Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Натурфилософия милетской школы античности.

  • Все вещи, считают милетцы, имеют некую единую первооснову, общую субстанцию (архэ) .

  • 5. Две линии в Античной философии: Демокрит и Платон.

  • 6. Сократ: проблема человека.

  • 7. Майевтика Сократа.

  • 8. Философия Аристотеля.

  • Историческое значение философии Аристотеля

  • Философия ответы. Мировоззрение, его исторические типы. Мировоззрение система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире


    Скачать 274.81 Kb.
    НазваниеМировоззрение, его исторические типы. Мировоззрение система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире
    Дата19.05.2022
    Размер274.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия ответы.docx
    ТипДокументы
    #537689
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Материализм Внешний мир существует вне зависимости от нашего духа, сознания и мышления и является первичным по отношению к ним.

    Субъективный идеализм Внешний мир – продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др. Суть субъективного идеализма состоит в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы наблюдаем в мире – есть только лишь совокупность наших ощущений.

    Объективный идеализм Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому появился мир вещей и человеческое сознание. 

    Гносеологическая сторона вопроса Наибольшая часть людей, в том числе и философов, отвечают утвердительно на этот вопрос: «мир познаваем», что называется гносеологическим оптимизмом или гностицизм.


    Однако существует категория философов, которые утверждают об ограниченности человеческого познания мира и невозможности его достоверного познания. Для такой позиции существует общеупотребительный термин – «агностицизм».

    В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики размышляли над вопросом природы вещей, отношения человека к ним и последствия этого отношения к ним. Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна, а относиться к вещам следует скептически, избегая категорических суждений. Это повлечет за собой невозмутимость и счастье (отсутствие страданий).

    Основной вопрос философии остается неразрешенными теряет свою актуальность. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос о существовании человека, его самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.
    4. Натурфилософия милетской школы античности.

    Традиционно считается, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в Милете в VII-VI веках до нашей эры – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Главная их заслуга состояла в постановке вопроса о единой первооснове мира. Все вещи, считают милетцы, имеют некую единую первооснову, общую субстанцию (архэ). Это внутреннее единство мира, скрытое за внешним многообразием явлений, милетские философы понимали несколько по-разному.

    Первый греческий философ – основатель милетской школы Фалес (624-547 г. г. до н. э.) Он считал, что первовеществом, из которого состоят все вещи, является вода. Мыслитель различал воду как конкретное, определенное вещество, и воду как всеобщее начало мира – влажную стихию, из которой все возникло и в которую все возвращается. Вода как первооснова мира в сгущенном состоянии создает твердые тела, а в более разреженном – жидкости и газы. Одушевленность воды связана с населенностью мира богами. Сама Земля представляет из себя плоский диск, который плавает на поверхности безграничного водного пространства. Эта картина носит во многом еще мифологический характер, но попытка найти единую природную, а не сверхъестественную первооснову всех вещей поднимает учение Фалеса над мифологическим мировоззрением.

    Традиция приписывает Фалесу два сочинения: «О солнцеворотах» и «О равноденствиях»; их содержание известно только в передаче более поздних авторов.

    Анаксимандр из Милета (ок. 610-546 г. г. до н. э.) является, по-видимому, учеником Фалеса.

    Главная заслуга Анаксимандра в философии – развитие идеи Фалеса о первооснове мира. Анаксимандр считает, что первоосновой мира не может быть конкретное вещество – такое, как вода у Фалеса. Первоначало и первопричина не имеет границ, поэтому философ называет ее «беспредельное», по-гречески – апейрон. Это первовещество нигде не существует в чистом виде. Из него обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало конкретным веществам. Любой предмет или вещество – одна из модификаций неопределенной и беспредельной материи, апейрона. Таким образом, Анаксимандр впервые поставил вопрос о существовании материи как таковой, не похожей ни на один из ее конкретных видов.

    Третий представитель милетской школы – ученик Анаксимандра Анаксимен,

    Анаксимен считал, что первовеществом, первоосновой мира является воздух: «Из него выходит все, в него возвращается обратно все». Земля и другие планеты парят в воздухе. Воздух существует в двух состояниях: как первоначало мира и как обычный, чувственно воспринимаемый нами воздух. Учение о воздухе включает в себя важную новую идею о процессах разрежения и сгущения, в результате которых из первоосновы образуются все конкретные вещества. Ряд состояний первоосновы мира – воздуха – Анаксимен выстраивает так: огонь – воздух (как конкретное чувственно воспринимаемое вещество) – ветры – облака – вода – земля – камни.
    5. Две линии в Античной философии: Демокрит и Платон.

    В это время (V-IV вв. до н.э.) в древнегреческой философии начали формироваться две основные линии: материалистическая и идеалистическая. Если подходить с этих позиций к названным философам, то Демокрит — яркий античный представитель материалистического направления, которое в его учении достигло кульминации — атомистический материализм. Материализм исходит из признания первичности материи, предполагает наличие в материальных структурах мира некоторой изначальной напряженности, что является причиной развития, в том числе — длительной эволюции биологических форм, в конечном счете заканчивающейся возникновением человека и общества.

    Вторая же линия восходит к имени Платона — младшего современника Демокрита, объективного идеалиста. Идеализм отрицает возможность наличия в материи внутренних стимулов для саморазвития. Он считает, что процесс развития поддерживается со стороны влияния каких-то нематериальных идеальных структур. Во многих идеалистических концепциях сама материя рассматривается как сотворенная некоторым высшим существом, обладающим всесильным разумом и неограниченными творческими возможностями.

    Эпоха Демокрита и Платона — эпоха зрелости античной философии. Критерием этой зрелости и была поляризация философии на материализм и идеализм.

    Демокрит признавал два начала — атомы и пустоту. Согласно Демокриту, атомы — суть элементы, из которых состоит вся природа. При этом атомы, то есть неделимые частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, порядком и положением. Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к их гибели. Бесконечное множество атомов вечно движется в бесконечной пустоте, перемещаясь в разных направлениях, они иногда сталкиваются друг с другом, образуя вихри атомов. Так происходит бесконечное множество "рождающихся и умирающих" миров, которые несотворимы божеством, а возникают и погибают естественным путем. Поскольку атомы вечны, неизменны, постольку и мир вечен и неуничтожим.

    Большинство сочинений Демокрита было утеряно в первых веках н.э. До нас дошли лишь короткие цитаты (переписанные ок. 300 г. до н.э.), а каталог его сочинений содержит около 70 названий. Продолжателями материалистического учения Демокрита были Эпикур и Лукреций Кар.

    В истории философии, пожалуй, главным представителем объективного идеализма был Аристокл из Афин, он же — Платон.

    Платон исходил из того, что мир реальных вещей есть бледное отражение мира идей. Мир идей есть реальный мир. Он вечен, постоянен. Идеальный мир — это и есть бытие, сущее. А сущее понимается Платоном как вечное и неизменное. Платон заимствует у Пифагора идею перевоплощения душ. Так же, как и Пифагор, Платон рассматривал земное бытие человека как пленение его души, от которого можно освободиться только в результате ряда перевоплощений. В целом заслугой Платона является то, что он серьёзно относился к познанию мира посредством его идеального представления. Мир идей, эйдосов существует, как мир вещей, объективно, вне сознания людей. Идеи являются прообразами вещей, их истоками.

    Труды Платона можно разделить на четыре группы:

    Первая состоит из полутора десятков диалогов, предшествующих большим произведениям, где Платон излагает теорию Идеи; самые значительные из них — «Апология Сократа», «Протагор», «Горгий», «Менон» и «Кратил».

    Вторая группа включает в себя произведения, где теория Идеи изложена в ее первоначальной форме: «Пир», «Федон», «Государство» и «Федр».

    Третья группа — это труды, которые можно было бы назвать «критическими», где Платон пересматривает свою доктрину, показывая, что необходимо внести в нее некоторые изменения: это «Теэтет», «Парменид», «Софист» и «Политик».

    Наконец, в четвертую группу входят труды, излагающие доктрину в ее последней форме: «Филеб», «Тимей» (с незаконченным «Критием»), «Законы» и письма. Сейчас признается подлинность, по крайней мере, некоторых из писем, приписываемых Платону, в частности семи или восьми наиболее значительных.

    6. Сократ: проблема человека.

    Сократ был современником Демокрита (469 (470) — 399 до н. э.). Жил в Афинах, активно участвовал в делах города. Классическая философская традиция в Древней Греции берет свое начало от Сократа. Именно Сократ был первым философом, который поставил человека в центр философии, а философии пытался придать человеческий характер. Принципом своих философских размышлений Сократ сделал выражение: «Познай самого себя». Это означало начало нового этапа в развитии философской мысли: назначение философии заключается не в изучении природы, а в познании человека. Но, как говорил Сократ, самое постыдное невежество - «выдумывать, вроде бы знаешь то, чего не знаешь». Именно поэтому свой принцип он дополняет еще другим: «Я знаю, что я ничего не знаю». Этот принцип означает, что человек хочет знать, он ищет истину, на веру не принимает традиционные догмы.

    Главным человеческим качеством Сократ считает добродетель, - умение правильно, хорошо поступать, а для этого необходимо знать, какие поступки являются добродетельными. Поэтому причину аморальных поступков, плохого поведения он видит в незнании. Если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно - таково убеждение философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, но никто не делает ошибок добровольно. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание - источник нравственного совершенства. Вот почему философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства. Знание доброго - это уже значит следование доброму, что ведет человека к счастью. Но знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового.

    Впервые в истории философии Сократ поставил задачу исследования сущности и определения таких общих понятий, как «добро», «истина», «красота». Он утверждает, что истину необходимо искать в своей душе.

    Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, которые собирались вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины.

    Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую основу, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства. Но Сократа не поняли и не приняли его современники.

    Сократ повлиял на Платона.

    Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников,Платона иКсенофонта (Воспоминания о Сократе,Защита Сократа на суде,Пир,Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочиненияхАристотеля.
    7. Майевтика Сократа.

    Майевтика — это диалогический способ рождения нового знания (Сократ сравнивал свой метод с повивальным искусством, которое по гречески называлось «мэевтика»). Это был поиск истины через противоречия; противоречия и их преодоление в познании становились источником развития знания.

    Майевтика была создана Сократом как искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов.

    В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые, его собеседник формулирует дотоле неизвестные ему утверждения («рождает истину»). Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно «извлечь» её из своего же собственного разума, руководствуясь тезисом (постулатом) о предсуществовании истины.

    Развитие Сократом мыслей в форме диалогов – с положениями и возражениями – было зародышем платоновской «диалектики», а логический метод определения (установления содержания) понятий Платон положил в основу своей гносеолого-метафизической теории идей.

    Мы используем слово "диалектика" для обозначения искусства достижения философских истин. В этом отношении Сократ также был большим новатором. Для Сократа диалектика являлась искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них. При этом достаточно отчетливо выделяются три этапа.

    Первый этап — дисквалификация себя и собеседника. Обычно человеку кажется, что он знает ответ едва ли не на любой сложный вопрос. Стоит, однако, начать серьезные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться. Именно это имел в виду Сократ, когда он даже про себя говорил: "Я знаю, что ничего не знаю".

    Второй этап — ирония. Человек "цепляется" за свои иллюзии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство. Таковым Сократ считал иронию.

    Третий этап — рождение мысли, душа порождает истину. Диалектика Сократа сохраняет свое значение до настоящих дней.

    Философия, по Сократу, это "экзамен души", экзамен на мудрость, честность, правду, свободу.


    8. Философия Аристотеля.

    Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – ученик Платона. Аристотель занимался многими направлениями философии и является создателем: этики, логики, биологии. Совместно с учениками он систематизировал науки, выделил для каждой из них специальные области исследований и установил различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

    Аристотель критиковал Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Аристотель считал, что научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятия есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранить от пустой спекулятивности. Это ведет Аристотеля к развитию логики и логических концепций. Аристотель заложил теоретические основы логики как науки.

    Учение Аристотеля о бытии

    Основа всякого бытия, по Аристотелю, – первая материя. Она образует потенциальную предпосылку существования. Она является основой всякого бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой материи являются, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля – промежуточная ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.

    Самобытное единичное бытие, то есть такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии и существует в самом себе, Аристотель называет субстанцией. Мир – совокупность субстанций. Каждое единичное бытие – сочетание материи и формы. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. По Аристотелю, материя — это потенция, ограниченная фор­мой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарооб­разностью, и т. д.). Материя – это первичный материал. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма.

    Аристотель придерживается той точки зрения, что душа является формой по отношению к материи, что она присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, то есть растениям, животным и человеку. Душа – это проявление активной жизненной силы. В ряде своих работ он приходит даже к таким выводам: «Деятельность души обусловлена состоянием тела», «Душа не существует без материи»

    Основной труд Аристотеля – «Метафизика»:

    Аристотель разработал учение о сущем и сущности. Сущее – совокупность единичных предметов, а каждое единичное имеет свою сущность, которая постигается умом, а не чувством. Сущность – вечна, неизменна; - ключ к пониманию сущего.

    При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Сущность – это единое, обладающее самостоятельностью бытие. Первые сущности состоят из материи и формы. Они выступают чувственно познаваемым бытием. Вторые сущности – производные от первых. Они являются видовым определением (стул, стол – первичные; мебель – вторичные).

    Четыре вида причин бытия :

    1. материальные – то, из чего состоят вещи, их субстрат;

    2. формальные – в которых форма проявляет себя, образует сущность, субстанцию бытия;

    3. действующие, или производящие, – рассматривающие источник движения, энергетическая база формирования вещей;

    4. целевые, или конечные, – отвечающие на вопросы «Почему?» и «Для чего?».

    Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

    • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";

    • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

    • выделил 10 философских категорий;

    • дал определение бытия через категории;

    • определил сущность материи;

    • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

    • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок за­ключения).

    В труды Аристотеля входят сочинения по логике: "Категории", "Герменевтика", "Аналитики", "Топика" (все вместе называемые "Органон"); физике: "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "Метеорологика"; цикл трактатов по зоологии ("История животных", "О возникновении животных", "О частях животных" и др.) и психологии ("О душе", "О чувственном восприятии", "О памяти" и др.), первой философии ("Метафизика"), этике и политике ("Никомахова этика", "Евдемова этика", "Политика", "Афинская полития"), риторике и поэтике.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта