детская. 1. Специфика детской литературы. Понятие о круге детского чтения. Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии дошкольников
Скачать 98.17 Kb.
|
1.Специфика детской литературы. Понятие о круге детского чтения. Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии дошкольников. Детская литература –это совокупность произведений созданных специально для детей, с учетом их психо-физиологического и психоэмоционального развития. Круг детского чтения (детское чтение)- это произведения или фрагменты произведений мировой литературы, доступные детскому восприятию, интересные детям и по этой причине, вошедшие в круг детского чтения. В старшем дошкольном возрасте ребенок может испытать чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения при победе положительного героя. Самыми популярными у детей старшего дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки, в которых присутствует чудесный вымысел, фантастичность, развитое сюжетное действие, драматические ситуации, разнообразные мотивы (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.). Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Дошкольники знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а также об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что тексты художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у дошкольника речевых навыков, главным из которых является навык чтения. 2.Становление русской литературы для детей и ее развитие в 16-18 веке. Во второй половине XVI в. на Руси появилось книгопечатание. Первой из них была азбука русского первопечатника Ивана Федорова. Кроме азбучной части и грамматических сведений, в книге И. Федорова были материалы для детского чтения: средневековые вирши (стихи), обращения к детям и их родителям. В течение XVII в. происходит формирование отдельных жанров и видов детской литературы, яснее определяется ее специфика. Произведения для детей создают самые крупные поэты того времени: Симеон Полоцкий, справщик Савватий, Карион Истомин и другие; развитию детской литературы способствуют государственные деятели: Ф. Грибоедов, Ф. Ртищев, Иннокентий Гизель, Никон и другие. В течение XVII в. на русском языке было издано около 50 детских учебных книг. Наибольший интерес для истории детской литературы имеют азбуки издания 1637, 1679 гг., Лицевой букварь и Большой букварь Кариона Истомина. Под покровительством поэта Симеона Полоцкого были изданы для детского чтения две книги - "Тестамент", содержащий разнообразные правила жизни и мудрые советы (в ней имелась специальная глава о чтении книг), а также "Повесть о Ваарламе и Иоасифе", носившая приключенческий характер. В 1696 г. издается для детей "Повесть об Иване Воине" Кариона Истомина. В учебных книгах Петровской эпохи было много стихотворений, адресованных детям. В 1701 г. был издан Трехъязычный букварь Федора Поликарпова, где было помещено несколько стихотворений. Немало стихотворений было в первом печатном учебнике арифметики, изданном в 1703 г. и составленном Леонтием Магницким. 3.Детский фольклор, его место в жизни детей художественные особенности. Фольклор – это устное народное творчество: народная мудрость, знание о мире, выраженное в специфических формах искусства. Словесный фольклор – это специфическое искусство. В создании, хранении, а порой и исполнении фольклора большую роль играл коллектив. Детский фольклор — специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора — соотнесение художественного текста с игрой. Признаки детского фольклора: § простота конструкций, § несложный, но динамично развивающийся сюжет, § запоминающиеся образы, § несложные синтаксические конструкции, § четкий внутренний ритм, § кумулятивность, § звукоподражания, аллитерации, ассонансы. Тексты рассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. Часто в них повторяются одни и те же сюжетные мотивы. Ребенок способен запоминать информацию небольшими частями, поэтому для различных жанровых форм характерны повторы разного уровня: отдельных слов, оборотов и понятий. Часто для рифмовки используют прием звукоподражания, средств масс-культуры, одинаково воспринимают отдельные жанры детского фольклора (в первую очередь колыбельные песни, сказки, приговоры, а затем и дразнилки, страшилки, обрядовые формы). 4.Жанровое своеобразие народных сказок, их классификация. А) Сказки о животных В русском репертуаре примерно 50 сюжетов сказок о животных. Выделяются несколько тематических групп: - сказки о диких животных - диких и домашних животных - домашних животных - человеке и диких животных. Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем-то походят на человека, а чем-то нет. Здесь животные говорят на человеческом языке. Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. Б) Волшебные сказки. Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. Детям младшего школьного возраста нравится волшебная сказка. Для них привлекательны развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра. В каждой сказке герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой. В) Бытовые сказки. В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Разоблачение лицемерия правящих классов – основная черта бытовых сказок. Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера. В сказках говориться о характерах людей, повадках животных. Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность. Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан – жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. «Художественные особенности сказок» Сказки, особенно волшебные, необычайно поэтичны. Русскую сказку отличают ритм, напевность, неторопливое повествование. Среди особенностей строения сказки выделяют присказку, зачин и концовку. 1) Присказка (вступление к сказке в виде прибаутки, пословице, обычно не связанное с содержанием - "В некотором царстве, в некотором государстве жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет впереди") 2) Зачин (традиционное начало сказки - "Жили-были старик со старухой", "В некотором царстве, в некотором государстве" 3)Концовка (заключительная часть сказки - "Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец) Часто встречаются в сказках и такие художественные детали, как повторы близких по значению слов, традиционные обороты речи, постоянные эпитеты 1) назвать повторы слов (жили-были, нежданно-негаданно); 2)привести примеры оборотов речи (ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается); 3)постоянные эпитеты (красна девица, живая вода, добрый молодец). 5.Сказочный мир народной волшебной сказки. В волшебных сказках изображаются острейшие конфликты между положительным героем и враждебными ему силами, утверждается победа справедливости и добра над коварством и жестокостью. Крестьянский сын торжествует над царём и придворными, младший брат над угнетающими его старшими братьями, гонимая трудолюбивая падчерица - над злой мачехой и её изнеженной тунеядкой дочерью. («По щучьему велению», «Иван-царевич и серый волк», «Хаврошечка», «Морозко» и другие). олшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения - старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки - смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома. В волшебных сказках присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным "тотемным" существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик ("Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)", "Царевна-лягушка", "Аленький цветочек" и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц ("Три подземных царства" и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них ("Мальчик-с-пальчик у ведьмы" и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона ("Победитель змея" и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема ("Золушка" и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного ("Сивка-Бурка"). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом ("Конёк-горбунок"). 6.Сказки и стихи для детей В.А. Жуковского. У Жуковского мало оригинальных произведений; большая часть - это переводы и переложения произведений, чем-то затронувших его воображение. Переводя, Жуковский не слишком заботился о точности деталей, главным для него было передать художественное совершенство оригинала, поэтому его переводы стали значительными событиями в русской литературе. Особенно известны в детском чтении баллады Жуковского, восходящие к поэзии немецкого романтизма: «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Кубок», «Рыбак», «Лесной царь». * В мире баллад и сказок Жуковского всегда присутствует тайна - прекрасная или страшная; в плен этой тайны и попадает душа героя (и читателя), переживающая чувства, доселе ей незнакомые. Баллады оканчиваются почти всегда трагически - в отличие от сказок, требующих победы героя над силами зла. В круг чтения младших детей вошли сказки «Кот в сапогах» (стихотворный перевод сказки Ш. Перро) и «Спящая царевна», созданная по мотивам сказки братьев Гримм «Царевна-шиповник» и Перро «Спящая в лесу красавица». Некоторые сказки-поэмы написаны редким сегодня стихотворным размером - русским гекзаметром, который несколько утяжеляет повествование, зато придает торжественность и убедительность фантастическому вымыслу: «Ундина», «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» и др. В детских стихах Жуковского обозначились два основных пути развития поэзии для малышей: первый - путь «легкой» поэзии точных слов и прямого смысла; второй - путь суггестивной (т. е. сгущенной) поэзии подтекста и субъективных впечатлений. 7. «Городок в табакерке» Одоевского как один из первых опытов создания научно-художественной книги для детей. Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» стоит несколько особняком, поскольку автор выполняет иную задачу, когда соединяет два мира. Его маленький герой, оказавшись в романтическом мире табакерки, воспринимает его как реальный и узнает много интересного, в первую очередь - как устроена табакерка. Познание через сказку и волшебство - это то, что наиболее доступно ребенку, а не взрослому. Герой-ребенок - главное связующее звено между двумя мирами. Мир табакерки рассказывается с двух сторон: механики и зеркальной перспективы. Автор показывает ворота и дорогу к устройству табакерки как перспективу, но одновременно и «вход» в волшебный городок, который как бы отражает реальный земной мир: «Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу». Мальчик Миша в ходе знакомства с жителями «городка» начинает видеть многие вещи по-другому. Поэтому в нем просыпается протест против жестокого обращения с мальчиками-колокольчиками и он нарушает запрет папеньки, как это и бывает со сказочными героями: он «ломает» царевну-пружинку. Пробуждение Миши показывает, что события в табакерке он видел во сне, но для него «сон» равен «яви», так как это способность детского воображения, которое всегда стремится к познаниям. Таким образом, В.Ф. Одоевскому удалось впервые соединить волшебство и разум в одном условно-сказочном повествовании и показать взрослым маленького героя. «Городок в табакерке» оказался микромоделью мира. 8. «Черная курица» Погорельского как психологическая волшебная сказка. Гуманистическое звучание, воспитательная ценность. В истории русской и всей мировой детской литературы немного можно найти произведений, которые воспитательной направленностью, пониманием природы детей были бы в такой же степени детскими как повесть А. Погорельского "Черная курица или подземные жители". В ней как в фокусе сконцентрированы те особенности искусства для детей, над претворением которых бьется не одно поколение детских писателей многих стран. Доброта и скромность, беспредельная честность и смелость, прилежание и трудолюбие, верность слову и преданность дружбе, благодарность и презрение к эгоизму, славе, самонадеянности и к ложным ценностям, какой является жажда первенства над равными, ответственность человека за свои поступки перед собой, перед окружающими, умение критически смотреть на себя, постоянно работать над собой, бороться со своими недостатками и пороками, которые "обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку", - одним словом, весь комплекс нравственных качеств, без которых немыслима подлинная человеческая личность, составляет идейную сущность повести. И все эти сложные, весьма отвлеченные для ребенка понятия глубоко запрятаны в живой ткани произведения, вполне доступны маленькому читателю, так как они входят в его голову через сердце, вместе с чувствами и сопереживанием. На все события автор смотрит глазами ребенка, но в то же время рассказывает о них как взрослый, нередко прибегая к приему несобственной прямой речи. Каждый шаг главного героя и поступки остальных мотивированы, подготовлены предшествующими событиями. В сюжете, в развитии событий нет резких скачков. Автор осторожно ведет читателя по намеченному пути. Сюжет повествования, композиция построены в расчете на маленького читателя. Об этом свидетельствует, например, довольно большая экспозиция, занимающая почти пятую часть повести. В ней довольно полно сообщены необходимые сведения, чтобы упредить возможные вопросы читателя и подготовить его к восприятию произведения. Читатель узнает, где и когда происходят события, кто такой Алеша, каковы его внешний вид, костюм, привычки и характер. 9.Поэтическое своеобразие сказок А.С. Пушкина. Иллюстраторы пушкинских сказок. А.С.Пушкин пишет на последнем этапе своей жизни 6 сказок, завершает 5. “О царе Салтане”, “О попе и работнике его Балде”, “О рыбаке и рыбке”, “ О мёртвой царевне и семи богатырях”, “О золотом петушке”(на основе легенды об арабском звездочёте). Источники этих сказок: сказки братьев Гримм, народные сказки, восточные сказки. Созданы по русским народным традициям. Яркий доказатель народности – после их выхода они стали осознаваться как народные, приобрели устный характер, входят в репертуар других национальностей. Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам ("Сказка о попе", "О медведихе", "О царе Салтане", "О рыбаке и рыбке", "О мертвой царевне" и "О золотом петушке"). Ранние сказки Пушкина, а также поэмы на сказочные сюжеты ("Бова", "Царь Никита и сорок его дочерей") вовсе лишены подлинной народности, свойственной зрелому пушкинскому творчеству. Пушкин в них лишь использует отдельные элементы народной поэзии: сказочный сюжет или мотив, имена сказочных персонажей, отдельные обороты народного стиля и языка. Подобным образом использовали народное творчество почти все русские писатели XVIII и начала XIX в. Переход Пушкина в середине 20-х гг. к реализму сопровождался у него глубоким интересом к народу. Юношеский лирические сетования на судьбу крепостного крестьянина заменяются теперь пристальным и проницательным изучением народа, его жизни и потребностей, его "души". Этому изучению содействовало пребывание поэта в ссылке в Михайловском в самом тесном общении с крестьянами, и дворовыми. Самым существенным отступлением пушкинских сказок от типа народной сказки была стихотворная форма, которую придал поэт этому прозаическому народному жанру, подобно тому, как в "Евгении Онегине" он превратил традиционный прозаический жанр романа в "роман в стихах". Пушкиным созданы сказки двух типов. В одних ("Сказка о попе", "Сказка о медведихе" и "Сказка о рыбаке и рыбке") Пушкин стремится воспроизвести не только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и народные формы стиха (песенного, поговорочного, раешного), языка и стиля. Сказки о попе и о медведихе написаны подлинно народным стихом, "Сказка о рыбаке и рыбке" -стихом, созданным самим Пушкиным и близким по своему строению к некоторым формам народного стиха. Поэт здесь как бы перевоплощается в народного сказителя. Сказки Пушкина - не простое переложение в стихи подлинных сказок, а сложный по своему составу жанр. Пушкин выступает в них и как реконструктор испорченной в устной народной передаче народной сказки, и как равноправный участник в ее создании. Но понятые в их значении современниками, недооцененные позднейшей критикой, сказки Пушкина были приняты народом. 10. П.П.Ершов «Конек-Горбунок». Традиции фольклора. Фольклорные элементы в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» были замечены давно. Некоторые исследователи говорят, что основой для ее написания стали народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». На самом деле «Конёк-Горбунок» – самостоятельное литературное произведение, в котором отразились народные взгляды, обычаи, верования. онёк-горбунок является мудрым проводником и наставником Ивана-дурака. Проводник-наставник, которого получает настойчивый или добрый герой тоже характерен для русского устного народного творчества. В народной культуре небесные светила считались божествами, что восходит еще к язычеству. В «Коньке-горбунке» это родственники Царь-девицы. Они, как и полагается, живут на небе, наблюдая за тем, что происходит внизу. Огромную рыбу, которая глотает людей, корабли, прекрасных жар-птиц тоже можно встретить в фольклоре. П. Ершов несколько раз упоминает героев былин и сказок: Еруслана (богатырь), Сивку-бурку. С первым сравнивается Иванушка, что делает образ дурака еще комичнее. Сюжет сказки П. Ершова тоже построен по фольклорной традиции. Сначала младшему сыну достается огромное богатство – прекрасные кони. Они и стают причиной дальнейших приключений Ивана. Задания для дурака построены по принципу от легкого до сложного. Сначала главный герой должен поймать жар-птицу, потом – прекрасную царевну, в конце – обыскать океан, чтобы привезти красавице перстень. Как и полагается, конец у сказки счастливый: все испытания пройдены, добро побеждает зло. В фольклорном духе выдержана и стилистика произведения. В каждой части сказки автор встречает читателя пословицей. Начинается «Конёк-горбунок» традиционным для фольклора указанием на место событий: «За горами, за лесами, за широкими морями». Вторая и третья части начинаются шуточными присказками, которые призваны заинтриговать читателя. В них вспоминаются образы или сюжеты, взятые из фольклора. 11.Мир детства и природы в стихах поэтов 2 половины 19 века (Тютчев, Фет, Суриков) Творчество Тютчева наполнено глубоким философским содержанием. Его возвышенные лирические раздумья всегда тесно связаны с реальной жизнью, выражают ее общий пафос, главные ее коллизии. Человек видится поэту не только во всей широте дарований и стремлений, но и в трагической невозможности их осуществления. Главное в лирике Тютчева — страстный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира. Юной, развивающейся душе такой порыв особенно созвучен. Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Жизнь природы у поэта предстает драматично, порой в яростном столкновении стихийных сил, а порой лишь как угроза бури. Так, в стихотворении «Неохотно и несмело...» конфликт не развернулся, гроза ушла и вновь засияло солнце; в природе наступило успокоение, как наступает оно и в человеке после душевных бурь. Когда Фет писал это стихотворение, ему было всего 23 года; молодая, горячая сила жизни, столь созвучная весеннему пробуждению природы, нашла свое выражение и в лексике стихотворения, и в его ритмике. Читателю передается владеющее поэтом ликование оттого, «что лес проснулся, / Весь проснулся, веткой каждой...». Вполне правомерно, что стихи Фета входят в детские хрестоматии и сборники: именно малышам свойственно чувство радостного постижения мира. А в таких его стихотворениях, как «Кот поет, глаза прищуря...», «Мама! глянь-ка из окошка...», присутствуют и сами дети — со своими заботами, своим восприятием окружающего. Глубоко национальные образы произведений Сурикова, поэтическая красота стиха позволили ему оставить заметный след в русской лирике. А органическая напевность его произведений прочно закрепила некоторые из стихотворений в песенном обиходе народа: Что шумишь, качаясь Тонкая рябина, Низко наклоняясь Головою к тыну? 12.Жанровое и тематическое разнообразие произведений Л,Н.Толстого для детей. В 1872 году вышла «Азбука» Толстого в четырех книгах — результат 14-летнего труда. Критика — как официальная, так и демократическая — встретила этот труд столь сурово, что писатель снова начал над ним работать — для исправленного переиздания. Он заново переписал собственно «Азбуку», назвав ее «Новая азбука», а материалы, входившие в разделы для чтения, выделил в «Русские книги для чтения». Труд был завершен в 1875 году, причем для него было создано более ста новых рассказов и сказок. Для создания «Азбуки» Толстым были переработаны следующие жанровые образования русского фольклора: а) былины («Вольга-богатырь», «Петр I и мужик», «Сухман», «Микула Селянинович»); б) сказки («Липунюшка», «Три медведя», «Волк и мужик»); в) пословицы («Волк съел овцу…», «Был у дурака нож очень хорош…», «Мужик стал спускать воз под гору…»); г) поговорки («Два рыбака тянули дело…»); д) прдания («Волга и Вазуза», «Шат и Дон», «Судома»); е) народные анекдоты («Был один глупый мужик…», «Как мужик гусей дели…»). Зачин сказки «Три медведя» выдержан в духе реалистического произведения: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой... да не нашла...» Но столь несказочный зачин вводит читателя в обстоятельства вполне сказочные и знакомит с персонажами, близкими к персонажам народной сказки. Сказочны говорящие медведи: отец-медведь Михаил Иванович, медведица Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Нагнетание драматизма происходит в наибольшей степени за счет реакций Мишутки: больше всех неприятностей выпадает на его долю: стульчик его оказался сломанным, похлебка съеденной, а в постели спит какая-то девочка. Но не в пример персонажам сказочным, девочка избегает расплаты без помощи волшебных сил: открыв глаза и увидев, что Мишутка хочет ее укусить, она просто выпрыгивает в окно. Толстому важно было показать, что крестьянский ребенок в экстремальной ситуации смел, ловок, решителен. И писатель делает это при помощи синтеза сказочного сюжета (чтобы захватить детское воображение) и реальных, близких к жизни деталей. Широко известен рассказ Толстого «Лев и собачка». Чрезвычайно сильное эмоциональное напряжение создано в нем драматизмом и необычностью ситуации: маленькую собачку бросили на съедение льву. Но произошло неожиданное: лев не только не растерзал собачку, а и полюбил ее — за кротость. Когда лев дотронулся до нее, она вскочила и стала перед ним на задние лапки. Далее события происходят совсем уж удивительные: «Хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке». Но вот через год собачка заболела и издохла. Лев не перенес этой потери. Он «обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер».Такой рассказ, прочитанный в детстве, оставит в душе человека след на всю жизнь. 13.Сказки Гаршина. Занимательность, аллегорический характер образов. В.М.Гаршин - автор произведений, глубоко раскрывающих душевный мир человека. Эту тематику этого произведения определяют также сопоставления, как описания прекрасной розы, распустившейся в майское утро и описание старой жабы, сидящей между корней куста розы, т.е. - о прекрасном и уродливом(безобразном). Проблематика: красота человеческой души. Идейная направленность произведения заключается в том, что автор хотел передать детям любовь к прекрасному. В его сказке содержится аллегорически переданная борьба добра и зла, красота природы и человеческого сердца, подлинно высокие духом и «болотные» жители, играющие в подвиг. Жанр-сказка. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях. Главная роль в произведении отведена резе - олицетворению прекрасного, и жабе - герой безобразный, вызывающий отвращение. Основной конфликт. Безобразная жаба хочет съесть розу, т.е. зло хочет погубить прекрасное. Автор разворачивает события так, что прекрасное во имя добра, всегда побеждающая зло, спасает прекрасное (розу). Пейзаж (описание цветника, вид из окна), портрет (описание мальчика), диалог розы и жабы («-Я тебя слопаю..»), интерьер в доме мальчика - все помогает нам проникнуться в то время действия и глубже ощутить смысл происходящего: переживания розы, отношение сестры к брату, желание жабы слопать розу, эмоции сестры и мальчика, доброту близких людей и т.д..... 14.Темы природы в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей. Основные образы, традиции фольклора, роль рассказчика. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что ребенок - самый лучший читатель. Для детей им написаны рассказы и сказки: Емеля-охотник, Зимовье на Студеной, Серая Шейка, Вертел, Богач и Еремка. У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Один из ранних рассказов Емеля-охотник открывается превосходной пейзажной зарисовкой: Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. Удивительно слияние почти сказочного зачина далеко-далеко и ритмической напевности с реалистической точностью места действия - деревушка Тычки. В человеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка. «Зимовье на Студеной». Много сказочного и в рассказе Зимовье на Студеной, особенно в описаниях природы (Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу). Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты - все продумано, все создает живость, одухотворенность повествования. Вот сказка Серая шейка - это хорошо известная современным детям история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере. Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, - все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Подобно рельефным узорам кастлинского литья встают уральские пейзажи: и высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания. Привлекательна и легка для восприятия малышей форма устного повествования этих сказок. Следя за развитием занятного сюжета, веселыми приключениями своеобразных героев: лесных зверюшек, насекомых, птиц и рыб, ребенок как бы входит в мир их жизни. Трудно переоценить познавательное и воспитательное значение этих сказок, чудесно совместивших правду и вымысел. Биологические особенности животных и растений часто раскрываются в форме остроумного диалога. 15.Рассказы А.П.Чехова о детях, о животных. Мастерство Чехова-рассказчика. Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением. Вслед за Чеховым в конце XIX - начале XX века эту тему развивали и углубляли в своих произведениях Д. Мамин-Сибиряк («Вертел»), Л. Андреев («Петька на даче»), А. Куприн («В недрах земли»), А. Серафимович («Маленький шахтер»), М. Горький («Детство», «В людях»). Каждым новым своим произведением о мире детства Чехов углубляет затронутые им социально-нравственные проблемы. Если, например, в рассказе «Событие» писатель противопоставил душевной черствости взрослых отзывчивость и доброту детей, то в рассказе «Мальчики» расхождение между представителями двух поколений возникает на иной основе. Гимназисты-второклассники Володя Королев и его товарищ Чечевицын, начитавшись приключенческих романов, преисполнились романтической жаждой подвигов. Они пытаются бежать в Америку. В этом рассказе по существу нет виноватых. Побег мальчиков - болезнь роста. И то, что родителям Володи кажется непростительным легкомыслием, встречает полное сочувствие у его сестер, Володиных ровесниц. Да и сам писатель не осуждает героев, понимая естественность их увлечения. Рассказы Антона Павловича «Каштанка» и «Белолобый» воспитывает в детях интерес и любовь к животным. Формирует у них преданность, привязанность, сострадание… Ведь сам писатель придавал большое значение роли домашних животных в воспитании и жизни детей. Поэтому в своих рассказах Чехов представляет детям животных, умеющих думать, чувствовать, сострадать, размышлять; это рассказы о человечности у животных. 16.Тема детства в прозе конца 19 - начало 20 века Куприн, Андреев. Серьёзный разбор современной ему детской литературы осуществил В. Г. Белинский. Критик отстаивал идею гармонического развития личности и действеннейшим средством воспитания считал литературу, полемизируя в этом с некоторыми современниками. «Есть даже люди, которые считают чтение для детей занятием больше вредным, чем полезным. Это грубое заблуждение, варварский предрассудок. Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются - и старые и молодые, и деловые и ничего не знающие; дети - также» Споры о праве детской литературы на самостоятельное существование велись весь девятнадцатый век. Между литературой серьёзной, взрослой и литературой для детей существовала высокая стена, которую еще нужно было преодолеть. Сближение детской литературы с литературой второсортной, приключенческо-беллетристической литературой было вполне обусловлено тем, что среди огромного количества произведений для детей было сравнительно мало действительно художественных. Зачастую юные читатели с их не выработавшимся ещё вкусом жадно поглощали произведения сомнительного достоинства, и, разумеется, это не могло не тревожить многих выдающихся деятелей русской культуры. Не только А.П.Чехов, но многие другие деятели литературы и искусства склонны были считать, что в XIX веке в России не было своей сколько-нибудь заметной детской литературы. Между тем детская литература в XIX веке существовала, притом насчитывала не одно столетие своей истории. Как представляется, основой сомнений являлось низкое качество многочисленных литературных подделок, заполнявших книжный рынок и скрывавших в своей безликой массы выдающиеся художественные произведения. В XIX веке русская детская литература перешагнула на новую ступень своего развития и тогда же начала формировать свой золотой фонд, насчитывающий сотни названий художественных произведений. Принцип формирования и разграничения текстов детской и “взрослой” литератур меняется от эпохе к эпохе и, расширяясь, захватывает часть произведений, которые раньше относились к области литературы взрослой. Можно даже сформулировать закон, согласно которому часть “взрослых” произведений пограничных жанров, а именно авантюрных, приключенческих, художественно-документальных и ряда текстов, относящихся к фольклору и эпосу, постепенно переходят в детскую литературу. Кроме того, активную роль в формировании и популяризации детской литературы второй половины XIX века играли детские журналы. Одним из наиболее ярких и интересных были «Семейные вечера» (1864-1890) М.Ростовской. В двух своих отделах - для младших и старших читателей - издательница помещает сказки, игры, рассказы, статьи по искусству, географии и истории, повести и многое другое. 17.Творчество Саши Черного, Концепция детства, ее реализация в поэтической практике и прозе автора. В 1906 году вышел сборник стихов Саши Черного. Однако цензура посчитала его вредоносным в политическом плане, и тираж подвергся аресту. Такое же наказание ждало и автора, но Черному удалось скрыться в Германии, в Гейдельберге, где он стал вольнослушателем университетских лекций. В 1908 году Саша вернулся в Петербург. В течение последующих трех лет он публиковался в «Сатириконе». В это время вышли сборники его стихотворений «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Выросла известность Черного и как детского писателя, автора книг «Тук-Тук», «Живая азбука» и других. Популярность его росла пропорционально количеству его произведений. В начале Первой мировой войны Александра призвали в армию. Сначала он служил в госпитале в Петербурге, потом его направили в полевой лазарет. Война плохо отразилась на его психологическом состоянии, на него навалилась столь тяжелая депрессия, что потребовалась врачебная помощь. Отчасти помогало справиться с ней его творчество, которое в это время было направлено на написание детских книг. Детская тема занимает особое место в его творчестве; какое-то невероятно трогательное отношение к ребенку, которое позволяет вести с ним одновременно серьезный и в то же время задушевный разговор. В поэзии и прозе для детей Саши Черного происходит взаимное обогащение: целый мир готов поэт открыть для ребенка, но и сам от общения с маленькими человечками, пусть через страницы книг и журналов, обретает смыл, а позднее и опору в жизни. Особенностью его творчества являлась, с одной стороны, проникновенная любовь к детям, а с другой, способность встать рядом с ребенком, разговаривая с ним по-взрослому. Дети для мастера были и читателями, и персонажами его произведений, как, например, в рассказе «Домик в саду». Что касается взрослых стихотворений, то в них сочеталась безжалостная сатира с душевной болью, приправленной пессимизмом. В его поэтических творениях самая разная ориентация. Лирический с ироничным оттенком «Апельсин», легкие и воздушные «Галчата», «Гиена», читаемая как миниатюра, предназначенная для детей, но с моралью, взывающей к миру взрослых. 18.Мастерство К. Чуковского-сказочника. Образы сказок, художественное своеобразие, фольклорные мотивы. собенности сказок в стихах К. И. Чуковского Веселые сказки в стихах – основной жанр, в котором творил К. И. Чуковский. Все сказки искрятся и переливаются самыми затейливыми, самыми изысканными ритмами - напевными, пританцовывающими, маршевыми, стремительными, разливисто-протяжными. Художественные особенности сказок в стихах: 1. В сказках соблюдена графичность и образность, что облегчает восприятие сказки детьми. 2. Наивысшая смена образов, которая воплощена в постоянном мелькании мест и героев сказки. 3. Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения. 4. Подвижность и переменчивость ритма. 5. Музыкальность поэтической речи. 6. Стихи не загромождены прилагательными. 7. Частые повторы придают большую эмоциональность сказке. лавная особенность сказок Корнея Чуковского, что в них он был не просто развлекателем детей, но и незаурядным педагогом. В игривых сказках писателя часто проглядывает стремление к воспитанию, обучению детей. Еще одной важнейшей особенностью стихов К. И. Чуковского является их эстрадность, расчет на громкое и коллективное чтение.Сказки Чуковского поражают быстрой сменой ритма, кинематографичностью, то есть быстрой сменой действий и персонажей. Язык сказок напоминает детскую речь, детские считалки. Кроме того, заметно влияние произведений русского фольклора. Детские сказки Чуковского созданы не только поэтом, но и педагогом. Стихи могут быть прекрасны сами по себе, но плохо приспособлены к детям – тогда они, несмотря на любые достоинства, оставят детей равнодушными. У Чуковского же стихи идеально приспособлены к детям, ему удавалось словно подслушать детскую речь и воспроизвести ее с точностью до одного звука. 19.Поэзия С.Я. Маршака для детей. Тематика, особенности стиля. Созвучность стихов атмосфере эпохи. Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) оставил большое и разнообразное наследие: стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и представления, сатирические эпиграммы, переводы, критическую и мемуарную прозу. При этом главным делом его жизни была детская литература. Поэзия для детей составляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых маленьких были написаны между 1922 и 1930 годами. Это «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Багаж», «Почта», «Пожар», «Вот какой рассеянный» и пр. Темы и сюжеты стихотворений даже для трех- и четырехлетних детей всегда остро современны, затрагивают не только мирок детской комнаты, как это бывало в дореволюционной поэзии, а весь большой мир, с его смешными, драматическими и героическими сторонами. Все, что выходило из-под пера Маршака, полно разнообразного движения: идут, бегут, едут герои, вещи, постоянно совершаются какие-то происшествия, перемены. Максимум внимания Маршак уделял композиции стихотворения; не теряя цельности, оно разбивается на ряд маленьких стихотворений, легких для запоминания, законченных в своей выразительности. Особенно хороши у Маршака такие жанры, как стихотворный рассказ, анекдотическая история, цикл лирических миниатюр. Классическими образцами стихотворных рассказов называют «Пожар», «Почту», «Почту военную», «Рассказ о неизвестном герое». Их отличают зримость деталей, достоверность образов, точные координаты действия. Все эти средства делают рассказ подобием взрослого документально-публицистического очерка. «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный» — эти и подобные сказки и истории имеют анекдотический сюжет. Они немногочисленны, но их значение особенно велико для тех лет, когда чистое веселье было сомнительным. 20.Художественный эксперимент группы ОБЭРИУ в поэзии для детей. Творчество и судьба Д.Хармса. В своем манифесте от 24 января 1928 года обэриуты заявили, что они «люди реальные и конкретные до мозга костей», что необходимо отказаться от обиходно-литературного понимания действительности ради «нового ощущения жизни и ее предметов»; они размежевались с поэтами-«за-умниками» и футуристами и поставили своей задачей создать «реализм необычайного». Исходной точкой провозглашалось детское видение мира: «Ребенок мудр, потому что он не знает условных, привнесенных в жизнь порядков, он первый сказал, что король гол, и тем самым открыл всем глаза». По идее обэриутов, искусство вовсе не отражает жизнь, оно само по себе, оно живет по своим законам. Их привлекало искусство неофициальное, близкое к традициям скоморохов, народного театра. Отличие обэриутов состояло в том, что они отказались от поисков в сферах мистико-религиозных, этико-философских или идеолого-эстетических мыслей. Их молодые умы обратились к математике, геометрии, физике, логике, астрономии и естественным дисциплинам. Даниил Хармс прославился как создатель особого стиля и неутомимый экспериментатор. Своеобразие его внешности (цилиндр, монокль, необыкновенный красный пиджак) отмечали все современники. Не говоря уже о поведении, о той игре в Хармса - Дармса - Чардама - Шустерлинга, которую вел этот чудак: то пройдется на четвереньках по издательским коридорам, то перевернет вверх дном редакцию “Чижа”, то устроит блестящую буффонаду, розыгрыш. Так, Хармс придумал совершенный, по его мнению, подарок — «деревянную палочку, на одном конце которой находится шарик, а на другом кубик». Такой предмет можно держать в руках, а если его положить, «то все равно куда». Подарок, идея которого навеяна геометрическими игрушками для годовалых младенцев, не имеет ничего общего с отражением реальности и вместе с тем несет радость, является результатом творческого озарения. Арестованный Хармс на допросе 13 января 1932 года так пояснял следователю замысел стихотворения «Миллион» (1930): «В "Миллионе" |