Главная страница
Навигация по странице:

  • Вступительные занятия к изучению литературного произведения в 5-8 и 9-11 классах: задачи, содержание и возможные формы. Методика проведения вступительных занятий.

  • Проблема организации чтения художественных произведений в школе. Способы контроля за чтением.

  • Заключительные занятия в системе работы над литературным произведением: задачи, содержание и возможные формы.

  • Госы. Методика. Методика преподавания литературы как научная


    Скачать 111.97 Kb.
    НазваниеМетодика преподавания литературы как научная
    АнкорГосы. Методика
    Дата01.04.2022
    Размер111.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOSy_IRL_metodika.docx
    ТипЗакон
    #434157
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Выдающиеся методисты ХIХ века. Опыт М.А. Рыбниковой в современной методике преподавания литературы.

    Федор Иванович Буслаев (1818-1897), известный русский ученый-философ, фольклорист, профессор Московского университета, начинавший преподавателем словесности в московских гимназиях, является автором первого специального методического руководства, капитального двухтомного труда «О преподавании отечественного языка» (1844). Эта книга сразу была высоко оценена критиками и сыграла важную роль в становлении методики преподавания литературы. Не одно поколение словесников обращалось к теоретическим положениям, выдвинутым Буслаевым, и к образцам его разборов.

    В книге Буслаева изложена целостная система взглядов на преподавание русского языка и литературы, в центр которой поставлено слово, язык художественного произведения.

    Говоря о преобладании эвристического, метода в преподавании отечественного языка, Буслаев показывает его принципиальное отличие от преобладающего в школьной практике историко-догматического метода, которое состоит в том, что в первом случае «заставляют ученика самого доискиваться и находить то, чему хотят научить его», а во втором «предмет преподаваемый дается ему готовый».

    Выделил 3 элемента в преподавании:

    1. Чтение и разбор литературного текста

    2. Выводы по теории словесности

    3. Письменные упражнения (принцип практического изучения литературы)

    Василий Иванович Водовозов. Длительное время он проработал в Смольном институте и на основе собственного опыта работы предложил свою систему преподавания русской литературы, дал подробные указания о преподавании русского языка. Он разработал собственный учебный план, в котором сокращалось изучение классических языков и расширялась программа изучения родного языка и литературы, математики, естествознания, истории и новых языков.

    «Словесность в образцах и разборах». Изучая художественное произведение на уроке, учитель должен обращать внимание на идейное содержание произведения, т.е. осуществлять критический разбор.

    Принципы изучения:

    1. Выразительное чтение и самые необходимые пояснения

    2. Повторное чтение и углубленное изучение текста

    Произведения изучаются сопоставлением по сходству или контрасту. В младших классах сопоставляются по тематике, жанру, языку. Выводы теоретико-литературного характера. В старших классах сопоставляются произведения разных эпох.

    Владимир Яковлевич Стоюнин был одним из наиболее известных педагогов-словесников 60-80-х гг. Около двадцати лет он преподавал в 3-й петербургской гимназии, одновременно читал лекции в Мариинской женской гимназии. Одной из главных задач школьного преподавания литературы он считает «воспитание человека и гражданина». В его работах последовательно проводится идея патриотического и нравственного воспитания средствами литературы, особенно сильно воздействующей на эстетические чувства учащихся. По его мнению, «развивая эстетическое чувство, мы через то самое действуем и на развитие умственных, равно как нравственных сил».

    Основные положения методической системы Стоюнина изложены в его книге «О преподавании русской литературы» (1864). Стоюнин постоянно подчеркивает педагогическую направленность курса словесности в школе и предлагает изучать не «отвлеченную теорию», а сами литературные произведения.

    Стоюнин подробно останавливается на принципе активного, сознательного усвоения литературы учащимися, утверждая, что школьники не должны только на слово верить преподавателю, что учитель призван формировать их собственные взгляды и убеждения. Ставя в центр урока чтение и разбор произведения, Стоюнин считает основным методом работы аналитическую беседу. Как и В. И. Водовозов, он предлагает выбирать для разбора произведения с ярко выраженной воспитательной направленностью, изучая их не в отрывках, а полностью. Начинать разборы методист рекомендует с произведений, близких современности, более доступных восприятию учащихся, исключая при этом сатиру. По образцу устных классных разборов школьники должны производить письменные разборы на другом литературном материале. Главное внимание при анализе должно быть обращено на общечеловеческое в произведении.

    Виктор Петрович Острогорский после окончания Петербургского университета он преподает словесность в петербургских гимназиях, пробует свои силы в драматургии и литературной критике.

    Основные методические идеи Острогорского изложены в его «Беседах о преподавании словесности» (1884). Определяя содержание словесности, методист предлагает на место сухих, формальных занятий языком поставить занятия «живым языком», непосредственное знакомство учащихся с лучшими образцами отечественной и иностранной литературы, дающее одно из величайших наслаждений — наслаждение искусством. Только в старших классах можно познакомиться с основными положениями теории словесности и главными моментами истории русской литературы, «преимущественно новой с Пушкина и Грибоедова».

    Важное место в методической системе Острогорского отводится внеклассному чтению, которое он считает необходимой частью литературного образования. В младших классах он рекомендует для внеклассного чтения мифы народов мира, литературу средних веков, произведения современных писателей, а в старших — в основном произведения новейшей отечественной и иностранной литературы, статьи литературных критиков.

    Мария Александровна Рыбникова. Окончив Московские высшие женские курсы, она начала с 1909 г. преподавательскую работу в женской гимназии Вязьмы, с первых же лет проявив себя как чуткий, инициативный учитель, прекрасно знающий предмет и психологию учащихся.

    Но особенно широко преподавательская и методическая деятельность Рыбниковой развернулась после Великой Октябрьской революции. Классные занятия Рыбникова тесно связывала с внеклассными. Результаты большой коллективной работы учащихся оформлялись в виде литературных выставок. Широко практиковались экскурсии, посещение музеев, театров, организовывались школьные спектакли, в процессе подготовки которых широко проявлялась активность учащихся.

    «Очерки по методике литературного чтения». Рыбникова подчёркивает прежде всего большие образовательные и воспитательные задачи преподавания литературы. «Литература — это познание мира, жизни человека, общества. Литература — это школа мировоззрения. Литература — это воспитание чувств, это волевая зарядка». Ссылаясь на высказывание М. И. Калинина, автор подчёркивает, что литература должна воспитать у школьников любовь к своему народу, любовь к Родине, честность, товарищескую спайку, любовь к труду. Именно подготовку к жизни и считает М. А. Рыбникова основной задачей преподавания литературы.

    Самое замечательное в методической системе Рыбниковой — это стремление к гармоническому сочетанию знания и всестороннего развития учащихся, пробуждение и развитие их творческих сил. Огромное внимание уделяет М. А. Рыбникова выразительному чтению художественных произведений, справедливо считая, что глубина восприятия их в значительной мере зависит от того, как они прочитаны.

    Первое дидактическое правило: обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания; это требование должно одновременно отвечать нормам здоровой дозировки этих впечатлений, их устойчивости и постоянству.

    Отсюда вытекает второе правило: учащиеся должны ясно понимать поставленную задачу, предъявленные им учителем требования.

    Третье правило: искусство методиста должно заключаться в том, что сложное показывается в простом, новое в знакомом, а в старом узнаётся нечто новое.

    Четвёртое правило: учитель обеспечивает в итоге стройность и систематичность знания и тем самым воспитывает сознательный подход к жизни, соединение теории с практикой.

    8

    Вступительные занятия к изучению литературного произведения в 5-8 и 9-11 классах: задачи, содержание и возможные формы. Методика проведения вступительных занятий.

    Вступительные занятия призваны подготовить учеников к восприятию произведения, обеспечить правильность его понимания, возбудить интерес, создать наиболее благоприятную атмосферу.

    Трудно регламентировать и объем вступительных занятий. Он может быть различен - от 5-20 мин. в средних классах, до целого урока в старших. Следует лишь твердо знать о том, что разнообразной может быть методика этих занятий. Это могут быть:

    – слово учителя;

    – беседа по личным впечатлениям;

    – рассматривание картин;

    – предварительная творческая работа с последующим его обсуждением;

    – экскурсии и т.д.

    Объем, содержание, методика приведения вступительных занятий определяются спецификой произведения, воспитательными и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся.

    На вступительных занятиях необходимо поднимать вопросы и предлагать задания, устанавливающие связь с ранее изученными и самостоятельно прочитанными произведениями. Эта связь может быть осуществлена как в виде вопросов: «Какие произведения данного автора вы читали?», так и в виде вступительного слова об истории создания, месте данного произведения в творческой судьбе автора.

    Наиболее значительны и распространены:

    1. вступительные занятия, помогающее понять историческую эпоху, отраженную в произведении или относящуюся ко времени его создания;

    2. занятия, основанные на использование жизненного опыта и живых наблюдений учащихся;

    3. вступительные занятия, связанные с использованием биографического материала и т.д.

    На вступительных занятиях исторические экскурсы часто оказываются необходимыми, да и принцип историзма в изучении литературы требует знания исторической эпохи, в которой создавалось художественное произведение и которая изображена в нем.

    При классификации вступительных занятий в отдельную группу часто выделяют те, основная задача которых - возбудить интерес учащихся к произведению и вопросам, в нем поднятым. Сообщение же исторических сведений и объяснение непонятных слов призваны решать другие задачи - обеспечить правильность понимания произведения. Надо помнить, что любое из вступительных занятий должно возбуждать интерес к произведению, в том числе и сообщение исторических сведений. Нужно, чтобы эпоха предстала перед учащимся живописно и красочно. С этой целью следует, прежде всего, воссоздать эмоциональный облик эпохи, для чего следует использовать произведения художественной литературы, смежных видов искусств, воспоминания современников, исторические документы.

    В 5-7 классах эффективным могут быть вступительные занятия, опирающиеся на жизненные впечатления школьников. Это часто используется в связи с изучением пейзажной лирики.

    Биография писателя в средних классах не изучается. Программа же предусматривает обращение к биографическому материалу: в учебниках-хрестоматиях для 5-9 классов перед произведением публикуется материал о писателе. Это краткие, популярно написанные статьи составителей учебников, дающие общий взгляд на писателя и рассказывающие о фактах, которые связаны с изучаемым произведением. Какие же биографические данные может включить вступительное занятие?

    1) Устанавливающие прямую связь между произведением и жизнью писателя.

    2) Выявляющие те стороны личности и внутреннего мира писателя, которые проступают в произведении.

    Таким образом, вступительные занятия, связанные с введением биографического материала призваны не только понять изучаемое литературное произведение, но и, подготавливают школьников понять авторскую позицию, авторский взгляд на героев, события, жизнь.

    Вступительные занятия в старшем звене школы предусматривают раскрытие:

    – истории создания произведения;

    – характеристики эпохи на материале искусства (литература, живопись, музыка).

    С этой целью предлагается использование документального материала: дневники, письма современников, мемуары, исторические хроники. Строки документов позволят учащимся услышать голоса людей прошедших эпох.

    Таким образом, вступительное занятие в старших классах становится сложнее, но цель их остается прежней: подготовить учащихся к более заинтересованному, активному и сознательному восприятию изучаемого произведения.

    9

    Проблема организации чтения художественных произведений в школе. Способы контроля за чтением.

    Главным условием и основой всех уроков литературы является чтение. От правильной организации чтения во многом зависит успех всей работы над литературной темой.

    Часто чтению предшествует выразительное чтение, которое должен подготовить учащихся к восприятию. Часто в средних классах целесообразно провести не только выразительное чтение, но и прочесть в классе несколько глав, лишь затем предложить школьникам прочитать все произведение целиком.

    Такое совместное чтение первых глав сопровождается комментированием. Комментарии эти не должны быть излишне подробными и не должны дублировать пояснения учебников и хрестоматий. Комментарии должны как бы сливаться с чтением и выступать как «размышления вслух», ненавязчиво выявляя то главное в каждом произведении, без понимания чего трудно воспринять его заинтересованно.

    Учителя различают следующие виды комментариев: историко-бытовой, исторический, историко-литературный, лексический, идейно-стилевой.

    Такие уроки требуют от учителя не только основательных знаний, но и определенных творческих способностей, так как словесник должен донести до ребят «аромат» произведения, его неповторимость.

    Чтение может быть домашним и классным. В средних классах предпочтение учителя отдают классному чтению, потому что, прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что класс познакомился с книгой и услышал ее выразительное звучание. Однако нельзя недооценивать и домашнее чтение. Оно личное, интимное. Читая вслух, учитель невольно оказывает влияние на его восприятие своей трактовкой, при самостоятельном чтении нет посредника между произведением и учеником.

    В практике работы важно совмещать оба вида чтения. В младших классах чтение произведения вслух практикуется чаще, чем в старших. Дело здесь не только в объеме произведения, но и в подготовке ученика. В старших классах чтение становится в основном домашним. В школьную программу включены такие большие по объему произведения, что прочесть их в классе целиком невозможно. Поэтому учитель должен продумать, как побудить ребят прочитать книгу и как помочь им в чтении, а затем выяснить, насколько глубоко они сами ее восприняли.

    Желательно контроль, за ходом чтения, облечь в разнообразные формы:

    1. Викторина (учитель читает отрывок, школьники должны написать, кто произнес эти слова, или где происходит действие и т.п.). Такая викторина подтягивает учеников, побуждает их читать, поскольку они знают, что каждый должен дать отчет о прочитанном.

    2. Выполнение заданий. Например: назвать любимые страницы, наиболее запомнившиеся эпизоды, высказывать впечатление от прочитанной книги; поставить вопросы, которые хотелось бы обсудить в классе.

    3. Задания, акцентирующие внимание учеников на эмоциональной тональности произведения типа: назвать самые грустные или радостные эпизоды и пересказать их. Лишь, после того как учитель будет уверен, что произведение школьниками прочитано, можно приступить к изучению его.

    Говоря о восприятии художественных произведений, нужно иметь в виду восприятие первичное и вторичное. Под первичным восприятием понимаются те образные и эмоциональные впечатления, мысли, которые возникают у школьников после прочтения текста. На этапе первичного восприятия художественного текста задействованы специфические читательские умения: умение воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова, умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины, критически осмыслять их.

    В отличие от первичного восприятия вторичное восприятие является уже результатом совместного анализа произведения учителем и учениками, и чем адекватнее будет первичное восприятие учеником текста, тем плодотворнее будет его анализ.

    Одной из сложностей в первичном восприятии художественного произведения может быть отдаленность эпохи, изображенной в нем, наличие исторического и национального компонентов в тексте, и это должно быть учтено учителем. На этапе подготовки первичного восприятия художественного произведения учителю необходимо сформировать у учащихся фоновые знания культурологического характера: дать сведения о быте, нравах, социальных отношениях определенной эпохи и т.п.

    Проверка первичного восприятия прочитанного

    Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного

    Задать 1-2 вопроса, выясняющих представление о прочитанном, задействовать словесное рисование.

    10

    Заключительные занятия в системе работы над литературным произведением: задачи, содержание и возможные формы.

    Заключительные занятия - это этап анализа, его завершение, поэтому вопросы, над которыми работал класс в процессе разбора, на заключительных занятиях должны найти свое законченное выражение, не анализ текста в его деталях, а взгляд на произведение в целом - такова цель заключительных занятий.

    Заключительные занятия должны также создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения и создавать «установку» на дальнейшее общение с текстом после завершения изучения. Однако на заключительном этапе анализа ученикам предстоит столкнуться с небольшими трудностями, требующими самой активной и напряженной деятельности.

    На заключительных занятиях необходимо создавать ситуацию, в которой требуется не просто повторить изученное, но и осмыслить его заново, убедить других в справедливости сложившегося мнения, защитить выводы, к которым привел анализ. При этом важно избегать на заключительных занятиях повторения хода анализа, нельзя превращать их в миниатюрный макет только что проделанного разбора, новый центр внимания, новый угол зрения на произведение, новый материал. В этом случае ученики придут к новому повороту мысли, углубленному осмыслению произведения в целом.

    Заботясь о том, чтобы заключительные занятия не сводились лишь к обобщению и повторению пройденного, на заключительных уроках часто предполагается чтение небольших произведений учащимися или мастерами художественного слова (прослушивание грамзаписей), рассматривание иллюстраций и просмотр отрывка фильма или спектакля в связи с пересказом событий и характеристик. Подобные формы действительно создают возможность общего взгляда на произведение, однако далеко не всегда обеспечивают восхождение учеников на новую ступень постижения его смысла.

    Возбуждение эмоций на заключительных занятиях создается не торжественной или праздничной обстановкой, не уроком-концертом, т.е. не формой самой по себе, а новым открытием в произведении, которое как будто уже вполне знакомо и даже привычно ученикам. Но, чтобы эти открытия произошли, чтобы состоялось новое узнавание произведения, необходимо вызвать в учениках потребность повторного обращения к произведению, заставить их задуматься над более сложной задачей, чем те, которые уже решены, создать проблемную ситуацию в конце анализа. Плодотворным является на заключительных занятиях сопоставление сюжета произведения и реальной основы его.

    Например, заключительное занятие после изучения рассказа «Муму» предваряется следующими заданиями:1. Составить сжатый пересказ «История жизни Герасима»; 2. Дать развернутый ответ на вопрос «Что заставило Герасима уйти от барыни?». Урок начинается с чтения мемуаров В.Н. Житовой «Воспоминания о семье И.С.Тургенева». Учитель акцентирует внимание школьников на том, что история немого дворника Андрея во многом напоминает судьбу Герасима. Далее следует вопрос: Что и почему Изменил И.С.Тургенев в этой истории. (Ученики вспоминают, что в воспоминаниях Житовой нет горестной привязанности дворника к «безответной душе» Татьяне, ни его протеста, В.Н. Житова пишет: «После гибели Муму привязанность Андрея к своей барыне осталась все та же. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой смерти служил ей, и кроме нее никого госпожой признавать не хотел». Новый материал, введенный в урок, позволяет классу самостоятельно найти внутреннюю цель автора в рассказе, защитить то представление о герое, которое сложилось у них при чтении и разборе.

    Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Они ориентируют школьников на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста.

    На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции, После уроков по драме - инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версия, составление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведения включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельной работы («проба пера», «создаем иллюстрации»).

    Итак, заключительные занятия по анализу произведения требуют, во-первых, потребности повторного обращения к произведению и осмыслению его в целом; во-вторых, пробуждения самостоятельных оценок и их защиты; в-третьих, введение нового материала, отстаивания сложившихся точек зрения в новой ситуации; в-четвертых, обобщение. Испытав радость целостного взгляда на произведение, общего его осмысления, необходимо на заключительных занятиях стремиться создать ощущение неисчерпанности произведения проведенным анализом, возможность иных своих трактовок.

    11
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта