Дипломная работа. Ракитина Н.А. тзу 101. Минобрнауки россии
Скачать 1.77 Mb.
|
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ ОМСКА ПО АЛТАЙСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ 2.1. Туристско-рекреационный потенциал Горного Алтая для организации культурно-познавательных туров Алтай – это уникальнейшая и неповторимая по своим природным богатствам горная страна. Большой интерес Алтай представляет и для тех, кого интересует культура, история, археология. Ведь Алтай считается одной из колыбелей человечества. Однако воспользоваться его туристско-рекреационным потенциалом в полном объеме очень сложно, из-за слабо развитой туристской инфраструктуры и низкого уровня сервиса. Алтай располагается в самом центре Азии, он удален приблизительно одинаково от трех океанов Земли – Северного-Ледовитого, Индийского и Тихого. С древних тюркских языков Алтай переводится как «золотой». Это название отражается в легендах о бесчисленных богатствах кочевых племен, и реальных месторождениях золота в щедрой алтайской земле, и в уникальной красоте этой горной страны. К Алтаю очень часто применяют слово «уникальный», которое употребляется сегодня к месту и не к месту, но именно в этом случае это слово обрело свой первоначальный смысл: единственный, неповторимый, особенный. Алтай – это огромные, бесконечные пространства еще нетронутые цивилизацией природы, которые находятся совсем рядом с современными городами. Уникальность Алтая еще заключается в том, что здесь очень близко друг с другом соседствуют разные природные зоны. Рассвет можно встретить в степи, в полдень оказаться в тайге, а закат того же дня провожать на горном перевале. На Алтае находится озеро Телецкое, которое относится к числу пятнадцати самых глубоких озер мира. Озеро Телецкое в народе называют «младшим братом» Байкала. И в правду по форме они очень похожи, еще они схожи по чистоте воды, она очень чистая и прозрачная. Озеро Телецкое не менее известное и красивое, исследователи до сих пор узнают о нем что то новое и интересное. Недавно выяснилось, что его максимальная глубина намного больше ранее обозначенных 325 метров [43]. Самая высокая вершина Алтая – двуглавая Белуха, неповторима по своей красоте и природным особенностям. Ее можно с легкостью обнаружить на любой физической карте мира: даже при самом мелком масштабе сравнительно невысокая Белуха (4506м) отмечена наряду с Эверестом. Биоэнергетики утверждают, что гора является проводником световой энергии, связующей нитью между Землей и Космосом. В хребтах Алтая зарождается Обь, одна из пяти крупнейших рек России. В недрах гор Алтая открыли самую глубокую в Сибири пещеру – Экологическую. И 160 -метровый – самый высокий в России каскадный водопад Учар на реке Чульча, тоже обрушивается с этих гор [46, с. 5-9]. Этот район богат не только природными ресурсами, но и обширным и интересным в познавательном плане историко-культурным наследием. В Республике Алтай огромный интерес у туристов вызывают этнические особенности коренного населения – алтайцев. Культурно-этнический потенциал обладает информативно-познавательной ценностью и включает в себя: традиции, быт, обряды, легенды, мифы, предания, памятники культуры и истории региона. В настоящее время растет спрос на такие поездки, которые включают в себя участие во всевозможных национальных праздниках, красочных представлениях, обрядах коренного населения Алтая [46, c. 46-53]. Всемирную славу Алтаю принесли археологические находки: сокровища Пузырыкских курганов и мумия «Алтайской принцессы» с древнего плато Укок. В Денисовой пещере нашли древнейшие в Северной Азии человеческие кости, их возраст составляет 42 тыс. лет. На территории Горно-Алтайска находится Улалинская палеолитическая стоянка, древнейшая в Сибири. Может быть, в ближайшем времени нас ждет еще одна громкая сенсация: археологические поиски в долине реки Сентелек, позволяют нам полагать, что на Алтае существовала древняя астрономическая обсерватория! Первые археологические раскопки на Алтае тесно связаны с именем Карла Фридриха Ледебура. В 1826 году Ледебур организовал экспедицию в Горный Алтай, где изучал местный климат, фауну и флору. Он решился на раскопки нескольких курганов в бассейне реки Чарыш в Усть-Канском районе. Первые масштабные раскопки в разных районах Алтая совершил В.В. Радлов во второй половине XIX века. Наиболее известны два больших кургана, которые он раскопал на р. Берель (Юго-Западный Алтай) около села Катанда. В 1865 году экспедиция, которой руководил В.В. Радлов, между речками Верхняя и Нижняя Катанда, среди огромного количества древних курганов выбрала для раскопок самую высокую из них. Курган достигал 2,1 м в высоту, диаметр равнялся 40 м. Под многослойным накатом обнаружели деревянную камеру с двойными стенками и двойным потолком. Пол был застелен толстыми плахами. Двойные стенки погребальной камеры сложены из брёвен в 6-7 венцов. Хотя Катандинский курган ограбили еще в древности, но все же осталось не тронуто очень много удивительных вещей. Так, в одном из свёртков оказалась большая шуба. Она была из меха, окрашенного в разные цвета: зелёный, жёлтый и коричневый. Получался как бы чешуйчатый узор, причём чешуйки разграничены нашивкой золотых бляшек. Всего на шубе было укреплено до 8000 деревянных и около 3000 кожаных, обложенных листовым золотом, блях. Рукава у шубы были очень узкими. По видимому, они представляли декоративный характер, скорее всего, такую шубу просто набрасывали на плечи. Интересна и другая форма одежды из Катандинского кургана. Она напоминала форму «фрака», у которого была длинная задняя спинка. «Фрак» тоже оказался расшит золотыми бляхами. В шубе из Катандинского кургана были закручены разные вещи, там же был обнаружен меховой нагрудник, который был покрыт щёлком и обшит золотой пластинкой. К нагруднику были прикреплены деревянные фигурки коней. Еще здесь нашли деревянную бляху, на которой была изображена сцена сражения животных – медведя и какого-то мифического животного, у которого было туловище тигра, а ноги заканчивались копытами какого-то травоядного животного, на птичьей голове были оленьи рога, на которых находились грифоньи головки. В этом кургане нашли захороненные 22 лошади. Очень интересный курган раскопал В.В. Радлов в этом же году на юге Горного Алтая в Берельской степи (ныне территория Казахстана). Диаметр кургана был тридцать метров, а высота составляла пять метров. Чтобы соорудить такую насыпь, потребовалась предположительно тысяча кубометров камня. Погребённый лежал в деревянной саркофагколоде, выдолбленной из широкого ствола лиственницы. На самой крышке саркофагколоды находились прикрепленные четыре фигурки из бронзы мифического существа грифона. Грифон распластал крылья в стороны, его сильный клюв был загнут вниз, а голову венчал высокий хохолок. В северной части захоронения были опять же обнаружены останки шестнадцати лошадей. В 1924 году начались исследования Алтайской экспедиции, которой руководил С.И. Руденко, экспедиция была организованна этнографическим отделом Государственного Русского Музея. В начале работы экспедиции ее участники немалое внимание уделяли поискам и картографированию ещё неизвестных археологических объектов, которые находились в непроходимых районах Горного Алтая. В это время была открыта Пазырыкская группа курганов, которую соорудили приблизительно в середине первого тысячелетия до нашей эры [47]. В 1927 году М. П. Грязнов в течение 47 дней, вместе с членами алтайской экспедиции, обследовал большой курган из камня в урочище Шибе на речке Урсул. Курган имел диаметр 45 метров, высота его равнялась 2,2 метра. Площадь ямы под насыпью составляла 35 кв. метров, глубина же достигала 7 метров. Над деревянной погребальной камерой был устроен накат из 600 брёвен. Чтобы воздвигнуть такое грандиозное сооружение потребовалась работа огромного числа людей в течение длительного периода времени. Именно так была открыта культура пазырыкских племён Горного Алтая. В погребениях встречались металлические чеканы, ножи, кинжалы, гривны, зеркала, удила, пряжки, а также различные костяные изделия и т.д. В курганах с мерзлотой хорошо сохраняются предметы из дерева, кожи, войлока и тканей. До сих пор эти бальзамированные тела, которые нашли в погребениях пазырыкской культуры, являются сенсациями мирового масштаба. Кроме найденных могильников, к эпохе раннего железа относят такие объекты археологии, как поселения, поминальные и ритуальные сооружения, петроглифы, стеллы и др. Памятники последующего гунно-сарматского времени Горного Алтая до недавнего времени были почти неизвестны. Но в последние два десятилетия были открыты и исследованы примерно двадцать памятников, которые датируются шестым веком до нашей эры. К ним можно отнести могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верх-Уймон, Сары-Бел, Булан-Кобы, Айрыдаш, Курайка и другие. Известны также объекты иного характера – поселения, святилища, производственные центры и т. д. Из полученных материалов следует, что пазырыкская культура Горного Алтая не исчезла бесследно, а переродилась в культуру гуннского периода, которая названа «булан-кобинской». В свою очередь булан-кобинцы приняли прямое участие в формировании населения эпохи средневековья Алтая, которая начинается тюркским периодом. Тюркская эпоха Горного Алтая представлена многочисленными и разнообразными археологическими памятниками. Наиболее известными из них являются курганы и поминальные комплексы Кудыргэ, Курая, Туекты, Яконура и другие. Погребальные памятники представляли собой круглые курганы с грунтовой ямой, в яме находилось погребение человека и сопроводительное захоронение коня. В поминальных комплексах обязательно была каменная оградка прямоугольной или квадратной формы в плане, стелла или изваяние – скульптура воина, а также «балбалы» – мелкие камни, вкопанные в вертикальном положении в ряд [43]. К тюркскому времени относятся знаменитые памятники рунической письменности, которых в Горном Алтае обнаружили уже около ста. Они написаны на трех рунических алфавитах. К этому периоду принадлежат значительное число петроглифов, выполненных в технике выбивки и граффити, производственные центры, а также другие памятники – городища, оросительные каналы, дороги, переправы и т. д. Этнографическое наследие представлено, главным образом, предметами материальной культуры и религиозного культа, а также местным богатейшим фольклором, обрядами и пр. К этнографическому наследию также относятся природные объекты, которые имеют мировоззренческое значение. Среди памятников старины Горного Алтая особое внимание занимают каменные изваяния (каменные бабы). Эти памятники подразделяются на несколько культурно-хронологических групп: эпохи бронзы, скифского времени, древнетюркские изваяния. На территории Южной Сибири очень часто можно встретить скульптурные изваяния воинов, высеченные из мрамора или гранита. Каменные скульптуры обнаруживают на территории от Монголии до Восточной Европы. Эти древние скульптуры оставлены нам населением, прежде проживавшим на необъятных просторах Центральной Азии, Сибири и создававшим свои могучие, некогда процветающие государства. Каменные скульптуры очень широко распространены и на территории Горного Алтая. На протяжении многих веков их создавало местное население. Все эти скульптуры очень разные, некоторые были просто настоящими произведениями искусства, например «Кезер-Таш», которое раньше возвышалось посреди Курайской степи. Были и более скромные и простые – грубо отесанные каменные глыбы, надгробные камни и просто каменные столбики, в которых еле угадываются антропоморфные черты. По всей видимости, технические приёмы высечения и используемые инструменты были одни и те же у мастеров Алтая, Тувы, Монголии, Семиречья. Очень часто на всех скульптурах левая рука воина лежит на наборном поясе с кинжалом, а правая рука держит чашу. Изучая каменные изваяния Алтайских гор, можно узнать о сложной мировоззренческой системе, характерных приёмах каменотёсного искусства. Как правило, каменные скульптуры стоят вблизи древнетюркских поминальных оградок. Таких оградок на всей территории Алтая насчитывается больше трех тысяч, хотя это, конечно же, не окончательная цифра, их количество может исчисляться многими тысячами [46, с. 120-128]. В большинстве случаев рядом с алтайскими оградками и храмами древнетюркских каганов находятся ряды вертикально поставленных камней – балбалов, установленных в один ряд и направленных на восток и в конце заворачивающих налево, в направлении севера. Поминальные храмы Алтая находятся в окружении прямоугольных валов и рвов. До настоящего времени истинное назначение балбалов неизвестно, ученые не могут прийти к единому мнению. Большая часть учёных считает, что балбалы устанавливались у поминальных сооружений своих воинов по количеству врагов, которых сразили сами погребённые. Но существует предположение, что количество установленных у могил камней напрямую соответствует числу лиц, которые принимали участие в похоронах, или, что балбалы – это всего лишь просто столбы, к которым привязывали лошадей. Кроме каменных скульптур на территории Горного Алтая существуют оленные камни – вертикально вкопанные в землю валуны или куски плитняка, имеющие форму столбов. На этих столбах были изображены олени и другие животные, отсюда они и получили такое название. Они отображают богатый духовный мир людей древних веков, их представления о Солнце, Земле, Вселенной, человеке с его анимистическими и тотемическими представлениями. Очень много каменных скульптур Горного Алтая были вывезены из республики, но небольшое их количество сегодня находится в музее имени А. В. Анохина, который находится в городе Горно-Алтайске. Также можно встретить сложенные кучкой камни – «обоо», они находятся на вершинах гор, на перевалах, на разных возвышенностях Горного Алтая. На местах проведения бурханистских молений остались каменные выкладки квадратной формы – «куре». Раньше все это являлось культовыми объектами. К сожалению, много таких объектов находятся в разрушенном состоянии [44]. Эти культовые сооружения являлись алтарями для единения с силами природы, преодоления препятствий, прошения благополучия и достатка.Особенную роль имеет культ родовых гор. Горные вершины, перевалы, целебные источники (аржаны) – все это считается священным на Алтае. Как считал Л. П. Потапов, «культ гор» намного древнее тотемизма. О культе гор у алтайцев упоминалось у Н. М. Ядринцева, В. В. Сапожникова, В. В. Радлова и др. Для священных гор существуют много запретов, например, женщинам нельзя подниматься к вершинам гор, нельзя говорить вслух настоящее название горы и т.п. Алтайцы считали, что хозяин горы никогда не допустит нарушения этих запретов, связанных с пребыванием людей в горах. Хозяин гор держал в страхе служителей культа – шаманов, хотя для многих был покровителем. Мировоззрение алтае-саянских народов заключается в единении человеческого и природного, именно поэтому почитались хозяева гор, хозяева водных источников. В основах этой веры лежит идея зависимости существования человека от воли высших по разуму и силе существ (духов), которые могли как благодетельствовать, так и приносить вред людям. История Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина начинается с 29 октября 1918 года. По инициативе художника Г. И. Чорос-Гуркина (1870-1937) Каракорум-Алтайская земская управа приобрела у известной династии сибирских краеведов Гуляевых палеонтологические, археологические, минералогические коллекции, научную библиотеку и архивные материалы. Первым заведующим музея был А. В. Анохин (1869-1931) – человек, который больше двадцати лет своей жизни посвятил изучению и развитию культуры Горного Алтая. В самом начале своего существования музей не имел постоянного помещения, его коллекции перевозились из села в село – Улалу, Чемал, Кызыл-Озек – из за этих переездов было утеряно много экспонатов и их описей. В декабре 1926 года после выхода специального постановления Ойротского областного исполнительного комитета, музей получил отдельное помещение. Помещение являлось однокомнатным каменным зданием на Базарной площади – это был дом-магазин купца Д. Тобокова, здесь раньше находился Союз охотников. Когда сотрудники музея получили наконец то отдельное помещение, они сразу же навели порядок в коллекции, библиотеке, архиве, а также значительно пополнили музей новыми экспонатами, научной и краеведческой литературой. 29 мая 1927 года музей открылся и его увидели первые посетители. В 1928-1930 годах под началом музея проводились первые экспедиции. Экспедиции занимались исследованием памятников археологии, полезных ископаемых, редких лекарственных растений, поиском целебных источников и сбором этнографических материалов. В 1930 году была создана Алтайская этнографическая экспедиция «Общества изучения Сибири и ее производительных сил» в состав которой входили: А. И. Новикова – директора музея, Н. И. Арбузова – научный сотрудник музея, А. И. Терентьева, А. Г. Данилина, Л. Е. Каруновская – ученые-этнографы из Ленинграда, Г. И. Чорос-Гуркин и А. В. Анохин. В ходе экспедиции во многих районах Горного Алтая (Элекмонарском, Шебалинском, Онгудайском, Улаганском, Турочакском), Г. И. Чорос-Гуркин написал огромное количество уникальных рисунков. Эти рисунки имеют высокую ценность, потому что они нарисованы в такое время, когда предметы быта, культа еще сохраняли в большой степени первоначальный, традиционный облик. В наше время эти рисунки находятся в золотом фонде Национального музея [47]. В эти же тридцатые годы музею было пожертвовано много археологических, этнографических предметов, предметов буддийско-ламаистского культа. Из отдела ГПУ были переданы конфискованные личные вещи А. П. Кайгородова, различные образцы огнестрельного оружия XIX-XX веков и многое другое. В конце 1920-х и в 1930-х годах в Горном Алтае проходила так называемая антирелигиозная работа среди населения, и в результате этого в музей поступало много различных культовых принадлежностей шаманов, священников. В самые первые художественные коллекции музея входили работы Г. И. Чорос-Гуркина, Н. Чевалкова, А. Шишкова, П. Максимова, Д. Мечеша, Э. Кобэкова и других. В 1931 году музей перевели в бывшую лавку купца Бодунова, находившуюся по улице Советской №16, и разместили в 3-х комнатах нижнего этажа (основную часть здания занимали Ойротская художественная школа и Ойротский областной архив). Музей был разделен на 3 отдела: естественно-географический, экономический и культурно-исторический. С 1933 по 1989 годы музей стал занимать уже весь дом, который до сих пор население г. Горно-Алтайска называет «Старый музей». В 1934 году директором музея был назначен С. М. Сергеев – археолог, выпускник Московского университета. С этого времени началась активная научно-исследовательская и экспозиционная деятельность. Для разработки и составления плана новой экспозиции по теме «Алтай до Октября» был приглашен А. Г. Данилин – известный ученый, научный сотрудник Русского музея, автор труда «Бурханизм: Из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае». На работу чертежником был приглашен сын Г. И. Чорос-Гуркина – Геннадий Гуркин и т.д. К сожалению репрессии 1930-х годов не миновали музей. В 1934 году из фондов музея «по особому списку ОГПУ» было изъято большое количество предметов, в том числе личные вещи А. П. Кайгородова, огнестрельные ружья, предметы культа. За период с 15 ноября 1937 года по 15 апреля 1938 года библиотека была очищена от контрреволюционной и другой вредной и устаревшей литературы и приведена в порядок. Из фондов художественных картин были изъяты работы «контрреволюционных националистов». Из списка картин, принадлежавших музею, исчезли портреты Л. Папардэ, И. Толтока, К. Эмекчинова, И. Воронкова, И. Долгих, П. Хабарова, П. Гордиенко, Ч. Апоятова, И. Меджит-Иванова, выполненные сибирским художником И. Тютиковым в 1932 году, к 10-летию Ойротской автономной области. Также с 1927 по 1941 годы в музее сменилось 12 директоров, некоторые из них были сняты с работы и репрессированы. В период 1930-1980 гг. основной целью деятельности музеев стала пропаганда официальной идеологии политики компартии, жизненного пути и деяний различных «вождей», великих экономических достижений, совершаемых в соответствии с предначертаниями верхов. Теперь многое из хранящегося в музее воспринимается как живая нить, соединяющая по-новому осознаваемое прошлое с современным движением возрождения культурного наследия. Музейные фонды служат не только для иллюстрации существующих на территории Горного Алтая определенных исторических периодов, но также и для возрождения культурного наследия. Сокровища музеев экспонируются, изучаются и переосмысливаются как основа национального достояния. Сегодня в фондах Национального музея хранится почти весь спектр предметов материальной и духовной культуры народов Республики Алтай: археологические находки, характеризующие все основные этапы древней истории Горного Алтая, этнографические коллекции одежды и предметов быта, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, естественнонаучные коллекции и фотодокументальные материалы – всего около 50 тысяч единиц хранения. В 1999 году Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай фонды музея внесены в Перечень особо ценных объектов истории и культуры РА. В музее существует шесть отделов: исторический, экскурсионно-массовый, научно-методический, культуры и искусства, природы и отдел фондов. Работает научная библиотека [47]. В 2012 году музей родился заново, он открылся после глобальной реконструкции. Спонсором реконструкции была компания «Газпром», реконструкция проводилась в связи с тем, что для возвращения мумии на Алтай, нужны были особенные условия содержания. Старому музею пристроили новое здание. Благодаря такой масштабной реконструкции здания музея была намного увеличена выставочная площадь, это позволило достать из запасников малоизвестные работы Г. И. Чорос-Гуркина, золотые и серебряные изделия скифов и тюрков, а также выставить новые экспонаты – археологические находки с плато Укок и мумию «Принцессы Укок». Национальный музей имеет три филиала: Музей алтайской традиционной культуры в с. Мендур-Соккон Усть-Канского района (создан в 1993 г., завед. Н. А. Шодоев), Музей казахов Алтая в с. Жана-Аул Кош-Агачского района (создан в 2003 г., завед. Е. С. Аккожанова), музей имени Н. К. и Е. И. Рерихов в с. Верхний Уймон Усть-Коксинского района (создан в 1981 г), который в 2003 г. получил статус Государственного музея-заповедника. В настоящее время готовится Распоряжение Правительства РА о создании еще одного филиала – Государственного музея-усадьбы Г. И. Чорос-Гуркина в с. Анос Чемальского района. На территории республики находятся три научно-исследовательских института, Алтайский ботанический сад – филиал Центрального Сибирского ботанического сада и отдел горного садоводства научно-исследовательского института садоводства Сибири им. М. А. Лисавенко. Особая слава и гордость алтайской земли – это люди, имена которых вписаны в историю золотыми буквами. Алтай является родиной космонавта Г. С. Титова, конструктора знаменитого автомата М. Т. Калашникова, известного поэта Р. Рождественского. В селе Сростки на Чуйском тракте появился на свет известный писатель, актер, режиссер В. М. Шукшин. Здесь находится музей В. М. Шукшина. Ежегодно здесь проводятся Шукшинские чтения, на которые съезжаются тысячи людей со всех уголков России. На Алтае были созданы известные полотна художника, философа и великого путешественника Н. К. Рериха. В этих местах находили вдохновение русские писатели В. Шишков, Ф. Достоевский, К. Паустовский, В. Бианки; изобретал «огнедышащую машину» И. И. Ползунов; строил первую в России конно-чугунно-рельсовую дорогу П. К. Фролов [50]. Алтай – это интересная, красивая, богатая, загадочная земля, щедрая ко всем, кто захочет познакомиться с ней поближе. Есть на Земле места, окутанные разными тайнами. Про них слагаются мифы и легенды, уфологи говорят об аномальных зонах, а народ передает из уст в уста странные и жутковатые истории. В Алтайских горах, за высокими перевалами и бурными реками, на Краю обитаемого мира, расположена Затерянная Земля. Местные жители называют ее «Укок», что переводится как «Слово Неба», и считают, что здесь открываются ворота в высший духовный мир. О плато стало известно в мировом масштабе после того, как было обнаружено тело похороненной скифской девушки, которое хорошо сохранилось в ледяной линзе. В этом месте очень суровый климат (снег можно увидеть даже в июле), но, тем не менее здесь много пастбищ. Плато Укок еще с древних времен считалось священным. Камни, на которых изображены почитаемые животные и духи, петроглифы, оленьи камни, которые оставили кочующие племена, скифы, жившие здесь за 5 веков до н.э., многочисленные курганы с погребениями знатных и великих воинов – все это не полный перечень многочисленных следов могучей энергетики Алтайской земли. Совсем недавно с помощью аэрофотосъемки обнаружили гигантские рисунки – геоглифы, различимые только с большой высоты. Никто не может сказать, что это, послание ли неведомых жрецов или знаки, оставленные из Космоса – земля продолжает хранить свои тайны. Ведь именно здесь, если верить преданиям, находятся восточные врата в мифическую Шамбалу – страну богов и героев, страну, куда много веков тому назад ушла прекрасная девушка в поисках любви. Плато Укок расположено на самом юге Алтая, под священной пятиглавой горой Табын-Богдо-Ола. Это гора стоит на том месте, где сходятся четыре границы: Монголии, Китая, Казахстана и России. Плато со всех сторон окружают горные хребты, с двумя перевалами: одноименным Укок, ведущим в Казахстан, и Теплый Ключ в Россию. На плато берут свой исток реки Ак-Аллаха и Калгута, дающие начало сибирским Оби и Иртышу [46, c. 82-83]. От Теплого Ключа к перевалу Укок идет грунтовая дорога, она пересекает плато с востока на запад. Эта дорога контролируются двумя пограничными заставами – на реке Аргамджи и на реке Ак-Алаха (Челябинская казачья), неподалеку от которой и нашли «Алтайскую принцессу». О плоскогорье Укок заговорили сравнительно недавно, в последние два десятилетия. Практически все СМИ только и говорили о том, что археологи в одном из курганов в ледяной линзе нашли прекрасно сохранившуюся мумию молодой девушки, в богатых одеждах и с татуировкой – изображением грифонов на плече. Местные жители сразу же нарекли ее «Алтайской принцессой Кадын», в СМИ говорили о ней как о «Принцессе Укока». Сразу же возникло множество версий о том, кем же при жизни была юная дева, выдвигались самые неожиданные и невероятные версии – от жрицы скифов до посланницы небес. Рассмотрим более подробно историю обнаружения Алтайской принцессы. В 1993 году археологическая экспедиция ученых из Новосибирска, которой руководила кандидат исторических наук Наталья Полосьмак, работала на горном плато Укок близ китайской границы. Она обнаружила и вскрыла три древних захоронения. В двух из этих захоронений тела захороненных сохранились удивительно хорошо, учитывая то, что с момента их смерти прошло несколько тысячелетий. В одной нашли мумифицированное тело молодого мужчины, в другой – мумия молодой девушки. Директор Новосибирского Института археологии и этнографии Анатолий Деревянко считает что это произошло в силу стечения счастливых для ученых погодных обстоятельств. Могилы оказались в условиях так называемой искусственной вечной мерзлоты. Первый выпавший на них снег превратился на следующее лето в лед, но окончательно не растаял ни тогда, ни после. В 1993 году студенты-археологи вместе с пограничниками с соседней заставы, которые из любопытства помогали ученым в свободное от службы время, раскидали тяжелые камни и вскрыли погребальные срубы. Алтайцы так называемой пазырыкской культуры выкапывали для своих покойников очень большую яму. Изнутри яма укреплялась стенами из бревен, пол выстилался черным войлоком, на котором раскладывали ритуальные предметы и самого покойника в гробу. Гроб был выдолблен из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу – «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб – последнее жилье покойного. Плоскогорье Укок можно назвать одним из самых недоступных районов на юге Республики Алтай. По устному свидетельству С. Умурзакова, Укок в киргизском употребляется для плосковерхих гор, то есть плоскогорий. В. Сапожников так описывает алтайский Укок: «Снежная гряда Укока с восточного конца начинается плоской, горизонтально усеченной вершиной, наподобие стола; к западу от нее тянется ряд острых вершин, также совершенно белых; между ними видны большие снежные поля и несколько ледников в истоках Акаллахи». Плоскогорье находится на высоте 2 200-2 500 м над уровнем моря, а над ним примерно на полкилометра возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка горного обрамления плоскогорья – горный узел Табын-Богдо-Ола (Пять священных вершин), наивысшая гора которого – Найрамдал, достигает 4 374 м над уровнем моря. Эта вторая по высоте гора после Белухи в Сибири [41]. Кто назвал первым выкопанную мумию алтайской женщины – принцессой – теперь уже не установить. Очень много жителей Горного Алтая требовали запретить раскопки на Алтае и перезахоронить мумию. Они заявляли, что алтайцам давно было известно, где похоронена эта женщина, якобы «принцесса Кадын», и поклонялись ей как прародительнице всего алтайского народа. Но когда прошла проверка, все эти факты не подтвердились. Проведенный анализ ДНК и скелета мумии показал её индоевропейское происхождение, поэтому она не могла быть прародительницей монголоидных алтайцев. Знаки, найденные на теле, и детали захоронения подтверждают ее принадлежность к жреческим слоям высокого уровня, которые населяли в те времена Центральную Азию. Мужская и женская мумии были доставлены в город Новосибирск, где их изучением занялись ученые под руководством Натальи Полосьмак. В 1997 году Наталья Полосьмак защитила докторскую диссертацию «Пазырыкская культура: «Реконструкция мировоззрения и мифологических представлений», в которой были последовательно описаны: мужской и женский пазырыкские костюмы, войлок, татуировки, особенности бальзамирования, погребальная посуда, определена роль женщины в пазырыкском обществе. Захоронена женщина была в склепе, сделанном из лиственницы. Снаружи вся погребальная колода была украшена кожаными аппликациями, с изображениями оленей. В крышку колоды были забиты медные гвозди с круглыми шляпками. На дне склепа поверх специально выложенной крупной гальки и камней был постлан черный войлочный полог, сшитый из нескольких кусков. Женщина лежала на войлочном пологе, голова ее лежала на подушке, тело находилось на боку, в позе спящей, и было укрыто меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента. Уши «алтайской княжны» украшали золотые серьги-кольца, а ее рука была покрыта жемчугом. Ученые из Новосибирского Академгородка проделали огромную работу по исследованию этой уникальной находки. Ее результаты – найденные захоронения принадлежат скифам, именно это утверждают учёные. Все детали открытия – и реконструкция внешнего вида людей по черепу, и генетические анализы, и особенности захоронения, характерные только для скифов, и традиционные скифские украшения, предметы быта – все эти мелочи складываются в единую картину и подтверждают предположение о том, что на территории Алтая издавна, не менее 4 тысяч лет до н.э., проживали народы европейской внешности, то есть скифы, прародители русских. В специальной археологической литературе обитателей Укока иногда называют «пазырыкцами». Это название происходит от названия урочища Пазырык, где ещё в 1929 г впервые были найдены материальные свидетельства существования древней скифской цивилизации, таких же людей, которые жили в Причерноморье. После обнаружения принцессы всякие археологические раскопки и исследования на плато Укок прекратились. Госсобрание Республики Алтай приняло постановление о запрете проведения в Горном Алтае археологических изысканий, а плато Укок объявили «зоной покоя». Ученые приняли решение – не отдавать мумию в Горный Алтай и причину назвали весомую. Сохранность мумии в Новосибирске обеспечивали специалисты из Научно-исследовательского центра биомедицинских технологий Всероссийского НИИ лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) Российской академии сельскохозяйственных наук. Под крыло сельхознауки эти специалисты попали в 1992 году после развала Лаборатории при мавзолее Ленина и имели бесценный опыт по обращению с главной мумией страны. Раз в два года они приезжали в Новосибирск и обрабатывали «принцессу» одними им известными препаратами. На тот момент в Республике Алтай таких же условий для данного объекта научных исследований тогда не могло быть создано. Тем не менее, горно-алтайские власти требовали ее возврата [41]. В 2004 году академик Вячеслав Молодин и доктор исторических наук Наталья Полосьмак были удостоены Государственной премии РФ за «Открытие и исследование уникальных комплексов Пазырыкской культуры IV-III вв. до н.э. на территории республики Алтай». Так своеобразно «принцесса Укоа» отблагодарила своих исследователей. Результаты этих исследований заставляют нас по-новому взглянуть на вещи, связанные с историей Евразии. Фактически речь идет об открытии высококультурной евразийской цивилизации, которая существенно раздвигает наше представление о древнем мире вообще», — сказал глава РАН, который на церемонии в Кремле назвал имена лауреатов Госпремии. Вячеслав Молодин и Наталья Полосьмак открыли и исследовали уникальные комплексы пазырыкской культуры VI-III веков до нашей эры на территории Горного Алтая. На счету археологов — обнаружение скифских мумий, в частности, мумии «принцессы Укок». В том же 2004 году известность мумии с плато Укок достигла максимума. В сентябре предыдущего 2003 года в Горном Алтае произошли мощные подземные толчки. От первого из них сейсмографы зашкалили за 8 баллов по шкале Рихтера и сломались. Как потом оказалось, магнитуда землетрясения была 7,3, что примерно соответствует 10 баллам по 12-бальной шкале Рихтера. Толчок почувствовали в 1000 км от эпицентра, в новосибирском Академгородке, где ученых тряхнуло с силой до 4 баллов. К счастью обошлось без жертв даже в эпицентре, в Кош-Агачском районе республики Алтай. Тем не менее повторные толчки после главного, продолжались еще очень долго. За следующие полгода в Кош-Агачском районе произошло больше трехсот толчков силой свыше 3 баллов и около тысячи послабее. Каждому, даже далекому от эзотерики жителю района стало ясно, что без гнева предков здесь не обошлось. Конечно сразу же вспомнили про потревоженную учеными принцессу с плато Укок, которое находилось всего в 150 км от эпицентра землетрясения. Весной 2004 года сначала в районе, а затем и по всей республике начались митинги с требованием вернуть ее тело в родные места. С большой вероятностью можно предположить, что именно в это время она и получила титул «принцессы». В апреле 2004 года глава Кош-Агачской администрации Ауельхан Джаткамбаев собрал подписи своих земляков под требованием вернуть «принцессу» на родину и отправил письмо полпреду президента в Сибирском федеральном округе Леониду Драчевскому. Полпред Л. Драчевский счел ситуацию требующей его личного вмешательства. Прилетев в республику, он пообещал вернуть «принцессу Укока» на родину к 250-летнему юбилею добровольного вхождения Горного Алтая в состав России, который должны были отмечать в 2006 году. К этому времени в столице республики предполагалось создать условия для мумии не хуже, чем для Ленина в Москве, не говоря уже о Новосибирске. Это обещание, а также помощь пострадавшим от землетрясения из федерального бюджета из расчета из расчета 431 тыс. рублей на семью сбили накал страстей и немного успокоил местных жителей. Приют для принцессы Укока в Горном Алтае в обещанном 2006 году никто так и не построил. Зато в этом году в Минкульт республики вернулся Владимир Кончев, причем уже в ранге министра, и дело сдвинулось с мертвой точки. «Мы реконструировали наш национальный музей, расширили его. Снесли рядом с ним жилой дом, расселив его жильцов. Помещение для мумии спроектировано по типу мавзолея. Сама мумия будет лежать в нише комнаты, а отдельно будет ее муляж, воспроизводящий картину ее погребения», – говорит министр Кончев. Бюджет строительства, по его словам, составил примерно 750 млн рублей, из которых более 700 млн. рублей дал «Газпром». Теперь все было готово к приему «принцессы». Сначала из Новосибирска перевезли сруб и колоду, а затем на вертолете доставили и саму мумию. В новосибирском Академгородке говорили, что расставаться принцессой им «не жалко». Но, однако недоумевали: «Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой»». Хотя она сохранилась гораздо лучше. В 2012 году «Принцессу Укока» ждали на аэродроме города Горно-Алтайска дольше, чем предполагали, так как вертолёт, который её доставлял из Новосибирска, задержался на несколько часов из-за нелётной погоды. И вот, наконец, вертолёт приземлился в аэропорту города Горно-Алтайска. Вертолет встречали представители власти во главе с и. о. председателя правительства Республики Алтай Юрием Антарадоновым и работники музея. Затем мумию транспортировали на автомобиле медслужбы в Национальный музей имени Анохина, который был недавно отстроен. «Принцессу Укока» поместили в специальный саркофаг, который сделали для этой цели. Мумия будет храниться в специальных условиях, которые обеспечит изготовленное в Германии специальное оборудование для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима [41]. 2.2. Турагентства и туроператоры по Горному Алтаю в Омске Проанализировав рынок туристских услуг в Омске, можно назвать несколько основных турфирм, которые работают по горно-алтайскому направлению. Вот некоторые из них: «Омсктур» — Маркса 4, Герцена 3, Гагарина 8/1, оф. 207, Герцена 13; Т/ф: (3812) 43-38-38 «Автотур» — ул. Косарева, 103, офис 1; Т/ф: (3812) 25-34-18, 59-01-70 «Три Кита» — пр. Маркса, 6; пр. Мира, 29; Т/ф: (3812) 511-777 «Седьмое небо» - просп. Мира, 6 т/ф: (3812) 66-27-00 «Мистер Фогг» -ул. Партизанская, 4а, тел.(3812) 21-20-91 «Апельсин» — ул. Нефтезаводская, 13; Красный Путь, 101, офис 318; Т/ф: (3812) 67-21-21, 67-37-64, 33-11-91 «Бюро путешествий «Круиз»» — ул. Гагарина 8/2, 3 этаж, офис 311; Т/ф: (3812) 24-34-20 (ф), 38-23-24 «Все включено» — ул. Ленина 10, каб. 47; Т/ф: (3812) 244-227 «Ница» — пр. К. Маркса, 82; Т/ф: (3812) 401-488, 417-330 «Экстрим-travel» — ул. Почтовая, 35; Т/ф: (3812) 37-75-75 “Дискавери” — ул. 24-я Северная, д. 218, корп. 1; Т/ф: (3812) 625-352, 625-354 «Евразия-Тур» — пр. К. Маркса, 3, корпус 1; Т/ф: (3812) 53-53-56 «Ирида-Тур» — ул. Омская, 214; Т/ф: (3812) 59-77-55 «ТОМ» — ул.Броз Тито, 2; офис 1218; Т/ф: (3812) 316-440, 316-324, 316-506 «MAX-TOUR» — ул. 8 марта, д. 8 офис 418; Т/ф: (3812) 8(3812) 31-72-45, 8(3812) 48-70-60 «Закажи-тур»— ул. Учебная, 83, офис 230; Т/ф: (3812) 37-30-29 Из всех рассмотренных фирм, занимающихся разработкой туров в Горный Алтай, можно выделить четыре ведущих. Это: «Три кита» - 59%, «Седьмое небо» - 23%, «Омсктур» -10% и «Мистер Фог» - 8%. Рис. 2.1. Анализ конкурентов Турфирмы предлагают различные туры по Горному Алтаю: джип-туры, конные, водные, пешие туры, комбинированные, различной степени сложности (как для начинающих туристов, так и для подготовленных профессионалов). Направления тоже разные, можно выделить наиболее популярные: г. Белуха, озеро Телецкое, ледники Актру, ущелье реки Чулышман, плато Укок и другие первозданные уголки Алтая. Популярен тур, под названием «Алтайская кругосветка». Предлагаемый нами тур имеет сходство с «Алтайской кругосветкой», но все же между ними есть отличия. В нашем туре четко прослеживается тематика « По следам принцессы Укок», и тур начинается с посещения национального музея им. Анохина, в котором сейчас находится «Алтайская принцесса». Изучив всевозможные туры, предлагаемые другими фирмами, автор не нашел ни одного, который бы включал посещения этого музея. Это, по нашему мнению, придает уникальность данному туру, выделяет его из общей массы предложений и обеспечивает его конкурентоспособность. 2.3. Социологическое исследование востребованности туров в Горный Алтай у жителей Омска и Омской области Для проведения социологического исследования была разработана анкета (приложение 1), по которой было опрошено 50 человек на базе турфирмы «Вокруг света» и потенциальных туристов из своего окружения. Нами проанализированы анкетные данные и сделаны следующие выводы. Первый вопрос анкеты имеет демографический характер. Здесь определяется соотношение женщин и мужчин, задействованных в опросе. По результатам опроса, на рисунке 2.1. мы видим, что 70% опрошенных составляют женщины и 30% - мужчины. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы, что наиболее активную позицию в опросе принимали женщины, так как женщины более требовательны и любознательны, чем мужчины, женщины легче идут на контакт и имеют больше свободного времени для участия в различных опросах. Рис. 2.1. Половые критерии оценки выбора турпродукта Этот вопрос анкеты является стандартным и показывает соотношение женского и мужского пола в туристской среде, а также носит демографический характер, где указывается возраст опрошенных. Результат представлен на рисунке 2.2. На рисунке 2.2. видим, что из 50 человек опрошенных 60% составляют люди моложе 35 лет, а старше 35 лет – 40%. Рис. 2.2. Возрастные критерии оценки выбора турпродукта Проанализировав полученные данные по этому вопросу, можно сделать следующие выводы: мотивация выбора цели путешествия в значительной степени зависит от возраста потенциальных туристов. Люди до 35 лет отдают предпочтение более активным, спортивным видам отдыха, выбирают путешествия с более низким бюджетом, используют менее комфортные средства размещения и передвижения, предпочитают зажигательный и весёлый вечерний и ночной отдых (дискотеки, бары, ночные клубы, встречи по интересам, праздничные развлекательные программы и так далее). На туристическом рынке можно встретить очень много предложений, которые связаны с молодёжным отдыхом, и – определяет спрос. Люди старше 35 лет выбирают более спокойный отдых(курортно-пляжный, экскурсии по музеям, историческим местам), как правило, это более обеспеченные, знающие цену деньгам и развлечениям люди. Один из основных мотивов этой группы - за свои деньги получить качественный отдых. Второй вопрос позволяет определить нуждаются ли опрошенные в организации своего отдыха, т.е. предпочитают пользоваться уже готовым туристским продуктом или же способны и имеют желание самостоятельно организовывать свой отдых, ни от кого не зависеть. На рисунке 2.3. определен уровень спроса на услуги туристических фирм. На рисунке видно, что из 50 опрошенных доверяют организацию своего отдыха туристическим агентам 64%, а 36% предпочитают самостоятельно организовать свой отдых. По результатам опроса видно, что уровень спроса на услуги туристических фирм довольно велик, однако, если правильно мотивировать население, он может быть выше. Рис. 2.3. Уровень спроса на услуги туристических фирм. Третий вопрос анкеты определяет предпочтение туриста в выборе компании для отдыха. На рисунке 2.4. видно, что 57% потенциальных туристов, которые обращаются в туристскую фирму, предпочитают отдыхать с семьей. Тех, кто предпочитает отдыхать с друзьями – 33%. И только 10% из опрошенных 50 человек выбирают отдых в одиночестве. Из полученных данных можно сделать следующие выводы: одним из важных мотивов при выборе путешествия является окружение туриста. Наибольшее количество людей отдает предпочтение отдыху с семьей, семья является очень важной потребительско-покупательской организацией общества. Обычно люди, которые путешествуют с семьей, имеют достаточные средства для выбранного ими вида отдыха, стремятся обеспечить отдых своих детей. Но в это же время такие туристы относительно ограничены в возможности выбора вида отдыха и развлечений. Отдых с друзьями связан, как правило, с подавлением негативных моментов, возможностью приобретения новых интересов и знакомств, приятным времяпрепровождением, наличием компаньона при путешествии. Самый маленький процент опрошенных предпочитают отдых в одиночестве. Для туристов этой группы предполагается наибольшая степень учета его потребностей, наибольшая и разнообразная возможность выбора вида отдыха. Рис. 2.4. Предпочтения туристов в выборе компании для отдыха Четвертый вопрос анкеты говорит нам о том, где предпочитают проводить отпуск омские туристы, путешествуя по России. На рисунке 2.5. мы видим, что наибольшая доля опрошенных 39% отдыхают на Черном море, что не удивительно – после нашей долгой зимы все хотят погреться на жарком солнышке и покупаться в море. Второе место занимает Горный Алтай – 20%. Он привлекает туристов своей первозданной природой, невероятно красивыми пейзажами и тишиной. Затем идет Байкал – 12%, Азовское море – 10%, Москва, Санкт-Петербург, «Золотое кольцо» – 8%, прочее – 11%. Рисунок 2.5. Предпочтения туристов в выборе места для отдыха. В пятом вопросе мы пытаемся узнать, бывали ли туристы в Горном Алтае. На рисунке 2.6. можно увидеть, что большинство опрошенных дали утвердительный ответ. Рис. 2.6. Определение посещения туристами Горного Алтая. В шестом вопросе мы решили узнать, как часто туристы посещают Горный Алтай. В результате исследования, выяснилось, что один раз побывали в Горном Алтае 65%, два раза – 25%, больше двух – 10%. Рис.2.7. Частота посещения туристами Горного Алтая. По седьмому вопросу «Чем Вас заинтересовал Горный Алтай?», ответили: 67% – дикая и первозданная природа, 10% – множество памятников истории, 5% – богатство народных традиций и промыслов, 17% – наличие мест отдыха и лечения, 1% – ничем. Рис. 2.8. Чем Вас заинтересовал Горный Алтай? Анализ ответов на седьмой вопрос анкеты позволяет сделать вывод о том, что у Горного Алтая, как у турдестинации, много аттрактивных сторон, поэтому, она рассчитана на различные целевые группы и способна удовлетворить различные интересы туристов. Восьмой вопрос анкеты «Цели, преследуемые Вами при выборе путешествия в Горный Алтай?» Соотношение полученных данных, можно увидеть на рисунке 2.9. Рис. 2.9. Цели, преследуемые Вами при выборе путешествия в Горный Алтай? Ответы распределились следующим образом: 39% – культурно-познавательный туризм, оздоровительный туризм – 12%, экологический туризм – 20%, паломничество – 5%, экстремальный туризм – 24% Проанализировав ответы на восьмой вопрос, можно сделать вывод о том, что Горный Алтай аттрактивен по многим причинам, и на территории Горного Алтая развито большое количество видов туризма. На первом месте по аттрактивности стоит культурно – познавательный туризм, т.к. здесь много памятников культуры, истории, археологии. На втором месте стоит экстремальный туризм, в Горном Алтае очень развиты такие направления экстремального туризма, как рафтинг, скалолазание, альпинизм. А на третьем месте - экологический туризм, что тоже понятно, это, можно сказать, одно из самых нетронутых, первозданных мест на планете! На девятый вопрос «Какой уровень проживания в Горном Алтае Вы предпочитаете?», мы получили следующий результат, который можно увидеть на рисунке 2.10. Комфортабельные отели со всеми удобствами – 24%, турбазы средней ценовой категории – 58%,съемное жилье – 1%, кемпинги – 7%, «дикарем» – 10%. Рис. 2.10. Какой уровень проживания в Горном Алтае Вы предпочитаете? Десятый вопрос определяет планируемую продолжительность отдыха (Рис. 2.11). В зависимости от продолжительности пребывания можно выделить несколько сегментов рынка путешествий: 1) краткосрочные поездки (от 1 до 3 ночей и от 4 до 7 ночей). Краткосрочные поездки от 1 до 3 дней называются – тур выходного дня. Этот сегмент рынка развивается опережающими темпами. 2) среднесрочные поездки (от 8 до 14 ночей); 3) долгосрочные поездки (от 15 до 28 ночей). Анализируя результаты анкеты, можно сделать вывод, что опрашиваемые туристы планировали свой отдых на срок от 8 до 14 ночей – 48%, от 4 до 7 ночей – 34%, от 15 до 28 ночей – 12%, от 1 до 3 ночей – 6%(рис. 2.10). Рис. 2.11. Предпочитаемое количество ночей для проведения отдыха. Заключительный одиннадцатый вопрос носит социально-экономический характер. С помощью его можно выявить потенциальные возможности туристов. Нужно определить, какую сумму туристы рассчитывают потратить во время отпуска. Результаты опроса представлены на рисунке 2.12. Рис. 2.12. Потенциальные материальные затраты на поездку. Из рисунка 2.12. видно, что предполагаемая сумма, которую турист мог бы потратить, от 15000 до 20000 рублей, проголосовало 13% из общего числа отпрошенных. От 20 000 до 35 000 рублей вложило бы 70% , от 35000 до 50000 рублей составило – 15% , и свыше 50 – 2% . Респонденты, отвечавшие на этот вопрос, учитывали, что влияние на туристское поведение оказывает уровень доходов семьи. С одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все большего вовлечения в туризм лиц со средним и уровнем дохода выше среднего по мере того, как потребность в отдыхе, связанном со сменой обстановки, с путешествием, превращается в одну из основных. Также спрос на туристские поездки продолжают предъявлять лица с высоким уровнем дохода. Проанализировав все полученные результаты анкеты, можно сделать следующие выводы: Наибольшую активность в опросе принимали женщины. Мотивация выбора путешествия в значительной степени зависит от возраста. При планировании отдыха люди предпочитают пользоваться услугами турфирм, нежели самостоятельно организовывать свой отпуск. Важное значение при выборе путешествия имеет окружение туриста. Наибольшее предпочтение отдаётся отдыху с семьей. Количество опрошенных, пользующихся услугами турфирм, значительно превышает число тех, кто организует свой отдых самостоятельно. Большинство омичей ответили, что отдыхали в Горном Алтае. Также из исследования можно сделать выводы о том, что посетив Горный Алтай, туда едут вновь и вновь, примерно в половине случаев. Это говорит о том, что Горный Алтай не является регионом разового посещения. В Горном Алтае, как турдестинации много аттрактивных сторон, поскольку он рассчитан на разные целевые группы и способен удовлетворить различные интересы. Горный Алтай обладает значительным туристским потенциалом, поэтому большинство омских туристов предполагают провести там от 8 до 14 ночей. Также из опроса видно, что 70% туристов готовы потратить от 20 до 35 тыс. руб. на путешествие в Горный Алтай. Основными целями путешествия в Горный Алтай у туристов являются: культурно – познавательный туризм, экстремальный туризм, экологический туризм. Выводы Можно с уверенностью сказать, что Горный Алтай обладает значительным потенциалом для туристской деятельности. Здесь есть все, что может привлечь потенциального туриста. Это, в первую очередь, горы, которые бывают такими разными: от приветливых альпийских пейзажей до высокогорий со скалами, с заснеженными вершинами и ледниками, с захватывающими дух перевалами и величественными каньонами чистейшими озерами и бурными горными реками. Чистейшие озера и бурные горные реки. Привлекает сама первозданность природы, великолепные, незабываемые пейзажи. Изучив рынок туристских услуг в Омске по Горному Алтаю, можно сделать вывод, что здесь есть достаточное количество турфирм, работающих в этом направлении. Они предлагают множество различных туров по Горному Алтаю: пешие, конные, джип-туры и т.д. Проведя социологическое исследование востребованности Горного Алтая у омских потенциальных туристов, удалось выявить, что этот район привлекает очень много туристов и, побывав здесь хотя бы один раз, люди с удовольствием возвращаются сюда вновь и вновь. |