Словарь. Мимесис (греч mimesis подражание) эстетическая категория, введенная Аристотелем, которая определяет отношения между произведением искусства и внешним миром как подражание. Калокагатия
Скачать 24.16 Kb.
|
Термины: Мимесис (греч. mimesis — «подражание») — эстетическая категория, введенная Аристотелем, которая определяет отношения между произведением искусства и внешним миром как подражание. Калокагатия (греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души. Катарсис (греч. katharsis— очищение) — термин античной эстетики, служивший для обозначения характера воздействия искусства на человека, сопровождающийся очищающим высвобождением эмоций и нравственным облагораживанием. КУЛЬТУРА КАК КУЛЬТ - новая трактовка мимесиса. Подражание, но не совершенству природно-космических форм, а величию и совершенству замысла творца. Семиотика – наука о знаках и знаковых системах Язык – система знаков любой физической природы, выполняющая коммуникативные функции в деятельности человека Семиотика культуры – это рассмотрение культурных феноменов как текстов (системы знаков). Знак (лат. signum) — это материальный, а значит, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в качестве заместителя другого предмета. В структуре знака выделяют: - обозначаемое (денотат, предметное значение знака) - обозначающее (десигнат, смысловое значение знака) Язык понимается как: первичная моделирующая система (естественный язык) вторичная моделирующая система (система культурных артефактов). Естественные знаки – это вещи и явления природы в том случае, когда они указывают на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них. Например, дым – знак огня; узор на оконном стекле – свидетельство низкой температуры за окном. Функциональные знаки – это вещи и явления, включенные в систему человеческой деятельности. Иконические знаки (от гр. Icon –образ) – это знаки, внешний вид которых отражает облик обозначаемых ими вещей. Конвенциональные (условные) знаки – искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение Виды: Знаки-сигналы - (знаки информирования или предупреждения) не имеют никакой естественной связи с явлениями, о которых они информируют. Знаки-индексы – условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Символ отличается от сигнала тем, что он свободен от ситуативной обусловленности, т.е. обладает большей коммуникативной значимостью. Символы лежат в фундаменте культуры и имеют общее содержание для крупных исторических периодов и геополитических образований КУЛЬТУРНЫЙ КОД – уникальные культурные особенности, доставшиеся от предков; закодированная в системе культурных знаков и символах информация, позволяющая идентифицировать национальную самобытность культуры. Это набор культурных стереотипов (культурное бессознательное), характерное для данного исторического типа культуры Римские термы - Термы были неотделимы от римского образа жизни и являлись не только банями, но и древними «клубами». Помимо купальных помещений в термах находились библиотеки, залы отдыха, спортивные сооружения, языческие храмы, площадки для игр и даже сады. Базилика — основной тип в гражданской архитектуре Рима, оказавший огромное влияние на архитектуру последующих эпох. В базилике проходили судебные заседания, участники которых собирались в центральном нефе (неф — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, называется так из-за сходства с корпусом корабля). Термин «Колизей» (Colossus - «великан», «колосс») произошло от гигантской статуи императора Нерона в образе Колосса Родосского, находившейся рядом с его Золотым Дворцом на берегу искусственного озера. СИМВОЛЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: Агнец (Ягнёнок) - символ искупительной жертвы Христа и его самого, а также церковного таинства причастия Васили́ск (дракон, змий) – символ Сатаны, сил Зла, греха; Вино (красное) – символ Крови Христовой – один из элементов таинства причастия в христианской церкви; Виноград (виноградная лоза) – символ Христа, в руках Иисуса – младенца – искупительная смерть, изображения сбора винограда в светской живописи может трактоваться двояко – как приближение Страшного суда или как символ изобилия и щедрости; Голубь – символ Святого Духа, а также кротости, умеренности и платони́ческой (духовной, целомудренной) любви Гора – духовное восхождение на пути познания истины и приближения к богу, духовный подвиг Дерево – очень многозначный символ. Может говорить о земной богоугодной жизни, прохождении жизненных циклов, а также возрождении, перерождении, победы жизни над смертью. Иногда выступает в качестве символа райского Древа Познания и первородного греха. Может использоваться как напоминание о кресте – орудии смерти Христа Добрый па́стырь (пастух) – Иисус Христос и последователи его учения – па́ства (стадо овец) – верующие христиане Корабль – рассматривается как символ Церкви, несущей спасение верующим в море житейском; Жемчуг - символ слёз, страданий. А также может быть символом прекрасной непорочной христианской души, хранящейся в раковине, как в теле Крест – один из фундаментальных, самых значительных христианских символов (Этот символ появился задолго до христианства и с древних времен являлся солярным знаком). В христианской культуре обозначает: а) вечную жизнь, дарованную людям через жертву Христа; б) символ победы Жизни над Смертью и Воскресения; г) орудие пыток и казни Христа; д) символ христианства, как вероучения; Круг – символ Мира, Вечности, Совершенства, Божественности Поти́р (кувшин, чаша) – символ искупительной жертвы Христа (чаша страданий), таинства причастия, а также образ жизненных испытаний на человеческом пути; Рыба – в раннем христианстве символ самого Иисуса Христа из-за греческого написания этого слова – Ichthys – ихтис, для ранних христиан рассматривающегося как аббревиатура (сокращенное до одной буквы написание) словосочетания – Иисус Христос, сын Божий, Спаситель – Iesous Christos Theou Hyios Soter. Свеча – символ божественного огня (духа), человеческой души, земной конечной жизни; незажжённая свеча символ смерти (в том числе, духовной) или незримого присутствия Христа (Бога); Треугольник - символ Бога творца - Око Божье, а также Бога единого в трёх лицах. Око Хлеб – символ тела Христова, один из атрибутов таинства причастия; Божье - распространённый символ масонов. Хри́смон (Хри́зма) – буквенный символ христианства – монограмма из букв имени Христа, заключённых в круг с крестом. Яблоко (Апельсин) – символ грехопадения; Якорь - символ Надежды, которую даёт христианская вера. Белый (серебряный) – непорочность, чистота, невинность, святость, истина; Зелёный – жизнь, рождение или возрождение (Воскресение); Золотой (жёлтый) – Божественный свет, царственность, Царство Божье, Божественность; Коричневый – земной мир, человеческая жизнь, прах, тлен, суетность; Красный – символ жертвенности (крови), мученичества; Пурпурный (тёмно-красный) – царственность, власть; Синий (голубой) – Небесный мир, духовность, истина, верность; Фиолетовый (сиреневый) – любовь, страсти, страдания, печаль; Чёрный – зло, обман, коварство, смерть, траур; Апсида – термин применяется к полукруглому или многоугольному завершению главного здания в месте, где находится алтарь, независимо от формы крыши, которая может быть плоской, наклонной, куполообразной или полусферической. Аттик - завершающий элемент триумфальной арки, расположенный над венчающим строение карнизом. Базилика (с древнегреческого - «дом царя») — это прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей (нефов). Колосс (др.-греч. — большая статуя) — нечто выдающееся по своей величине, значительности, то же что гигант, титан, исполин. Мавзолей — это архитектурное сооружение, носящее ритуальный погребальный характер. Происхождение слова «мавзолей» относится к середине IV века до н. э. Неф (от лат. — корабль), в архитектуре, это продольный элемент в конструкции храма или базилики, помещение, очень напоминающее по форме судно или корабль. Обелиск - (от.-греч. — вертел, клин, клинок) — монумент в виде сужающегося кверху каменного столпа, в большинстве случаев квадратного сечения. Односкатная крыша — это наклонная плоскость (скат), которая опирается на расположенные на различных высотах несущие стены. Трансепт (из лат. «за» и лат. «ограда») — поперечный неф в базилике, перпендикулярный основному. Триумфальная арка Константина - арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатинским холмом. Аркбута́н — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания. Контрфорсы - вертикальные конструкции, представляющие собой либо выступающие части стены, вертикальные рёбра, либо отдельно стоящие опоры. Контрфорсы предназначены для усиления несущей стены. Пинакль – декоративная башенка, украшающая контрфорс. Столб-устой – «пучок колонн», капитель «пята свода» и опертые на неё нервюры. Нервюры – выступающие ребра каркасного крестового свода. Нервюры несут определенные функции. В сочетании с системой аркбутанов и контрфосов, нервюра позволяет облегчить свод сооружения Вимперг – выполняющий декоративную функцию высокий треугольный фронтон над порталом или оконным проёмом. Средокрестие – место пересечения центрального нефа и трансепта. Аскетизм – это система принципов поведения, основанная на отказе от благ и удовольствий с целью нравственного совершенствования и религиозного возвышения. Секуляризация – процесс освобождения общества от религиозной опеки. Теоцентризм - концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. Антропоцентризм – система, в которой человек считается центром Вселенной. Антропоцентризм рассматривает человека как что-то отдельное и превосходящее природу. Словесность – в широком смысле это совокупность всех произведений человеческого творчества, выраженных словами. Оккультизм — это вера в некие мистические силы, которые способны влиять на жизнь человека и окружающую среду. Общение с этими силами доступно только посвященным людям. Титанизм – явление, демонстрирующее безграничность человеческих возможностей, в котором воплотились гуманистические представления о всемогуществе человеческой личности. Маньеризм – это своего рода эстетический протест против сведения красоты лишь к своему идеальному прообразу, а реальности – лишь к своему эталонно-парадному лику. В маньеризме происходит разложение классического ренессансного представления о красоте, содержательно сводимой к идее внутренней силы и благородства, а формально – к идеалу гармонической, композиционно и пропорционально, фигуры. |