Главная страница

Философия. Мирчеловек. Предмет закономерности бытия, наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком


Скачать 240.5 Kb.
НазваниеМирчеловек. Предмет закономерности бытия, наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком
Дата18.01.2019
Размер240.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипДокументы
#64211
страница2 из 22
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Потребностью Нового времени, эпохи развития капиталистического способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени — человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии считается создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.
В период Нового времени осознание человеком себя в окружающем мире осуществляется на основе научного антропоцентристского подхода. Новоевропейский рационализм разделил мир на познающего активного субъекта и остальной мир. В этот период утверждается представление безграничного господства человека в мире, что дало негативные практические последствия в XX в. (подробнее см.: 3.3. Философия Нового времени). XVIII в. в европейских странах принято называть эпохой Просвещения. Просвещением называют течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.
Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Представители философии Просвещения полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах (подробнее см.: 3.4. Философия Просвещения). Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв.) дает обоснование научного статуса философии. Г. Гегель (1770-1831) характеризует философию как «объективную науку об истине», содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. По Гегелю, философия есть познание Вселенной как единой органической целостности. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии) способствовала превращению философии в методологию (подробнее см.: 4.1. Немецкая классическая философия). Постклассическая европейская философия (XIX-XX вв.) представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным. К рациональным можно отнести: марксизм, позитивизм,
структурализм и др.; к иррациональным можно отнести: экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др. (подробнее см.: 4.3. Неклассическая и постклассическая европейская философия Х1Х-ХХ вв.).
В марксизме в отличие от предшествующей философии материалистическое понимание общественного развития трактуется как естественно-исторический процесс. Диалектикоматериалистический подход к проблемам развития мира позволил определить предмет философии: универсальные диалектические законы природы, общества и мышления.
Русская философия предметом своего анализа делает не теоретическое знание, а веру. Так, например, в качестве важнейшей ценности выдвигает категорию соборности. Соборность понимается как органическая, социально-духовная общность людей,
в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания общества. Современная западно-европейская философия (ХХ-ХХ1 вв.) представлена направлениями, которые доминировали в философии начала ХХ столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т. д. Философская мысль ХХ-ХХ1 вв. выдвигает целый ряд новых идей, в частности идею изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Можно утверждать, что западноевропейская философия в значительной степени стала антропологией.
2. Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни.
Конечно, с позиций современного знания мифологическое объяснение происхождения сущности мира было наивным, оно основывалось на сведениях, которыми располагал древний человек. Но многое он попросту не мог объяснить. В этих случаях архаический человек прибегал к помощи воображения, фантазии, однако же основанных на том, что знал, что было известно древнему человеку. Так, процесс возникновения чего-либо он понимал как рождение; в мифах все — земля, небо, солнце, луна — порождены кем-то.
Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл.
5. Основные содержательные аспекты философского знания. Взаимосвязь философских дисциплин.
1. Структура философского знания:
1.Диалектика – Ядро философии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
2.Гносеология – теория познания, исследующая проблемы возможности и способы постижения истины (наука о том, как человек познает мир и самого себя)
3.Антропология («антропос» - человек) – учение о человеке, его смертности, бессмертии, смысле и назначении жизни.
4.Аксиология – наука о ценностях, т.е. о явлениях, значимых для человека
5.Онтология – наука о бытии, его происхождении, структуре и закономерностях развития.
6.Этика – наука, исследующая проблемы морали, блага, добра и зла.
7.Эстетика – наука о прекрасном, о сущности красоты и гармонии.
8.История философии – наука, изучающая движущие силы, цель и направление исторического процесса.
9.Социальная философия – Наука, исследующая структуру общества и взаимоотношения его элементов.
10.История философии – История развития философской мысли
2. Антропология
Стремление к познанию природы человека - одна из основных задач философии. Попытка определить область общечеловеческого пробуждает самосознание человека, служит прояснению его собственного места в мире (а именно в отношении других одушевленных существ) и приобретает практическое значение как в сфере осмысленного самоосуществления, так и в построении достойного человека общества.
Этика
Основные проблемы этики нацелены на выяснение того, что такое добро, которое должно определять позицию и поведение человека. Этика стремится методически выявлять основы справедливого, разумного и осмысленного действия и (совместной) жизни. Отправные пункты и основные понятия этики должны восприниматься общезначимо и разумно, без ссылок на внешние авторитеты и соглашения, в результате чего она займет независимую и критическую позицию в отношении господствующей морали.
Задачей метаэтики является перепроверка языковых форм и самих функций этических высказываний.
Эстетика
Эстетика занимается общезначимым определением прекрасного и форм его проявления в искусстве и природе, а также его воздействия на человека. В зависимости от своей ориентации она делает это чисто функционально - либо описательно, либо нормативно. Наряду с теорией искусства в ней рассматриваются вопросы эстетического суждения и форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике заметны также тенденции к теории информации и к лингвистическому анализу.
Метафизика и онтология
Эти дисциплины восходят к философии Аристотеля, понимавшего их как "первую философию", поскольку они задают вопросы о первопричинах и началах сущего как такового; они обсуждают следующие темы: бытие само по себе (онтология), бытие Бога (философские проблемы теологии), душа (психология) и сущее в целом в его взаимосвязанности (космология).
Логика
Это учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Формальная, классическая логика делится на учение об элементах мышления (понятие, суждение, умозаключение) и учение о методах (способах исследования и доказательства). Современная логистика стремится к максимальной формализации и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как системы знаков (символов) и правил оперирования с ними. Кроме того, ей известны и многозначные системы, в которых высказывания могут принимать другие значения истинности помимо значений "истина / ложь".
Теория познания и философия науки
Это учение об условиях, сущности и границах познания. Его тема - соотношение субъекта, объекта и содержания познания. Философия науки занимается предпосылками и основами познания в частных науках. Она выясняет их методы, принципы, понятия и цели и подвергает их критической проверке.
Философия языка
Философия языка рассматривает вопросы возникновения, развития, смысла и функций языка. Преобладающий в наши дни анализ языка, сложившийся под влиянием Витгенштейна, делится на два направления. Направление идеального языка на основе критики языка и его формализации пытается создать как можно более логически идеальный язык, отвечающий требованиям точных наук. "Философия обыденного языка", со своей стороны, анализирует язык в его естественном, повседневном применении и значении.
Кроме того, существует ряд более специальных дисциплин.
Философия истории пытается постичь и объяснить природу, смысл и ход истории, а также понять человека в его историчности.
В философии религии исследуется сущность религии как феномена и выясняется его значение для человека и общества, а при необходимости подвергается критике.
Философия природы занимается истолкованием и объяснением природы как целого, а также ее исторических и естественнонаучных исследований. Философия права исследует проблему обоснования права, главным образом - вопрос о том, существует ли общая норма, из которой можно вывести какое-либо конкретное право (например естественное право).
Социальная и политическая философия рассматривают структуру, функции и смысл государства и общества. Человек понимается как социальное существо, реализующее себя в сообществе. Сегодня эти дисциплины все чаще занимаются и критикой условий жизни человека в современном индустриальном обществе.
6. Диалектика как конкретный научно-философский метод. Основные принципы, категории и законы диалектики.
1. Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т. д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.
Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе
содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии.
Итак, что же такое диалектика? Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.
Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.
Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.
В средние века, когда философия почти на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учениях Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом.
Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу. По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.
К. Маркс не сразу пришел к материалистической диалектике, хотя размышления о диалектике есть в его ранних работах, в подготовительных тетрадях к докторской диссертации. Разработка принципов, категорий и законов диалектики шла наряду с освоением рационального содержания и критикой идеалистической диалектики Гегеля. В чем же различие диалектики Гегеля и диалектики Маркса?
"Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, - писал Маркс, - ибо я - материалист, а Гегель - идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это как раз и отличает от нее мой метод". (Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 32. С. 448. ). Поэтому, по мнению К. Маркса, задача заключалась в том, чтобы перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги и вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно
Более подробно анализ противоположности диалектики Гегеля диалектике Маркса будет осуществлен в процессе рассмотрения законов и категорий диалектики. Здесь же следует особо подчеркнуть, что диалектика является не только наукой, но и методом познания мира.
Что такое метод?
В общем плане метод познавательной деятельности - это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Иными словами, познанные закономерности движения и развития действительности составляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования - субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им являются выработанные на основе данных законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний.
Единство мира предполагает существование всеобщих приемов и способов познания, всеобщих методов. Таким всеобщим методом и является диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для получения новых знаний мы используем ее как метод познавательной деятельности.
Однако в истории развития философского метода, помимо диалектического, существует и другой альтернативный метод - метафизический.
Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям.
С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круговороту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика - во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей. считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете зачастую приходит к идее первотолчка.
Следует сказать, что метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, поскольку был связан с определенной, начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т. е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими.
Это соответствовало эпохе, когда естествознание занималось, главным образом, накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием и классификацией. Но разложение вещей на отдельные части, классы правомерно только в ограниченных пределах, когда необходимо вычленить отдельный предмет из общей связи явлений, разделить целое на части. Это необходимый и оправданный исследовательский прием, но за ним должен следовать другой - выявление связей и отношений, общих закономерностей и противоречий, от чего метафизика уже отказывается, неправомерно останавливаясь на полпути. Диалектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


написать администратору сайта