вступление к книге серебренникова поддержка в дуэтном танце. дуэтно-классический танец. Министерство высшего и среднего специального образования ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии учебно методический комплекс
Скачать 0.81 Mb.
|
Дуэтный танец (дуэт)П арный танец танцовщика и танцовщицы. Может быть частью спектакля или самостоятельным номером. Дуэтные танцы. часто используются в балетах классич. наследия: лирические - Одетта и Зигфрид (балетм. Л. И. Иванов), героические - "Пламя Парижа" (балетм. В. И. Вайнонен), празднично-бравурные "Дон Кихот" (балетм. А. А. Горский).Не всякое общение на сцене танцовщика и танцовщицы является Д. т. Дуэт двух танцовщиц или двух танцовщиков может представлять собой "танцевальный диалог" или сцену-дуэт - Марии и Заремы (балетм. Р. В. Захаров) или Отелло и Яго (балетм. В. М. Чабукиани). Дуэтный танец получил развитие в 18-19 вв. в спектаклях Ж. Доберваля, Ш. Дидло, Ж. Перро, Авг. Бурнонвиля. Дуэтные танцы этих балетмейстеров строились преимущественно на партерных поддержках и танц. комбинациях (дуэты Рыбака и Невесты в балете Бурнонвиля "Неаполь, или Рыбак и его невеста"). Яркий, технически сложный Дуэтный танец получил наибольшее развитие в балетах М. И. Петипа, Л. И. Иванова, А. А. Горского. Постепенно техника и драматургич. построение дуэтного танца развивались и усложнялись, появились воздушные поддержки, гимнастические и акробатические элементы, ставшие составной частью дуэтного танца. Особенно большое развитие получил дуэтный танец в творчестве современных балетмейстеров, внёсших в него много новых элементов, обогативших хореографическую пластику. Дуэты, созданные для концертных программ Г. Я. Голейзовским, Л. В. Якобсоном, Мессерером и др., выразительны, пронизаны поэзией, обладают красотой пластического рисунка ("Скрябиниана", балетм.Голейзовский, "Охотник и птица" на муз. Грига, балетм. Якобсон, "Весенние воды" на муз. Рахманинова и "Мелодия" на муз. Глюка, балетм. Мессерер). Широкое развитие получил дуэтный танец в творчестве Ю. Н. Григоровича. В его "Ромео и Джульетте" пять дуэтов главных героев раскрывают всю историю их взаимоотношений. Обучение технике поддержки в дуэтном танце входит в программы хореографических училищ в качестве обязательной специальной дисциплины для учеников старших классов. З олотые руки Виртуозного танцора, казалось бы, логично награждать титулом «Золотые Ноги», как награждают футболистов. Однако, если говорить о мужском русском классическом экзерсисе 20-го века, то здесь всё развитие ушло не в ноги, а в руки. То есть основным направлением развития в мужской русской классической хореографии стал дуэтный танец и соответственно техника поддержки. В отношении же прыжков и вращений русский мужской экзерсис в 20-м веке не намного ушёл от танцоров века 19-го. Хотя, например, на репетициях многие танцовщики осваивали tour enl’air в три оборота, но исполнять в постановках такой прыжок практически никто не нашёл нужным и интересным. Зато искусство поддержки развивалось не только в глубину, но и в ширину. Если в 20-е годы на поддержку на прямые руки были способны только отдельные отважные танцоры и их такие же отважные партнёрши. То уже к 60-м годам весь комплекс динамических, воздушных, силовых поддержек стал обязательной частью русской балетной школы. Что отразилось, например, в специальных научно-популярных фильмах, как «Наиболее сложные элементы воздушной поддержки» (1973). Но в первую очередь это отразилось в спектаклях, где каждый танцор, претендующий на солиста обязан был демонстрировать виртуозное владение поддержкой в дуэтном танце. Для примера в закромах balletoman.com сохранился ролик с «попурри» разных спектаклей замечательного, хотя и не очень именитого, танцора Станислава Власова, где в его лице представлен уровень дуэтного танца 60—70-х годов прошлого века. Почему же именно дуэтный танец и поддержка стали центром внимания мужской русской хореографии? Как будто именно этими поддержками и больше ничем другим нельзя выразить что-то очень главное, важное, нужное, не второстепенное. В прошлом веке на концертах становится очень популярными дуэт и вариации из балета «Дон Кихот» Минкуса. Несмотря на название, большого отношения к произведению Сервантеса этот балет Людвига Минкуса не имеет. В центре балета юноша Базиль и девушка Китри, которые любят друг друга и хотят пожениться, а Дон Кихот там что-то вроде боевого свадебного генерала, который всячески их благословляет. И со временем эти вариации становятся отдельным популярным концертным номером. Дуэт и вариации Китри и Базиля — это замечательный гимн молодости и любви — любви простой, обычной, совсем не мистической или роковой, как в «Лебедином озере» или «Жизели». Соответственно этот гимн любви требуют от танцоров легкости, с улыбой на лице исполнения элементов, светлой и радостной манеры танца. Тем чем, например, обладал замечательный танцор ИльгизГалимуллин — балетный артист из Татарии 80-х годов. И, что самое важное, любой гимн любви, выраженный в танце, требует обязательно виртуозных поддержек, иначе это будет не полноценный гимн любви. Потому что как ещё кроме поддержки можно выразить, что Любовь Превыше Всего? Без техники поддержки это никак больше не выразить. Дуэтно-классический танец понятие широкое и многообразное. В данной программе ставится цель рассказать об учебном процессе предмета дуэтной поддержки, о технических приемах помощи танцовщика танцовщице в дуэтно-классическом танце, затронуть общие вопросы методики. Изучение художественного классического наследия является одной из важных задач в подготовке специалистов педагогов-хореографов и балетмейстеров – режиссеров. Танцевальный дуэт существовал ещё в XVIII–XIX веках. В постановках Дидло, Перро и у балетмейстеров более позднего периода появляются танцевальные комбинации с поддержками, которые до сих пор тщательно изучаются. Законы действенности, смысла, одухотворенности правомерны и сейчас. Балеты крупнейшего хореографа второй половины XIX века Мариуса Петипа являются средоточием основных принципов поддержки в дуэтном танце. Изучая первоосновы классических балетов, студенты – познакомятся с традициями прошлого, максимально приблизятся к достоверному классическому наследию. Д уэт в современном понимании – это танец, наполненный чувством, смыслом, содержанием, иногда он является сюжетным звеном, двигающим интригу спектакля. Дуэты изобилуют сложными поддержками, иногда партерными, иногда воздушными, в зависимости от фантазии, «почерка» балетмейстера и построения задуманного произведения. Лексика интенсивно развивающихся современных танцевальных направлений, сложные акробатические поддержки, элементы художественной и спортивной гимнастики стали неотъемлемой частью новых хореографических постановок. Искусство балета находит новые формы, пластические средства для выразительного танца. Изучая данную дисциплину студенты научаться основным техническим приемам дуэтной поддержки, познакомятся с классическими балетными образцами. Одной из основных задач является умение работать в паре, важен внутренний контакт студентов в общении между собой в танце, единый темпо-ритм, единое музыкальное восприятие и замысла балетмейстера, актерское понимание поставленной задачи. Балет — высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Главное выразительное средство балета — система европейского классического танца. В исторически сформировавшейся программе подготовки педагогов – хореографов и балетмейстеров-режиссеров классический танец является базой, формирующей комплекс из следующих дисциплин сценического танца: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. — народно-характерный), исторический танец, современный танец, узбекский танец и актерское мастерство. В основе выразительных средств балета лежит сценический танец — один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене. К разновидностям сценического танца в балете относятся: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. — народно-сценический), исторический танец, а также используемые в балетах виды современного танца. Перечень рекомендуемой литературы Основная литература 1) Звёздочкин В.А .«Классический танец» Ростов - на Дону, 2003. 2) Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» Л.-М, «Искусство». С-П 2008 3) Костровицкая В. «100 уроков классического танца». С-П 2009 4) Розанова Ю. А., С.М. Разумова «Балетные либретто» 2007 Дополнительная литература 1) Серебряников Н. «Поддержка в дуэтном танце» - 1985г. 2) Ваганова А.Я.«Основы классического танца» Л. 1980 3) Тарасов Н. «Классический танец» М. 1981 Актуализация знаний 1. Что характерно для дуэтного танца 18 века? 2.Какие исторические предпосылки способствовали развитию дуэтно-классического танца? 3.Принцип каких поддержек использовал в своем творчестве М. Петипа?
Лекция №2 Основные правила поддержек с различных приемов План: 1.Дуэт и его виды 2.Поддержки одной рукой. 3.Обводки и их виды. Ключевые слова: Дуэтом называется танец, исполняемый двумя партнерами. Дуэты можно разделить на три вида. Простейший из них - танец в унисон, подобные дуэты называются «двойками», и исполняются они обычно танцовщиками одного пола. Второй вид дуэта - танец мужчины и женщины. Он может быть сочинен на определенную тему: любви или ненависти, радости встречи, печали расставания и т. д. два действующих лица в этом случае выражают в танце свои чувства и взаимоотношения. Т ретий и высший вид дуэта - это танец - диалог, когда каждый из партнеров проводит в пластической форме свою тему, несущую мысль и чувство. В развитии и борьбе этих двух тем они приходят к единству или победе одного над другим. Дуэт может закончиться и гибелью одного из персонажей. Правила исполнения дуэтного танца Правила исполнения дуэтного танца изучаются в хореографических колледжах на уроках поддержки, но на практике иногда наблюдается отступление от этих правил, что приводит к разрушению художественного впечатления от танцевального произведения. Что значит, в совершенстве владеть искусством поддержки? Достаточно ли танцовщику обладать незаурядной физической силой и знать все приемы обращения с партнершей в партерных движения и воздушных подъемах? Поддержка в классическом танце тем и отличается от акробатической, что она должна быть именно искусством, а не ловкой работой. Артист должен очень хорошо знать все особенности танца своей партнерши, чувствовать ее индивидуальную манеру исполнения, а также технические возможности - амплитуду прыжка, устойчивость в трудных позах на пальцах, темп пируэтов, ритм и динамику танца. Если этого не будет, не будет и дуэта в полном смысле этого слова. П артнеры должны сработаться так, чтобы все технические трудности были для зрителей совершенно неощутимы, только тогда это будет танец, а не школьное упражнение. В данной работе приводится пример партерной поддержки - поддержка одной рукой (обводки). Обводки с поддержкой ученицы за одну руку изучаются во всех основных позах классического танца. Рука ученицы, за которую ее поддерживает ученик, может быть в первой, во второй или третьей позициях. Во всех случаях ее рука сильно напряжена (то есть неподвижна в плечевом и локтевом суставах) и не нарушает принятой позиции. Поддержка одной рукой Все движения, изученные ранее с поддержкой двумя руками за талию и за две руки, нужно повторить с поддержкой одной рукой. Последовательность приемов следующая: за кисть, за запястье, за талию в охват, за талию кистью одной руки, а также в сочетании перечисленных приемов. Например, партнерша в позе attitude effacee на левой ноге. Партнер слева от нее, поддерживает ее правой рукой за талию в охват. Она сгибает левую руку в локте и кистью опирается на его правое плечо. Исходное положение:во время исполнения партнершей developpe, developpepasse, grand rond de jambe и других движений партнеру необходимо помнить об отклонении ее корпуса в сторону, противоположную поднятой ноге. Поэтому он должен быть предельно чутким и помогать партнерше отклонять корпус в нужном направлении. При этом позиция руки партнерши строго сохраняется. Пример 1. Партнерша в пятой позиции, правая нога впереди, положение ног efface. Из этого положения она опускается на левое колено и садится на пол, не разгибая левой ноги, правая нога выпрямлена в направлении точки 2. Правая рука в первой позиции, левая -- во второй, ладонями вниз. Левое плечо отведено, и весь корпус немного отклонен назад. Партнер стоит лицом к партнерше на расстоянии одного шага, по диагонали из точки 2 в точку 6, положение рук и ног произвольное, в зависимости от задания преподавателя. Партнер подает правую руку, а партнерша плавным движением сверху опускает кисть правой руки в кисть правой руки партнера. Легким незаметным толчком правой руки в руку партнерши партнер подает сигнал к началу движения, после чего она поднимается с пола сначала на левое колено, а затем, перейдя на стопу правой ноги, встает на пальцы, принимая позу attitudeeffacee или I arabesque. Поза attitude с поддержкой за кисть руки. Во время этого перехода партнерша не сгибает правой руки, то есть не подтягивается на руке. Партнер, подав сигнал к началу движения, делает большой шаг назад, энергично помогает ей встать и удерживает ее в устойчивой позе на пальцах. Рука партнерши, за которую ее поддерживает партнер, должна быть совершенно неподвижна в плечевом суставе. Сочиняя учебное adagio или allegro, преподаватель должен предельно варьировать все элементы дуэтного танца и создавать каждый раз новые условия, иногда специально неудобные, с тем, чтобы развивать в партнерах чувство ловкости, умение быстро ориентироваться и приспосабливаться к разнообразным танцевальным комбинациям, которые в дальнейшем встретятся на сцене. Повороты Партнерша должна стремиться сделать поворот самостоятельно, едва придерживаясь за руку партнера, ее опорная нога активно помогает вращению. Посыл к повороту дает партнер. При повороте партнер может изменить свою позу или остаться в той же. Пример 1. Партнерша спиной к точке 1, на пальцах правой ноги, левая – sur lecou-de-pied сзади; правая рука в третьей позиции обращена ладонью к ученику, левая -- в подготовительном положении. Партнер-- лицом к партнерше. Правой рукой, обращенной ладонью к партнерше, он берет ее за кисть правой руки, ладонь в ладонь. Левая рука открыта в сторону. Из этого положения партнер движением кисти правой руки начинает поворачивать партнершу в правую сторону, продолжая плотно держать ее руку. Во время поворота правая рука партнерши находится в условной третьей позиции, то есть точно над головой, партнер не должен отводить ее в сторону, вперед или назад. При переходе к следующему повороту в ту же сторону кисти рук партнеров принимают первоначальное положение следующим образом: из завершающего положения партнер скользящим движением поворачивает кисть правой руки ребром вверх до положения ладонь в ладонь. В это время партнерша слегка расслабляет кисть правой руки, но старается не выпустить его кисть. Данным приемом производят нужное количество поворотов. Поворот следует делать и в обратную сторону. Пример 2. Исходное положение партнеров то же, но партнер держит правую руку в первой позиции ладонью вверх, а партнерша подает ему правую руку сверху, ладонь в ладонь. Партнер открывает правую руку во вторую позицию, тем самым поворачивая партнершу на половину круга, спиной к себе. Затем эту же руку он поднимает в третью позицию и сильным движением кисти завершает полный поворот партнерши. Следует изучать этот поворот и в обратную сторону. Положение кистей рук партнеров остается неизменным (ладонь в ладонь, крепко сжаты), меняется только их ракурс. Повороты за одну руку исполняются также с поддержкой партнерши за запястье. Такой поворот производится сильным движением кисти руки партнера. Партнерша содействует повороту движением опорной ноги, описанным выше. Пример 3. Неполные повороты с поддержкой партнерши кистью одной руки за талию. Партнерша стоит в позе attitude croisee на левой ноге. Партнер - за ее левым плечом, держит ее кистью правой руки за талию (по линии пояса ближе к правому боку). Он поворачивает партнершу влево и отходит назад, стараясь все время держаться за ее левым плечом. Она принимает позу I arabesque. Если одного движения кисти партнера не хватает для того, чтобы партнерша оказалась в нужном положении, он смещает кисть своей руки скользящим быстрым движением по линии ее пояса в сторону, противоположную вращению, и снова поворачивает партнершу. Обводки и их виды Пример 1. Обводка с поддержкой партнерши одной рукой за кисть, ладонь в ладонь. Партнерша с шага на правую ногу принимает позу attitude effacee. Партнер стоит лицом к партнерше и подает ей правую руку, повернутую ладонью вверх. Она подает ему правую руку ладонь в ладонь, строго сохраняя первую позицию. В этом положении партнер обводит ее по кругу в правую сторону. Его шаги должны быть ровными, в заданном музыкальном ритме. Каждый шаг нужно делать по линии условного круга, не приближаясь и не отходя от партнерши. Во время обводки исходное положение партнеров строго сохраняется. Сначала рекомендуется изучать обводки в очень медленном темпе и отдельно, а затем включать их в различные комбинации. П ример 2. Обводка с поддержкой партнерши одной рукой за запястье. а) Партнерша в позе I arabesque (высокий) на правой ноге, партнер стоит лицом к ней и держит ее правой рукой за запястье правой руки. Совершая обводку, партнер должен сохранять первоначальное расстояние, идя по кругу влево. Если в этой же позе партнер держит ее левой рукой, то он, как правило, должен двигаться по кругу вправо. б) Партнерша на левой ноге в позе ecartee (вперед или назад). Правая ее рука в третьей позиции, левая во второй.Партнер, стоя слева от нее, держит ее правой рукой за запястье правой руки. При обводке левая рука партнерши чуть касается локтем груди партнера. Обводки партнерши в различных позах также изучаются с движением партнера по кругу спиной (то есть он отступает назад). Это наиболее трудный вид обводки, но принцип и основные правила остаются те же. поддержка дуэт поворот обводка тур Пример 3. Обводка с поддержкой партнерши кистью одной руки за талию. В этой обводке партнеру приходится пользоваться несколько необычным приемом. Рассмотрим его сначала на примере port de bras, с поддержкой партнерши одной рукой за талию. Партнерша в позе I arabesque на левой ноге. Партнер стоя за ней, держит ее правой рукой за талию так, чтобы его большой и указательный пальцы оказались на линии пояса, а ладонь плотно прижатой к ее правому боку. С этого положения партнерша делает большое port de bras вперед. Как только она начинает наклоняться, партнер слегка, едва заметно, подает ее корпус вперед, но ее устойчивость тем не менее сохраняется благодаря поддержке. После port de bras ее поза приобретает легкость и еще большее изящество. Она возвращается в первоначальную позу, а партнер придает ей положение устойчивости. Добившись от партнеров полного понимания и технического усвоения этого приема, следует приступать к изучению обводки с поддержкой одной рукой за талию. Обводка исполняется следующим образом. Сместив корпус партнерши чуть вперед, партнер кистью правой руки дает посыл к повороту и производит обводку в правую сторону. После обводки он возвращает партнершу в устойчивое положение. По этому принципу изучаются обводки в позах II, III и IV arabesques, а также в позе attitude и др.Необходимо научить партнера в этих обводках держать партнершу кистью одной руки за талию не только сверху, но и снизу, то есть под наклоненным корпусом. Есть другой вид обводки с поддержкой партнерши за талию. Например, партнерша стоит в позе attitude croisee на правой ноге, ее корпус отклонен чуть назад и вправо, руки в третьей позиции.Партнер -- лицом к ней. Кисть его правой руки находится на линии ее пояса, немного сдвинута назад, ближе к ее правому боку. Правая рука партнера чуть согнута в локте, корпус и голова отклонены назад. Затем партнер чуть отводит корпус партнерши от себя, и она как бы «повисает» на его руке. (Принцип приема тот же, что и при исполнении port de bras.) В этом положении партнер идет по кругу влево или отступает назад. (В начале обучения следует делать половину круга, целый круг, затем два, три и более поворотов.) По окончании обводки партнер возвращает партнершу в устойчивое положение, слегка «притягивая» ее корпус к себе. При обводке партнерши в позе ecartee с поддержкой одной рукой за талию партнер не должен пользоваться описанным приемом. В этой позе он должен сохранять точно положение устойчивости партнерши. При исполнении обводок с поддержкой одной рукой за талию партнеры, как правило, должны иметь одну точку соприкосновения. При всех поддержках партнерши за талию кистью одной руки партнер не должен сильно сжимать пальцы или держать ее за одежду. Его кисть с отведенным большим пальцем плотно охватывает талию партнерши по линии пояса сбоку, спереди или сзади, в зависимости от позы партнерши. В классических дуэтах встречаются обводки, когда партнеры стоят лицом друг к другу в следующем положении: ее правая рука вытянута вперед, ладонь лежит на правом плече партнера. Его правая рука на ее правом плече. Таким образом, их руки как бы переплетены. Туры Пример 1. Туры с поддержкой партнерши за кисть руки. Партнерша в позе attitude effacee на правой ноге.Партнер стоит лицом к ней, держит ее правой рукой за правую руку, ладонь в ладонь, по первой позиции. Партнерша переходит с пальцев в demipile и берет форс на тур en dedans. Правая рука партнера в момент поддержки должна быть крепкой и упругой. Сразу же после того, как партнерша оттолкнулась от его руки и начала вращение, ученик мгновенно переводит обе руки на ее талию и поддерживает до завершения туров, останавливая в заданном положении Пример 2. Туры с поддержкой партнерши за запястье одной руки. Партнерша в позе I arabesque (высокий) на правой ноге, лицом к точке 3Партнер стоит лицом к ней на расстоянии одного шага, поддерживает ее правой рукой за запястье правой руки. Партнерша делает тур en dedans, оставляя правую руку в третьей позиции, левую подводя в подготовительное положение. В момент форса партнер переводит ее правую руку в положение над головой, то есть в условную третью позицию, тем самым устанавливая вертикальную ось вращения партнерши. Когда партнерша берет форс, рука партнера должна быть достаточно упругой, так как партнерша отталкивается от нее. В момент вращения нельзя сжимать запястьепартнерши, ее рука должна свободно поворачиваться в кисти партнера. Если после туров партнерша снова принимает позу I arabesque партнер должен вернуть ее руку (которая во время вращения была над ее головой) в исходное положение. Сделать это нужно в тот момент, когда ее левая нога после туров раскрывается в позу I arabesque. После вращения партнерша должна остановиться самостоятельно, не рассчитывая на помощь партнера. Если взятый ею форс слишком велик для заданного количества туров, партнер, желая остановить вращение, крепко сожмет запястье ученицы и тем самым может повредить ее руку. При турах с поддержкой за запястье партнер может находиться не только лицом к партнерше но и стоять за ней. Пример 3. Туры, во время которых партнерша держится одной рукой за палец партнера. В данном случае перед началом туров партнер должен установить руку партнерши. Качество и количество этих туров зависит от того, насколько точно партнер уловит условную ось вращения партнерши и установит ее руку точно над ее головой. Эти туры изучаются с шага, с tombe, pas de bourree или другого движения, с которого партнерша может взять форс самостоятельно. После туров нужно уметь останавливаться во все малые и большие позы классического танца. Если партнерша останавливается на пальцах, партнер, как правило, помогает ей, поддерживая ее свободной рукой за руку или за талию. Если же она после вращения переходит в demi plie, ей не обязательна помощь партнера Пример 4. Тур в позе attitude, во время которого партнер подхватывает партнершу одной рукой за талию. П артнерша на левой ноге, на пальцах, правая -- a laseconde на 90°, руки во второй позиции. Партнер рядом, справа от нее, лицом к точке 1, держит ее за правую руку своей левой, ладонь в ладонь. Сделав demi plie на левой ноге, партнерша отталкивается от руки партнера, берет форс и делает тур en dehors в позе attitude, поднимая руки в третью позицию. Дав возможность партнерше сделать тур самостоятельно, партнер делает большой шаг к ней (в тот момент, когда ее левое плечо обращено к нему) и подхватывает ее за талию правой рукой. Партнерша раскрывает левую руку во вторую позицию и, охватив партнера за шею, опирается на оба его плеча. Подхватив партнершу во время тура, партнер, не прекращая вращения, с той же скоростью двигается по кругу и останавливает партнершу в позе attitude effacee. Данный прием имеет различные варианты: партнер, подхватив партнершу одной рукой за талию, двигается по кругу, делая два, три и более поворотов; партнерша кистью левой руки, согнутой в локте, опирается на правое плечо партнера; партнерша делает полтора тура самостоятельно, и только тогда партнер поддерживает ее в охват за талию, и др.В поддержке этих туров партнер должен вовремя подойти к партнерше, продолжая повороты, не «сбить» ее с оси вращения и двигаться по кругу с той же скоростью, с которой партнерша начинает туры. Поддержка в «падающих» позах и положениях Пример 1. Опускание партнерши в «падающее» положение в позе 1 arabesque с поддержкой одной рукой в охват за талию. Партнерша в позе I arabesque (высокий) на левой ноге. Партнер -перед партнершей лицом к точке 1, поддерживает ее в охват за талию правой рукой так, чтобы концы пальцев касались ее правой тазовой кости. Его левая рука отведена в сторону и обращена ладонью вниз. Стопа правой ноги партнера плотно приставляется к носку опорной ноги партнерши спереди. Партнерша в это время левым бедром опирается на правое бедро партнера. Встав вплотную к партнерше, он делает выпад на левую ногу в сторону и опускает партнершу в «падающее» положение. Его правая нога и корпус в момент выпада должны составлять прямую линию. Возврат в исходное положение партнер производит при помощи толчка левой ногой. Завершающая поза может быть любой, в зависимости от задания преподавателя. Пример 2. Опускание, в котором оба партнера принимают «падающее» положение. Партнеры лицом к точке 1.партнерша с правой стороны от партнера. Левой рукой она берет его под руку и кладет свою ладонь в его правую ладонь (ребром кисти вниз). Правая рука партнерши и левая рука партнера находятся в подготовительном или ином заданном положении. Партнерша встает на пальцы по пятой позиции, правая нога впереди. Партнер сначала приставляет стопу своей правой ноги вплотную к носкам партнерши, а затем и левую подводит к правой. В этот момент оба партнера, держась за руки, сохраняют равновесие-баланс. Приняв исходное положение, партнеры медленно раскрывают руки через первую позицию во вторую (она -- правую, он -- левую); одновременно с этим движением она вытягивает левую руку, а он, не разгибая локтя правой руки, плотно прижимает кисть партнерши к своей груди. Из этого положения партнер медленно разгибает в локте правую руку, и, когда его рука выпрямляется до конца, оба партнера оказываются в «падающем» положении, сохраняя при этом равновесие. Возврат в исходное положение партнер производит резким рывком правой руки, одновременно отставляя левую ногу на полшага в сторону. Вернув партнершу в вертикальное положение, он поддерживает ее двумя руками за талию, а она принимает позу, заданную преподавателем. На протяжении всего опускания корпус партнеров не прогибается, а остается все время прямым. При любом опускании с поддержкой партнерши за кисть руки партнер должен стараться сохранять ее кисть в естественном положении. Пример 3. Опускание партнерши в «падающее» положение в позе I arabesque с поддержкой одной рукой за кисть. Партнерша в позе I arabesque на левой ноге. Партнер - стоит вплотную позади нее, левой рукой держит ее за запястье левой руки, правой -- снизу за кисть правой руки, ладонь в ладонь. Приняв исходное положение и установив партнершу на пальцах, ученик приставляет стопу своей правой ноги к носку ее опорной ноги сзади. Сделав demi plie на правой ноге и выставив левую ногу вперед для упора,партнер отпускает ее левую руку свою же правую, плотно прижатую к груди, медленно разгибает в локте и опускает партнершу в «падающее» положение. Возврат в исходное положение партнер производит резким рывком правой руки, подтягивает партнершу к себе и удерживает ее двумя руками за талию или за запястья обеих рук. Перечень рекомендуемой литературы Основная литература 1) Звёздочкин В.А .«Классический танец» Ростов - на Дону, 2003. 2) Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» Л.-М, «Искусство». С-П 2008 3) Костровицкая В. «100 уроков классического танца». С-П 2009 4) Розанова Ю. А., С.М. Разумова «Балетные либретто» 2007 Дополнительная литература 1) Серебряников Н. «Поддержка в дуэтном танце» - 1985 2) Ваганова А.Я.«Основы классического танца» Л. 1980 3) Тарасов Н. «Классический танец» М. 1981 Актуализация знаний 1.Какие виды дуэтов существуют ? 2.Какие этапы обучения предшествуют поддержкам одной рукой? 3.Какие виды обводок встречаются в классическом танце?
1.2. Рекомендуемые темы практических занятий: Приемы партерной поддержки. |