реферат. Реферат. Социология. Микросоциологические теории сущность и основные виды. (тема практического задания) фио студента
Скачать 52.77 Kb.
|
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Социология» Микросоциологические теории: сущность и основные виды. (тема практического задания)
Москва 2021 Содержание Введение………………………………………………………………….…3 1. Теории микросоциологии……………………………………………….5 1.1 Символический интеракционизм…………………………………..….5 1.2 Теории обмена……………………………………………………….....7 1.3 Феноменологическая социология……………………………………..7 1.4 Этнометодология………………………………………………….……8 1.5 Теоретический гуманизм………………………………………………9 Заключение………………………………………………………………..11 Список использованных источников…………………………………....13 Введение В XIX – первой половине XX веков были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определены ее основные направления, оригинальные теоретические концепции и методологические принципы, которые сформировали специфику социологического подхода к изучению общества. Так или иначе, дальнейшее развитие социологии, независимо от того, были ли приняты или отвергнуты основные идеи, разработанные в ее рамках, основывалось на достижениях этого периода. С начала 60-х годов главным объектом критики стала структурно-функциональная теория Т. Парсонса, который предложил свою собственную формулу компромисса между социологическим реализмом (Дюркгейм) и социологическим номинализмом (Вебер). С конца 70-х годов, когда интерес к социологам-теоретикам начал вновь пробуждаться в связи с поиском выхода из социологического кризиса, имя Парсонса стало чаще упоминаться не только в критическом и разоблачительном контексте. Вклад Т.Парсонса в социологическую науку породил желание опровергнуть его теоретические построения (по крайней мере, в некоторых частях), вызвал шквал критических статей, дискуссий и уже одним этим способствовал как появлению новых теоретических концепций, так и прояснению многих устоявшихся суждений. Представители различных социологических школ различают либо микро-, либо макроуровни, т. е. отдают определенную дань микро- или макроэкстремизму. Анализ теоретических работ, опубликованных в 80-е годы, позволяет предположить, что проблема микро-макроинтеграции играет важную роль в современной социологической литературе. В современной социологии существует несколько подходов, которые пытаются дать целостное описание социальной жизни. С момента формирования буржуазной социологии на протяжении всего 19 века и вплоть до 20-х годов 20 века в ней доминировала макросоциологическая ориентация. Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно в 30-е годы. Этот процесс в значительной степени стимулировался широким распространением эмпирических исследований. Резкое разделение на микро- и макросоциологию произошло в конце 60-х годов. Что касается микросоциологических доктрин, то их основное внимание уделяется повседневному межличностному взаимодействию - взаимодействию. Приверженцы микросоциологических теорий отстаивают идею о том, что именно повседневное взаимодействие на межличностном уровне является основой социальной жизни. Единство теории и эмпиризма в общих социологических теориях является сложным и в основном опосредованным. Прежде всего, речь идет о широком использовании основных выводов и положений в этих теориях. Итак, современная социология - это многоуровневый комплекс теорий, видов знаний, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность - современную социологическую науку. 1. Теории микросоциологии 1.1 Символический интеракционизм Социологические теории второй половины ХХ века можно разделить на две группы и классифицировать общество по методу анализа: макросоциологические и микросоциологические теории. Микросоциологические теории направлены на изучение поведения человека как социального действия. К ним относятся: 1. Символический интерактивный. 2. Теории обмена. 3. Феноменологическая социология. 4. Этнометодология. 5. Теоретический гуманизм. Поэтому основную проблему микросоциологии можно рассматривать как вопрос - если каждый-личность, то, как возможны общие ценности, на основе которых формируются отношения между индивидами [6, c. 50]. Исследователи, работающие в этом направлении, считают, что социальные явления могут быть поняты только на основе анализа ценностей, которые люди передают этим явлениям во взаимодействии друг с другом. Основной темой исследования является поведение людей, их поступки, мотивы, ценности, определяющие взаимодействие между людьми, что, в свою очередь, влияет на стабильность общества или изменения в нем. Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, А. Штраус) обращает внимание на лингвистическую или объективную сторону общения, особенно на роль языка в формировании сознания, "я" человека и общества. Сторонники этого подхода утверждают, что люди не реагируют напрямую на воздействие внешнего мира, как лягушка, которая автоматически реагирует, когда слышит звук мухи. Вместо этого люди в определенном смысле дают стимулы, которые влияют на них, и в первую очередь реагируют на эти значения или признаки, а не на стимулы внешнего мира. Символами, за которые отвечают люди, могут быть слова, предметы, расстояние между людьми, с которыми они общаются, люди и действия [1, c. 121]. Сторонники теории символического интеракционизма анализируют поведение людей в повседневной жизни. Они определяют ценности, которые люди дают своим действиям, и факторы, которые определяют эти ценности. Так, с точки зрения создателя теории символического интеракционизма Д. Мида, поведение человека носит чисто социальный характер, а личность может быть только индивидом в социальной среде. Кроме того, люди одновременно создают социальную среду и влияют на нее. Люди приобретают свою человеческую природу, взаимодействуя с символами, главным из которых является язык. Символический интеракционизм базируется на идее социальной активности как совокупности социальных ролей, закрепленных в системе языковых и других символов. Для того, чтобы отношения продолжались, все, кто в них участвует, должны интерпретировать, кроме желания" взять на себя " роль, то есть поставить себя в партнере. Мид рассматривал свою социальную психологию как поведение, поскольку оно начинается с наблюдения за реальным ходом социальных процессов. Министерство иностранных дел рассматривало реальность как совокупность условий, в которых действует субъект (широко понимаемый как "живая форма"), и трактовало мышление с точки зрения его инструментальной природы – как средство адаптации субъекта к действительности. В соответствии с Министерством иностранных дел общество и социальная личность формируются в совокупности процессов взаимодействия личности. Согласно концепции символического интеракционизма, предложенной Гербертом Блумером, люди действуют по отношению к объектам, ориентируясь, прежде всего, не на их сущностный характер, а на ценности, которые они придают этим объектам [9, c. 65]. Объект блумера-это прежде всего ожидаемое и реальное социальное взаимодействие, устойчивость моделей делает их привычными, то есть превращает их в социальные институты. Его понимание человеческих масс как простой, спонтанно возникающей коллективной группы сыграло важную роль, как в концептуализации определений массовой коммуникации, так и в теоретической ориентации исследования массовой аудитории. 1.2 Теории обмена Теории обмена. "Возвращение к человеку" - это лозунг, выдвинутый д. Хоменсом. Он провозгласил психическую приму с социальной точки зрения. Интерпретация роли социологического знания о социальных изменениях весьма характерна для нетрадиционных социологов: А. Гулднер, Р. Фридрихс и др. Гулднер видел глубинные причины кризиса в западном обществе в обезличивании человека, нарушении целостности и общепринятом отношении к миру, древних противоречивых отношений между знаниями и властью [4, c. 55]. Фридрихс ввел в научный оборот широко используемый в настоящее время термин "социология социологии". Он создает совокупность формальных принципов диалектического мышления, с помощью которых пытается синтезировать различные социологические подходы в единую методологическую парадигму: понятие "социология социологии" близко к концепциям рефлексивной социологии и метасоциологии, введенным Э. Гулднером. 1.3 Феноменологическая социология Феноменологическая социология. Большое влияние на развитие этого направления оказали труды австрийского философа О. Шуца. В центре внимания этого социолога встает вопрос о том, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире. В 60-е годы ХХ века резко возрос интерес к произведениям немецкого философа феноменологической направленности Э. Гуссерля у западных социологов и, соответственно, феноменологическая социология получила определенное развитие. Большое влияние на развитие феноменологической социологии оказали труды австрийского философа Альфреда Шуца [11, c. 93]. Шуц предложил свой вариант социологии понимания, в котором он проследил процессы формирования человеческих представлений, начиная от личностных субъективных смыслов, сформировавшихся в социологическом мире в потоке переживаний отдельного субъекта, заканчивая высоко обобщенными структурами социальных наук, охватывающими эти значения в трансформированном "вторичном" виде. Мир повседневной жизни, по мнению Шуца, является самой важной реальностью для человеческого познания. Особое место в феноменологической социологии Шутца занимали две разные школы. Первую школу феноменологической социологии образования возглавляли Питер Бергер и Томас Лукман, а вторую - Гарольд Гарфинкель, назвавший ее "этнометодологией". П. Бергер и Т. Лукман отличаются от Шуца стремлением обосновать необходимость "узаконения" символической универсальности общества. 1.4 Этнометодология Этнометодология. Начиная взаимодействие, каждый человек имеет представление о том, каким должно быть или должно быть это взаимодействие, и считается, что эти представления организованы в соответствии с нормами и требованиями, отличными от общепринятых норм и требований рационального суждения. Поэтому основной тезис этнометологии гласит:" особенности рациональности поведения должны проявляться в самом поведении " [3, c. 48]. "Этнометологи" считают, что при взаимодействии каждый человек имеет представление о том, каким должно быть или должно быть это взаимодействие, и что эти представления организованы в соответствии с нормами и требованиями, отличными от общепринятых норм и требований рационального суждения. 1.5 Теоретический гуманизм С появлением социальной мысли многие исследователи отошли от чисто социологических проблем, обратившись к общим гуманитарным аспектам, к вопросу о реальном и возможном значении социологического знания для человека и общества. Итак, можно задать вопрос: каково место и роль любых форм познания в жизни человека? Общее внимание к решению данной проблемы является особенностью социологического направления, которое можно назвать гуманистическим, т. не от ценностей научного знания, прогресса, а прежде всего от потенциальных интересов человека и т.д. это направление предлагает различные модификации так называемой Франкфуртской школы критической социологии (Теодор В. Адорно, Макс Хоркхаймер, Эрих Фромм, Герберт Маркузе). Это направление проистекает из того, что в процессе познавательной деятельности человека меняется, в том числе и социальный мир, ориентированный на социальную реальность. Отсюда большой интерес к социологическому образованию не как научной дисциплине, а прежде всего как социально-формирующей и трансформационной силе. Такой подход к социальной роли социологии весьма характерен для многих исследователей нетрадиционных социологических направлений (например, А. Гулднера, Р. Фридрихса и др.). Познавательная деятельность в рамках данного подхода рассматривается как активное движение к расширению сферы человеческой свободы в связи с тем, что увеличение объема знаний обеспечивает расширение сферы реализации человека, его способностей, т. е. личности, связанной с этим знанием. Если принять во внимание, что социальная среда - это поле, в котором развивается деятельность человека, то необходимо знать социальное пространство, максимально способствующее процессу освобождения [10, c. 165]. Следовательно, социология как наука об обществе имеет очень важный, понятийный аппарат, ориентирован на определение и хорошо приспособлен к познанию социальной реальности. Этот вывод подразумевает особую ответственность социологии за возможные последствия теоретической и практической деятельности. Заключение Социологи сформулировали несколько теорий для описания и объяснения взаимодействия людей в обществе. Джордж Хоманс считает, что человеческое взаимодействие можно понять, основываясь на принципе вознаграждения и наказания-люди склонны восстанавливать поведение, которое так или иначе было вознаграждено в недавнем прошлом (похвала, восхищение, любовь, деньги и т. д.). Гарольд Гарфинкель разработал теорию этнометологии, направленную на изучение принятых правил и концепций, определяющих поведение людей в процессе общения с другими людьми. С точки зрения эрвиана Хоффмана, жизнь похожа на театр, и он описал взаимодействие людей с точки зрения "управления опытом". Гоффман считает, что люди в жизни, как и актеры на сцене, играют роли, которые они сознательно воспринимают, чтобы влиять и влиять на других. Еще один важный подход на микросоциологическом уровне называется символическим интеракционизмом. Сторонники этого подхода утверждают, что люди не реагируют напрямую на воздействие внешнего мира, как лягушка, которая автоматически реагирует, когда слышит звук мухи. Вместо этого люди в определенном смысле дают стимулы, которые влияют на них, и в первую очередь реагируют на эти значения или признаки, а не на стимулы внешнего мира. Символы, на которые люди реагируют, могут быть словами, предметами, расстоянием между людьми, с которыми они общаются, мимикой и действиями. "Стоп" или "найди!" легкий узел на голове, вписанный в треугольник, сшитый из модных джинсов и рубашек, указывающий другу, что пора уходить с вечеринки, также является символом. Предыдущий опыт и взаимное понимание смысла персонажей очень помогают в общении. Однако иногда значения символов остаются неясными, и в этом случае становится все труднее интерпретировать поведение человека. Когда незнакомец говорит с нами, мы пытаемся раскрыть скрытый смысл его поведения. Может, он хочет нас обмануть? Или его интерес к нам обусловлен романтическими причинами? Может, этому человеку нужна помощь? Поскольку мы ничего не знаем о незнакомце, мы стремимся раскрыть смысл их слов, действий и мотивов, чтобы выбрать правильный ответ. Список использованных источников 1. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 c. 2. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2017. - 572 с. 3. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2016. - 464 c. 4. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2017. -316 с. 5. Граждан, В.Д. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2016. - 604 c. 6. Граждан, В.Д. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2016. - 607 c. 7. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2018. - 231с. 8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2017. - 860с. 9. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2018. - 269с. 10. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2017. -319с. 11. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2016. - 272 c. 12. Коротец, И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. - М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2016. - 256 c. |