Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. 1. Работа над жанром сказки и басни

  • Работа над повестью и рассказом

  • Знакомство с приключенческой литературой

  • Изучение лирики

  • Список источников использованной литературы

  • Выпускная работа. выпускная работа КПК. Министерство образования и науки луганской народной республики


    Скачать 76.77 Kb.
    НазваниеМинистерство образования и науки луганской народной республики
    АнкорВыпускная работа
    Дата22.02.2021
    Размер76.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавыпускная работа КПК.docx
    ТипРеферат
    #178553
    страница2 из 2
    1   2

    Система изучения теории литературы в 5 классе


    Планируя работу по литературе в 5 классе, необходимо определить цели этого периода школьного литературного образования с опорой на возрастные возможности ученика и ведущий тип деятельности. Если задачей начальной школы является формирование способов общения с культурой и постепенное расширение горизонта видения ребёнка от непосредственного окружения (семья, улица, школа, город) до общих социальных и природных явлений (страна, общество, мир), то задачей среднего звена школы становится формирование способов общения в деятельности (учебной, игровой, производственной) и потребность в самопознании личности. Результатом этого периода обучения должно явиться выделение общей направленности интересов и способностей личности (что далеко не всегда совпадает).

    Литературное развитие ученика непосредственно связано с общим развитием. Поэтому задача курса литературы в школе – опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту личности.

    Учитывая вышесказанное, мы так определяем основные задачи литературного образованием в 5 классе: показать роль и значение художественного слова в литературных произведениях; научить понимать отношение мира художественного произведения к миру действительности, т.е. искусства; научить видеть авторскую позицию, способы и формы её выражения; одновременно заложить фундаментальные понятия нравственно- эстетического порядка; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

    Поэтому, рассматривая литературное образование как единство трёх компонентов: творчество – сотворчество – знания и умения, мы предлагаем вместо традиционных работ по развитию речи систему творческих работ, обозначенных как «Творческая мастерская».

    В основу системы расположения литературного материала мы предлагаем хронологический принцип в сочетании с жанровым и проблематическим, а также изучение русской литературы как составной части мировой литературы.

    Первый раздел «Введение» и первые уроки вводят учащихся в процесс литературного образования. Поэтому необходимо показать отличие литературы как предмета от литературы как искусства слова с введением понятий «вымысел» и «художественное творчество», «жизненная правда», «писатель» и «автор», «литературные жанры» как исторически сложившиеся формы существования литературы. Именно введение понятий «автор» и «писатель» поможет учащимся войти в мир творчества и сразу же поставить перед пятиклассниками задачу: стать читателями художественных произведений (результатов творчества), для этого нужно особое, вдумчивое внимательное чтение, и попробовать свои силы в творчестве.

    2. 1. Работа над жанром сказки и басни

    Понятие «литературные жанры» поможет начать разговор о фольклоре и жанрах фольклора. Здесь продолжается развитие понятия «вымысел», раскрывается понятие «жанры фольклора» во время знакомства со сказками, загадками, поговорками, пословицами, детским фольклором (считалки, игры).

    Те виды сказок, которые не включены в примерную программу и другие жанры фольклора (мифы, легенды, баллады, предания) дают возможность познакомить учащихся с целым рядом теоретико-литературных понятий.

    Анализируя сказки, мы впервые даём понятие героев сказок, причём героев как положительных, так и отрицательных, понятие нравственного идеала. Разговор о положительных и отрицательных героях поможет ввести понятие «характер».

    Рассказ о приключениях героев сказки подводит к начальному понятию «сюжет» (цепь приключений, цепь событий). Сравнивая сказки, обращаем внимание на одинаковое построение (зачин, концовка), начальное понятие композиции. Сказки, предания дают возможность уже говорить о приёмах и средствах раскрытия характеров героев.

    Так, на сравнении и противопоставлении можно построить рассказ о героях сказки «Царевна – лягушка», введя понятия «сравнение», «контраст», портрет героя и его роли для раскрытия характера, о природе и её роли в сказках. Сказки о животных позволяют дать представление об аллегории. Сказки фантастические и волшебные помогут увидеть и понять приёмы создания сказочной ситуации.

    Анализируя содержание сказок, сразу же сталкиваемся с необходимостью дать понятие «тема», характеризуя героев сказок, давая им оценку, учащиеся сами подойдут к понятию «идеал», «основная мысль».

    Таким образом, раздел программы «Устное народное творчество» предполагает введение целого блока понятий: жанр, сюжет, композиция, тема, идея, герой (положительный и отрицательный), характер, портрет; художественно-изобразительные средства: сравнение, контраст, аллегория, вымысел, волшебное и фантастическое, героическое.

    Знакомство со сказками, как и другие разделы, мы предлагаем завершить творческой работой школьников. Для этого необходимо отвести 2 – 3 урока и объединить их под общим названием «Творческий практикум», «Творческая мастерская».

    Цель этих уроков – помочь учащимся полученные на уроках знания реализовать в собственном творчестве. Работа эта должна проходить в несколько этапов. Причём первый этап в скрытом виде должен присутствовать на каждом уроке. Это выполнение каких-то небольших творческих заданий. Например, составить словесный портрет Василисы Прекрасной, нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам сказок.

    На втором этапе необходимо систематизировать полученные знания о сказках (виды сказок, тема, идея сказки, приёмы создания волшебного, герои сказки, построение и т.д.) и всё это объединить под названием «Традиционные элементы сказок». Таким образом, мы как бы наблюдаем процесс рождения сказки. На дом школьники получают задание прочитать самостоятельно какую-нибудь сказку и проанализировать её.

    Третий этап – создание учащимися сказки по пословицам или самостоятельно сочинённая сказка. Чтением, анализом лучших детских работ, выставкой рисунков, КВНом или праздником необходимо закончить этот этап обучения.

    Понятие «аллегория», с которым ребята познакомились, читая сказки, поможет им вспомнить басни, прочитанные в начальной школе, и понять их аллегорический смысл. Знакомясь с баснями в 5 классе, учащиеся должны получить представление о том, как строятся басни, понять, что такое мораль и какое место она может занимать в композиции басни, о героях басен, близких к народным сказкам о животных, о своеобразии языка (близость к разговорной речи), можно дать понятие «афористичность», выписать и выучить наиболее употребляемые афоризмы из басен в современном языке. Обращаем внимание на нерифмованный стих, используемый в баснях и в других жанрах фольклора.

    Инсценирование басен – это и глубокий анализ характеров героев басен. Обсуждая особенности речи, интонации, манеры, жесты, поведение героя, мы одновременно говорим о приёмах раскрытия характера.

    Чтобы у школьников не сложилось представление, что басня – архаический жанр, можно познакомить с баснями С. Михалкова, найти вместе с детьми те же приёмы, понять мораль басен, затрагивающую нравственные вопросы.

    Форма творческой работы, которую мы предлагаем после знакомства с баснями: это составление школьниками кроссвордов, викторин; конкурс рисунков; проведение игры «Угадай-ка»; конкурс инсценировок и т.д. Именно через инсценировку басен мы подойдём с пятиклассниками к пониманию особенностей сценического искусства (приёмы раскрытия характера через реплики, интонацию, жесты, мимику и т.д.), что очень пригодится, когда будем говорить о своеобразии драматургии.


      1. Работа над повестью и рассказом

    Разделы программы «Русская классика XIX века», «Русская литература XX века» представлены жанром рассказа.

    Все рассказы погружают читателя во внутренний мир героев, взрослых и детей, в мир их переживаний, настроений. Поэтому в центре всех рассказов – не столько событийная сторона, а нравственные проблемы. И перед учителем стоит очень сложная задача: научить детей видеть и понимать именно эти стороны произведений через их жанровое своеобразие.

    Включенный в программу известный рассказ И.С. Тургенева «Муму» читается, как правило, легко, с интересом. Именно на этом рассказе лучше всего «отработать» особенности этого жанра: малая эпическая форма, всегда какой-нибудь случай из жизни героя, одна сюжетная линия, кратковременность событий, особенность построения и т.д.

    Именно на этом рассказе можно дать понятия: экспозиция, завязка (появление собачки), кульминация (гибель Муму и переживания Герасима), развязка (возвращение в деревню).

    Рассказ даёт возможность более глубоко осмыслить роль сюжета в раскрытии характера героя, особенно в этом плане обращаем внимание на концовку рассказа. Продолжаем развитие понятия «пейзаж» и его роли в раскрытии внутреннего мира героя.

    Понятие «внутренний» мир героя, которое мы даём на уроках, будем связывать с нравственными проблемами рассказа (нравственное превосходство Герасима над челядью барыни и самой барыней). Большую роль для понимания внутреннего мира героя играет портрет. Вообще этот урок позволяет обобщить то многое, что уже знают пятиклассники о литературном герое и приёмах раскрытия его характера. Наблюдая портрет Герасима, выясняем роль эпитетов, сравнений, говорим о том, как они помогают показать изменения в душе героя.

    Рассказ «Муму» даёт хороший материал для понимания роли второстепенных героев в литературном произведении. Например, останавливаясь на одном из них, отмечаем резкое отличие от Герасима во внешности, мыслях, поступках. Рассказ «Муму» помогает дальнейшему развитию понятия «автор», «писатель». Но теперь мы можем говорить уже о замысле писателя (через сравнение Герасима с прототипом немым Андреем), о том, какими художественными приёмами И.С. Тургенев выразил своё отношение к крепостному праву и идею рассказа. Большую роль здесь играет автобиографический момент.

    Рассказ М. Пришвина «Кладовая солнца» заостряет внимание на присутствии автора, на том, что мир природы и детей мы видим его глазами. Именно на этом произведении можно показать, какую роль играет пейзаж в раскрытии замысла писателя.

    Рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро» позволяет обратить внимание на такую его особенность: главное в рассказе – не сюжет, а мальчик (борьба с собственным страхом и попытка преодолеть обстоятельства, не дать судьбе сломить себя). Но помогает это увидеть именно сюжет, необычность ситуации, убедительность поступков героя. Здесь будет удачен приём так называемого замедленного чтения, чтобы получить возможность проследить все этапы путешествия и все нюансы мыслей и чувств мальчика.

    История рождения этого рассказа расширит представление школьников об образе автора-рассказчика, находящегося одновременно в двух временных пластах (события далёкого детства и взгляд на эти события с высоты прожитых лет и, соответственно, – оценка этих событий и собственных поступков).

    На итоговых уроках после знакомства с рассказами русских или современных писателей также предлагаем провести занятия «Творческой мастерской»: систематизировать, обобщить все элементы построения рассказа, приёмы раскрытия характеров героев, способов выражения главной мысли, роли природы, своеобразия языка; дать задание самостоятельно проанализировать прочитанные рассказы (например, А.И. Куприн «Чудесный доктор», О. Генри «Вождь краснокожих», Дж. Лондон «Сказание о Ките», Б. Житков «Механик Солерно», В. Драгунский «Девочка на шаре», «Человек с голубым лицом» и др.).

    Следующим этапом должна стать работа над сочинением-отзывом о рассказе. Творческую работу можно предложить разного плана: написать отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе, написать свой первый рассказ. Как творческую работу можно предложить пятиклассникам написать рассказ об одном из приключений Тома Сойера, используя эпизоды из книги, построить его по всем законам этого жанра. Такая творческая работа не так уж проста, как кажется на первый взгляд.


      1. Знакомство с приключенческой литературой

    Если приключения Тома Сойера «распределить» по нескольким ученикам, то на уроке прозвучит всё содержание романа Марка Твена. И только после этих уроков можно начинать разговор о своеобразии жанра приключенческой литературы, о главном герое, с его жизненной энергией, изобретательностью, весельем выдумок, умением найти выход из любого положения, азартом и непослушанием.

    Среди нравственных проблем нужно остановиться на «теме дружбы» и «теме любви», на примере рыцарского отношения к Бекки Тэтчер.

    Жанровые особенности приключенческой литературы, конечно, в полной мере можно показать на романе Д. Дефо «Робинзон Крузо». В ходе анализа отдельных глав или книги в целом мы должны с учениками решить вопросы: для чего нужна приключенческая литература? Что даёт она читателю? Конечно, пятиклассникам трудно понять, что эта книга – не только памятка попавшим в кораблекрушение, а дневник мыслящего человека, раздумья о судьбе человека и его требованиях к себе. Рассказ о приключениях Робинзона Крузо на острове должен подвести учеников к мысли о том, как человек не просто уцелел, но и остался человеком. Здесь можно использовать приём сравнения с рассказом В. Астафьева «Васюткино озеро». Сравнить сюжеты (приключения, опасные ситуации), характеры героев и как они раскрываются в борьбе за выживание, роль природы как друга, помощника человека.

    В итоге учащиеся должны понять: цепь приключений героя придаёт не просто занимательность сюжету, а является художественным приёмом выражения идеи произведения.

      1. Изучение лирики

    В программе литературы для 5 класса жанр лирики представлен достаточно широко: это и стихи поэтов 19 века (А.С. Пушкин, Н. Языков, М. Ю. Лермонтов), и лирические стихотворения поэтов 20 века (С. Есенин, В. Маяковский).

    Приведённые в хрестоматии стихотворения русских поэтов сконцентрированы, в основном, вокруг таких тем: природа России, природа и человек, мир животных. Они, как правило, легко запоминаются пятиклассниками, смысл их понятен и доступен. Задача уроков литературы – заглянуть и в мастерскую поэтического слова, и понять законы поэтического искусства, и попробовать свои силы в поэтическом творчестве.

    Об особенностях стихотворной речи и отличии её от прозаической мы уже говорили, читая и анализируя сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Именно на этих уроках ученики получили начальное понятие ритма, рифмы, слога (ударного и безударного), интонации, музыкальности, художественно-изобразительных средств (эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения и т.д.). На уроках по лирике мы должны расширить, углубить эти понятия, научить детей начальным навыкам анализа поэтического текста.

    Что нового должны узнать учащиеся о рифме и ритме на этом этапе? Это то, что рифма и ритм – это художественный приём, при помощи которого, например, Н.М.  Языков в стихотворениях «Конь» и «Буря» передаёт ощущение размаха и шири степи, бега коня; ощущение раздолья, духовного и физического богатырства – у Кольцова в стихотворениях «Косарь» и «Песня пахаря». В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» через ритм стихотворения передана разговорная интонация задумчивой беседы. Понять роль и значение рифмы можно через игру, когда попробуем с детьми какую-нибудь поэтическую строку сделать прозаической, например, в стихотворении П. Вяземского «Степь».

    Степь широко на просторе Степь лежит поперёк и вдоль

    Поперёк и вдоль лежит, на широком просторе и, словно

    Словно огненное море, огненное море, палит и дышит

    Зноем пышет и палит, зноем.

    Потеряв рифму, стихотворение потеряло свою музыкальность, напевность, и, главное, – красоту.

    Иногда рифма в стихотворении как бы специально отодвигается на второй план, чтобы была видна строгая ясность звучания слов. Такой приём, например, использует И. Бунин в стихотворении «Сказка»:

    И снилось мне, что мы, как в сказке,

    Шли вдоль пустынных берегов

    Над диким синим лукоморьем,

    В глухом бору, среди песков.

    В этом стихотворении только две рифмы, но стих звучит.

    Конечно, нужно заострить внимание на нерифмованном стихе и его роли в поэзии (желание приблизить язык стихотворений к языку фольклора, желание передать особое романтическое, былинное изображение России, особое чувство к Родине, например, у И. Никитина в стихотворении «Русь»).

    На этой стадии обучения уместно дать и понятие строфы как части стихотворения, объединить в единое целое содержанием, рифмой, ритмом. Это можно показать на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Каждая строфа этого стихотворения рисует какую-то определённую картину, в каждой строфе выражено и определённое настроение. Также можно на практической работе показать, что в каждой строфе рифмы расположены в определённом порядке, что даёт строфе внутреннюю законченность.

    Мы уже знакомили учащихся с эпитетами и сравнениями, наблюдали их и в поэтической, и прозаической речи. На уроках по лирике 19 и 20 века расширили представление детей об этих художественно-изобразительных средствах в том, как придают они языку яркость и выразительность. Это можно показать на разнице между простым определением и определением художественным, передающим настроение автора, отношение его к тому, о чём говорит. Наблюдения эти можно сделать, анализируя стихи С. Есенина.

    Как правило, учащиеся легко и быстро находят сравнения в стихах поэтов. Особенно благодатный для этого материал – лирика С. Есенина. Приёмом устного рисования берёзы, «увиденной» в стихотворении «Берёза», мы говорим о роли сравнений в этом стихотворении, об отношении автора к русской природе, выраженной через сравнения. Стихотворения С. Есенина дают богатый материал для разговора и о других художественно-изобразительных средствах: олицетворении, метафоре: «дремлет дорога», «слухают ракиты», «заря обходит». Метафору как языковое явление нужно только назвать, развивать это понятие в 5 классе не стоит.

    Наблюдение над художественно-изобразительными средствами не должно быть самоцелью, результатом его должен быть вывод о том, что яркость и богатство поэтических картин, созданных поэтом-художником, свидетельствуют о том, как далеко ушёл в своём совершенствовании язык образов и сколько он ещё таит возможностей.

    Уроки по поэзии обязательно должны коснуться и понятия «образ лирического героя», конечно, на доступном для пятиклассников уровне. В основном – это постижение настроения лирического героя.

    Уроки по лирике необходимо соединить с уроками музыки, ИЗО. «Времена года» Чайковского, репродукции картин И. Левитана, И. Остроухова, иллюстрации Н. Ромадина и В. Романова к рассказам М. Пришвина должны донести до школьников понимание того, как одно и то же состояние природы можно так точно и так тонко передать в литературном, музыкальном и живописном произведении и разными изобразительными средствами.

    Какую форму можно избрать для итоговой творческой работы по лирике? Это, конечно, и уроки-концерты с чтением любимых стихов, и попытки сочинить своё собственное стихотворение. Но интересно проходит такая форма работы, как творческая игра. Таких игр много: это и найти нужные эпитеты для стихотворного текста, и восстановление пропущенных слов, и попробовать самим сочинить акростих, и составление стихотворения по заданным рифмам (буриме). Почему именно игра? Такие игры приучают учащихся с большим интересом «вслушиваться» в звучание каждого слова, развивают чувство стиля, которое свидетельствует о высокой читательской квалификации, яркости восприятия художественного произведения.

    Учебный год в 5 классе должен завершиться или читательской конференцией, или литературным праздником. Темы конференций могут быть разными: «Литература и фольклор», «Литература родного края», «Любимые герои сказок», «Родная природа в стихотворениях русских поэтов». Итоговая конференция или литературный праздник должны быть смотром умений, навыков, знаний пятиклассников, но самое главное, показать, что ученики приобрели одну из тех необходимых квалификаций культурного человека – стали читателями со своими требованиями к автору, к произведению; что они теперь умеют выбрать и оценить книгу, отстоять в споре своё право на выбор; что они теперь способны осознать богатство или бедность собственной речи, и они знают, где получить материал для её обогащения.

    Заключение

    Предложенная нами система изучения теоретических понятий в курсе литературы 5 класса должна способствовать выработке у учащихся следующих основных умений: владение техникой грамотного и осмысленного чтения; владение умениями выразительного чтения; восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства; умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям; умение определить жанрово-родовую природу произведения; умение понимать и объяснять понятия, связанные с изучением стихотворной речи (строфа, ритм, рифма); умение видеть эстетическую функцию языковых средств; умение самостоятельно анализировать литературно-художественное произведение на элементарном уровне; умение грамотно строить монологическую речь; умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера.

    Таким образом, хочется не согласиться с теми авторами школьных программ, которые раздел изучения теории литературы в 5 классе называют элементарным или начальным. Комплекс теоретических понятий, умения и навыки, полученные пятиклассниками, являются основной базой для изучения историко-литературного процесса в старших классах.

    Подводя итог, можно сделать вывод, что действующие программы по литературе уже в 5 классе предполагают знакомство с довольно широким кругом теоретических понятий и дают возможность учителю выполнить основные задачи этого курса обучения.

    Практическая значимость данной работы состоит в том, что в ней представлены наиболее эффективные средства, методы и виды работ по изучению теоретико-литературных понятий в курсе литературы 5 класса. Данные материалы предназначены для студентов педагогических колледжей, вузов и молодых учителей.

    Список источников использованной литературы

    1. Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1976.

    2. Беленький Г. И., Снежковская М. А. Изучение литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1983.

    3. Буслакова Т. П. Современная русская литература: тенденции последнего десятилетия. М.: Высшая школа, 2008.

    4. Гиршман М. М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М.: Высшая школа, 1991.

    5. История русской литературы XIX века/Под ред. Н. М. Фортунатова. М.: Высшая школа, 2008.

    6. История русской литературы ХХ века: В 4-х книгах. Книга 4: 1970 – 2000 годы/Под ред. Л. Ф. Алексеевой. М.: Высшая школа, 2008.

    7. Кутейникова Н. Е., Сосновская И. В. Литература. 5 класс: Русская литература 19 – 20 веков. Зарубежная литература: Пособие для учителя. Под общей ред. Н. Е. Кутейниковой. М.: Айрис – пресс, 2004.

    8. Маранцман В. Г. Методика преподавания литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1996.

    9. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.

    10. Проблемы преподавания литературы в средней школе/Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М.: Просвещение, 1985.

    11. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Просвещение, 1985.

    12. Снежковская М. А. Теория литературы в 4 – 6 классах средней школы. М.: Просвещение, 1978.

    13. Совершенствование преподавания литературы в школе/Под ред. Г. И. Беленького. М.: Просвещение, 1986.

    14. Фридман Л. М. Формирование познавательных интересов у школьников. М.: Просвещение, 1979.

    15. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2007.

    16. Хрестоматия по теории литературы. М.: Просвещение, 1992.

    17. Щербина В. Р. Проблемы литературного образования в средней школе. М.: Просвещение, 1982.


    1   2


    написать администратору сайта