детская. 1. Специфика детской литературы. Понятие о круге детского чтения. Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии дошкольников
Скачать 98.17 Kb.
|
Современные литературные сказки и фантастические истории (О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», Д.Крюс «Тим Талер, или Проданный смех», Э.Кестнер «Эмиль и сыщики» - анализ двух произведений по выбору) Родился Отфрид Пройслер 20.10.1923гСк-ка «Маленькая Баба Яга»: Гл-я героиня ещё очень молода, ей только 127л. Нравилось ей своим колдовским искусством радовать и удивлять людей, помогать беднякам собрать хворост, защищать от хулиганов птичьи гнёзда, участвовать в весёлых детских забавах. Она не хотела помнить, что «только та ведьма хорошая, которая всё время делает только плохое». И несмотря ни на что доброе сердце мал-й БЯ побеждает колдовскую силу старых и злых ведьм. Повесть состоит из небольших главок, каждая из которых представляет собой весёлый рассказ о том, как мал-я БЯ защищала добрых и наказывала злых и наглых. Наказания были своеобразными, в форме этаких шуточек. «Без шуточек как-то скучно!» - говорит гл-я героиня. Мал-я БЯ ещё мал-я девочка, которая любит играть, смеяться и шалить, особенно на праздниках и карнавалах. Мал-я БЯ хотя и умеет колдовать, но далеко не всемогуща. Она мечтает попасть на праздник Вальпургиевой ночи. Добро легко побеждает зло. Мал-я ученица опытных ведьм представляет себе мир, как и все мал-ие, разрисованный только 2-мя красками: добра и зла. Она не приемлет лжи, не умеет играть понятиями и словами. Люди и животные в произведениях Ф.Зальтена. «Бемби» (Лесная сказка) – основные темы, характеристика образов Феликс Зальтен (1869-1945) наст. Имя Зигмунд Зальцман. Бемби - драматическая история, повествующая о жизни самца олененка Бемби, а также его родителей, детей и друзей. «Бемби» - повесть о благородстве, о взрослении души и воспитании чувств. Книга рассказывает о сложности жизни в мире где добро не «побеждает зло» волшебным образом. «Мы, олени, никого не убиваем, но мы должны сравняться с Ним в силе, упорстве жизни. Мы должны жить, сколько бы не насылал Он на нас смерть. Мы должны множить, охранять, длить наш короткий и упрямый род, должны защищать свою жизнь... должны быть чуткими, бдительными, осторожными, ловкими, находчивыми, неуловимыми, но никогда — трусливыми. Таков великий закон жизни.» Бемби - Зальтен на самом деле имел ввиду лань. Но больше всего Бемби похож на чуткого, внимательного чел-ка, очарованного прелестью лесного мира. «Мы никого не убиваем, и не ссоримся из-за еды» - сказала как-то мама своему маленькому сыну, и тот навсегда запомнил эти слова. Бемби знал, что невозможно обидеть того, кто меньше тебя. Он будущий «принц леса», беседовал даже с кузнечиком и «летающими цветами» - разноцветными бабочками. Польская детская литература Исследования истории польской литературы за прошлые столетия показывают, что она, как никакая другая, была тесно связана с общественными и политическими идеями и настроениями, в той или иной форме поддерживала национально-освободительную борьбу, идеи патриотизма. Естественно, что это отражалось также и в детской литературе, может быть, вначале в несколько иных формах, как, например, воспитание любви к родной земле, родной природе, выявление острых конфликтов между патриотами и врагами родной земли. Уже в самых древних польских народных легендах и сказках имеются социальные мотивы, хотя внешне они часто скрыты приключенческими сюжетами, комедийными ситуациями и юмористическими оборотами и положениями. Среди героев сказок много крестьян, ремесленников, батраков и т. д. Народ, автор-сочинитель этих сказок и легенд, наделил своих героев оптимизмом, добротой, справедливостью; Однако порою Мужичок Простачок не прочь надуть пана или ксендза («Сказки о расторопном Мужичке Простачке» и др.). Польский фольклор сохранил, несмотря на длинный путь передачи от поколения к поколению, все детали первозданного быта, одежды, утвари, песенки, описание танцев и различных обрядов, идущих еще от времен язычества, а также обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарем. Как и у других народов, у поляков много волшебных сказок и сказок о животных, особенно любимых детьми. В них те же художественные приемы: чудесные превращения, говорящие звери и растения и т. п. Но мораль или смысл сводится к одному: в волшебных сказках побеждает справедливый бедняк, дело решается в пользу работящего и честного человека («О том, как батрак стал паном», «Король-Мужик» и др.), а в сказках о животных маленькое беззащитное создание торжествует над неправым сильным, могущественным хищником («Волки собака», «Кот и лиса» и др.). Широко используются в сказках и легендах пословицы и поговорки, прибаутки и шутки, оживляющие повествование, причем описание бытовых и социальных моментов в них очень сильно, сказки и легенды всегда лиричны, внимание слушателя концентрируется на неподкупной дружбе, верной любви, особенно любви материнской. Понятно, что все указанные положительные стороны сказок, легенд, преданий всегда и во все времена привлекали внимание детей, особенно если в повествование включались элементы таинственного и страшного, что пробуждало в детях не только любопытство, но любознательность и бесстрашие. Специфика деткой литературы. Понятие о круге детского чтения. Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии дошкольников. Становление русской литературы для детей и ее развитие в XVI-XVIIIв. Детский фольклор, его место в жизни детей, художественные особенности. Жанровое своеобразие народных сказок, их классификация. Иллюстраторы народных сказок Сказочный мир народной волшебной сказки Сказки и стихи для детей В.А.Жуковского «Городок в табакерке» В.Ф.Одоевского как один из первых опытов создания научно-художественной книги для детей «Черная курица» А.Погорельского как психологическая волшебная сказка. Гуманистическое звучание, воспитательная ценность Поэтическое своеобразие сказок А.С.Пушкина. Иллюстраторы пушкинских сказок П.П.Ершов. «Конек-горбунок». Традиции фольклора. Мир детства и природы в стихах поэтов 2-ой половины XIX в. (А.И.Майков, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Н. Плещеев, И.Суриков) Жанровое и тематическое разнообразие произведений Л.Н.Толстого для детей Сказки В.М.Гаршина. Занимательность, аллегорический характер образов Тема природы в творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка для детей. Основные образы, традиции фольклора, роль рассказчика Рассказы А.П.Чехова о детях, о животных. Мастерство Чехова-рассказчика Тема детства в прозе конца XIX – нач. XX в. (А.И.Куприн, Л.И.Андреев, Ч.Диккенс) Творчество Саши Черного. Концепция детства, ее реализация в поэтической практике и прозе автора. Мастерство К.Чуковского-сказочника. Образы сказок, художественное своеобразие, фольклорные мотивы. Поэзия С.Я.Маршака для детей. Тематика, особенности стиля. Созвучность стихов атмосфере эпохи Художественный эксперимент группы ОБЭРИУ в поэзии для детей. Творчество и судьба Д.Хармса А.Платонов и детская литература Философия, этика и эстетика сказочного мира П.Бажова. Взаимодополнение сказок в цикле «Малахитовая шкатулка», аллегоризм старательских рассказов. Е.Шварц – сказочник А.Н.Толстой – детям Стихи А.Барто для самых маленьких. Мир вещей и игрушек в изображении поэтессы. Отражение внутреннего мира ребенка в лирических стихах С.Михалкова. Сатирические стихи. Своеобразие решения проблемы положительного героя в поэме «Дядя Степа» Природоведческие сказки В.Бианки. Образы, сюжет, юмор, воспитательная ценность сказок М.Пришвин – певец родной земли. Типичность образов, колоритность языка Многомерность взаимоотношений природы и человека в произведениях К.Паустовского. Лиризм, мастерство изображения природы. Н.Носов, В.Драгунский – мастера юмористического рассказа для детей Дети и война: своеобразие художественного решения темы в произведениях для детей (Л.Пантелеев, А.Платонов, В.Катаев и др.) Мир ребенка в современной детской литературе (Г.Остер,Ю.Мориц, Б.Заходер, Р.Сеф и др.) Сказания и мифы Древнего мира, их воспитательный потенциал История создания и выхода в свет сказок Ш.Перро. Литературный спор «древних и новых» авторов в XVII веке Художественное своеобразие сказок братьев Гримм, особенности юмора, воспитательное значение Немецкая романтическая традиция в произведениях Э.Т.Гофмана и В.Гауфа Пути формирования и развития скандинавской литературной сказки (Х.К. Андерсен, З.Топелиус) Проза Киплинга. Основные темы, образы его сказок Проблематика, основные образы романа Г.Мало «Без семьи» «Хижина дяди Тома» Г.Бичер-Стоу – роман о рабах и рабовладельцах Иносказание и абсурд в творчестве Л.Кэррола Парадоксальные сказки О.Уайлда Сочетание прозы и поэзии, сказки и действительность в «Удивительных путешествиях Нильса с дикими гусями по Швеции» С.Лагерлеф Сказки и правдивые жизненные истории А.Линдгрен Романтическая философская сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; гуманизм сказки, ее связь с современностью Расцвет литературной сказки в зарубежной детской литературе 20-40-х гг. XX века (А.Милн, Б.Поттер, Д.Барри) Повести-сказки итальянского писателя Д.Родари. Проблематика, основные образы Современные литературные сказки Скандинавии. Т.Янссон – цикл о муми-троллях Художественный эксперимент Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи» Современные литературные сказки и фантастические истории (О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», Д.Крюс «Тим Талер, или Проданный смех», Э.Кестнер «Эмиль и сыщики» - анализ двух произведений по выбору) Люди и животные в произведениях Ф.Зальтена. «Бемби» (Лесная сказка) – основные темы, характеристика образов Польская детская литература Тэма дзяцінства ў паэзіі Янкі Купалы. Прыродаапісальныя вершы паэта Асветніцкая дзейнасць Цёткі. Ідэйна-тэматычныя асаблівасці кніг для дзяцей: “Беларускі лемантар, або Першая навука чытання”, “Першае чытанне для дзетак беларусаў”, “Гасцінец для малых дзяцей”. Паэтызацыя прыроды ў вершах Цёткі. Гуманістычны пафас апавядання “Міхаська” Праблематыка вершаў і вершавальных апавяданняў Якуба Коласа “Савось-распуснік”, “Рак-вусач” і інш.) Тэматыка і мастацкія асаблівасці, гуманістычны пафас апавяданняў Змітрака Бядулі (“Малыя дравасекі”, “Пяць лыжак заціркі”, “Дзе канец свету?”, “Велікодныя яйкі”, і інш.) Жанр казкі ў творчасці Змітрака Бядулі. Спроба ствараць новую казку для дзяцей (“Качачка-цацачка”, “Скарб”, “Іванка-прастачок”, “Мурашка Палашка” і інш.) Янка Маўр як адкрывальнік новых тэм і жанраў у беларускай дзіцячай літаратуры. Распрацоўка тэмы жыцця дзяцей у цыкле твораў пра далекія краіны (“Слёзы Тубі”, “Лацароні”, “Незвычайная прынада” і інш.). Трансфармацыя сюжэта рабінзанады ў аповесці Янкі Маўра “Палескія рабінзоны”. Апяванне прыроды роднага краю, пазнавальны змест твора, элементы загадкавасці і таямнічнасці. Паэтычнае адлюстраванне свету ў вершах Максіма Танка. Жанр казкі ў творчасці Максіма Танка. Майстэрства Максіма Танка як апрацоўшчыка народных казак (“Быліна пра Мураша Бадзіню”, “Жук і слімак”, “Мухамор” і інш.) Майстэрства Віткі-казачніка. Тэматычная разнастайнасць казак Васіля Віткі (“Вявёрчына гора”, “Дударык”, “Генерал Верабей”, “Казка без канца”, “ППШ”, “Казка пра цара Зубра” і інш.) Свет прырода і свет дзяцінства ў творчасці А.Пысіна (“Дала мне маці гэту мову”, “Вясёлка над плёсам”, “Ленівая мятла”, “Хімчыстка”, “Незвычайнае падарожжа” і інш.) Спецыфіка адлюстравання свету дзяцей ў апавяданнях У.Караткевіча (“Кніганошы”, “Карней-мышыная смерць і інш.) Адкрыццё дзецям навакольнага свету праз казкі У.Караткевіча (“Чортаў скарб”, “Кацёл з каменьчыкамі”, “Нямоглы бацька”, “Лебядзіны скіт” і інш.) Паэтызацыя прыроды і вобразы дзяцей у апавяданнях Я.Брыля “Ветэрынар”, “Ліпа і клёнік”, “Жыў-быў вожык” і інш. Адлюстраванне апаленага вайной дзяцінства ў апавяданні “Зялёная школа” Гуманістычны пафас аповесці П.Місько “Прыгоды Бульбобаў”. Арыгінальнасць падачы матэрыялу, анімалістычны псіхалагізм твора. Асэнсаванне сучаснага жыцця ў казках П.Місько “Старамодны Заяц”, “Сарока”, “Дзяцел” і інш. Тэматычная разнастайнасць лірыкі Н.Гілевіча: патрыятычная лірыка, вершы пра прыроду, маральна-этычныя вершы Жанравая разнастайнасць паэзіі Р.Барадуліна для дзяцей (вершы, загадкі, лічылкі, жарты, скорагаворкі, задачкі, забаўкі, прыбабунькі, калыханкі, дражнілкі) Адлюстраванне з’яў прыроды, раслін і жывёл у вершах В.Зуёнка для дзяцей (“Ручаёк”, “Гарлачык”, “Дожджык”, “Зоркі выпалі ў бары” і інш.) Перапляценне экалагічных і патрыятычных праблем у аповесці-казцы У.Ягоўдзіка “Янка і Ружа”. Адраджэнскія матывы ў творы, сімвалічнасць вобразнай сістэмы, увасабленне Беларусі ў краіне Летавеччыне. |