Методика сочинения. методика сочинения. Методика проведения урока написания сочинения Сочинение
Скачать 58.5 Kb.
|
Методика проведения урока написания сочинения Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме. Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями: понять и раскрыть тему сочинения; подчинить своё сочинение определённой мысли; собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности; определить границы сочинения; составить план и писать по плану; создать текст и записать его; использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями; совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты. Классификация сочинений по источникам материала: 1)на основе личного опыта учащихся: сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учащимися; сочинения на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и др. 2)на основе опосредованных источников информации: сочинения по картинам, которые делятся на три основных вида: - повествовательные сочинения по серии сюжетных картинок или по картинному плану; - повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета; - описание картины. сочинение на основе прочитанного; сочинение по просмотренному фильму, спектаклю; 3)на материале разных источников – книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений; 4)на основе творческого воображения – по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются). Работа над сочинением делится на 3 этапа: 1.Накопление материала. Наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы. 2.Отбор и систематизация материала. Беседа, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.д. 3.Словесное, речевое оформление сочинения. Составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка. Таким образом, урок написания сочинения – своего рода итог проделанной работы. Первый и второй этапы выходят за рамки написания сочинения. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней (недель) до написания и может проводится во внеурочное время или на других уроках. Наблюдения на экскурсии организуется за несколько дней, наблюдения в природе – за неделю или месяц. Картина рассматривается непосредственно перед сочинением. Возможно предварительное составление плана сочинения. Подготовительная работа до написания сочинения даёт возможность на уроке организовать более глубокую работу над текстом, его совершенствование. Методика проведения урока включает: 1.Сообщение темы и задач предстоящего сочинения. На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение. 2.Беседа с целью упорядочения или накопления материала. Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти накопленный материал или обеспечить его получение. 3.Составление плана или его уточнение. В начальных классах рекомендуется простой план из 3 – 5 пунктов (без подпунктов). План сочинения записывается на доске. 4.Речевая подготовка текста. Составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры. 5.Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста. Коллективное или индивидуальное (1 – 2 ученика), учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение. 6.Орфографическая подготовка. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило. 7.Самостоятельное написание сочинения. Занимает основную часть урока и составляет в 3 классе – 20-25 минут, в 4 классе – 25-30 минут. Учитель оказывает индивидуальную помощь. 8.Самопроверка. Совершенствование написанного текста, исправление ошибок. 9.Проверка сочинений учителем. Анализ и классификация допущенных ошибок для организации работы над ошибками: несоответствие содержания сочинения его теме; нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие связи; неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие связи; неправильная связь между отдельными словами в предложении, неправильный или неудачный порядок слов в предложении; лексические недочёты: неправильное употребление слов и выражений; грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки. Проверка сочинений учителем не должна продолжаться более двух дней, т.к. в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику, синтаксис своего сочинения. Примерный объем сочинения: 3 класс – 50-60 слов, около 9-10 предложений; 4 класс – 70-80 слов, около 11-12 предложений. В 1 - 2 классе объем сочинений не устанавливается. Во-первых, это связано с обучающим характером творческой работы. Во-вторых, учитываются возрастные особенности развития младшего школьника, его словарный запас. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. За соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; последовательность, логика построения, обоснованность, аргументация изложения, нет ли повторов или существенных пропусков, выделено ли главное, есть ли обобщения, выводы; тип речи, жанр, стиль (есть ли элементы описания в повествовательном тексте, элементы рассуждения, соблюдается ли коммуникативная целесообразность выбора языковых средств, соблюдено ли единство стиля, оправдан ли тип текста и стиль задачам раскрытия темы сочинения и ситуацией; уместны ли элементы изобразительности, художественности); размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие); лексика (правильность ее употребления, ее разнообразие, наличие или отсутствие слов, обладающий оттенками значений, - использование синонимов, антонимов и т.д.); синтаксис (размеры предложений, разнообразие или единообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций, глубина фразы). Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических, учитывается каллиграфия и внешнее оформление. Исследование ошибок и их причин позволяет классифицировать ошибки как стилистические, которые, в свою очередь, делятся на речевые и неречевые ошибки. Речевые ошибки – это неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. Речевые ошибки делятся на: лексико-стилистические (повторение слов, употребление слов в неточном значении, нарушение сочетаемости слов, употребление просторечных слов и словосочетаний); морфолого-стилистические (пропуск морфем, образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе); синтаксико - стилистические (неудачный порядок слов, не соотнесение временных и видовых форм глаголов, нарушение границ предложений и т.д.). Неречевые ошибки – это композиционные, логические, искажение фактов. Типичная композиционная ошибка – несоответствие сочинения предварительно составленному плану. Причины композиционных ошибок кроются в подготовке к сочинению. К числу логических ошибок относятся: пропуск необходимых слов; нарушение логической последовательности и обоснованности; употребление в одном ряду понятий разных уровней; нелепые, парадоксальные суждения. Система работы над исправлением и предупреждением речевых ошибок: исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся; классная работа над общими, типичными ошибками на уроке; индивидуальная и групповая внеурочная работа, их обнаружение, уяснение и исправление; система стилистических и иных языковых упражнений; языковой анализ текстов на уроках чтения и русского языка; языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением; стилистические акценты при изучении грамматических тем; обучение самопроверке и самостоятельному редактированию изложения и сочинения. На уроке, посвященном анализу сочинения, зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, орфографические и типичные речевые ошибки. Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или группами. Сочинения по картине – один из самых распространенных видов сочинений. Картина, как считает К.Д.Ушинский, позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочинение по картине может рассматриваться как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям, но не только от увиденного, но и от услышанного, и от прочитанного. Сочинение по картине может быть сочинением-описанием картины (на основе увиденного), сочинением по поводу картины (на основе увиденного, слышанного или прочитанного). Используя картину на уроках развития речи, преподаватель должен, прежде всего, научить учащихся "читать" ее. "Прочесть" картину – значит, понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства "зримых образов", "говорящих" красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины. Подготовкой к работе над картиной-пейзажем может служить анализ картины сюжетного характера, при рассмотрении которой обращается внимание и на пейзаж. Выбрав для урока картину, преподаватель сам внимательно рассматривает ее, устанавливает, какова тема, идейное содержание картины, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел. Система вопросов, которые намечает затем преподаватель, обеспечивает последовательность в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, помогающему понять замысел художника. Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления. В методике обучения сочинения по картине можно наметить три этапа: I. Подготовка преподавателя к уроку по картине. 1. Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели занятия. 2. Изучение содержания картины. 3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника. 4. Формулировка вопросов для беседы. 5. Составление плана урока. II. Урок обучающего сочинения по картине ( описание). 1. Определение темы и цели работы. 2. Вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины. 3. Молчаливое рассматривание картины. 4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся. 5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса. 6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем). 7. Выяснение написания некоторых слов и выражений. 8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине. III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок. |