Главная страница

вступление к книге серебренникова поддержка в дуэтном танце. дуэтно-классический танец. Министерство высшего и среднего специального образования ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии учебно методический комплекс


Скачать 0.81 Mb.
НазваниеМинистерство высшего и среднего специального образования ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии учебно методический комплекс
Анкорвступление к книге серебренникова поддержка в дуэтном танце
Дата30.05.2020
Размер0.81 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файладуэтно-классический танец.docx
ТипУчебно-методический комплекс
#126769
страница3 из 5
1   2   3   4   5
Тема 1. Поддержка 2-я руками

1. Поддержка 2-я руками за талию

2. Малые и большие позы

3.Связующие и вспомогательные движения

4. Поддержка в «падающих» позах и положениях
Тема 2. Поддержка за руки

1. Повороты

2. Туры

3. Обводки
Фрагменты из классических балетов

Тема 1. Дуэт Ромео и Джульетты из балета «Ромео и Джульетта»
1. Небольшие подъемы до уровня плеч

2. Небольшие подъемы из «падающего положения»

Тема 2. Pas de trios из балета «Лебединое озеро»

1. Туры

2. Обводки
Тема 3.Танец четырех кавалеров из балета «Спящая красавица»

1.Прыжки

2.Верчения
Практические занятия в соответствии со спецификой образовательного учреждения являются основным видом обучения хореографическим дисциплинам и проводятся форме групповых, занятий. Групповые занятии проводятся в балетных залах. На практических занятиях совершенствуются двигательные навыки студентов, формируется исполнительская культура, приобретаются профессиональные педагогические, репетиторские, сочинительские навыки .

ТЕМА № 1. Поддержка 2-я руками

1. Поддержка 2-я руками за талию

П оддерживая ученицу двумя руками за талию, ученик чаще всего стоит позади нее . Такое положение является наиболее легким, и поэтому обучение начинают с него. Кисти его рук охватывают ее талию по линии пояса: большие пальцы лежат на длинных мышцах спины, ладони плотно прижаты к талии, локти опущены вниз, ноги в условной II позиции, т. е. не очень выворотны

2 . Малые и большие позы



3.Связующие и вспомогательные движения

Pas glissade. Pas balancé

Связующие и вспомогательные движения сольного классического танца: шаг, pas de bourrée (с переменой и без перемены ног), pas de bourrée et tournant, pas couru, flic-flac,pas chassé — имеются также и в дуэтном танце. Эти движения изучаются сначала отдельно, а потом включаются в танцевальные комбинации.

4. Поддержка в «падающих» позах и положениях

Каждой позе танцовщицы в дуэтном танце можно придать «падающее» положение. Для этого партнер, поддерживая партнершу любым приемом, наклоняет ее в нужном направлении и удерживает в «падающей» позе.



Контрольные вопросы

1.Какие формы поддержек 2-я руками за талию вы знаете?

2.Какая форма поддержек 2-я руками за талию изучается в 3 классе семестре?

Задание для самостоятельного образования
Прочитать методику исполнения движений в учебной литературе, знать правило исполнения поддержек 2-я руками за талию.
Тема 2. Поддержка за руки

1. Повороты 2. Туры 3. Обводки


1. Партнерша должна стремиться сделать поворот самостоятельно, едва придерживаясь за руку партнера, ее опорная нога активно помогает вращению. Посыл к повороту дает партнер. При повороте партнерша может изменить свою позу или остаться в той же.

2.Туры – исполняются из различных положений и поз. Форс партнерша получает от партнера и берет сама

3.Обводки с поддержкой партнерши за одну руку изучаются во всех основных позах классического танца. Рука партнерши, за которую ее поддерживает партнер, может быть в первой, во второй или третьей позициях. Во всех случаях ее рука сильно напряжена (то есть неподвижна в плечевом и локтевом суставах) и не нарушает принятой позиции.
Контрольные вопросы
1.Какие этапы обучения предшествуют поддержкам одной рукой?

2.Какие виды обводок встречаются в дуэтно-классическом танце?

3. Какие виды обводок встречаются в дуэтно-классическом танце?

Задание для самостоятельного образования
Прочитать методику исполнения движений в учебной литературе, знать правило исполнения поворотов, туров, обводок в дуэтно-классическом танце.


Фрагменты из классических балетов

Тема 1. Дуэт Ромео и Джульетты из балета «Ромео и Джульетта»
1. Небольшие подъемы до уровня плеч





2. Небольшие подъемы из «падающего положения»


Контрольные вопросы
1. Показать один из изученных дуэтов или его фрагмент с методическим

объяснением исполнения приемов поддержки данного дуэта. Указать на

возможные ошибки и методы их исправления.

2.Объяснить методику исполнения небольших подъемов до уровня плечи

небольших подъемов из «падающего положения».

Задание для самостоятельного образования

Знать исторические предпосылки создания балета «Ромео и Джульета»постановщиков, композитора, исполнителей, персонажи балета.


Тема 2. Pas de trios из балета «Лебединое озеро»

1. Туры 2. Обводки





Тема 3.Танец четырех кавалеров из балета «Спящая красавица»
1.Прыжки 2.Верчения



Контрольные вопросы

1. Дать методическое объяснение исполнения какого-либо приема партерной или воздушной поддержки по пройденной программе. Указать возможные ошибки и методы их исправления.

2. Дать методическое объяснение исполнения Туров, обводок, прыжков верчений , использованных в пройденном материале.
Задание для самостоятельного образования
Знать исторические предпосылки создания балета «Лебединое озеро», «Спящая красавица», постановщиков, композитора, исполнителей, персонажи балета.

2. Рекомендации и темы самостоятельного образования

Самостоятельные работы подготавливают студентов к написанию рефератов, созданию презентаций, учебных творческих проектов.

Наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации самостоятельной учебно-творческой деятельности студентов под руководством преподавателя.

Рекомендуемые темы для самостоятельного образования:

- изучение методической литературы по специальности ( учебники, учебно-методические пособия, спец. литература);

- изучение с целью использования в учебном процессе кино и видео материалов, электронно-цифровых источников с записью балетов, концертных программ классического наследия и современности;

-анализ исполнительской манеры танцовщиков различных школ классического танца;

-использование в классной практике отрывков из этих работ для творческого роста студентов;

-использование в классной практике отрывков из работ ведущих танцовщиков и педагогов;

Содержание и организация самостоятельного обучения состоит из максимального использования источников информационно-ресурсных центров, фонотек, видеотек, что способствует развитию знаний и навыков студентов.

2.1.Темы и задания для самостоятельной работы





Темы самостоятельных работ

Объем

(в часах)




3 семестр




1

Возникновение и развитие дуэтно-классического танца.

4

2

Положения рук в дуэтном танце.

4

3

Связующие движения в дуэтном танце.

5

4

Приемы воздушной поддержки в дуэтном танце.

5

4 семестр

1

Правила исполнения партерных поддержек.

4

2

Правила и принципы исполнения вращений с двух рук за талию.

6

3

Основные правила поддержки на вытянутых руках.

6

4

Правила и принципы сочетания поддержек с упором в комбинации allegro.

3


2.2.Требования к самостоятельной работе студентов

1. Требования к оформлению слайдов презентации:

- небольшой объем текста на слайде.

- использование разных видов слайдов: с таблицами, текстом, картинками, кластерами и т.д.;

- использование фотографии,  видеозаписи, звукового сопровождения;

- выделение важной информации жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием;

- хорошая читаемость шрифтов;

- оптимальный подбор стиля и цвета фона, шрифта, заголовков (не более трёх цветов в оформлении слайда);

- наличие элементов анимации (не  более  трёх  анимационных  эффектов на слайде).

2. Общие требования к презентации:

- количество слайдов не менее 15;

- первый слайд – титульный с указанием названия проекта, названия ВУЗа,

курса, семестра, имени автора;

- второй слайд – содержание (план) презентации (темы);

- последний слайд – глоссарий и список литературы;

3. Требования к представленной информации

- тема презентации соответствует программе учебного предмета, раздела;

- текст презентации, фотоматериалы, картинки, изображения, таблицы соответствуют теме проекта, задания;

- тема раскрыта в полном объеме;

- актуальность, точность и полезность содержания;

- достоверность информации об исторических справках и текущих событиях. 

4. Требования к защите презентации:

- самостоятельное составление презентации;

- владение, терминологией, понятийным аппаратом;

- знание и владение представленной информацией;

- изложение материала понятным доступным языком;

- исчерпывающие ответы на вопросы по теме;

5. Требования к составлению комбинаций экзерсиса

- соответствие комбинации программным требованиям предмета, году обучения;

- соблюдение принципа построения комбинации «от простого – к сложному»;

- соблюдение необходимой дозировки основного упражнения (в младших классах 6-8 раз, в дальнейшем 4-6 раз в зависимости от музыкального размера);

- оптимальное соответствие музыкального материала хореографическому

тексту

- присутствие логики в построении и развитии комбинации;

-оптимальное соотношение основного движения экзерсиса с дополнительными и вспомогательными движениями;

5. Требования к составлению учебной комбинации

- соответствие комбинации программным требованиям предмета, году обучения;

- оптимальное соответствие музыкального материала хореографическому

по темпу, ритму, характеру,

- соблюдение принципа построения «от простого – к сложному»;

- грамотное использование движений учебного материала;

- оптимальное соотношение музыки, лексики;

- использование ракурсов;

- наличие динамики и логики в построении и развитии комбинаций;

- наличие собственных комбинаций, вариантов и сочетаний движений, ракурсов,поз;

- знание теоретического материала и методики исполнения движений;

-грамотное объяснение и практическое исполнение поставленных комбинаций;

- исчерпывающие ответы на вопросы темы.
2.3. Критерии оценивания самостоятельной работы студента




Тема

Баллы

1.

Устные ответы на вопросы по изучаемым темам

5

2.

Подготовка и защита презентации

5



Основная и дополнительная литература и интернет ресурсы

Основная литература

1) Звёздочкин В.А .«Классический танец» Ростов - на Дону, 2003.

2) Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» Л.-М, «Искусство».

С-П 2008

3) Костровицкая В. «100 уроков классического танца». С-П 2009

4) Розанова Ю. А., С.М. Разумова «Балетные либретто» 2007
Дополнительная литература
1) Серебряников Н. «Поддержка в дуэтном танце» - 1985

2) Ваганова А.Я.«Основы классического танца» Л. 1980

3) Тарасов Н. «Классический танец» М. 1981

Ресурсы сети Интернет
1. www.garmonia.fili.narod.ru

2. www.plie.ru

3. www.Ledyah.Org.ru

4. www.dancehelp.ru

5. www. dancerussia.ru

6. www.CyberLeninka.ru

7. www. knowledge.allbest.ru

8. www.tancuem.com

9. www.Studfiles.ru

10. www.funt.ucoz.com


Интернет-сайты Ziyonet


  1. www.senat. gov.uz

  2. www.parliament.gov.uz

  3. www.gov.uz

  4. www.uza.uz

  5. www.ziyonet.uz

  6. www.infocom.uz

  7. www.uzreport.com

  8. www.jahonnews.uz

  9. www.eco.uz

  10. www.edu.uz


3. Глоссарий

Аннотация ключевых слов на узб. рус. англ. языке встречающихся в учебном материале

Т\Р

Инглиз

Ўзбек

Рус

Анотация

1

adagio

cекин

медленно

Комплекс движений в экзерсисе, основанный на различных формах releve и developpes

2

 a la seconde

ёнга 

в сторону 

Поза классическогог танца, нога поднята в сторону через II позицию на 90о и выше

3

allonge

Узайтириш

(қўл)

удлинённый

Положение рук в позе классического танца,локти рук выпрямлены, кисти повернуты наружу, что придает позе “летящий” характер

4

pas  emboite

кетма-кетлик

идти следом

Последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком

5

en dehors 

ташқарига 

наружу 

Направление движения работающей ноги от опорной ноги

6

en dedans

ичкарига

внутрь

Направление движения работающей ноги к опорной ноге

7

еntrechat

чалмаш

скрещенный

Вертикальный прыжок с 2-х ног, во время которого, ноги разводясь несколько раз , быстро скрещиваются

8

en tournant

айланиб

в повороте

Движение, исполняемое в повороте

9

entree

кириш

вход

Первая часть pas de deux

10

en l'air

хавода

в воздухе

Движение, исполняемое в воздухе

11

en face

олдидга

в лицо

Фронтальное расположение фигуры исполнителя по отношению к зрительному залу

12

aplomb

мувозанат

равновесие

Умение сохранять равновесие всех частей тела во время исполнения движений

13

arrondie

айлана шаклида

закруглённый

Обозначение округлого положения рук( от плеча до пальцев) в классическом танце

14

arabesque

холат

поза

Одна из основных поз классического танца

15

assemblé

йиғиб(сакраш)

собрать(прыжок)

Прыжок с выбрасыванием ноги вперед,в сторону, назад под углом 45о, 90о

16

attitudes

холат

поза

Одна из основных поз классического танца, особнность которой-согнутое колено поднятой назад ноги

17

balancer

тебраниш

качаться

Движение в котором, переступания с ноги на ногу, чередующее demi plie с подъемом на полупальцы, создает впечатление мерного покачивания

18

ballotté

тебраниш

качаться

Прыжок с продвижением вперед или назад

19

ballon

копток

мяч

Способность, подобно мячу, отталкиваться от пола перед высокими прыжками.

20

рor de bras

кўлни обориш

нести руки

Правильное движение рук в основных позициях с поворотом или наклоном головы,а также с перегибом корпуса

21

battements tendus

оёкни чузиб харакатланиши

отведение, приведение вытянутой ноги

Группа движений работающей ноги, вырабатывающие силу ног

22

battements tendus jeté

отиш

бросок

Движения исполняемые с броском ноги

23

relever

кутариш

поднимание

Подъем на полупальцы, пальцы

24

developpe

угирилган

развернутый

Движение,разновидность battements

25

battement soutenu

ушлаб туриш

поддерживать

Один из видовbattements

26

batteries


оёк харакати

для заносок

Движение подготавливающее ноги к прыжкам с заноской

27

brisé

синдириш

ломать

Прыжок во время которого пролет опорной ноги как бы прерывается ударом рабочей ноги

28

battus 

урмок

бить

Прыжковые движения , усложненные ударом одной ноги о другую

29

glissadе

сирпанвоқ

скользить

Маленький прыжок из v позиции с продвижением вслед за вытянутым носком ноги

30

grands battements

катта отиш

большой бросок

Большой бросок ноги на 90ои выше в различных направлениях

31

grand plié

катта ўтириш

большое приседание

Приседание на 2 ногах ,сгибание колена до предела с отрывом пятки от пола

32

demi-plié

ярим ўтириш

полупресидание

Приседание на 2 ногах или одной,не отрывая пяток от пола

33

dessus-dessous

устида, тагида

над, под

Мелкие танцевальные шаги,открываемая в начале движения ногаидет вперед,подменяя собой другую ногу, а та , начиная движение подставляется сзади

34

double

иккитали

двойной

Термин указывае на двойное исполнение pas

35

corps de ballet

балет жамоаси

состав балета

Коллектив танцовщиков исполняющих групповые, массовые танцы и сцены

36

cabriole

хавода битта оёқ иккинчи оёқни уради

удар с одной ногой о другую в прыжке

Один из сложных прыжков, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх

37

сoda

рақсни тез якуний қисми

заключительная часть

Заключительная часть pas de deux

38

croisée

чалмаш

скрешенный

Одно из основных положений классичекого танца,в котором линии скрещиваются

39

sur le cou-de-pied

тўпиқ олдида

на щиколотке

Положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке6 опорной ноги (спереди или сзади)

40

сoupé

тепки

толчёк

Вспомогательное движение перед прыжком или другим pas

41

battements releve lent

секин кутариш

медленное поднимание

Поднимание вытянутой ноги на 90о и выше в различных направлениях и положениях классического танца

42

exercice

машқ

упражнение

Комплекс упражнений вырабатывающий профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники

43

pas

кадам

шаг

Отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца, многочастная форм классического балета

44

pas de basque

баск кадами

шаг баска

Прыжок с ноги на ногу

45

pas de bourrée suivi

узви

связный

Равномерное мелкое переступание в I илиVпозициях с продвижением во всех направлениях

46

pas de chat

мушук кадам

кошачий шаг

Прыжковое движение, имитирующее легкий, грациозный прыжок кошки

47

pas de deux

биргаликда ракс

танец вдвоём

Балетная форма , демонстрирующяя мастерство исполнителей

48

pas de trois

уч кишилик ракс

танец втроём

Балетная форма , демонстрирующяя мастерство исполнителей

49

tombee

йиқилмоқ

падать

Перенесение центра тяжести с опорной ноги на открытую ногу в одном из трех направлений

50

passé

уткинчи харакат

проходить

Путь работающей ноги при переходе из одной позы ьв другую


МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА НАЦИОНАЛЬНОГО ТАНЦА И ХОРЕОГРАФИИ

Зарегистрировано:

№ БД-5151300-3.01

«___»______201__ года


Министерство высшего и среднего специального образования

___________________________

«___»_____________201__ года



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДУЭТНО- КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА»

Область знания: 100 000 – «Гуманитарные науки»

Область образования 150 000 – «Искусство»

Направление образования 5111000-Профессиональное образование

(5151300 «Педагог- хореограф»)


Ташкент – 2017


Рабочая учебная программа по предмету утверждена приказом №____от_ «____»_______2017года Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (приложение № ___)
Учебная программа одобрена координационным Советом учебно-методического объединения Высшего и среднего специального образования.

Протокол № ___от «___»________201__
Программа утверждена учебно-методическим советом ТГВШНТиХ .

Протокол №_____ от «_____»_________201__ года).

Составитель:

Хамидова Л.В. - старший преподаватель кафедры хореографии

ТГВШНТиХ.

Рецензенты:

Ходжисаидова Р.Ю., - Заслуженный работник культуры Республики

Узбекистан
Хасанова Л.Т. , – доцент кафедры хореографии ТГВШНТиХ.

Учебная программа рассмотрена и утверждена учебно-методическим советом ТГВШНТиХ . (Протокол № _ от «___» _________ 201__)
I. Актуальность предмета и его место в программе высшего профессионального образования

Дуэтно – классический танец является одной из основных дисциплин в хореографических образовательных учреждениях. Предмет«Теория и методика дуэтно - классического танца» рассчитан на 1 год обучения и предполагает сочетание теоретических и практических занятий.

Весь ход учебного процесса направлен на гармоничное развитие личностных качеств студентов, вооружение их знаниями, включающих в себя новые педагогические и информационные технологии.

В учебном плане предмет «Теория и методика дуэтно - классического танца» находится в 5 блоке - «Блок дополнительных дисциплин», и изучается на протяжении 2 семестров.

Теоретический курс предмета знакомит студентов с формированием и развитием системы дуэтно-классического танца, методикой выполнения поддержек, построения комбинаций.

Цель практического курса - изучение и овладение техникой поддержки.

Постепенное усложнении учебных комбинаций дает возможность изучать танцевальные дуэты из спектаклей классического и современного репертуара. Музыкальная драматургия балетных спектаклей обогащает лексику хореографического искусства, дополняет программу специальных дисциплин. Профессиональное исполнение материала или импровизации создают в классе творческую атмосферу, помогают понять студентам поставленные перед ними задачи и способствуют формированию художественного вкуса.
II. Цели и задачи предмета

Цели предмета: подготовка специалиста владеющего в совершенстве теоретическими, методическими и практическими основами преподавания дуэтно - классического танца, грамотно использующего в своей работе новые педагогические и информационные технологии, имеющего навык самостоятельной работы, умеющего проанализировать и исправить допущенные ошибки в исполнении, в составлении комбинаций и урока дуэтно -классического танца;

Задачи предмета

-обучить техническим приемам поддержки;

-дать определение понятиям: темп урока, толчок, чувство единого темпа, контакт партнеров в дуэтном танце;

По итогам усвоения предмета студент должен приобретать знания, навыки и квалификацию указанные в Государственных стандартах.

Иметь представление:

-об истории возникновения и развития дуэтно – клссического танца;

-о формах дуэтного танца;

-о приемах поддержек в дуэтном танце;

-о видах дуэтно-классического танцев( pas-de-deux, adajio);

-о построени урока дуэтно – клссического танца;

Должен знать и уметь использовать:

-виды приемов поддержки;

-технику поддержки;

-музыкальное оформление урока;

- примеры дуэтов из репертуара современных и классических балетов;

Иметь навык:

-исполнения лучших образцов дуэтного танца классического и современного репертуара .
III. Основная часть

Дуэтно-классический танец в системе профессионального образования.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта