Софизмы_суть_виды_1. Министерство образования и
Скачать 24.13 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт физической культуры, спорта и туризма Предмет: Филосовско-методологические основания системного и критического мышления на тему: Софизмы: суть, виды, применение в современном мире Выполнил: ст-т гр.920291 Поливановская А.А. Проверил: Оценка(баллы) Тула 2022 Софизмы: суть, виды, применение в современном мире Давным-давно мне попались на глаза такие фразы: «Риск – благородное дело. Ограбить банк – это риск. Поэтому ограбить банк – благородное дело» и аналогичное: «Лекарство, которое нужно принимать больному, – это добро; чем больше добра, тем лучше; стало быть, лекарства нужно пить как можно больше». Позже, встречая подобные высказывания, я начинала невольно объяснять себе их правоту или несостоятельность, искать ошибки в их построении, а ознакомившись поближе поняла, что это очень интересное направление под названием софизм. Обращаемся к википедии и узнаем, что софизм – это формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений. В философской энциклопедии – софизм (греч. Sophisma хитрая уловка, измышление) рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. Софизмы являются особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение. Ну и в толковом словаре В. Даля: софизм – это формально кажущееся правильным, но ложное по своему существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений; словесное ухищрение, вводящее в заблуждение. На мой взгляд, знакомство с миром софизмов – это интересное и порой увлекательное занятие. С миром софизма мы встречаемся в самых различных областях жизни: в математике, в экономике, в философии, в логике, риторике и пр. Термин «софизм» впервые ввел Аристотель, охарактеризовавший софистику как мнимую, а не действительную мудрость. В Греции софисты появились во второй половине 5 века до н.э. Это было время становления демократии в Афинах, время, когда цивилизация достигла зенита в своем развитии. Как результат их деятельности следующий четвертый век до н.э. был ознаменован моральной деградацией афинского государства, упадком моральных устоев общества, началом заката цивилизации, агония которой продлилась еще несколько веков. В это время и создались особые предпосылки для расцвета красноречия. Оратору необходимо было обратить на себя внимание, привлекательным образом изложить свои идеи и убеждения. При публичном решении политических и судебных вопросов часто выигрывал тот, кто обладал даром красноречия, умением расположить к себе слушателей. Красиво и убедительно говорить надо было на Народном собрании, перед воинами, а также на многолюдных празднествах, дружеских встречах. Поэтому появилась необходимость в людях, которые обучали красноречию, составляли тексты речей. Ими стали софисты, великолепно владеющие ораторским искусством, законами логики и умеющие воздействовать словом на собравшихся слушателей. Софисты славились своим умением представить черное белым, белое черным. Софисты могли сегодня упорно доказывать какой-либо тезис, а уже завтра с таким же рвением антитезис, и это зависимо от того, кто оплачивал их работу. Интересное толкование софистского направления в книге А.Ф. Лосева «История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон». Если вся досократовская философия есть греческое Возрождение (понимая древнюю мифологию, как греческую архаику и средневековье), то софисты – это как раз типичнейшие просветители, то есть скептики, рационалисты, индивидуалисты и анархисты. Самые известные софисты: Протагор из Абдер (ок.444), из которого Платон сохранил нам знаменитую мысль: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Горгий Леонтинский (ок. 483—375), который так и озаглавил свое главное сочинение «О не сущем, или О природе». Фрасимах Халкедонский, по которому «справедливость есть не что иное, как полезное для сильнейшего». Гиппийиз Элиды, объявивший, что «закон, будучи тираном для людей, ко многому принуждает противоестественно». Софисты были людьми образованными, такими мудрецами, но особого рода. Этих мудрецов не интересовала истина. Они были, как правило, платными «учителями мудрости». В те далекие времена их в основном нанимали политики для того, чтобы организовать свою предвыборную компанию, в частности, переспорить оппонентов на собрании, а также для того, чтобы выиграть судебное дело. Они также разъезжали по городам, и за плату обучали искусству спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Одна из основных задач софистов заключалась в том, чтобы научить человека доказывать (подтверждать или опровергать) все, что угодно, выходить победителем из любого интеллектуального состязания. Они оттачивали логические способности своих учеников и этим волей- неволей служили новой эпохе критицизма, пришедшего на смену устаревшей натуралистической философии. Аристотель называл софизмом «мнимые доказательства», в которых обоснованность заключения кажется верной и обязана чисто субъективному впечатлению, вызванному недостаточностью логического или семантического анализа. Убедительность на первый взгляд многих софизмов, их «логичность» обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой: семантической, основанной на манипуляциях с языком – на двусмысленности, метафоричности, омонимии или многозначности слов. Мысль из-за этого теряет однозначность, смешиваются термины и понятия. логической – это метод подмены основной мысли (тезиса) доказательства, или принятие ложных посылок за истинные, несоблюдение допустимых способов рассуждения (правил логического вывода), использование «неразрешенных» или даже «запрещенных» правил или действий, например деления на нуль в математических софизмах. В книгах С.М. Львовского, Т.Н. Михеева, М.Л. Гаспарова и других исследователей софизмов выделены следующие категории софизмов: логические, терминологические, психологические, математические. Приведем пример логического софизма «Полупустое и полуполное». Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное. Разберем в чем заключается ошибка данного софизма. Полупустое не может являться половиной чего-либо пустого, а является чем-либо наполовину наполненным. Еще один пример простого логического софизма. «Вор не желает приобрести ничего дурного; приобретение хорошего есть дело хорошее; следовательно, вор желает хорошего». В данном случае ошибка заключается в том, что приобретать хорошее и делать хорошее – это не одно и тоже, понятия эти не равнозначные. В данном случае, анализируя вышеуказанные софизмы становится понятным, что источниками логических софизмов является нарушение правил логики. Что касается меня, то мне интересны математические софизмы (арифметические, геометрические, алгебраические). Интересны тем, что в доказательстве их кроются незаметные и довольно тонкие ошибки, которые приводят к неправдоподобному результату. Пример. Возьмем два произвольных положительных числа a и b, при этом, что a > b. Умножив это неравенство на b, получим новое неравенство ab > bb, а отняв от обеих его частей aa, получим неравенство ab - aa > bb - aa, которое равносильно следующему: a(b-a) > (b+a)(b-a). (1) После деления обеих частей неравенства (1) на b-a получим, что a > b+a (2). Ошибка в решении данной задачи заключается в том, что в процессе деления неравенства (1) на b – a, мы должны были поменять знак неравенства на противоположный. На мой взгляд, разбор и решение таких нестандартных математических задач помогает развивать смекалку и логику. При их решении важна аккуратность. Каждое решение от одного логического действия к другому должно быть тщательно выверенным. Также хочется еще на одном простом примере разобрать как необходима внимательность при решении математических софизмов. Возьмем верное числовое равенство: 4 : 4 = 5 : 5, вынесем за скобки в каждой части его общий множитель, получим: 4 х (1 : 1) = 5 х (1 : 1), числа в скобках равны, поэтому 4 = 5. Ошибка была допущена при вынесении общего множителя за скобки. Вместо 4 х (1 : 1) = 5 х (1 : 1), должно быть 4 х (1 : 4) = 5 х (1 : 5) На приведенных примерах видно, что в ходе рассуждений мы получили ошибочные математические утверждения, которые кажутся правильными, но в действительности содержат ошибку. Но, пожалуй, из всех знакомых фраз софизма мне наиболее импонирует фраза, принадлежащая Протагору: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Этот тезис Протагора выражает суть, что каждый человек – индивидуум мыслит по-разному, каковы эти вещи предстают перед ним, таковыми они для него и являются. Согласно его высказыванию, мир для человека представлен таким, каким он представлен в чувствах человека. Единственным мерилом всех вещей на свете является сам человек. Ну а так как все люди разные, то и взгляды людей существенно отличаются друг от друга, то и истина для каждого будет своя. Для обоснования данного вывода можно привести следующий пример. Если люди находятся в неотапливаемой комнате, одни мерзнут, а другие нет. Можем ли сказать, что эта комната теплая или холодная. Отношение к тому какая это комната у находящихся в ней людей может быть абсолютно различным. Получается, что ни одно, ни другое не ложно, все истинно, т.е. по-своему верно. И здесь я не могу не согласиться с софистами. Ведь на самом деле мышление человека, его кругозор, мировосприятие существенно влияют на познавательную деятельность, определяя какую информацию человек будет считать ложной, а какую – истинной. Сам человек – это существо, обладающее сознанием, разумом, речью. Это существо, живущее в обществе и подвергающееся влиянию определенных принятых морально-нравственных и культурных норм, ценностей, правил поведения. Всю информацию, поступающую извне, человек пропускает через себя, через свой разум. Естественно, что он волей-неволей выступает как бы мерилом своего восприятия. В свои мысли и суждения он всегда вносит частицу себя, своей субъективности и как индивидуум, как представитель той или иной общности, и как представитель всего рода человеческого. Исходя из этого становится понятной и философия софистов, которые утверждали, что каждое высказывание можно с равным успехом как обосновать, так и опровергнуть. В своей книге «Древнегреческая философия» относительно обозначенного утверждения Д. Гаврилов пишет «Подобное утверждение в полной мере можно назвать первой идеологией релятивизма – учения о условности и относительности человеческого познания. После Демокрита это был новый болезненный удар по полноценности поиска знания. Отныне мы видим засилье относительного, забвение абсолютного». «Свойства существующих и несуществующих вещей по Протагору зависят от восприятия человека, только человек определяет их сущность». Отчасти я согласна с этим высказыванием, получается, что в процессе познания человеком бытия, сам человек при восприятии внешнего мира будет наблюдать только свои личные ощущения, а не само подлинно внешнее бытие. Анализируя, в итоге мы получаем, что все относительно, все позволено, абсолютная истина не существует. Возьмем такой пример: существуют ли внеземные цивилизации? Мне кажется, что да – существуют, а мой оппонент говорит, что нет – не существуют. Тогда по Протагору получается, что для меня они - существуют, а для оппонента – нет. Самое главное, что у нас нет способа узнать, кто же из нас прав, а кто ошибается. Из этого можно сделать вывод, что все мнения равноценны, ни об одном из них нельзя сказать, что оно ложно. За самого человека никто не может определить, какова та или иная вещь для него. В данном случае, на мой взгляд, такой софизм привнес в философию новизну и гибкость мышления. В настоящее время софизм уже не составляет философского направления, а активно применяется в менеджменте и рекламе. Софизм в социальном отношении представляет собой способ подачи информации в выгодном свете. Так кто же такие современные софисты? Это люди, для которых нет истины, а есть языковая игра. Я думаю, что многие со мной согласятся, что основной задачей современного софизма является манипуляция общественным сознанием. Современные софисты – это прежде всего специалисты по пиару. Их услуги необходимы в политике, при проведении предвыборных компаний, в журналистике, судебных процессах, торговле и пр. Стирание грани меду добром и злом - отличительная черта современной софистики. Работа софистов заключается в навязывании обществу тех или иных понятий. Так, политики, как правило, покупают средства массовой информации или эфирное время и посредством софистов методично внушают людям свое виденье решения жизненных проблем. Убеждают общество в том, что только они могут эффективно управлять обществом и, что альтернативы им нет и быть не может. Часто во время предвыборных компаний идет борьба не за истину, а за голоса избирателей; борьба идет межу софистами, упражняющимися в красноречии. Побеждает тот, кому своим красноречием удается убедить избирателей. Все это делается с учетом современных достижений софистов в области психологии и манипуляции общественным сознанием. Современные софисты, проникли во все сферы современного общества. Методы софизма применяют в судебных разбирательствах, где вопрос виновности и не виновности подсудимых зависят от действий адвоката- софиста, умеющего манипулировать общественным сознанием, судьями и толкованием подчас спорных законов. Для журналиста-софиста часто важна не истина, а материальное вознаграждение его работы. Умело и ловко, по моему мнению, софисты применили свои таланты в сфере информации о потребительских товарах и услугах (быстрый эффект, лучше, скидки, низкие цены и т.д.). Информацию о товарах заменили рекламой. И здесь специалисты рекламной деятельности занимаются, тем, что изо всех сил пытаются обмануть потребителей. Их цель заключается в том, чтобы обмануть или внушить людям информацию, что они не могут жить без какой-либо вещи, что она им просто необходима. Как следствие люди под воздействием умелой рекламы начинают приобретать ненужные им вещи, что выгодно производителям. Но особенный талант, по моему мнению, софисты применили в сфере рекламного бизнеса. Реклама создает образ иллюзорного мира, где все кажется игрой, развлечением, в том числе жизнь, смерть, человеческие взаимоотношения. На мой взгляд, современная реклама сделала значительный уклон в сторону развлечения, забыв о своей просветительской сущности. Современная реклама – часть массовой культуры общества. Что мы наблюдаем? Мы видим, как в ярких и привлекательных тонах многочисленные телевизионные каналы расхваливают потребительское отношение к жизни, безрассудное, а порой абсолютно примитивное ее восприятие. В настоящее время в рекламных роликах мы практически не видим сюжетов, где герои пытаются что-то создать, построить, нарисовать и т.д. В пространстве масс-медиа полностью отсутствует человек трудящийся. В рекламах боевиков и триллеров с ненужной точностью показываются все детали садистских надругательств и убийств. Цинизм и натурализм пришли на смену философичности и психологизму классического софизма. При просмотре киноширпотреба всё внимание зрителей направлено на спецэффекты, подменяющие сущность подлинного творчества и реальную жизнь. Массовая культура формирует мировоззренческий стереотип, согласно которому поведение человека должно быть адекватно миру, а главным критерием правильности действий становится коммерческий успех. По моему мнению, современный софизм вобрал в себя только составляющую обмана. Подлость и жестокость приравниваются к добродетели. И никакие светские или религиозные нравственные устои не должны смущать человека на пути к успеху, славе и богатству. Практика использования методов аргументации в массово- коммуникационной деятельности становится все более актуальной, софизм как метод доказательства в настоящее время является важным профессиональным инструментом пиар-деятельности. Четкое понимание задач, решаемых конкретным журналистским, рекламным или пиар-текстом позволяет конструировать сообщение с учетом целей передающей стороны и специфики аудитории. И я, конечно же согласна с современным французским философом А. Бадью, который утверждал, что для софиста нет истины, а есть языковая игра. При этом нормы морали и этики у них проявляются совершенно произвольно в зависимости от временных рамок. Я также разделяю мнение критиков софистов, в том числе А. Бадью, о том, что убедительность и логичность многих софизмов связана с хорошо замаскированной ошибкой, которая приводит к принятию неверных ложных посылок за абсолютную истину, к использованию запрещенных приемов и действий. Но вместе с тем поняла, что мир софизма – это отдельная философия, мир логики, рассуждений, творческого подхода к любой обсуждаемой теме. На мой взгляд, исследовать софизмы очень интересно. Благодаря софизмам можно научиться искать ошибки в рассуждениях других, научится грамотно строить свои рассуждения и логические объяснения. Чем труднее софизм, тем большее удовлетворение доставляет его анализ. При этом, быть объективным, мне кажется, очень трудно, ведь наша психика заведомо субъективна, так как наши знания – это духовная конструкция из материала восприятий, которые формируют логические категории. И на мой взгляд, изучение методов софизма помогает развивать навыки правильности рассуждений, а разбор софизмов развивает логическое мышление, помогает сознательному усвоению изучаемого материала, воспитывая вдумчивость, наблюдательность, критическое отношение к тому, что изучается. Изучение математических софизмов помогает развивать логику и навыки правильного мышления, приучают тщательно следить за точностью формулировок, правильностью чертежей, за законностью математических операций. Также развивают наблюдательность, вдумчивость. Также, мне кажется, будет полезным перенять опыт софистов в умении ловко и порой остроумно использовать в своих рассуждениях логику, терминологию и психологию людей и игру смыслами и пр. Для меня исследование софизмов было очень интересно и необычно. Понять софизм, решить его и найти ошибку порой получается не сразу. Я считаю, что учения софистов занимают непосредственно важное место в истории философии всего мира, что эти учения сегодня интересны не только как определённый этап в философии, но и как примеры отличного аналитического и логического мышления. Мадера А.Г., Мадера Д.А. «Математические софизмы», Москва, Изд. Просвещение, 2003, ISBN-5-09-010795-5. Матвейчев О.А., Беляков В.А. «Практическая софистика. Запрещенные приемы», Москва, Изд. Книжный мир, 2018, ISBN 978-5-6041070-3-4. Львовский С.М. «Что не так? Математические парадоксы и софизмы», Москва, Изд. МЦНМО, 2019, ISBN 978-5-4439-1372-8. Гаврилов Д.Р. «Древнегреческая философия» https://fictionbook.ru/author/denis_roinnovich_gavrilov/drevnegrecheskaya_filos ofiya/. Лосев А.Ф. «История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон», Москва, Изд. АСТ «Фолио», 2000, ISBN 5170005075/ Михеева Т.Н. «Софизмы. Алгебра. Геометрия. Тригонометрия» Изд. Грамотей, 2007, ISBN 589769060/ Новая философская энциклопедия под редакцией Степанина В.С., Изд. Мысль, 2010 ISBN 978-5-244-01115-9. Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция. Софисты и софизмы», Изд. Новое литературное обозрение, 2000, ISBN 5-86793-093-9. Толковый словарь В.И. Даля. |