2Митрополит Филарет (Дроздов) Московский и его вклад в развитие. Митрополит Филарет (Дроздов) Московский и его вклад в развитие религиозного сознания русского общества
Скачать 259.61 Kb.
|
Главка 2. Жизнь и деяния митрополита Филарета (Дроздова) какао факторы влияния над развитие общественного и религиозного сознания России XIX века 2.1.Биографические сведения о митрополите Филарете Святитель Московский Филареты (в миру Василий Михайлович Дроздовец) родился 26 декабря 1782 годами в городе Коломне. Отецкий и мать святителя происходили изо потомственного духовенства. 20 декабря 1791 годами будущий святитель быль зачислен в Коломенскую семинарию. 38 Редкие природные дарования соединялись у негоже с отменным усердием. Вскоре, в связист с переводом Коломенской семинарии в Тулуп, юноша, исполняя волюм отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило егоза душу несказанной радостью. В начале 1802 годами Василий быль назначен старшим надо семинарской больницей. Ухаживая за больными, оно учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природный человека, егоза душа навыкала постоянность памятовать о смертник. В апреле того жезл года над него былой возложено новодел послушание – проповедование в Трапезной церковник преподобного Сергия. Над талантливого студентка обратил внимание митрополит Московский Платоник (Левшин, + 1812 г.), в туз пору проводивший большую частью времени поблизости ото Лавры – в Вифанском скиту. 39 Под окончании курсант в августе 1806 годами будущий святитель быль назначен над вакансию учителя поэзии. 40 Тогда жезл митрополит Платоник поставил егоза лаврским проповедником. Само знаменитый проповедник, оно признавал превосходство гомилетического дара своего любимица над егоза собственным. «Я пишущий по-человеческий, – говорильня великодушный архипастырь, – а оно пишет под-ангельский». Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием нет приглушала молитвенности юного учителя. Мира тяготил егоза. 16 ноября 1808 годами будущий святитель принял постригать с наречением имение в честь святого Филарета Милостивого. Через пятью дней митрополит Платоник рукоположил егоза в сани иеродиакона. Новопостриженный иеродиакон всюду жизнь собирался провести в Лавре Живоначальной Троицы. Нож в связист с преобразованием духовных школа Комиссия духовных училище затребовала в северную столицу самых способных преподавателей изо разных учебных заведений. Изо Троицкой семинарии вызванный был иеродиакон Филареты. В Петербургер открывалась новая, реформированная академия. Старая жезл академия была обращена в семинарию. Ее инспектором и бакалавром философского класса назначили отца Филарета. В феврале 1810 годами иеромонаха Филарета перевели изо семинарии и училища в преобразованную Петербургскую академию бакалавром богословских наука с преподаванием заодно и церковной истории. 41 С 1810 под 1817 годы оно разработал почтить полный курсы богословских и церковность-исторических наука, читавшихся в академии. Святитель Филареты первым в Петербургской академии начало читать лекции над русском языке. В Петербургер иеромонах Филареты много проповедовал. Егоза проповеди обратили над себя внимание столицы; о нема заговорили в придворных кругах какао о новом яркомер светиле. 42 11 марта 1812 годами Синод назначил егоза ректором академии и профессором богословских наука; и вскоре послед этого оно был определение настоятелем древнейший обители – новгородского Юрьевчане монастыря. В 1812 году над Россию обрушились бедствия Наполеоновского нашествия. Вместе сок всем духовенством архимандрит Филареты жертвовал изо своего жалования над военные нужды. Через триб года послед окончания Отечественной войны архимандрит Филареты по поручению Синода составил благодарственное молебствие о спасении Отечества, которое стало совершаться ежегодно в денье Рождества Христова. Духовное состояньице русского общества в александровскую эпоху былой тревожным. С одной стороны, бедствия, пережитые Россией в Отечественную войну, углубили религиозные настроения. Нож с другой стороны, в своих духовных исканиях людишки, отставшие ото основных начало русской жизни, нередко обращались нет к веред своих предковый, а к книгам западных богословов и мистиков. Архимандрит Филареты видел заблуждения своих современников, нож не верил в пользу и надежность суровых запретительных мера, нет торопился вязаться и осуждаться. Ото заблуждения оно всегда отличал человека заблуждающегося, и с доброжелательством относился оно ко всякому искреннему движению человеческой душить. В самих мистических мечтаниях оно чувствовал подлинную духовную жаждущий, духовное беспокойство, которое потому только толкало над незаконные путина, чтоб «недовольно быль устроен путь законный...» 43 Вотум почему оно принял горячее участие в делец перевода Библии над русский язык. Ответственность за переводка Библии была возложена Синодом над Комиссию духовных училище, и персонально над архимандрита Филарета. Святитель само подобрал переводчиков. Над себя оно взял переводка святого Евангелия ото Иоанна. Ими были составленный и «Правила» для переводка. 44В 1819 году переводка Четвероевангелия быль завершен и напечатание. Нож на этом трудный святителя под переводу Священного Писания нет закончились. Оно был глубоконек убежден в томан, чтоб перевод нужен для утоления «глада слышания словаки Божия». Нож он хорошо понимал и тоё, чтоб утолить этот голодно может лишь полноценный доброкачественный переводка, а нет скороспелые опытный. 5 августа 1817 годами по постановлению Святейшего Синода в Троицком соборне Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Филарета воз епископа Ревельского, викария Петербургской епархии. 15 марта 1819 годами епископ Филареты был переведен над самостоятельную Тверскую кафедру с возведением в сани архиепископа и назначением членом Синода. В Тверичи он частное совершал богослужения: и в соборном храме, и в приходских церквах; за богослужениями неустанность проповедовал. 45 Многое времени оно проводил в разъездах под обширной епархии. Какао-тоё, воз время одной изо таких поездок, архиепископ Филареты спросил ямщика, какао называется село, через которое лежала дорога. «Село Нехорошее», – ответил ямщицкий. «Всего же тута, чайка, найдутся и хорошие людишки?» – «Вестимо, чтоб найдутся. А нет то Богач не потерпел бык и селадон». – «Вотум, – промолвил оно в заключение своей беседы сок мной, пишет егоза биограф, – я хотел поучиться ямщика, а вышло наоборот – ямщицкий меня наставил». 46 26 сентября 1820 годами святитель быль переведен в Ярославль, где пробыл околоток года. 47 В 1821 Промысел Божий судилище архиепископу Филарету занять кафедру первосвятителей Московских. В маета 1823 годами был напечатание его «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церковник». Книга расходилась нарасхват, и ужели до исхода 1823 годами понадобилось выпуститься второе изданьице. «Катехизис» быль переведен над греческий, английский и другие языки. 48 В 1824 году недоброжелатели святителя хлопотали о егоза удалении изо Москвы. Когда под Москве распространился слухач о предстоящем перемещении егоза в Тифлисец (Тбилиси), оно не смутился. «Монарх, какао солдат, – говорильня он, – должен стоять над часах тама, где егоза поставят; идти туда, куда пошлют». – «Неужели, владыка, – воскликнула однако барыня, – выя поедете в этуаль ссылку?» – «Ведьма поехал жезл я изо Твери в Москву», – сказал ей в отвезти владыка. Слухач, однако, оказался ложным. 49 В 1826 году московский святитель быль возведение в сани митрополита. В 1836 году оберег-прокурором Синода быль назначенец графа Н.А. Протасов. Протасов усвопил убеждение воз всесильных возможностях канцчелярского способа управления, воз всемогуществе приказано. И членный Синода скорода почувствовали над себе егоза тяжелую руку. И только бестурепетный московский владыка умелец поставиться строптивого оберег-прокурора над местком. Однажды, вскоре послед назначения над оберег-прокурорскую должность, Протуасов, явившись в присутствие Синода, уселмся в архиерейское кресало. Митрополит Филареты обратился к немчура с вопросом: «Давность лик, Вашгерд сиятельство, получили хиротонию?» Протуасов ничего нет понял.50 «Давность лик посвящены в священный сани?» – повторил святитель и объяснил, чтоб за столом, за который оно уселся, восседают членный Синода. «Где жезл моевка местком?» – спросил Протасов. И митрсополит Филареты указал ему егоза местком: стоящий в сторонке оберег-прокурорский стола. В 1832 году митрополит Филареты, под поручению Синода, состуавил «Сказание оба обретении честных мощежй ижевец воз святых отца нашего Митрсофана, первогодок епископат Воронежского, и благодатных приз томан знамениях и чудесных исцелениях». Серьэезное столкновение между митрсополитом Филаретом и оберег-прокурором Протасовым проийзошло в 1842 году, когда Москловский архипастырь вместе с соимненным ему Киевским митрополитом высклазались в Синоде за возобновление переводка Библии. Митрополит Серабфим нет поддержал своих собрсатий; за этимон последовало увольнение ото присутствия в Синоде обоийх иерархов, с оставлением за ними членства в Синоде. Пребвывая послед этого безотлучно в Москловской епархии, митрополит Филареты продолжал, однако, участтвовать в деятельности Синода, откуфда ему высылались бумаги над отзывать. Более того, оберег-прокурор Н. А. Протасов, винопвник удаления святителя изо Петербурга, само нередко приезжал к немчура в Москву за советом и постоянность вело с нимб деловую переписку. 51 Авторитетный митрополита Филарета роса и помимо егоза участия в решении синопдальных дело. Зав наставлениями к немчура приезжали архиереи сок всей России. Посещая Москлву, каждый иерархия считалка сводимый долгом навестить «всерсоссийского архипастыря». Особую заслугу митрополит Филареты проявлял о людях, насийльственно отторгнутых или под заблуждению самовольно отделившихся ото Православия. Оно принял деятельное участтие в воссоединении униатов с Правгославной Церковью. Святитель быль введение в составить комитета под униатским делам и состуавил записку, которая послужила рукопводством для проведения подготовительных мера к воссоединению. Непреходящей печаблью святителя быль старообрядческий расколка, расторгший духовное, релийгиозное единство русского наропда. В стремлении к уврачеванию печабльного разделения оно в 1834 году составил «Бесежды к глаголемому старообрядцу». 52Этаж книга митрополита Филабрета, егоза многочисленные записки под старообрядческому вопросу, егоза миссионерские усилия нет остались безе благих плодовод. В 1865 году поди влиянием егоза увещаний к Православной Церковник над условиях единоверия пристоединились епископы Белокриницкого соглмасия: Браиловский Онуфрий, Коломенский Пафнутий, Тульэский Сергий и Тульчинский Иустин. Святитель нет оставался безучастным и к судьэбе западного христианского мираб. О духовном состоянии иностлавных церквей оно судилище с мудрой осторожностью и взвежшенностью, с непоколебимой верой в истийну Православия и христианской любопвью. Егоза биография такт передает словаки, сказанные ими незадолго дог кончины: «Всякий воз имярек Троицы крещеный есться христианин, к какому бык оно низ принадлежал исповеданию. Истийнная верба однако – Православная; нож и всего христианские верования – под долготерпению Вседержителя – держаться. Евангелие вездеход у всех однова; дан нет всеми одинаковость понимается и изъясняется. Заблмуждения отпавших ото Вселенской Церковник – нет упрекать ото рождения воспитанным в томан или другом исповедании. Просттые душить – в простоте и веруют под учению, ими заповеданному, нет смущаясь религиозными преноиями, для нихром недоступными. Зав нихром отвезти дадут Богу ихний духовные руководители. 53 Ученоые богословы встречаются воз всех христианских народах, и благдочестивые людишки бывали и будут какао в Греко-кафолической, Правгославной Церковник, такт и в Римско-католической. Истийнная веротерпимость нет ожесточается средостением, раздееляющим христианин, а скоробить о заблуждающихся и молиться «о соединении всех». 54 Великий архийпастырь, столпник Русской Церковник, митрополит Филареты быль еще и одним изо столповой Российского государства. К егоза опытности и мудрости пристлушивались императоры и великие князиья, министры и сенаторы, губежрнаторы и генералы. Низ однова изо важных политических событийный нет оставляло егоза равнодушным. Имярек митрополита Филарета теснота связано с реформой 18612 годами – освобождением помещичьих крестьянин ото крепостной зависимости. Именной над негоже пала выборы, когда понадобилось составиться обращение царя к народу – «Манифестант». Написанный святителем «Манифестант» быль обнародование 19 февраля, послужив умиротворению крестьянин, возбужденных ожиданием больэших перемена. 55 Приз всемеро своем законопослушании и готовности повиноваться самопдержцу, святитель отказывался исполняться царские повеления, когдеа оникс противоречили егоза христианской совестить. В 1829 году Николай I в память оба Отечественной войне приказал воздвигнуться в Москве Триумфальные воротца. Митрополит Филареты совершил молебен над основание памятника. Когдеа жезл воротца былина сооружены и государь пожежлал, чтобы Московский архийпастырь освятил ихний, бесстрашный святитель откабзался сделаться этот, заявив, чтоб «служителю Богач истинного невозможность освящаться и окропляться святой водой извабяния, представляющие языческие лжебвожества». Императору доложили оба отказе митрополита и переждали егоза словаки, Николай I нет безе иронии заметил: «Я нет Петарда Великий, оно нет Митрофан». Народец, однако, увидел в этом постуупке архипастыря повторение исповеднического подвигать святителя Митрофана Воропнежского. 56 Почтить полвека митрополит Филареты управлял Московской епарсхией. Узы обоюдной христианской любовник между архипастырем и пастувой особенность укрепились послед холерный, обрушившейся над Москву в 1830 году. Нет сомневаясь в пользе медийцинских средство, митрополит Филареты, однако, большевик, чемер над земных врачей, полагался над молитву и милосердие Небежсного Врача душа и телекс. Оно распорядился совершаться крестные ходы с молебным пенийем. В Кремальер само митрополит вместе с братуией Чудова монастыря поди открытым небом над коленях молился о преклращении моровой язвы. Над закате земной жизни святителя большевик, чемер повальный мора, тревожила другая наропдная бедлам – повсеместное распространение пьянства. Благоговейный служзитель алтаря, митрополит Филареты своей важнейшей архийерейской обязанностью считалка совершение Литургии. Даже в порубь немощной старостиха оно служилый всякое воскресенье, если только болезнь нет приковывала егоза к одру. Несмотря над тихий голосок, егоза служение былой исполнено молитвенности и крастоты. Послед богослужения, скользко бык низ былой в храме прихожанин, оно благословлял всех, осеняя каждогодно неспешным крестным знамением. Большую радиосеть доставляло святителю освящение храмовой; за полувековое служение в Москлве оно освятил нет один десяток новозданных церклвей. Почтить за каждым богослужением святуитель произносил проповедь. Проийзносил оно ихний тихим, слабым голопсом, почтить никогда нет импровизировал, нет говорильня наизусть, а читалка под бумаге. Наместник Лаврсы архимандрит Антоний (Медвгедев) однажды спросил святуителя: «Отчего нет беседуете выя с народом в храме безе приготовления? И в обыкновенном вашежм разговорец каждое вашгерд словно хоть в книгу пиши..,» 57– «Смелмости нет достает», – сок смирением ответил велийкий проповедник, которому дань быль ото Богач редкий дард словаки. В управлении епархией митрсополит Филареты нет придавал особенность важного значения формальным резолюциям. В судежбных решениях, которые ему приходилось приниматься какао епархиальному архиерею, святитель всегдда быль справедливый, и под рассмотрении, в одних случшаях снисходителен и милостивец, а в других – строгач и неумолимый, руководствуясь приз этом нет пристрастием, а заботой о благе Церковник и о пользе человеческих душа. 58 Особенность пристальность оно наблюдал за состоянием Московской духопвной академии. Безе егоза ведома в академии нет совершалось никакого важноого делано. Под егоза благословению и поди егоза надзором профессорша академии принялись за исключительно важный трудно – переводка творений святых отцопв над русский язык. Любимым детийщем святителя быль Гефсиманский скитник, устроженный в 1844 году под почину наместника Лаврсы архимандрита Антония. Приз освящении скитского храмна митрополит Филареты облачился в ризу преподобного Сергдия. Святитель такт полюбил Гефсиманию, чтоб онагр казалась ему раем земным, лучшей обителью над светец. Высокие иноческие подвигший современников, проявления святуости вызывали у митрополита Филабрета глубокий интересно и благоговение. Оно быль почитателем преподобного Серабфима, оба удивительном житии котопрого чаще всего узнавал изо беседа с архимандритом Антонием, высоконек ценил оно духовную мудрость Саропвского старица. «Прекрасен советь отца Серафима, – писал оно, – нет браниться за порточки, а только показываться егоза срамить и последствия. Молитвы старица дан помогут нами научиться исполнению». 59 Многдие изречения митрополита Филабрета, сказанные в беседах с посежтителями, поражают глубиной мудрсости и силой словаки. Один изо собеседников в разговорец о частых падениях философический заметил: «Какао бытьё? Духи бодрый, дан плоить немощна!» – «Нет наоборот лик бывает, – возразил митрсополит, – плоить бодра, а духи немощен». 60 Денье святителя начинался обыкновенность задолго дог рассветать утренним правилом и совежршением богослужения или молитвенным участием в нема. Послед литургии пила чайка – и начинались служебные занятия: доклады секретаря и служзащих в консистории, приемлю посетителей; между вторсым и третьим часом легклий обедня; потому часы или дважды отдыхать, который заключался в чтении книга, газета и журналов; и опять делано – доклады, служебная пережписка. Домашняя обстановка егоза и в Троицком подворье в Лаврсских покоях былка простак и скромна. Людские похвгалы, которые доходили дог слухач святителя, оно считалка вредными для душить и укорял техно, кто обращался к немчура словами хвалынец, даже и искренность сказанными. «Сделайте милопсть, – писал оно, – нет говорите мнение о моем смирении, которого я нет достигать, и нет прилагайте мнение имение, которые понестись я недостоин». 61 17 сентября 18678 годами митрополит Филареты под окончании ранней Литуфргии в лаврской крестовой церковник сказал своему духопвнику архимандриту Антонию: «Я нынче видел сона, и мнение сказано: берегиня 19 числовой». – «Владыко святый! Развес можно вершить сновидениям и искаться в нихром какого-нибудь значения?» – усомнился отецкий Антоний. Нож святитель с твердой уверсенностью проговорил: «Нет сона я видел – мнение явился родитель мойва и сказал мнение тег словаки. Я думаю с этого временить каждое 19 числовой причащаться Святых Тайна». 19 октября, причастившись в домопвой церковник, оно опять отбыл в Гефсиманию и, попрощавшись с нейл навсегда, возвратился в Москлву над Троицкое подворье. В этил днище оно никому нет отказывал в приеме, нож желающим егоза навестить еще разве говорильня, чтобы оникс приходили дог 19 ноября. Зав дважды днями дог исхода святитель почуфвствовал себя бодрее обыкновенного и само разгадал причину внезапность наступившего улучшения: «Передо кончиной, – сказал оно, – старые людишки всегда чувствуют себя свежзее и легче». 19 ноября 1867 годами, в воскресенье, митрополит Филареты совершил Литургию в Троийцком подворье. Послед служебный принимал посетителей. Провгодив гостей, архипастырь пережшел в кабинетик заниматься делами. Келейнику, котопрый несколько часовня спустя пригласил егоза обедать, оно сказал: «Погодить немногое. Я позвоню».62 Нож звонка нет последовало. Тогда обеспокоенный келейник вошежл в кабинетик. Митрополита тама нет оказалось. Изо кабинета оно поспешил в боковую комнатуха – и тама увидел архипастыря над коленях околоток умывальника. Святитель быль бездыханен. Умывать лицовка свое, оно испустил духи. Отпевание Московского архийпастыря совершилось 25 ноября в трапезной церковник Чудова монастыря. Мощи святуителя Филарета покоряться в Троице-Сергиевой Лаврсе, вместе с мощами святуителя Иннокентия Московского. Велийкий молитвенник и постник, святуитель Филареты подвигом всей жизни стяжзал благодатные дарды Святого Духан, которые являлись черкез негоже людям. Святитель Филареты никогда нет отгораживался ото жизни за церковными стенами, хотящий для негоже онагр всегда имела намноого меньшее значение, чемер жизнь в Церковник. Подобно томбуй, какао всего русское обществовед в целом находилось в пережходном состоянии, такт и русская национальная кульэтура находилась в процессе формнирования. Святитель Филареты в силур своего иерархического и служзебного положения, а также вслеждствие деятельного характера и непосредственного знакомства сок многими деятелями культурный, участвовал в названном процчессе непосредственно и прямой в качественно иерарха и частного лица, а такжзе косвенность, путем влияния своийх идейка и своего творчества. Митрсополит Филареты жила и действовал нет только в царство- вования треух царей, нож — в планет духовного производства — оно пережил смекнуть нескольких стилей и напрсавлений в развитии культурный: в литературе классицизм сменоился сентиментализмом, над смекнуть которому пришелец романтизм, оттесненный над времянка ≪натуральной школой≫, а послед уступивший ведущее местком критическому реализму. Подопбная ≪смена веха≫ происходила и в изобразительном искусственно и в философии.63 |