будет помощь. Третье правило говорит нам о необходимости уточнения требований программы. II. Структура уроков литературы Традиционно в любой системе уроков выделяют три этапа: вступительный, анализа произведения и заключительный. 1. Вступительный этап, или этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения. 2. Этап анализа произведения, или работы с текстом, — самый протяжённый и самый важный в системе уроков. Условно в нём можно выделить подэтапы: а) выявление восприятия; б) постановка учебной задачи; в) решение учебной задачи. 3. Заключительный этап. Завершается анализ произведения синтезом, который и осуществляется на заключительных занятиях. Содержание конспекта включает разделы: - Общие сведения (школа, класс, предмет, дата проведения). - Тип урока: урок овладения новыми знаниями, урок закрепления умений и навыков, урок повторения, обобщения и систематизации, контроля, комбинированный. - Тема урока. - Цель и задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные) должны быть конкретно сформулированы и соответствовать теме, содержанию урока, составу учащихся. - Наглядность и оборудование. - Ход урока. В конспект заносятся все вопросы и задания, выводы. Четко выделяются этапы урока и виды работ. Содержание урока записывается подробно. 34 Учет и оценка знаний учащихся. Современные средства оценивания результатов обучения. В процессе обучения педагог использует различные методы и средства обучения с целью усвоения информации. Чтобы узнать, насколько понят и освоен материал, можно ли переходить к следующей теме, необходима регулярная проверка знаний обучающихся. |