детская. 1. Специфика детской литературы. Понятие о круге детского чтения. Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии дошкольников
Скачать 98.17 Kb.
|
Многомерность взаимоотношений природы и человека в произведениях К.Паустовского. Лиризм, мастерство изображения природы. Константин Георгиевич Паустовский 1892-1968. Простые по сюжету лаконично «сжатой» прозой, произв-я Паустовского обогащают душу чел-ка, помогают эстетич. и эмоц. развитию юного читателя. Паустовский рассказывает в своих книгах о мальчике «выдумщике», который слышал, как шептались рыбы, видел, как барсук лечил нос («Барсучий нос»). Лиризмом проникнуто описание природы в произв-ях Паустовского. Паустовский стремится показать прекрасное и романтичное в самом обыкновенном. Герои его произв-ий чутки к красоте природы, они не пассивные ее наблюдатели, а творцы жизни, борцы за прекрасное. Творч-во Паустовского чутко отражает взаимосвязь искусства, природы и чел-ка - творца. Оно помогает читателю понять неповторимый язык природы, воспитывает любовь ко всему земному. Своеобразие творческой манеры Паустовского в произв-ях заключается лиризме повествования и романтическом описании изображаемой действительности. Лиризм создается особой интонационной настроенностью, идущей часто от автора-повествователя. Русская природа в изображении Паустовского обычна - мокрый от дождя куст на берегу Оки, легкий шум ветра в мелколесье, сильный запах травы, хлеба, земли. Н.Носов, В.Драгунский – мастера юмористического рассказа для детей Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано. У книг Носова 2 адреса реб-к и восп-ль. Воспитателю Носов помогает понять мотивы побуждения поступков реб-ка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Реб-ка он воспитывает Смехом. Рассказы остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными, комическими ситуациями. Повествование ведется от 1-го лица. Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. В весёлых рассказах всегда таится что-то такое, что заставляет всерьез задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде и т.д. Писатель учит мал-х ребят думать не только о себе, но и о товарищах. В центре произведений Носова ребята фантазёры, непоседы, неумелые выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Продолжение традиций юмористических рассказов Носова можно увидеть в произведениях Драгунского. Рассказы Драгунского имеют образные названия: «Зеленоватые леопарды», «ни пиф, ни паф», «чел-к с голубым лицом». Драгунский пришел в детскую лит-ру из цирка, он был автором мал-их пьес, актёром-режиссёром, особенно любил выступать перед детьми. В рассказах Драгунского есть герой, который переходит из одного рассказа в другой, мальчик Дениска и весёлые и необыкновенные истории, происходящие с ним. Детская лит-ра помогает расширению объектов смешного, юмор даёт особую освещённость событий, новое видение, отражающее процесс формирования личности реб-ка Дети и война: своеобразие художественного решения темы в произведениях для детей (Л.Пантелеев, А.Платонов, В.Катаев и др.) Валентин Петрович Катаев в годы ВОВ написал известную повесть «Сын полка» в 1944. Это повесть о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всех— родных, близких, дом и детство; воинами нашей армии: сержантом Егоровым, капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалевым, ефрейтором Биденко -которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали, а нем лучшие качества. Суровая жизнь закалила мальчика. Ему хочется сражаться с врагом, как настоящему солдату. Писатель подчеркивает, что Ваня не утратил детства. Катаев психологически мотивирует поступки Вани Солнцева. Ваня 2 года бродил один, носил в сумке отточенный гвоздь,-чтобы убить врага и хранил букварь, чтобы не разучиться читать. Ваня истосковался по человеческой ласке, поэтому он так тянется сердцем к бойцам. Символична в произв-ии сцена сна Вани, когда ему слышится голос генерала, ведущего его вверх по ступенькам огромной лестницы: - «Иди, пастушок, Рассказ «На Ялике» автор показывает, как шутливо и в тоже время с уважением называют Матвеем Капитоновичем взрослые маленького лодочника, который сменил погибшего отца. Мальчик подражает отцу не только внешне, но и героизмом поведения в момент авиационного налета. Он рискует жизнью, потому что ему, как единственному мужчине в семье, нужно помогать матери, добывать родным средства к пропитанию. В детском рассказе писателю удалось сказать о превратностях судьбы, о жестокости войны, во время которой при защите одних могут и гибнуть другие. Андрей Платонович Платонов 1899-1951. В годы ВОВ писатель обращается к теме детства с тем, чтобы найти и показать самые сокровенные истоки в чел-ке. В рассказах «Никита», «Ещё мама», «Неизвестный цветок», «Корова», «Маленький солдат», создавая образы детей писатель последовательно проводит мысль о том, что чел-к формируется как существо общественное, нравственное в раннем детстве. История становления чел-ка как одухотворённой личности -главная тема рассказов А. Платонова, героями которых являются дети.. Герои рассказов Платонова, действуя в незавершённой исторически ситуации, в актуальном настоящем «прекрасного и яростного мира», предстают как люди, одухотворённые горячей верой в счастливое будущее грядущих поколений людей-тружеников, которым они посвятили свою жизнь, отдали свою нежность и любовь. Мир ребенка в современной детской литературе (Г.Остер,Ю.Мориц, Б.Заходер, Р.Сеф и др.) ЗАХОДЕР БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1918-2000), русский советский писатель, переводчик. Родился 9 сентября 1918 в г.Когуле (Молдавия). Детские годы провел в Москве, где после окончания школы (1935) учился в Московском авиационном институте, затем на биологических факультетах Московского и Казанского университетов и в 1938-1947 — в Литературном институте им. А.М.Горького. Как сотрудник армейской печати участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах.Первое стихотворение для детей «Морской бой» опубликовал под псевдонимом Борис Вест в 1947 в журнале "Затейник". Регулярно печатался в журнале "Мурзилка", газете "Пионерская правда", выпустил сборники стихов На задней парте, Мартышкино завтра, Никто и другие, Кто на кого похож, Школа для птенцов и др. Основная тема детской поэзии Заходера — мир животных, среди которых со своими убедительными и яркими, индивидуализированными характерами и повадками предстают как хорошо известные персонажи (кенгурята, антилопы, верблюды, хорьки, страусы), вызывающие не только умиление, но и раздражение такими чертами, как дикость, невежество, самолюбование, глупость. Как и положено героям детских произведений, звери Заходера совершают злые и добрые поступки, разговаривают и спорят между собой и с людьми, обращаются с просьбами о справедливости и защите. Та же тема определяет и большую часть прозы Заходера — книги сказок Мартышкино завтра (1956), Добрый носорог, Жил-был Фип (обе 1977), сказки Серая звездочка (1963), Русачок (1967), Отшельник и Роза (1969), История Гусеницы, и др. В историю отечественной детской литературы Заходер вошел как переводчик (зачастую — первый) и перелагатель многих шедевров зарубежной литературы для детей: повестей-сказок А.А.Милна Винни-Пух и все-все-все (др. вариант — Винни-Пух и все остальные, П.Трэверс Мэри Поппинс, Л.Кэррола Приключения Алисы в Стране Чудес, сказок К.Чапека, братьев Гримм (Бременские музыканты, 1982, и др.). Среди собственных драматических сочинений Заходера для детского театра — пьесы Ростик в Дремучем Лесу, Мэри Поппинс (обе 1976), Крылья Дюймовочки (1978; две последние в соавторстве с В.Климовским), Приключения Алисы в Стране Чудес. Широко известный не только в нашей стране, но и за рубежом, лауреат многих литературных премий (в т.ч. Международной премии им. Х.К.Андерсена). Умер Заходер в Москве 7 ноября 2000. Сказания и мифы Древнего мира, их воспитательный потенциал Мифы в древности складывались для осмысления, объяснения того, что происходило в мире. У каждого бога есть семья, жена, дети, в этом их первое сходство с людьми. Каждый бог отвечает за свое дело. В этом их тоже сходство с людьми. Боги не являются вершителями судеб и не могут избегнуть того, что им предписано судьбой. В этом тоже сходство с людьми. В мифах отражаются представления древних греков о явлениях природы; поучительны тем, что каждый чел-к не должен нарушать нравственных законов, каждый чел-к должен получить по заслугам. Зло должно быть наказано. Мифы учат - нельзя завидовать другим, нужно быть милосердным, не при каких обстоятельствах нельзя отнимать- жизнь у-другого человека последует наказание за преступление. В мифах прослеживается тема моральной ответственности. История создания и выхода в свет сказок Ш.Перро. Литературный спор «древних и новых» авторов в XVII веке Шарль Перро 1628-1703 французский сказочник. Во Франции в 17в господствовал классицизм. Последователи классицизма считали, что произведения античных авторов образцовые и достойны подражания. В конце 17в в среде французских литераторов разгорелся спор о превосходстве древних и новых авторов. Среди участников спора был Ш. Перро. Им написана работа «Сравнение древних и новых авторов» в этой работе Перро призывает писателей обратиться к изображению современной жизни и современных авторов. Советует черпать сюжеты и образы не из книг древних авторов, а их окружающей действительности. Чтобы доказать свою правоту Ш. Перро решил заняться искать образ в народных сказках, т.к. именно в нар-х ск-ах в образах есть красота. В 1697г Ш. Перро выпустил 1-ый сб-к лит-ых ск-к «Ск-ки моей матушки гусыни» Худож-ые особенности ск-ок Ш. Перро: 1.романтич-ие ск-ки у Ш. Перро в них живёт высокая мечта, романтичность, красота, поэтичность; 2.каждая ск-ка написана в прозе, но заканчив-ся нравоучением в стихах; 3.в ск-ах Ш. Перро усилие психологич-их характеристик; 4.для ск-к Ш. Перро характерны детализация (Золушка, спящая красавица – подробное описание и обращение к деталям) Художественное своеобразие сказок братьев Гримм, особенности юмора, воспитательное значение Братья Гримм. Якоб 1785-1863, Вильгельм 1787-1859. Именно ск-ки бр.Гримм — это своеобразный памятник немец-кому языку. Нашествие Наполеона сподвинуло бр. Гримм собирать народные ск-ки. 3 книги бр. Гримм 1-детские семейные ск-ки; 2-немецкие предания; 3-германские героические сказания. Особенности ск-к: ск-ки демократичны, в них сохраняется сатирический пафос, положительный герой это чел-к труда. Ск-ки как и народные их принято делить на волшебные, бытовые, о животных. Волш-е (живая вода; королевич, который никого не боится; стоптанные башмачки), о животных (волк и 7 козлят, волк и лиса), бытовые (умная Эльза, смышлёный Ганс; три лентяя, храбрый портняжка). У бр. Гримм есть ск-ки перевёртыши (в стране небывалой). Бр. Гримм своей редакцией и отбором старательно подчёркивали гуманистическое направление ск-ки (12 братьев, братец и сестрица, золушка, спящая красавица, 6 лебедей). Ск-ка утверждала тождество социального и нравственного, обязательность счастья как естественной награды для социаль-но-обездоленных. Мир ск-к по убеждению бр. Гримм – это мир труда, справедливости, чести, носителями которых являются простые люди, даже если, по сказочной традиции, они подчас оказываются принцами и принцессами. Немецкая романтическая традиция в произведениях Э.Т.Гофмана и В.Гауфа Для творч-ва Эрнеста Теодора Амадея Гофмана и Вильгельма Гауфа свойственно сочетание волшебного, фантастического, призрачного и мистического с современной действительностью. По-своему хар-ру сказки этих писателей различны. Ск-ки Гофмана основаны на сочетании реального с ирреальным. Писатель переносит сказочное в современность, в действительную жизнь. Для творч-ва Гофмана характерно 2 направления, 2 линии фантастики. 1-фантастика мрачная, эти произв-ия очень трудны для чтения, особенно детского. 2-ск-ки, написанные для детей, жизнерадостные, светлые, остроумные и весёлые. «Щелкунчик» это ск-ка для детей и взрослых, сюжет построен так, что внутри одной ск-ки существует другая, т.е.сюжетная линия семьи Штальбаумов «реалистическая» переплетается со «сказочной», о войне игрушек и мышей с историей Щелкунчика и ск-кой о принцессе Пирлипат. Война кукол и мышиного короля, история Щелкунчика, принцессы Пирлипат и королевы Мышильды нарисованы подчёркнуто прозаически; а в «реальном» сюжете происходят волшебные, необъяснимые неожиданности и превращения. Гауфу удалось гармонично соединить актуальные идеи не только с национальной, но и с восточной сказочной традицией, да ещё местами придать своему повествованию сатирический смысл. Ск-ка для Гауфа, как и для всех романтиков, была не только фантазией – фантастической ему представлялась сама жизнь. Поэтому в его ск-ах действительность и волшебство, реальное и невероятное переплетены, и каждая ск-ка начинается с рассказа очевидца вроде реалистической новеллы, написанной от 1-го лица. Ск-ка должна учить чел-ка состраданию, сопереживанию. В рассказе «Маленький Мук» проскальзывает прозаический намёк на карликовое государство, которое можно пройти от одной границы до другой за 8 часов. В финале ск-ки, где говорится о необходимости воздания заслуженной кары «вероломному королю» рассказчик вспоминает, что эту историю ему поведал отец, безвинно отсидевший около года в тюрьме. Реальные персонажи, рассказывающие чудесные истории, зачастую сами оказываются участниками фантастических происшествий, о которых повествуется в ск-ках. В «Маленьком Муке» все события передаёт чел-к. который знал Мука. Пути формирования и развития скандинавской литературной сказки (Х.К. Андерсен, З.Топелиус) Ганс Христиан Андерсен датский сказочник 1805-1875. Творч-во Андерсена - одно из самых значительных явлений в истории датской мировой лит-ры 19в. Автор многочисленных произведений в различных жанрах, он достиг вершины в своих ск-ах. Необычайно велико гуманистическое, идейное и эстетическое значение этих сказок, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благополучных мыслей. Основная часть наследия Андерсена его ск-ки и истории 4 тома: 1835-1842-ск-ки, рассказанные детям; 1843-1848-новые ск-ки; 1852-1855-истории; 1858-1872-новые ск-ки и истории. Сделали его имя всемирно известным. Цель творч-ва Андерсена – не только создание фантастических картин, но и воспроизведение соврем-ой жизни. Именно ск-ка привела Андерсена к счастью и благополучию. Всё творч-во Андерсена принято делить на 2 периода: 1-30-40-е годы ранний период Андерсен писатель в основном обрабатывал датские нар-е ск-ки «Огниво», «Принц на горош», «Свинопас». 2-40-70-е годы — это этап более зрелого творч-ва, он создаёт свои ск-ки, по им самим выдуманным сюжетам «Дюйм-ка», «Рус-ка», «Стойкий олов солд», «Ромашка». Особенности ск-к Андерсена: 1.переплетение фантастики и реальности; 2.авторская индивидуальность, ярко выраженная в образе рассказчика. В ск-ах Андерсена рассказчик — это посредник между миром ск-ки, автора и читателем. 3.указывается конкретное место действия. 4.ск-ки Андерсена наполнены бытовыми подробностями, детальным описанием природы. 5.психологизм и социальность характерны для ск-к Андерсена. 6.ск-ки Андерсена универсальны по своему содержанию. Проза Киплинга. Основные темы, образы его сказок Образ сильной личности – излюбленный во всём творч-ве Киплинга. Особое место в творч-ве Киплинга занимают рассказы об удивительных приключ-ях мальчика Маугли приёмного сына диких обитателей джунглей – 2 книги Джунглей 1894-1895 и сб-к «Просто так, ск-ки для мал-х детей» 1902. Юных читателей пленяют мотивы защиты сильным слабого, покорения природы, подчинения животного мира чел-ку и превосходство его разума закону злобы и вражды. Маугли противопоставляет закон любви и братства «Мы одной крови – вы и я» - говорит он зверям. Общая забота окружает его, не насилие, а величавая мудрость и справедливость ценится среди зверей так же, как среди людей. Жестокость тигра Шерхана тупа и прямолинейна, немудрено, что Маугли победил его своей находчивостью и добротой. Каждая история учит читателей – смелости и дружбе. Умению прощать и умению мстить, способности противостоять различным искушениям, способности находить общий язык с другими. С большим знанием Киплинг описывает природу Индии. Чудесно описаны характеры персонажей. Добродушный Балу, решительная Багира, мудрый Каа, храбрый Акелла, жестокий Шерхан, трусливый Табаки, могучий Хатхи – они все очень разные и каждый из них настолько живой! «Маугли» - история чел-ка выросшего на грани 2-х совсем разных миров – мира людей и мира джунглей. История не простого поиска гл. героем своего истинного «Я». Это не простое перенесение человеч-их кач-в на животных, это попытка представить мир глазами братьев наших меньших. Это цикл о дружбе животных с чел-м. Об их взаимодополнении. О гармонии природы и чел-ка. Маугли попадает в семью где есть глава, где есть хранительница семьи, где помогают и заботятся друг о друге. Маугли вырастает достойным членом семьи. Любить семью, любить друзей, любить природу. Питон Каа мудрый, сильный, терпимый, но если рассердится – может быть беспощадным. Рикки Тикки Тави – история о дружбе животного и реб-ка. Счастливый конец когда добро побеждает зло очень важен для детей. Рикки Тики посторонний мал-й товарищ. Кач-ва которыми наделяет автор своих героев, соответствует внешнему облику животных. Проблематика, основные образы романа Г.Мало «Без семьи» Проблемы социальные (бедность, богатство, расслоение общества, несовершенство государственной машины, беспризорные дети), проблема семьи, нравственный выбор (жертвует всем ради дружбы, быть благодарным), Отношение к животным, желание иметь семью. Реми: добрый, безответственный, бескорыстный, жалостливый, честный. Перемена в характере, меняется на протяжении всей повести. Повесть французского писателя Гектора Мало «Без семьи» привлекает внимание читателей и занимательный сюжет и необычность судьбы героев, и разнообразный общественный фон. Это рассказ о жизни и приключениях мальчика Реми, который долгое время не знает, кто его родители, и скитается по чужим людям как сирота. Матушка Барберен добрая; Виталис благородный; Маттиа преданный друг. Враги: Гарафоли жесток; Дрисколи бесчестен; Джеймс Мелсиган коварен. Много внимания удедяет Мало описанию животных – обезьянки Душки, собак Капи, Дольче, Зербино, которые являются полноправными действующими лицами повести. «Без семьи» даёт разнообразный материал, рисующий тяжёлую жизнь народа в капиталистической стране. В обществе, в котором живёт Реми и его друзья всем управляют деньги. Жажда наживы толкает людей на чудовищные преступления, родственные отношения, понятие долга, благородство. В мире собственников, где всё продаётся и покупается, детей покупают и продают, как вещь. Здоровый и сильный Реми завидует больному Артуру, но всегда мытому и окружённому вниманием. Семья в представлении Реми олицетворяет не только любовь, но и заботу родителей, она единственно надёжная опора, защита от превратностей суровой, несправедливой судьбы. Реми неглупый. Энергичный мальчик, никогда не задумывается над несправедливостью собственного положения и своих близких; он без малейшего протеста смиренно голодает и переносит все тяготы, которые выпадают на его долю. |