Главная страница
Навигация по странице:

  • Иносказание и абсурд в творчестве Л.Кэррола

  • Парадоксальные сказки О.Уайлда

  • Сочетание прозы и поэзии, сказки и действительность в «Удивительных путешествиях Нильса с дикими гусями по Швеции» С.Лагерлеф

  • Сказки и правдивые жизненные истории А.Линдгрен

  • Романтическая философская сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; гуманизм сказки, ее связь с современностью

  • Расцвет литературной сказки в зарубежной детской литературе 20-40-х гг. XX века (А.Милн, Б.Поттер, Д.Барри)

  • Повести-сказки итальянского писателя Д.Родари. Проблематика, основные образы

  • Современные литературные сказки Скандинавии. Т.Янссон – цикл о муми-троллях

  • Художественный эксперимент Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

  • детская. 1. Специфика детской литературы. Понятие о круге детского чтения. Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии дошкольников


    Скачать 98.17 Kb.
    Название1. Специфика детской литературы. Понятие о круге детского чтения. Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии дошкольников
    Дата25.01.2022
    Размер98.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладетская.docx
    ТипЛитература
    #341411
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    «Хижина дяди Тома» Г.Бичер-Стоу – роман о рабах и рабовладельцах

    Гарриет Бичер Стоу 1811-1896 впервые попавшая на рабовладельческий юг во взрослом возрасте не могла не возмутиться ужасным положением негров рабов, и даже сама не раз помогала им бежать с плантаций. Её книга «Хижина дяди Тома» 1852 в которой рассказана история старого негра и его семьи. Изображая все тяготы и несправедливости жизни негров-рабов, писательница показывает истоки зарождения ненависти негров к своим угнетателям. Роман Бичер Стоу запечатлел важный социальный процесс – зарождение классовой ненависти в среде порабощённых негров, их страстный протест против сложившихся в стране порядков. Положительным героем Бичер-Стоу остаётся дядюшка Том – живое воплощение рабства. Бичер-Стоу рисует в своей книге потрясающие картины работорговли, горе матерей, насильственно разлучаемых с детьми, невольников, живущих на положении рабочего скота, чудовищные зверства плантаторов. Подробно прослеживая горестную судьбу несчастного дядюшки Тома – набожный, терпеливый. Он умирает как мученик, моля бога простить своих палачей. Даже немногие гуманные плантаторы, которых изображает Бичер-Стоу (Огюстен, Сен-Клер, Шелби), вынуждены, помимо своей воли, служить насильно злу. Сильная сторона романа в том, что негры не показаны как единая страдающая масса. С одной стороны – негры – холопы, усвоившие растленную психологию своих господ. Но большинство рабов – негров и мулатов – совсем иного склада. Среди них мы видим людей забитых, отчаявшихся, глубоко затаивших ненависть и злобу (старуха Пру). И людей, жаждущих свободы и готовых её завоевать ценой жизни. (Касса, Элиза, Джордж Гаррис). Книга Бичер Стоу учит добру и воспитывает умение сопереживать, а также раскрывает глаза читателям на расовые предрассудки.

    1. Иносказание и абсурд в творчестве Л.Кэррола

    Льюис Кэрролл (Чарлз Латунджа Доджсон) классик мировой дет-й лит-ры любил отдыхать в обществе детей, 3-мя дочерьми его учёного друга Лиддела, особенно любил среднюю Алису, он и придумал ск-ку «Алиса в стране чудес» 1865. Причудливый мир в ск-ке Кэрролла. Действующие лица, то огромны, то чрезвычайно малы; события то значительны, то ничтожны, то устрашают, то смешат, совсем как в народных небылицах, стихах шиворот-навыворот. Условность реальных вещей, олицетворение абстрактных понятий, своеобразие логики мышления – плод изощрённой фантазии чел-ка. Творч-во Кэрролл не только безобидные шутки, но и едкая сатира. Алиса, попав вслед за Б. кроликом забывает всё чему учили в школе (частично забывает). Фольклорный перевёртыш – глав-й худож-ый принцип писателя. Вместе с тем очень самобытен и мартовский заяц и Чеширский кот и мн. др. персонажи сказок одновременно и традиционные, и оригинальны. Чеширский кот обладает способностью исчезать по частям. Многие образы связаны с фольклором. Пословицы: «улыбается, словно чеширский кот», «безумен как мартовский заяц». В ск-ке много стихов (они пародийные), перевёртыш (едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?). Недооценка причудливо сочетается с переоценкой. Кэрролл соединяет несоединимое (напиток по вкусу напомнил ей и вишнёвый пирог, ананас, сливочную помаду, жареную индейку) и неразрывное (чеш-ий кот по частям исчезает, «прощайте ноги) Ск-ка пародийная: стихи, школьная премудрость и скучная мораль здравого смысла. «Алиса в стране чудес» отличается тем, что абсурд в ней прикрывает здравый смысл, что под детскими шутками скрывается социальная сатира, что милые стихи на самом деле – злая пародия. Книги Кэрролла привлекательна для детей т.к. дети видят волшебные приключения девочки с которой происходят невероятные и увлекательные происшествия.

    1. Парадоксальные сказки О.Уайлда

    Творчество Оскара Уайлда в течение его недолгой жизни 1856-1900 претерпело несколько переломных периодов. Оно почти всегда было парадоксально и совмещало несовместимые воззрения. Произведения Уайлда проникнуты иронией чел-ка который смотрит со стороны на панораму жизни именно в сказках, мы видим искренне гуманистическую позицию писателя, противоречащую всем его теоретическим кредо об отношении искусства к жизни. Он обращается к вечным ценностям - любви, дружбе, состраданию, жертвенности во имя счастья других и с отчаянной иронией выставляет напоказ нравственные понятия буржуазной среды об этих драгоценных свойствах человеческой души. Недаром, в его ск-ах мы часто встречаем повторяемые с горькой иронией слова: «практично», «в наш практический век». Эта практичность, убившая лучшие чувства в чел-ке и даже само понятие «чувство», породившая эгоизм, жестокость, чёрствость души - лейтмотив почти всех ск-к Уайлда. Боль за погубленную жизнь потрясает нас в ск-ке «Соловей и роза». Соловей ошеломлён великим горем чел-ка. Любовь - это чудо, думает соловей. И чтобы спасти любовь, соловей жертвует своей жизнью. В ск-ах «Счастливый принц» и «мальчик звезда» писатель постоянно говорит о горе, нищете, отчаянии самых бедных слоев народа: о швее, которая вышивает платье для придворной дамы, но не может купить апельсина для больного сынишки; о юном писателе, оставшимся без еды и дров, о несчастных истощённых детях... Счастливый принц говорит ласточке: «но самое удивительное в мире - это людские страдания, где найдёшь им разгадку?». Каждая ск-ка Уайлда взывает к добру, но в каждой ск-ке он показывает, взращивается зло во всех, кто мнит себя выше других. Счастливого принца свергли с пьедестала, ничтожные городские советники, потому что он, отдав позолоту и сапфировые глаза сам превратился в оборвыша. Это шокирует мэра и его приближённых. «В нём нет красоты, а стало быть, нет и пользы! -говорил в университете профессор эстетики. А в «мальчике-звезде» такая фраза: «Но красота принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым, жестоким». Ск-ки Уайлда так тесно связаны с окружающей его жизнью, что в любой из них видна ирония либо пародия на высшее общество, тонкая насмешка над напыщенной глупостью и душевной пустотой и удивительная любовь к неимущим «В мире царит несправедливость и благами она одаривает лишь немногих, а вот горе отмеряет щедрой рукой» - говорится в «Мальчике - звезде». В ск-ке «Юный король» красота, созданная людьми ценой их жизни н изнурительного труда, оказывается теряет своё назначение — приносить счастье людям. Сказки Уайлда адресованы читателям всех возрастов.

    1. Сочетание прозы и поэзии, сказки и действительность в «Удивительных путешествиях Нильса с дикими гусями по Швеции» С.Лагерлеф

    Сельма Лагерлёф писательница Швеции 1858-1940. Цель своего творчества видела в том, чтобы дарить людям утешение, мир и веру в добро. Произведение «Удивительное путешествие Нильса на диких гусях. Творч-ая история произведения 1968г. В 70-е годы 19в в Швеции учебник географии представляет собой национальное бедствие. Крупные передачи собирают всеобщий союз учителей и задумывают создать новый учебник географии. В числе приглашённых была и Сельма Лагерлёф (бывшая учительница). Сельма Лагерлёф привозит свой проект написания учебника географии. Написать учебник географии в форме лит-ой ск-ки. Её проект выигрывает, ей дают право писать книгу. Работа над учебником географии ведётся в 3 этапа. 1-изучение фольклора и этнографии; 2-обработка лит-ых источников; 3-обработка научных смежных дисциплин, которые пересекаются с географией. В ноябре 1906г был закончен 1-й том книги, а в декабре 1907г 2-й том.
    Худож-ые особ-ти ск-ки: 1-Лагерлёф создаёт новую разновидность жанра, сказочную географию, научно-популярную природоведческую ск-ку; 2-в этом произв-ии шведская писательница сочетьает волшебно-фантастическое с реальным и жизненно-достоверным; 3-животные и птицы сохранили свои зоологические и орнитологические черты, но при этом имеют своё лицо, хар-р, Автор обрисовывает их положение в обществе; 4-юмористический эффект достигается сочетанием естественных свойств животных и птиц с поступками и речью чел-ка; 5-ск-ка по объёму значительно превосходит литературные жанры; 6-Ск-ка Лагерлёф не статична. Писательница показывает Швецию не как застывшую фотографию, а в стремительном движении; 7-В этом научно-познавательном произв-ии нельзя не учитывать воспитательно-психологический аспект (это история развития и перевоспитания Нильса).
    Цель в ск-ке: Восп-ть в реб-ке человечность, дивные способности, пережив чужую судьбу как свою.
    Значение ск-ки: Подг-ть детей к восприятию начал науки. Лагерлёф стала основателем педагогической ск-ки. Она стала своего рода реформатором школы. Она стёрла границы между ск-ой и наукой и совершила переворот в практическом обучении.

    1. Сказки и правдивые жизненные истории А.Линдгрен

    Астрид Линдгрен шведская писательница 1907-28.01.2002.
    Особенности сказочных повестей: 1 одушевление явлений природы (повесть «мио, мой мио»); 2 сочетание фантазии с действительностью «малыш и карлсон»; 3 в своих произведениях А. Линдгрен показывает насколько велика роль игры в жизни р-ка. Игровой момент вытекает из уровня знаний р-ка из понимания им окружающего мира «Пеппи дл-й чулок» «Малыш и карлсон»; 4 А.Линдгрен создаёт ск-ки разного вида: соц-но-бытовые; идейно-романтические; детективно-приключенческие; 5 глубокая индивидуализация героев. Герои повторяют друг друга. 6 повести носят педагогический хар-р.
    «Малыш и Карлсон» оригинальная реалистическая и современная ск-ка, которая впитается в повседневную жизнь в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями. Ск-ка вырастает из фантазии, из выдумки реб-ка. Писательница не устаёт повторять, что всё происходящее в книге вполне обыкновенно». Не совсем обыкновенен лишь Карлсон. Все в семье считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша, лишь сам Малыш не сомневается в существовании Карлсона. Карлсон – толстый человечек, наделённый рядом отрицательных качеств. Но вместе с тем отрицательные свойства Карлсона соотнесены с положительными. «Малыш и Карлсон» воспитательная книга. Реб-к узнаёт про жизнь большого города, что в мире есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Линдгрен даёт сатиру на современное телевидение и радио (2часть). В 3-й части остроумная пародия на шведскую прессу, на детективную лит-ру.
    «Рони, дочь разбойника» Рони и Бирк дети 2-х атаманов веками враждующих шаек, не только смогли примирить их, но и наотрез отказались продолжать дело своих отцов, заниматься разбоем. Поведение Рони и Бирка выражает не возрастные недостатки, а возрастные достоинства. А. Линдгрен говорит о вечном – о рождении, о смерти, о любви и ненависти, о родителях и детях

    1. Романтическая философская сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; гуманизм сказки, ее связь с современностью


    Это произведение афористично. «Маленький принц» философская, романтическая ск-ка. Лит-ая, универсальная, как для детей, так и взрослых. Писатель – реалист обращается к сказке т.к. ощущает необходимость глубоких обобщений, которые выходят за пределы фактов доступных констатации. Ск-ка соединяет в себе оба взгляда: 1автор повествователь (взрослый); 2 «Маленький принц» (двойник автора) воспоминание о собственном детстве. Тематика и проблематика. Основная тема – детство; Конфликт между взрослыми и детьми; Конфликт – нравственные понятия мальчика, которые вытекают из требований естественной человеческой природы, приходят в столкновение с нелепыми установками, которые господствуют среди взрослых людей. Проблемы: пр-ма одиночества; пр-ма детства – понимание взрослыми детей; пр-ма истинных и мнимых ценностей (цветок в который вкладывал душу мал-й принц, дружба с лисом, лётчиком – истинные ценности; географ, фонарщик – мнимые ценности);пр-ма экологич-ая (баобабы с ними нужно бороться); пр-ма познания – мал-ий принц путешествует, чтобы познать мир; пр-ма ответственности: мы в ответе за тех, кого приручили; пр-ма жизни, любви и смерти: чел-к живёт, любит и умирает; пр-ма человеч-их пороков (астероиды) власти, пьянства, дельца, географа; Фонарщик деят-ть не имеет смысла; Основная пр-ма – счастья (родник в пустыне, цветок).

    Характеристика образа мал-го принца. Герой ск-ки реб-к – познаёт окр мир, умеет видеть суть вещей. Обращение к детству не случайно. Реб-к это носитель подлинной естественной человечности. Он лишён предрассудков и ложных понятий, которые возникают в обществе. Детство в понимании Экзюпери — это категория нравственная. На своей планете Мал принц как забот-ый хозяин, любит смотреть на закат, на его план 43 р бывает закат. Он романтик, мечтатель. Благодаря Розе у него возникает чувство любви и страдания. Обитатели астероидов: одиночества все они собственники; нет смысла жизни не у мал принца и у обит астер, но мал принц его ищет. Змея – символ мудрости отправляет мал принц на род план «одиноким можно быть и среди людей». Лис – приручить, дружба

    Ск-ка против равнодушия и обыяковости, печальна и грустна, (мал пр умирает), но оптимистично. Оптимизм в образе лётчика. Чем больше будет таких людей, как лётчики тем лучше мы будем жить. Он сумел понять и принять мал пр.

    1. Расцвет литературной сказки в зарубежной детской литературе 20-40-х гг. XX века (А.Милн, Б.Поттер, Д.Барри)

    Алан Александрович Милн англ-й писатель началась его лит-ая слава как детского писателя с «Баллады о королевском бутерброде» (перев. Маршака). Перу Милна принадлежат стихот. сб-ки «Когда мы были совсем мал-ми» и ((теперь нам уже 6», сказку «Вини Пух» он написал для своего единств-го сына Кристофера Робина. Ск-ка о плюшевом медвежонке Вини-Пухе смешном, наивном и по-детски легкомысленном. Писатель, продолжая традиции анималистической ск-ки создал свою собственную разновидность ск-ки - о животных игрушечных. Все ск-ки и стихи Милна заключают в себе призыв не унывать. Искрящий, юмор и необыкновенная лёгкость стиля. Медвежонок на ходу сочинил песенки-шумелки, ворчалки, сопелки, пыхтелки, кричалки, позволяя словам «становиться туда, куда они хотят». Эти потешные стишки напоминают народные песенки. Ск-ка представляет собой не что иное, как великолепную творческую игру реб-ка. Активное мировосприятие связано в книге Милна с детским словотворчеством, которое долгое время изучал Чуковский «от 2 до 5». (Слонопотам-слон+гиппопотам.) Опора на детскую творческую игру, использование словотворч-ва детей, фольклорные мотивы, обращение к маленьким детям — все эти черты писательской индивидуальности Милна проявились ещё до 1926г, когда был создан «Вини Пух». Сказкой абсурдом являются книги о Мэри Поппинс Памелы Треверс (1902-1997). Абсурдная ситуация, когда во двор банковского служащего средь бела дня сваливается с неба няня. Эти произведения продолжают собой традиции литературной эксцентрики, но писательница стремиться показать мир современной ей Англии со всеми его заботами и проблемами с точки зрения восприятия реб-м. Книги Треверс близки к нравоучительным романам с их неизбежным счастливым концом и нравоучительным подтекстом. Эта ск-ка затрагивает ещё и проблемы неблагополучия в семье.

    1. Повести-сказки итальянского писателя Д.Родари. Проблематика, основные образы

    Очень интересны и содержательны ск-ки Д.Родари. Самая известная из них ск-ка-повесть «Приключения Чиполино». Герой произв-ия мальчик-луковка странствует по родной стране, Лимонному королевству, заступается за друзей-бедняков, борется с угнетателями — злобным кавалером Помидором и жестоким принцем Лимоном, дурачит иностранного сьпцика мистера Моркоу. Этот сказочный мирок, где все люди смахивают на какие-нибудь овощи» весьма и весьма походит Италию. В конце повествования Чиполино и его друзья свергают принца Лимона и устраивают свободную республику, где все дети ходят в школу. В ск-ке постоянно сочетаются реальность и вымысел. Бодрый, никогда неунывающий Чиполино защищает бедных, борется за справедливость, выступает против жестокости и зла.
    В ск-ке «Джельсомино в стране лжецов» автор порицает ложь. Самые опасные враги человеч-ва - это лжецы. Лжец — это тот, кто говорит «мир», а на деле стоит за войну. Это тот, кто болтает о «достоинстве человека», а на деле ратует за смирение и покорность, учит молчать перед лицом несправедливости, закрывать глаза перед нищетой. Это ск-ка о правде с помощью ск-к можно говорить правду. «Ск-ки по телефону» особенно поэтичны, в них звучат фольклорные мотивы, остроумно спроецированные на современную действительность. Ходячие образные выражения, пословицы и поговорки материализуются в реальном образе. «Дворец из мороженого» Так, поговорка «дом из мороженого, как в Болонье» рождает сказочку о веселом народном празднестве, когда жители уплетают выстроенный на площади пломбирно-цукатный дворец. «Как гулял один рассеянный» Рассеянный мальчик теряет не только книжки и тетрадки, но и пальцы, уши, а добрые соседи всё подбирают и приносят маме. Насмешливые сказочки предостерегают детей от безделья, обжорства и грубости.

    1. Современные литературные сказки Скандинавии. Т.Янссон – цикл о муми-троллях

    Финско-шведская писательница. Все произведения на шведском. В 1938 г. вых. первая книга (сама написала и проиллюстрировала), «Маленькие тролли и большое наводнение». Для взрослых: Город скульптора, Игрушечный домик». Худ. Особ-ти: минимально представлен мир фольклора, характерно приземление сказочного мира, приближение его к современности, характерно одушевление как предметов, так и явлений природы, наличие юмора (соединение повадок животных с челов-ми нормами поведения). Голос рассказчика, широкое ведение современной жизни в волшебную сказку, наравне с реальными животными присутствуют главные фантастические герои – особые существа наделены чертами животных и людей. Своеобразие в том, что они создают свой собственный мир, кот. является образом веселой, здоровой жизни. Текст и рисунок сотканы вместе. Основные темы произведений: тема страсти к таинственному и волшебному; к строительству и изобретательности; тема доброты и любви к малым и слабым; тема любознательности и интереса к неведомым силам природы; склонность к игре и к перевоплощению.

    1. Художественный эксперимент Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

    «Над пропастью во ржи» повесть Джерома Дэвида Сэлинджера – откровенная история подростка Холдена Колфилда, рассказанная им самим. Дж. Д. Сэлинджер родился 01.01.1919 в Нью-Йорке. Летом 1951 выходит в свет его единственный роман «Над пропастью во ржи». Герою «Над пропастью во ржи» присуще стремление к статичности, и главное его желание в том, чтобы оставить мир, каков он есть. О чём свидетельствует мечта Холдена Колфилда спасать детей у оврага. Роман Сэлинджера — это «история чел-ка, который некогда в прошлом хотел бы быть ловцом во ржи». В поведении Холдена нередко даёт себя знать болезненное начало, ставящее в сомнение устойчивость его психики. Он не просто стеснителен, обидчив, порой не любезен. Временами Холден позволяет себе совсем уж непростительные выходки: он может, например, пустить дым сигареты в лицо симпатичной ему собеседницы, громким смехом оскорбить любимую девушку, глубоко зевнуть в ответ на дружеские увещевания расположенного к нему преподавателя. Герою Сэлинджера не удаётся заинтересовать своими сумбурными планами на будущее и Салли Хейс, которая не очень-то верит в предлагаемую ей идиллию жизни в «хижине у ручья». Одна только Фиби, 10-летняя сестрёнка Колфилда готова присоединиться к Холдену. К концу романа становится особенно ясно, что большому миру, Холден может противопоставить мир детей, которых к тому же нужно охранять от взрослых. Дети ещё не испорчены, но буквально на каждой стене их поджидает вполне реальная (и в то же время символическая) нецензурная надпись, а Холден (и вместе с ним и Сэленджер) не могут, хотя и страстно желают стереть эти надписи. «Будь у чел-ка хоть миллион лет в распоряжении, всё равно ему не стереть всю похабщину, со всех стен на свете». Роман полностью посвящён анализу жизни и поступков гл-го героя, пытающегося найти своё место в жизни. Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые. Холден конфликтует с учителями, родителями, одноклассниками. Он очень стеснителен, обидчив, нелюбезен, зачастую бывает просто груб, насмешлив. Холдена возмущает «показуха» и отсутствие самой элементарной человечности. Поездка в Нью-Йорк сыграла огромную роль в формировании Холдена как личности. Холден мечтает спасти детей от пропасти взрослой жизни, где царит лицемерие, ложь, насилие, недоверие. Холден становится терпимее, рассудительнее, он формируется как личность. Становление личности, формирование нравственного мира подростка – эти проблемы всегда волновали людей. Холден конфликтует с учителями, родителями, одноклассниками. Он очень стеснителен, обидчив, не любезен, зачастую бывает просто груб, насмешлив. Холдена возмущает ((показуха» и отсутствие самой элементарной человечности. Поездка в Нью-Йорк сыграла огромную роль в формировании Холдена как личности. Холден мечтает спасти детей от пропасти взрослой жизни, где царит лицемерие, ложь, насилие, недоверие. Холден становится терпимее, рассудительнее, он формируется как личность. Становление личности; формирование нравственного мира подростка - эти проблемы всегда волновали людей.
    1. 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта