Главная страница

Мифы в современном мире. реферат. Мифы в современном мире. Плотникова Дарья Фик32


Скачать 22.18 Kb.
НазваниеМифы в современном мире. Плотникова Дарья Фик32
АнкорМифы в современном мире
Дата28.05.2021
Размер22.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат.docx
ТипДокументы
#211205

Мифы в современном мире.

Плотникова Дарья Фик3-2

На ранней стадии развития человеческого общества единственным способом понимания мира стала мифология. С греческого языка этот термин переводится как предание, сказание.

Мифы существовали у всех народов мира. Древние предания о делах богов и фантастических существах объясняли многие явления того времени. Они способствовали организации коллектива, появлению ценностей, поддержанию сохранения общественной и моральной сплоченности, поскольку основой мифа являлись не только страх и бессилие человека, но и мечта об обладании мощью и возможностями природы. В этом значении мифы были немалым стабилизатором жизни, обеспечивали внутреннее согласие между человеком и природой.

Почему же люди придумывали мифы и верили в истинность своих доводов? В большинстве своем они были уверенны, что показывали в легендах мир, в котором существовали на самом деле.

Мифы - это не случайные плоды воображения, они не возникают просто так на пустом месте. В них чаще всего выражается приобретенный опыт и наблюдения людей.

Различие между мифологией и поэзией является очень запутанным вопросом. Многие понимают мифы как поэтические метафоры первобытного образа мышления. Разобраться в отношении мифологии и поэзии - действительно непросто. И, конечно, сходство того и другого бросается в глаза гораздо скорее, чем различие.

Во-первых, мифология и поэзия – это виды выразительной формы, то есть плод человеческого творческого воображения, не вещь, не документ, но особый мир, вторая реальность. Как поэзия является выразительной формой, то есть с помощью слов выражает те или иные чувства, действия, так и миф всегда выразителен.

Во-вторых, мифология и поэзия - это не только выражение, но и одушевленное, одухотворенное выражение. В поэзии всегда присутствует что-то, что всегда имеет собственную красоту, собственную душу, жизнь, даже если это что-то неживой предмет. Она или прямо трактует о живых существах и личностях, или говорит о неживом так, что видна их изначальная одушевляющая и одухотворяющая точка зрения. Но, говоря, что поэзия изображает прекрасное, вовсе не значит что предмет ее описания действительно прекрасен. Это означает, что прекрасен не предмет, а способ его выражения, его понимания. То же самое можно сказать и про мифологию Мифология дает нечто живое, одухотворенное, прекрасное. Но это не значит, что мифологический предмет есть всегда живое существо, личность, одухотворенный предмет. Прекрасен сам способ выражения мифического предмета.

В-третьих, и поэтический и мифический образ не нуждается в логическом объяснении, науке, философии и теории вообще. Он наглядно и непосредственно представлен и для его понимания нужно только посмотреть на него. Но все же мифология и поэзия это не одно и то же…

Различие прежде всего в авторской принадлежности. Мифы автора не имеют, их создавал народ на протяжении многих поколений. Поэзия всегда имеет автора, даже если мы его не знаем.

Так же различие заключается в самом отношении людей к мифу и поэзии.

И рассказчик и слушатель воспринимает миф как реальность. Поэзия же воспринимается как выдуманная история.

Еще можно заметить различие в функции мифа и поэзии. Функция мифа - прежде всего объяснение мира, природных явлений и т.п. Функция поэзии – развлекательная и где-то поучительная.

Мифология и религия

Легко заметить, что мифология не является религией, но описывает бытие божества и истории, связанные с жизнью богов. Мифология не рассматривается всерьез, однако несет в себе некий посыл, как и религия. Ведь в этих двух совершенно разных понятиях есть нечто общее.

Религия — это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф:

Во-первых, происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

Во-вторых, объяснение природных явлений;

В-третьих, поступки, судьба человека;

В-четвертых, нравственно-этические проблемы.

Миф и религия являются глубоко личностными сферами. В мифе люди объясняют себя и историю. В религии люди ищут спасения, утешения.

Обе сферы пытаются донести смысл существования, ответы на вопросы о жизни и смерти, а также рассказывают о создании мира (создания мира богами/богом).

Считается, что религия во многом черпала свои знания из мифологии, поэтому принято считать, что мифология и религия всегда шли бок-о-бок.

Но есть некая несправедливость, что в, так говоря, сказки из мифологии никто не верит, а вот в религию верят очень многие люди и готовы соблюдать некие правила и обряды.

Из различий двух понятий выделяется особенное: религия, в основном, вселяет веру в одного лишь Бога, а мифология рассказывает о божестве, которое воссоздало мир почти по кусочкам (небо, земля, вода, воздух и т.п.). Но мифология никогда не претендовала, ни на звание священного писания, ни на какую-либо религиозную принадлежность, а всегда являлась частью филологической науки, которая изучала древний фольклор и сказания.

Мифология являлась неотъемлемой частью почти каждой страны. Например, до принятия Ислама, до эпохи великих географических открытий, в общем, у всех стран этап развития мифологии был разным, но он был. Во многом, на превращение мифологии в сказку повлияла религия, после принятия религии запрещалось верить в другое божество, ибо это считалось язычеством.

Мифология и философи.

Существуют три основополагающие теории возникновения философии: мифогенная, гносеогенная и теория «качественного скачка». Подробнее остановимся на первой.

Философия не могла возникнуть сама по себе. Ее зарождению как науки предшествовала другая форма человеческого сознания, существовавшая ранее, то есть мифология. Этап мифологии занимает более длительный исторический промежуток времени ввиду того, что он корнями уходит в глубину человеческой истории.

Философия и мифология являются частями единого целого, потому что философия сформировалась на основе приобретенного опыта мифологии.

Миф – это главный структурный элемент восприятия бытия. Философия и мифология имеют один корень, которым является древнее сказание, сущность которого менее реальна, чем многие теории в науке.

Философия и мифология отличаются друг от друга, потому что в мифе нет противоречий, в то время как в философии всегда присутствует поиск доказательств тому или иному понятию.

Для философии свойственно все сакральное и священное. Суждения строятся на предположениях, имеющих более или менее реальную основу. А вот в мифологии вся жизнь должна стоять на тех поступках, которые были завещаны предками..

Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования как в мифологии.

Средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия.

Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, философия предлагает рациональные категории.

Философия как выражение мировоззрения противостоит мифу; философия приходит на смену мифу

Формы мифа

В зависимости от функций и сфер влияния можно выделить несколько форм мифа в культуре:

Во-первых, древний, или архаический миф, - миф доклассового или традиционного общества. Исследователи сходятся на том, что древний миф репрезентирует специфику и характер мифологического мышления в наиболее полной, канонической форме. Формы архаического мифа - словесный, вещный, действенный.

Во-вторых, новый миф, представляющий собой продукт нового времени, практически является переработкой древних мифов.

В-третьих, выделяется группа мифов на основе функционирования в различных сферах культуры. К ним относятся, например, религиозные, социальные, художественные, политические мифы.

Из всех явлений культуры миф труднее всего поддается логическому анализу. На первый взгляд миф представляется просто хаосом - бесформенной массой бессвязных идей. Миф не теоретичен в самой своей сути и логики. Наука делит мир на отдельные сферы, проводит различия между видами, родами или семействами. В мифическом мышлении самым сильным и глубоким импульсом является чувство единства с природой. Подход примитивного человека является не аналитическим, а синтетическим. Он не делит мир на классы и подклассы, различия являются для него текучими и преодолимыми. И это не объясняется неспособностью примитивного человека уловить эмпирические различия между предметами. Он обладает большими знаниями о животных и растениях, которые часто ускользают от цивилизованного человека, рисунки палеолита поражают своей натуралистической точностью.

«Миф возник в первобытном обществе как интегральная форма духовного освоения мира и выступал как «нерасчлененная идеологическая первоматерия, из которой еще не успели выделиться наука и словесность, история и сага, религия и право, философия и теология...»3

Первобытный миф являлся синонимом первобытного общественного сознания, в котором не появились еще формы и уровни и для которого не существовало границ между объектом и субъектом, природным и социальным, рациональным и иррациональным, естественным и сверхъестественным. В своем непосредственном виде миф рождается и существует в первобытном обществе как освященная действием сверхъестественных сил история творения мира и человека. История, задающая нормы восприятия и поведения, критерии оценки и вместе с тем живая, т.е. воспроизводимая последующими поколениями через переживание мифа, через мнимое возвращение к первоистокам бытия. Первобытные мифы - это не просто сознание, но скорее целая культура, включающая материальную, в частности обрядовую культуру, бессознательное обобщение на образном уровне духовно-материального опыта жизнедеятельности многих поколений.

Иррациональный аспект мифа станет особенно ясен, если вспомнить, что древние не удовлетворились простым пересказом своих мифов как несущих информацию историй.

В мифологии имеется много сказаний, повествующих о построении космоса, о миротворении. Большинство мифов возникло у разных племен и народов самостоятельно, а поэтому, разнообразно и по содержанию, и по форме. На космологические сказания сильно сказываются занятия, жизнь и быт людей, история народа становится составляющей частью мифа. У некоторых народов нет понятия о начале мира в целом, нет идеи миротворения, как, например, у коренных жителей Австралии. Они считают, что земля существовала всегда, но имела другой вид: она была покрыта водой, которая позже ушла, освободив поверхность земли. Также нет таких мифов у наименее культурных племен Южной Америки. В африканских мифах небо и земля существовали издавна. Одни мифы гласят, что земля сначала была мягкой, другие - что пустынной, без воды, и пребывала в темноте.

Народные занятия прочно вошли в структуру представлений о мире. Например, некоторые скотоводческие народы Сибири верят в то, что их предки создали землю, разъезжая по небу на оленях, предания других гласят, что во время сотворения земли белый небожитель скакал в облаках на лошади. В старину некоторые славянские племена-земледельцы верили, что земля образовалась в результате деятельности бога-сеятеля: «взял бог песок и насеял всю землю с травами и лесами».

Но прежде чем люди выдумали бога по своему образу и подобию, они представляли его по образу и подобию животного, из которого образовались небо и земля. Во многих мифах боги для создания мира пользовались трупом своего противника. В древневавилонском сказании бог Мардук использовал для этой цели тело чудовища Тиамат. На Руси в «Стихе о голубиной книге» сказано, что солнце красное родилось от лица божьего, светел месяц - от белой груди божьей, зори белые - от очей господних, ветры буйные - от дыхания, дождик и росы - от его слез.

Наука постепенно распутала клубок представлений, содержащихся в космологических мифах. Она установила, что в наиболее древнейших из них демиурги - преимущественно птицы. Объясняется это тем, что в их образах когда-то олицетворялось небо, солнце, луна и звезды. При взгляде вверх люди видели необъятное небо, сияющее солнце, облака, плывущие по небу, птиц, летящих ввысь.

Все, что находилось как небо и, возможно, обозначалось одним словом, которое означало птицу. Поэтому на древнеегипетских, вавилонских, хеттских и древнесирийских памятниках солнце изображалось в виде диска с крыльями. В древнем Египте верили, что бог Солнца Ра, из которого родились небо и земля, вышел из яйца в виде птицы. Там отождествляли бога Тора с соколом, Осириса изображали с головой коршуна. В индейских мифах бог Солнца Вишну имеет постоянного спутника - птицу с золотыми крыльями, бог огня Агни часто обращается в голубя.

Задатки дуалистического мифа о птицах обнаружены уже у некоторых австралийских племен. Оба брата - орел или ворона, сойка или цапля, ведут между собой ожесточенную борьбу из-за женщин. Орел с помощью колдовства создает землю, деревья, людей и зверей, а сойка - моря, реки, озера, рыбу.

Роль мифов в современной культуре

Мифы по своему объясняли мир, природу, общество, человека, они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества, они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Мифологию невозможно свести к сумме исторических заблуждений человеческого разума. В результате культурно-антропологических и структурно-семиотических исследований стала очевидной регулятивная функция мифа, выступающего как один из важнейших механизмов организации социальной, хозяйственной и культурной жизни коллектива. Миф удовлетворяет потребность в целостном знании о мире, организует и регламентирует жизнь общественного человека (на ранних этапах истории - полностью, на более поздних - совместно с другими формами идеологии, наукой и искусством). Миф предписывает людям правила социального поведения, обусловливает систему ценностных ориентаций, облегчает переживание стрессов, порождаемых критическими состояниями природы, общества и индивидуума.

Формирование социальной мифологии связано с техногенным развитием ХХ в., не только радикально изменившего соотношение возможного и невозможного, но и сделавшего вполне реальным то, для чего ранее требовалось вмешательство сверхъестественных сил (например, полеты по воздуху).

Благодаря кинематографу появилась возможность не только представить себе умственно, но и реально увидеть, а увидев, прочувствовать, как выглядит душа человека после смерти, как прилетают космические пришельцы и вступают в контакт с землянами, как монстры и вурдалаки разрывают людей, или пьют из них кровь и т.д. Для сотен миллионов людей искусственный мир кинематографа стал не менее реальным, чем мир, окружающий их в повседневной жизни.

Такие категории мифологического мышления, как сверхъестественное и чудо, своеобразно актуализировались в ХХ в. Благодаря техническим достижениям многое из того, что еще 150 лет назад казалось чистой фантастикой, стало повседневной реальностью. Например, телевизор или видеомагнитофон - это своеобразные модификации сказочного волшебного зеркальца, самолет как бы воплотил в жизнь мечту о ковре-самолете и т.д.

В фольклоре многих народов существовало представление о том, что в мифические времена люди обладали чудесными способностями: они умели летать, знали секреты вечной молодости и т.д., а потом лишились этих способностей, так как утратили магические приемы. Можно сказать, что научно-техническая революция вернула человека в мифические времена, и он снова может летать, мгновенно передавать сообщения на гигантские расстояния и т.д.

Мифология влияет и на архитектуру народа. Так, в честь богов строятся храмы, причем места для их возведения зачастую выбираются не просто так, а в соответствии с тем или иным указанием, содержащимся в легенде. Так, например, был построен Эрехтейон:

Не осталась без внимания и скульптура, ведь многие ваятели находили вдохновение именно в мифах.


написать администратору сайта