Главная страница

Методологии науки 100 вопросов Вопрос Главная цель науки


Скачать 281.64 Kb.
НазваниеМетодологии науки 100 вопросов Вопрос Главная цель науки
Дата18.09.2018
Размер281.64 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаStudmed.ru_metodologiya-nauki-voprosy-i-otvety-na-test_c7cc3db7e.pdf
ТипДокументы
#50938
страница3 из 4
1   2   3   4
Вопрос 58. Являются ли научные традиции тормозом развития науки?
Ответ:
Т.Кун показал, что традиция является НЕ ТОРМОЗОМ, а наоборот, необходимым условием быстрого накопления научных знаний. "Нормальная наука" развивается не вопреки традициям, а именно в силу своей традиционности. Традиция организует научное сообщество, порождает "индустрию" производства знаний.
Вопрос 59. Т.Кун пишет: "Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные
достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем
и их решений научному сообществу".
Являются пи парадигмами теории Коперника. Ньютона. Эйнштейна. Лавуазье. Дарвина?
Ответ:
Достаточно общепринятые теоретические концепции типа системы Коперника, механики
Ньютона, кислородной теории Лавуазье, теории относительности Эйнштейна и т.п. определяют парадигмы научной деятельности. Познавательный потенциал, заложенный в таких концепциях, определяющих видение реальности и способов ее постижения, выявляется в периоды "нормальной науки", когда ученые в своих исследованиях не выходят за границы, определяемые парадигмой.
Вопрос 60. Т.Кун так описывает кризисные явления в развитии нормальной науки:
"Увеличение конкурирующих вариантов, готовность опробовать что-либо еще,
выражение явного недовольства, обращение за помощью к философии и обсуждение

фундаментальных положений - все это симптомы перехода от нормального исследования
к экстраординарному".
Означает ни этот переход научную революцию?
Ответ:
Кризисная ситуация в развитии "нормальной науки" разрешается тем, что возникает новая парадигма. Тем самым происходит научная революция, и вновь складываются условия для функционирования "нормальной науки".
Вопрос 61. Т.Кун пишет: "Решение отказаться от парадигмы всегда одновременно есть
решение принять другую парадигму, а приговор, приводящий к такому решению,
включает как сопоставление обеих парадигм с природой, так и сравнение парадигм друг с
другом".
Возможен пи переход от одной парадигмы к другой посредством логики и ссылок на
опыт?
Ответ:
В некотором смысле защитники различных парадигм живут в разных мирах. По Куну, различные парадигмы несоизмеримы. Поэтому переход от одной парадигмы к другой должен осуществляться РЕЗКО, как переключение, а не постепенно посредством логики.
Вопрос 62. Если научная теория или связанная с ней исследовательская программа
испытывает противоречия и трудности в описании каких-то явлений, то ведет ли это к
отказу от нее ученых?
Ответ:
Заслуга Лакатоса в том, что он четко подчеркнул устойчивость теории, исследовательской программы. Он писал: «Ни логическое доказательство противоречивости, ни вердикт ученых от экспериментально обнаруженной аномалии не могут одним ударом уничтожить исследовательскую программу". Главная ценность теории, программы - это способность пополнять знания, предсказывать новые факты. Противоречия и трудности в описании каких- либо явлений НЕ ВЛИЯЮТ существенно на отношении ученых к теории, программе.
Вопрос 63. Отмечались ли в истории науки факты неспособности фундаментальных
научных теорий объяснить какие-либо явления, противоречий и трудностей в таких
объяснениях?
Ответ:
Многие научные теории встречались с противоречиями и трудностями в объяснении явлений.
Например. Ньютон не мог на основании механики объяснить стабильность Солнечной системы и утверждал, что Бог исправляет отклонения в движении планет, вызванные различными возмущениями (эту проблему удалось решить Лапласу только в начале XIX века). Дарвин не мог объяснить так называемого "кошмара Дженкинса". В геометрии Евклида на протяжении двух тысяч лет не удавалось решить проблему пятого постулата. Такие трудности обычны в науке и не приводят к отказу ученых от теории, потому что вне теории ученый не в состоянии работать.
Вопрос 64. Может ли ученый защитить теории от ее видимого несоответствия
эмпирическим данным?
Ответ:
Ученый всегда может защитить теорию от несоответствия эмпирическим данным с помощью, каких - либо ухищрений и гипотез. Это объясняет, почему всегда существуют альтернативные теории, исследовательские программы.
Вопрос 65. Что является главным источником развития науки?
Ответ:

Главным источником развития науки является не взаимодействие теории и эмпирических данных, а КОНКУРЕНЦИЯ теорий, исследовательских программ в деле лучшего описания и объяснения наблюдаемых явлений, предсказания новых фактов.
Вопрос 66. Может ли ученый придерживаться теории после того, как ее обгонит
конкурирующая теория?
Ответ:
Лакатос отметил, что можно "рационально придерживаться регрессирующей программы до тех пор, пока ее не обгонит конкурирующая программа и даже ПОСЛЕ этого". Всегда существует надежда на временность неудач. Однако представители регрессирующих теорий, программ неминуемо будут сталкиваться с все возрастающими социальными, психологическими и экономическими проблемами.
Вопрос 67. Могут ли научные революции по своей значимости выходить, за пределы той
области науки, в которой они произошли?
Ответ:
Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли. Поэтому можно говорить о частнонаучных и общенаучных революциях.
Вопрос 68. Какой по характеру является научная революция, связанная с возникновением
квантовой механики?
Ответ:
Возникновение квантовой механики - это яркий пример ОБЩЕНАУЧНОЙ революции, поскольку ее значение выходит далеко за пределы физики. Квантово-механические представления на уровне аналогий или метафор проникли в гуманитарное мышление. Эти представления посягают на нашу интуицию, здравый смысл, воздействуют на мировосприятие.
Вопрос 69. Является ли дарвиновская революция общенаучной?
Ответ:
Дарвиновская революция по своему значению вышла далеко за пределы биологии. Она коренным образом изменила наши представления о месте человека в Природе. Она оказала сильное методологическое воздействие, повернув мышление ученых в сторону эволюционизма.
Вопрос 70. Может ли внедрение новых методов исследования означать научную
революцию?
Ответ:
Новые методы исследования могут приводить к далеко идущим последствиям: к смене проблем, к смене стандартов научной работы, к появлению новых областей знаний. В этом случае их внедрение означает научную революцию.
Вопрос 71. Означало ли появление микроскопа в биологии научную революцию?
Ответ:
Всю историю биологии можно разбить на два этапа, разделенные появлением и внедрением микроскопа. Целые фундаментальные разделы биологии - микробиология, цитология, гистология - обязаны своим развитием внедрению микроскопа
Вопрос 72. Означало ли появление радиотелескопа революцию в астрономии?
Ответ:
Академик Гинсбург пишет об этом так: "Астрономия после второй мировой войны вступила в период особенно блистательного развития, в период "второй астрономической революции"

(первая такая революция связывается с имением Галилея, начавшего использовать телескопы) ...
Содержание второй астрономической революции можно видеть в процессе превращения астрономии из оптической во всеволновую".
Вопрос 73. Может ли в основе научной революции быть обнаружение каких-то ранее
неизвестных сфер или аспектов действительности?
Ответ:
Иногда перед исследователем открывается новая область непознанного, мир новых объектов и явлений. Это может вызвать революционные изменения в ходе научного познания, как случилось, например, при открытии таких новых миров, как мир микроорганизмов и вирусов, мир атомов и молекул, мир электромагнитных явлений, мир элементарных частиц, при открытии явления гравитации, других галактик, мира кристаллов, явления радиоактивности и т.п.
Вопрос 74. Может ли крупное научное открытие быть совершено на четком фундаменте
уже разработанной теории?
Ответ:
Многие крупные открытия в науке совершаются на вполне определенной теоретической базе.
Пример: открытие планеты Нептун Леверье и Адамсом путем исследования возмущений в движении планеты Уран на базе небесной механики.
Вопрос 75. В истории науки выделяются фундаментальные научные открытия, связанные
с созданием таких фундаментальных научных теорий и концепций, как геометрия
Евклида, гелиоцентрическая система Коперника, классическая механика Ньютона,
геометрия Лобачевского, генетика Менделя, теория эволюции Дарвина, теория
относительности Эйнштейна, квантовая механика.
Эти открытия изменили представление о действительности в целом, т.е. носили
мировоззренческий характер.
Были ли эти открытия сделаны путем дедукции из существующих принципов?
Ответ:
Фундаментальные открытия связаны с разработкой новых фундаментальных принципов, а не дедукцией из существующих принципов.
Вопрос 76. Может ли фундаментальное научное открытие быть сделано независимо
разными учеными?
Ответ:
В истории науки есть много фактов, когда фундаментальное научное открытие делалось независимо друг от друга несколькими учеными практически в одно время. Например, неевклидова геометрия была построена практически одновременно Лобачевским, Гауссом,
Больяи; Дарвин обнародовал свои идеи об эволюции практически одновременно с Уоллесом; специальная теория относительности была разработана одновременно Эйнштейном и Пуанкаре.
Из того, что фундаментальные открытия делаются почти одновременно разными учеными, следует вывод об их исторической обусловленности.
Вопрос 77. Может ли фундаментальное научное открытие быть сделано в результате
решения частной задачи?
Ответ:
Фундаментальные открытия всегда возникают в результате решения фундаментальных проблем, т.е. проблем, имеющих глубинный, мировоззренческий, а не частный характер.
Так, Коперник увидел, что два фундаментальных мировоззренческих принципа его времени - принцип движения небесных тел по кругам и принцип простоты природы не реализуются в астрономии; решение этой фундаментальной проблемы привело его к великому открытию.

Неевклидова геометрия была построена, когда проблема пятого постулата геометрии Евклида перестала быть частной проблемой геометрии, и превратилась в фундаментальную проблему математики, ее оснований.
Вопрос 78. Каков статус истинности в научном познании: истинность является
центральным, наиболее сильным регулятивном научной деятельности или истинность
является необходимым атрибутом всех познавательных результатов науки?
Ответ:
В соответствии с классическими представлениями о науке она не должна содержать "никакой примеси заблуждений". Сейчас истинность не рассматривается как необходимый атрибут всех познавательных результатов, претендующих на научность. Она является центральным регулятивном научно-познавательной деятельности.
Вопрос 79. Какая ценность является ведущей в современных представлениях о науке:
фундаменталистская обоснованность научного знания или способность науки быть
эффективным средством решения познавательных проблем?
Ответ:
Для классических представлений о науке характерен постоянный поиск "начал познания",
"надежного фундамента", на который могла бы опираться вся система научных знаний. Однако в современной методологии науке развивается представление о гипотетическом характере научного знания, когда опыт не является больше фундаментом познания, а выполняет в основном критическую функцию. На смену фундаменталистской обоснованности как ведущей ценности в классических представлениях о научном познании все больше выдвигается такая ценность, как эффективность в решении проблем.
Вопрос 80. Может ли математика быть эталоном научности, образцом для других наук?
Ответ:
"Начала" Евклида долгое время были притягательным эталоном буквально во всех областях знания: в философии, физике, астрономии, медицине и др.
Однако сейчас хорошо осознаны границы значимости математики как эталона научности, которые, например, сформулированы так: "В строгом смысле доказательства возможны только в математике, и не потому, что математики умнее других, а потому, что сами создают вселенную для своих опытов, все же остальные вынуждены экспериментировать с Вселенной, созданной не ими".
Вопрос 81. Сохраняет ли физика свой статус идеала научного знания?
Ответ:
Начиная с Нового времени физика, утверждалась как эталонная наука. Сначала в качестве эталона выступала механика, а потом весь комплекс физического знания. Ориентация на физический идеал в химии была ярко выражена, например, П. Бертло, в биологии - М.
Шлейденом. Г. Гепьмгольц утверждал, что "конечная цель" всего естествознания -
"раствориться в механике". Попытки построения "социальной механики", "социальной физики" и т.п. были многочисленны. Физический идеал научного знания, безусловно доказал свою эвристичность, однако сегодня ясно, что реализация этого идеала часто тормозит развитие других наук - математики, биологи, социальных наук и др. Как отметил Н.К.Михайловский, абсолютизация физического идеала научности приводит к такой постановке общественных вопросов при "которой естествознание дает иудин поцелуй социологии", приводя к псевдообъективности.
Вопрос 82. В качестве образца научного знания иногда предлагаются гуманитарные
науки. В центре внимания в этом случае - активная роль субъекта в познавательном

процессе. Может ли гуманитарный идеал научного познания быть распространен на все
науки?
Ответ:
Помимо социокультурной обусловленности всякое научное познание, в том числе и гуманитарное, должно характеризоваться внутренней, предметной обусловленностью. Поэтому гуманитарный идеал не может быть реализован даже в своей предметной области, а тем более, а естествознании. Гуманитарный идеал научности иногда рассматривается как переходная ступень к некоторым новым представлениям о науке, выходящим за пределы классических.
Вопрос 83. Существует ли наука, которая должна стать эталоном, образцом для всех
других наук?
Ответ:
Для классических представлений о науке характерно стремление выделить "эталон научности", к которому должны "подтянуться" все другие области познания. Иногда в качестве такого эталона выделяют естествознание, а в нем - физику.
Однако такие редукционистские стремления критикуются в современной методологии науки, для которой характерна плюралистическая тенденция в истолковании науки, утверждение равноценности различных стандартов научности, их несводимость к какому то одному стандарту.
Вопрос 84. Оказывают пи социальные факторы развития науки прямое влияние на
научное знание?
Ответ:
Социальные (социально-экономические, культурно-исторические, мировоззренческие, социально-психологические) факторы развития науке НЕ ОКАЗЫВАЮТ прямого влияния на научное знание, которое развивается по своей внутренней логике. Однако социальные факторы опосредованно влияют на развитие научного знания (через методологические регулятивы, принципы, стандарты).
Если в соответствии с классическими представлениями о науке ее выводы должны определяться только самой изучаемой реальностью, то для современной методологии науки характерно принятие и развитие тезиса о социально-культурной обусловленности научного познания.
Эта экстерналистская тенденция в современной методологии науки означает ее радикальный разрыв с классическими представлениями о науке.
Вопрос 85. О. Конт писал: "Истинное положительное мышление заключается
преимущественно в способности знать, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда
заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности
естественных законов". Какую функцию науки Конт считал основной:
1. описание
2. объяснение
3. предвидение
4. понимание?
Ответ:
При всем свойственном Конту эмпиризме он не склонен был сводить науку к собранию единичных фактов. ПРЕДВИДЕНИЕ он считал основной функцией науки.
Вопрос 86. Э.Мах писал: "Быстрота, с которой расширяются наши познания благодаря
теории, предает ей некоторое количественное преимущество перед простым наблюдением,
тогда как качественно нет между ними никакой существенной разницы ни в отношении
происхождения, ни в отношении конечного результата".
Какую функцию науки Мах объявил единственной:
1. объяснение

2. описание
3. предвидение?
Ответ:
Объяснение и предвидение Мах по сути, сводил к ОПИСАНИЮ. Теории с его точки зрения - это как бы спрессованная эмпирия.
Вопрос 87. Признавал ли Мах атомно-молекулярную теорию?
Ответ:
Атомно-молекулярную теорию Мах назвал "мифологией природы'". Аналогичную позицию занимал и известный химик В. Оствальд. По этому поводу А.Эйнштейн писал: "Предубеждение этих ученых против атомной теории можно, несомненно, отнести за счет их позитивистской философской установки. Это - интересный пример того, как философские предубеждения мешают правильной интерпретации фактов даже ученым со смелым мышлением и тонкой интуицией. Предрассудок, который сохранился до сих пор, заключается в убеждении, будто факты сами по себе, без свободного теоретического построения, могут и должны привести к научному познанию".
Вопрос 88. Эддингтон говорил, что когда физик стремился объяснить что-либо, "его ухо
изо всех сил пыталось уловить шум машины.
Человек, который сумел бы сконструировать гравитацию из зубчатых колес, был бы
1   2   3   4


написать администратору сайта