Главная страница

Министерство общего и профессионального образования российской федерации


Скачать 0.98 Mb.
НазваниеМинистерство общего и профессионального образования российской федерации
Дата25.04.2023
Размер0.98 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаbibliofond.ru_889690.rtf
ТипДокументы
#1089828
страница4 из 4
1   2   3   4



Приложение 2
Картотека игр на развитие фонематического слуха

"Выдели слово" Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

"Подумай, не торопись" Предложите детям несколько заданий на сообразительность: - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) - Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а. - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т"и.т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

"Шутки - минутки" Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд. Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами.

"Красный - белый" Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый). Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

"Где звук?" Цель: Нахождение места звука в слове. Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок). Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами. Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

"Кто больше?" Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине. Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком. Описание игры. Педагог показывает детям картину, например, "Огород". После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с ). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

"Поймай рыбку" Цель: Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков. Оборудование. Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры "Поймай рыбку". Скрепки прикрепляются к предметным картинкам. Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в словаре (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

"Кто внимательнее?" Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков. Оборудование. Картинки на определенный звук. Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: "Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку". Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог: "Правильно, все эти слова начинались со звука с. Назовите мне их". Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком. Игру можно усложнить.

"Кто больше слов придумает?" Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков. Оборудование. Мяч, фанты. Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.
1   2   3   4


написать администратору сайта