Главная страница
Навигация по странице:

  • 22.Философия, этика и эстетика сказочного мира П.Бажова. Взаимодополнение сказок в цикле «Малахитовая шкатулка», аллегоризм старательных архивов.

  • «Свод русского фольклора».

  • 25.Стихи А. Барто для самых маленьких. Мир вещей и игрушек в изображении поэтессы.

  • Реализм — вот главная черта в ее изображении детей и общества

  • Мишка Уронили мишку на пол,Оторвали мишке лапу.Все равно его не брошу -Потому что он хороший.Секрет успеха «Игрушек

  • Природоведческие сказки В.Бианки. Образы, сюжет, юмор, воспитательная ценность сказок

  • М.Пришвин – певец родной земли. Типичность образов, колоритность языка

  • детская. 1. Специфика детской литературы. Понятие о круге детского чтения. Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии дошкольников


    Скачать 98.17 Kb.
    Название1. Специфика детской литературы. Понятие о круге детского чтения. Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии дошкольников
    Дата25.01.2022
    Размер98.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладетская.docx
    ТипЛитература
    #341411
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    тема пионерского движения подменена мною простой маршировкой, которая передана мною и в ритме самого стиха, с другой стороны, внимание детского читателя переключается на комбинации цифр»: Обэриуты по-своему решили весьма трудную в детской литературе проблему иронии (известно, что из всех видов комического дети позднее всего воспринимают именно иронию): в частности, Хармс позволил себе смеяться над нравственно-дидактическими штампами детской литературы, над педагогикой в картинках.


    21.А.Платонов и детская литература.

    В суровые годы тяжелых испытаний, выпавших на долю народа во время Великой Отечественной войны, писатель обращается к теме детства с тем, чтобы найти и показать самые сокровенные истоки в человеке.

    В рассказах "Никита", "Еще мама", "Железная старуха", "Цветок на земле", "Корова", "Маленький солдат", "На заре туманной юности", "Дед-солдат'', "Сухой хлеб", создавая обра­зы детей, писатель последовательно проводит мысль о том, что человек формируется как существо общественное, нравственное в раннем детстве.

    Мир детства у Платонова—это особый космос, вхождение в который на равных дозволено не всякому. Этот мир — прообраз большой вселенной, ее социальный портрет, чертеж и абрис надежд и великих утрат. Образ ребенка в прозе XX века всегда глубоко символичен. Образ ребенка в прозе Платонова не только символичен — он щемяще конкретен: это мы сами, на­ша жизнь, ее возможности и ее утраты... поистине, «велик мир в детстве...».

    «Ребенок долго учится жить,—пишет в записных книжках Платонов,— он учится самоучкой, но ему помогают и старшие люди, которые уже при­учились жить, существовать. Наблюдать за развитием сознания в ребенке и за осведомленностью его в окружающей неизвестной действительности со­ставляет для нас радость».

    Талантливый детский писатель учитывает природное свойство своего читателя — потребность познавать мир, самого себя, свое место и назначение в нем. Он вдохновлен возможностью помочь ребенку самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности ко злу развивать в себе нравственные качества, ему противостоящие. В этом — главная задача и обязанность человека на всех этапах его жизни. Но именно в детстве — истоки ее осмысления, признания своей жизненной программы. Поэтому бесценна роль доброй книги, как и гуманистически направленных произведений других искусств, в детстве, в отрочестве. Поэтому органичны антиэгоистический пафос и пафос самопознания, нравственной самооценки в творчестве талантливых детских писателей, драматургов, режиссеров. В этом — одна из главных установок, нравственных традиций русской, советской и мировой классики. Вспомним заповедь Л. Н. Толстого: «Чтобы каждый день любовь твоя ко всему роду человеческому выражалась бы чем-нибудь». Гениальный писатель, педагог, мыслитель, чье творчество сегодня крайне современно, считал нравственным законом жизни каждого человека любовь, побуждающую к доброму действию. Близок такой подход к цели своего творчества и А. Платонову. Платонову пришвинская мысль органически близка. Мать — Родина — Отец — Отечество — семья — дом — природа — про­странство — земля — таков еще один ряд характерных для платоновской прозы опорных понятии. «Мать... — самая близкая род­ственница всех людей», — читаем в одной из статей писателя. Какие удивительно пронзительные образы матери запечатлены на страни­цах его книг: Вера и Гюльчатай («Джан»), Люба Иванова («Воз­вращение»), безымянная древняя старуха в «Родине электриче­ства»... Кажется, в них воплощены все ипостаси материнства, заклю­чающего в себе и любовь, и самоотверженность, и силу, и мудрость, и прощение.

    История становления человека как одухотворенной личности - глав­ная тема рассказов А. Платонова, героями которых являются дети. Анализируя рассказ "Никита", где герой этого рассказа, крестьянский мальчик Никита, тяжело и трудно пре­одолевая возрастной эгоцентризм, раскрывается со стороны своей доброты, формируется как "Добрый кит" (под таким заглавием рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»).

    22.Философия, этика и эстетика сказочного мира П.Бажова. Взаимодополнение сказок в цикле «Малахитовая шкатулка», аллегоризм старательных архивов.

    К сказам его привела неуемность лите­ратора, открыто защищающего интересы рабочего класса. Свои сказы П. П. Бажов писал как непосредственный отклик на самые насущные народные нужды, во всех сказах разрабатывается одна тема: жизнь простого труженика. Он воспел нравственные и трудовые качества рабочего люда. Все они — люди пытливой творческой мысли, добрые, человечные. Сказы Бажова, полные юмора и лукавого задора, где причудливо переплелись реальное и сказочное, говорят нам о поэзии творческих исканий и неустанного познания действительности.

    Первые сказы «Малахитовой шкатулки» появились в 1936 году. Это стало большим событием в литературе и в жизни самого писателя. Книга «Малахитовая шкатулка» – о талантливых рабочих-умельцах. Бажов везде и всегда, в любом деле ценил трудолюбие, он, как старый уральский мастер, терпеливо оттачивал каждую фразу. История создания и публикации «Малахитовой шкатулки» полна различных сложностей. Работа над сказами могла остановиться, но совсем неожиданно Бажов получил поддержку. Обстоятельства, побудившие Бажова к написанию сказов, были таковы: Свердловское книжное издательство предприняло выпуск сборника «Дореволюционный фольклор на Урале». Бажов предложил составителю сборника В. П. Бирюкову «записанные по памяти» уральские рабочие сказы. То был первый бажовский сказ. За ним последовали еще два – для той же книги. Издание уральского фольклорного сборника было толчком, который был так необходим, чтобы вывести Бажова на путь литературного творчества. Однако первая публикация сказов была журнальная. Сказы Бажова произвели огромное впечатление на писателя В. В. Лебедева, прочитавшего их в рукописях. Лебедев взялся за опубликование сказов – и увез их в Москву. В одиннадцатой книжке журнала «Красная новь» за 1936 год были напечатаны сказы «Дорогое имечко», «Медной горы Хозяйка», «Про Великого Полоза», «Приказчиковы подошвы». Из них первые три вошли в изданный в том же году свердловский фольклорный сборник. Под влиянием успеха названных публикаций Бажов продолжил работу в этом жанре. Писатель нашел свое место в литературе.
    В начале 1938 года у Павла Петровича было уже четырнадцать готовых сказов. Они и составили первый сборник «Сказов старого Урала» – «Малахитовую шкатулку».

    Когда «Малахитовая шкатулка» была принята к изданию и пока ее готовили к печати, Бажов продолжал писать. Еще до выхода свердловского сборника им были написаны сказы «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Демидовские кафтаны», а затем появились «Огневушка-Поскакушка», «Травяная западенка», «Хрупкая веточка», «Ермаковы лебеди», «Таюткино зеркальце», «Жабреев ходок», «Ключ-камень». Почти все онивошли в новую книгу – «Ключ-камень», изданную в 1943 году. Позднее автор и эти сказы включил в «Малахитовую шкатулку».

    Сказы Бажова не только знакомят детей с прошлым людей, живших на Урале, но также учат дружбе, честности, доброте, учат отличать добро от зла. Знакомство с ними способствует развитию познавательного интереса у младших школьников, расширяют словарный запас.
    23.Е.Шварц-сказочник.

    «Волшебник, Рыцарь, Сказочник» — таков образ Евгения Шварца, сложившийся с годами в нашей литературе. Он запомнился своими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков.

       Мистика, фольклор, гиперболы, метафоры, лирика, многогранность любви и всепобеждающее добро - атмосфера произведений Евгения Шварца. Его герои - Красная Шапочка, Золушка, Волшебник и Принцесса с Медведем, Снежная Королева, Тень... Он написал два десятка пьес для драматической сцены, а также - для кукольного театра. Порой они с трудом пробивались на подмостки - чиновники усматривали в них смелые намеки на советскую действительность. Жанр его произведений до сих пор не определяют однозначно. Их причисляют одновременно к фантастике, сказке, сатире. Вот и фильмы по его сценариям получались внежанровыми - в аннотациях к одной и той же картине можно встретить пометки «мюзикл», «сказка», «мелодрама».

    тал сочинять детские книги, а вскоре - пьесы, среди которых переосмысление сказок знаменитого Андерсена: «Голый король», «Ундервуд», «Клад», «Красная шапочка», «Снежная королева», «Тень», но это уже во многом шварцевские герои и сюжеты. В них сплавлены реальность и чудеса. Поэтому их столь охотно экранизировали. Евгений Шварц обладал исключительным творческим чутьем и способностью дополнять чужие замыслы. Наиболее значимые его сценарии в кинематографе  – «Золушка», «Первоклассница», «Марья-искусница», «Дон Кихот». К собственным пьесам и сценариям Шварц относился без придыхания. В 50 лет уверял, что только еще созревает для настоящей литературы. А лучшим своим произведением считал не знаменитые «Тень» или «Дракона», а драму «Одна ночь» – о том, как переживали блокаду простые ленинградцы.

    24. А.Н.Толстой-детям.

    А.Н. Толстой  в своем творчестве обращался и к детской теме.  Писатель серьезно интересовался литературой для детей, хотел видеть в ней большую литературу. Он утверждал: «Книга должна развивать у ребенка мечту… здоровую творческую фантазию, давать ребенку знания, воспитывать у него эмоции добра… Детская книга должна быть доброй, учить благородству и чувству чести».  (3)

         Эти принципы и лежат в основе произведений  А.Н. Толстого для детей.

    А.Н. Толстой  начал печататься в детских журналах с 1909 года, создавая сказки, различные по сюжетам и разнообразные по творческой манере. В некоторых преобладали фантастические мотивы.  В них действовали русалки, домовые, прожорливый башмак, черный человек и т.д. Но многие сказки были созданы на реалистической основе. Это,  прежде всего,  сказки о животных: «Еж-богатырь», «Полкан»,  «Воробей» и другие. В них чувствуются элементы народного сказа, меткость наблюдений над природой; они во многом близки к рассказам.          Писателем создавались и рассказы для детей, наибольшую популярность приобрели: «Полкан», «Топор», «Воробей», «Жар-птица», «Прожорливый башмак» и другие. Они особенно интересны маленьким читателем, потому что обладают специфическими качествами литературы для детей. Птицы, звери, игрушки, рисунки очеловечены и одушевлены в них так, как происходит в детском воображении. Многие мотивы связаны с наивными детскими страхами. Например, игрушки боятся страшной картинки, лежащей под комодом; «рожа с одними руками», что нарисована на ней, убежала и прячется в комнате –  от этого всем еще страшней А.Н. Толстой придавал большое значение отбору и обработке русских народных сказок.  Стремясь раскрыть перед маленькими читателями огромное идейно-эстетическое богатство произведений устного народного творчества, Толстой подготовил сборник русских сказок.  Писатель включил в него 7 волшебных сказок и 50 из эпоса о животных. Во  второй половине 30-х годов  А.Н. Толстой  также возвращается к русским  сказкам, замыслив огромный труд –  пятитомный «Свод русского фольклора». К сожалению, автор успел выпустить только первый том (1940) – 51 сказку, а за год до смерти добавил к ним еще шесть. Данный том составляют  почти целиком сказки о животных. Такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Теремок», «Петушок – золотой гребешок», «Пузырь, соломинка и лапоть», читатели с детства помнят едва ли наизусть, настолько точно поставлены в них слова, выверены композиция и диалоги.

    25.Стихи А. Барто для самых маленьких. Мир вещей и игрушек в изображении поэтессы.

    Почетное место среди них занимает Агния Барто. Ее цикл произведений для ребят «Игрушки» - классика. Стихи Агнии Барто для малышей наполнены глубоким смыслом, ненавязчиво учат быть стойкими, отвечать за свои действия, беречь тех, кого любишь. И это обучение проходит на понятных для всех примерах.\

    Чаще всего лирический герой Барто — конкретный ребенок. Девочки и мальчики, малыши и школьники — психологический портрет каждого прорисован с живой убедительностью. Реализм — вот главная черта в ее изображении детей и общества: причем это реализм не внешних деталей, а внутреннего наполнения образа.

    Чтение стихов Агнии Барто для малышей – хороший способ развлечь ребенка, увлечь игрой. Их можно просто выразительно декламировать, а можно использовать как основу занятий. Например, малыш может показывать, что делает тот или иной герой.

    С произведениями писательницы ребенка можно начинать знакомить с самого раннего возраста. Сначала он с радостью будет слушать мамин голос и ее интонацию. Когда ребенок подрастет, можно перейти к следующему этапу – запоминанию и декламированию стихов Агнии Барто для малышей. Он с удовольствием начнет повторять слова, а вскоре и выучит все стишки. Произведения небольшие и специально рассчитаны на малышей. Их легко запоминать, а тренировка памяти в раннем возрасте – основа дальнейшего развития.

    Мишка

    Уронили мишку на пол,
    Оторвали мишке лапу.
    Все равно его не брошу -
    Потому что он хороший.

    Секрет успеха «Игрушек» — в воспроизведении того образа игрушки, который складывается в сознании малыша, в выражении естественного нравственного чувства, что формиру­ется не поучением взрослых, а общением с нею. Барто ввела в литературу для детей нового лирического героя — малыша, по­груженного в свой собственный мир игры и мечты.


    1. Отражение внутреннего мира ребенка в лирических стихах С.Михалкова. Сатирические стихи. Своеобразие решения проблемы положительного героя в поэме «Дядя Степа»

    Мир поэзии Михалкова – это мир, в котором дети не гости. Естественность и простота интонаций поэта его доброта в сочетании с мягким лиризмом воспитывают детей. Стихи С. Михалкова увлекательного изложения, доступны, занимательны, автор ярко передаёт приметы времени, облик современного героя и помогает р-ку глубже узнать самого себя. Поэзии Михалкова для детей свойственно юмористическое начало. Юмор поэта носит оптимистический, жизнеутверждающий хар-р. Неподражаемые интонации простодушия, ребяческой обаятельности звучат в стихах Михалкова. Просто и радостно дети видят жизнь, мораль в стихах Михалкова всегда одобрена хорошей порцией юмора.

    В стих-ии «Про мимозу» реб-к чувствует себя выше представленного автором мальчика Вити из кв-ры №6.

    «Фома» - герой пришёл из нар-х ск-к, но у Михалкова Фома неверующий таков, каким его не знает ни одна нар-я ск-ка.

    «Дядя Стёпа» поэма выводит читателя р-ка на границу реального и нереального. Герой произв-ия вполне реальный гражданин, в то же время поражает воображение р-ка, что он «самый главный великан». Благородный, добрый, силач, спасающий тонущего мальчика, достающий ребятам змея, предотвращающий крушение поезда, поднимающий на параде малышей, чтобы они могли видеть армию страны, он подлинный друг детей. Дядя Стёпа – это воплощение ребячьей мечты о каждодневном подвиге. Добрый, весёлый и необыкновенный герой пришёл в поэзию для детей. У него не просто высокий рост, но главное высокий дух. По многочисленным просьбам ребят автор написал ещё 2 стих-ых рассказа о своём герое «Дядя Стёпа милиционер» и «Дядя Стёпа и Егор», а позднее и ещё один «Дядя Стёпа ветеран» «Главного районного великана» из стихов Михалкова любят за то, что он помогает и детям и взрослым. А вот для хулиганов он – гроза.

    1. Природоведческие сказки В.Бианки. Образы, сюжет, юмор, воспитательная ценность сказок

    Виталий Валентинович Бианки 1894-1959 с детских лет был близок к природе, к животному миру. С юных лет он увлекался охотой, длительными прогулками по лесам и лугам. В его книгах есть смешные ск-ки и полные драматизма сказочные повести, рассказы о животных с искусно построенным сюжетом и рассказы почти вовсе без сюжета, полные поэзии и лирического раздумья. Писатель учился у народа и народной ск-ки.

    Произв-ия Бианки учат не только наблюдать природу, но и радоваться её красоте, беречь ей богатства, нужные людям. В сказках животные рассуждают и действуют как люди. Бианки начал свою лит-ую деят-ть в 20-е годы.

    В первых повестях «Одинец», «Мурзук» люди часто изображаются как носители вековой вражды ко всему миру живой природы. Большого мастерства достиг писатель в научной сказке и в своих рассказах о животных. В несомненной связи с народной традицией находится и прозаическая мораль ск-ок Бианки. Н-р праздное любопытство героев всегда наказывается в ск-ке «Хвосты» муха докучает и чел-ку и зверям и птицам, выпрашивая себе самый лучший хвост. В заключ-ии корова прихлопывает муху хвостом и тем самым избавляет всех от несносной бездельницы.

    Все ск-ки Бианки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. В ск-ке «Как муравьишка домой спешил» мы видим характерный для фольклора мир добра, готовность обитателей единого мира помогать др др. В характеристиках насекомых содержатся худож-но-обобщённые автором их главные научно-биологич-ие признаки. Автор знакомит читателя с передвижениями различных насекомых. Даже в рамках одного жанра писатель создаёт произв-ия разнообразные.

    В сказочной повести «Мышонок Пик» история полевой мыши, которую ребята пустили плавать в игрушечном кораблике, вырастает в целое драматическое повествование. Маленький Пик, в начале повести крохотный мышонок-сосунок, попадает на остров. Учится добывать себе пишу, спасаться от врагов, строить себе домик. Приключения мышонка знакомят нас с разнообразными обитателями леса и поля; соколом-трясучкой, ушастой совой, разбойником-сорокопутом.

    1. М.Пришвин – певец родной земли. Типичность образов, колоритность языка

    Михаил Михайлович 1873-1954. Творч-во писателя для детей началось в 20е годы и продолжалось всю жизнь. Рассказы Пришвина сюжетны, в самом сюжете кроется глубокая связь между человеком и всем миром живого в природе.

    Поэтическая прелесть рассказа «Лисичкин хлеб» в том, что мал-я Зиночка поверила дедушкиной выдумке о «лисичкином хлебе», потому что дед рассказал ей и про рябчика и даже дал посвистеть в дудочку «по-рябчиному», и про то как лечатся деревья «смолкой». Если деревья в лесу сами умеют лечиться, почему бы не быть правдой и «лисичкиному хлебу».

    Звери и птицы у Пришвина «шипят», «орут», «кукуют» и т.д., каждый из них по-своему движется. Говоря о животном мире, писатель особо выделяет материнство, как звери родители заботятся о своем потомстве (Курица на столбах). Писатель умеет сохранить ту границу, которая отделяет животных от чел-ка.

    Не свойственно героям Пришвина уничтожать беззащитных и безвредных животных, бить птенцов н-р хромой утки («Хромка»). Тема природы в творч-ве писателя переходит в тему родины, мотив добра и любви - в мотив патриотизма. Повесть-ск-ка «Кладовая солнца» - это ск-ка военных лет о мужественных детях. Дружные между собой, трудолюбивые и умелые дети, брат и сестра, Митраша и Настя, оставшиеся сиротами во время ВОВ самост-но ведут своё хозяйство, во всем подражая родителям, которых уже нет с ними. В «Кладовой солнца» передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения за повадками зверей и птиц, есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит.
    1. 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта