Семестровая работа. Семестровая работа 1 РРГ (Социология) (копия). модуль социальнополитических знаний
Скачать 41.47 Kb.
|
Министерство образования и науки Республики Казахстан Некоммерческое акционерное общество «Алматинский университет энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева» «МОДУЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ» СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА №1 На тему: «Парадигмы в зарубежной социологии ». Специальность:Энергоаудит и Энергоменеджмент Выполнил: Байгалиев Ислам Группа ЭАЭМ-21-4 Приняла: Рыскильдинова Динара Байзаковна «____» 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………….3-4 Феноменологическая социология и этнометодология………………………………………………………..5-9 Символический интеракционизм…………………………10 Теории конфликта и обмена…………………………………………………....11-13 Заключение…………………………………………………….14 Список использованной литературы………………………..15 Введение. Актуальность исследования основ западной социологии заключается в формировании более глубокого развития личности. Так как в мире, постоянно изменяющемся, для успешного и состоятельного человека нужно иметь знание различных наук. Одна из этих наук - социология, поскольку объект ее исследования - это общество и поэтому, изучая ее и грамотно применяя полученные знания, можно продуктивнее взаимодействовать в обществе. Цель данной работы- изучение пардигм в зарубежной социологии. Парадигма науки называется системой ее основной категории, идеи, положение, допущения и принципы научной мысли, позволяющей дать непротиворечивые объяснения изучаемых явлений, строить теорию и метод, на которой они реализуются. Задача данного семестра, по его целям, заключается в рассмотрении пяти основных парадоксов западной социальной философии. Именно феноменологические социология, теории конфликта, теории обмена, символика интеракционизма, этническая методология. В теории конфликта полагается, что конфликт осуществляет стимулирующее действие в обществе, создает предпосылки развития сообщества. Впрочем, не все противоречия играют положительную роль в обществе, поэтому государство устанавливает функцию контроля конфликтов, чтобы конфликты не превратились в повышенную социальную напряженность. Основной мыслью феноменологической социологии является то, что индивид не пленник социальных структур, социальные реалии воссозданы нами постоянно, зависят от нашего созерцания и его интерпретации. Впрочем, взгляд на неё с внешней стороны не позволяет «пробить» ее истоки. Таким образом, необходимо погрузиться в мир, где живёт человек. Суть социальной теории - это то, что человеческое функционирование в обществе основано на обмене различных социальных благ. В теории символической интеракционализации социальный прогресс социолог рассматривает как выработку и совершенствование социальных смыслов, которые не имеют строгого причинного обусловления, зависят больше от субъекта взаимодействия, нежели от объективной причины. Основа этнометодологии заключается в изучении понятий, которые людям придают социальные явления. Феноменологическая социология и этнометодология Основой феноменологии является Европейская школа феноменологии. Основатель теории феноменологии был Эдмунд Гуссерль (1859-1938) - основатель теории феноменологии, основные работы которого были опубликованы в конце XX и начале XX вв. Разрабатывая радикальные понятия, он поставил задачу создать философию, обращающуюся к кореням нашего знаний и практики, полагая, что знание науки все более оторвано от повседневной жизни, источником наших знаний, а феноменология может восстановить этот связи. Через полвека социологи применили тот же аргумент, направленный против устоявшихся социальных теорий, особенно против структурных функционализмов, заявив о его отрыве от социальных опытов и социальных жизней. Альфред Шуц, австрийский социолог, живущий в XIX веке, впервые попытался использовать философские феноменологии для того, чтобы проникнуть в мир социальный. Он доказал, что способ придания людям смысла в окружающем мире не сугубо индивидуален. Люди пользуются терминами «типизации» - понятиями, обозначающими классы выражений предметов. Типы типизации: "банковский сотрудник", "футбол", "дерево".Такие типы не уникальны для каждого конкретного человека, наоборот, воспринимаются обществом, передаются детям, когда они изучают язык, читают книги и общаются с другими. При помощи типизации человек может общаться с другими, уверенно видя мир так же. Постепенно индивид создает запас «знания здравомыслия», который разделяет других членов общества, позволяя им жить, общаться и жить. Несмотря на то, что знание здравого мышления руководствуется большинством людей общества, это не постоянно данное, неизменное. Наоборот, он постоянно меняется в процессе взаимодействия. Шюц считает, что всякий человек по своему интерпретирует мир и воспринимает его на свои лады, но знание здравого мышления позволяет хоть частично понимать действие других людей. Идеи феноменологической социологии Шюца воспринимались двумя школами социологии. Первая - школа феноменологической социологии знаний - была возглавлена Питером Бергером и Томом Лукманом, вторая, получившая название «этно-методология», была возглавлена Гарольдом Гарфинкельом. Феноменология социальной науки основана на критической оценке социологических позитивизмов, включая марксизм. В частности, феноменологические социологи Дэвид Сильвером, Дэвидом Уолшем, Майком Филипсоном и Полом Филмером критиковали принципы социально-позитивизма: социального объективизма, то есть рассмотрения общества как субъективного, такого же как физический, мир, независимое от человеческой сущности и деятельности, отношение к человеку как несущественной частью социального процесса. Коренным недостатком позитивистской социальной социологии является ее неспособность понимать смысловую структуру социального мира.Он представляет собой результат как переноса естественного метода знания на сферу социального знания, а также неосознанного применения представлений о здравом смысле людей как конечного пункта их исследования. Проблема феноменологической социологии заключается в выяснении, обнаружении, понимании, познании того, как люди структурируют в своем сознания воспринимаемое и ее феномены или явления и как они воплощают своё знание мира во время повседневных действий, т.е. в повседневной жизни. Таким образом, представители феноменологической социологии интересуются не только объективным миром социальных событий и событий и различиями внутри них, но и тем, как обычные люди воспринимают этот мир, его разные структуры в своей жизни. В качестве ученика А.Шюца Г.Гарфинкель уделил основное внимание его теории исследованию повседневного поведения обыкновенных людей в обычных условиях, а также их «конструированию» собственного «социального мира». "Этнос" в названии теории означает любую общность, "методы" означают способы общения людей с неписанными правилами поведения, регулирующими их жизнь, "логос" означает знание, теорию. Ввел Гарфинкель понятие этнической методологии, сам термин происходит от слова «этнос» и методологии, соответственно, как этнография, предмет которой – знание, благодаря которому представители примитивного общества освояют явления в окружающей среде предмета. Замысл этнометодологии сходен: найти методы средств, которые современный человек использует в обществе, чтобы реализовать весь спектр повседневной деятельности. Этнометодологи в первую очередь интересуются: как организуют и совершают практичные повседневные действия людей, как понимают и интерпретируют эти действия, каким смыслом они являются. В то же время они не интересуются тем, зачем люди совершают какие-то действия, а также тем, зачем люди совершают какие-то действия. Они интересуются, как делают это. Общества, как объективного реального для Габриэля, вообще нет. Она связана с объяснением, интерпретацией деятельности индивида. Совершенствование и осознание поступков в коммуникативном процессе определяется как формирование людьми «социального мира». Люди считаются постоянными форматорами и создателями своего социального мира, взаимодействующими и общаясь с другими. По мнению этнологов, исследование этих процессов можно проводить только с помощью методов, разработанных в «субъективном» фольклоре. Это в первую очередь метод интерпретации, в котором исследователь и испытуемый в беседе пытаются найти то значение, которое последний дает свои слова и поступки. Гарфинкель отмечает, что люди нередко не понимают те неписанные, очевидные правила, которые они используют каждый день. Для того, чтобы выяснить эти правила, Гарфинкель старается использовать такое название кризисных экспериментов. Их суть заключается в попытке выяснить эти правила, нарушив их. Гарольф Гарфинкель создает экспериментальный сценарий, в котором разрушается обычное определение ситуации, обнажив ожидания относительно здравого смысла. Если социологи феноменологии мысленно отвлекаются от здравомыслия, эксперименты Гарфинкела позволяют действительно посмотреть на нее с точки зрения объективности. В ходе таких экспериментов рекомендулось жить дома, как в гостях, попросить разрешения на мытье рук, немного хвалить то, что дают за стол, и так далее. Другим экспериментальным приемом является то, что вы не понимаете смысл простых повседневных поступков. К примеру, экспериментатор спрашивает: «Как дела?» и уточняет: «Как дела? Что означает как? Какие конкретно мои дела вы интересуете?» Еще одним приемом является то, что при беседе с человеком экспериментатор приближается к нему, не объясняя ничего. Поведение такого рода разрушает обычную ситуацию, выявит особенности того поведения, которые являются повседневными и привычными. Комплекс привычных и не всегда понятных способов поведение, взаимодействие, восприятие, описание ситуации называется фоновой практикой. Изучение фоновой практики и ее составляющих методов, объяснение, как на основании этих практик формируются представления о объективных социально-институциональных институтах, органах власти и иных структурах, является основной задачей этнической методологии. В основном этнометодология символизирует символический интеракционизм, особенно в Чикагском университете Блуммера. Несмотря на это многие писатели называют символическое интеракционирование теоретическим источником этнической методологии. В обеих направлениях человека считают активной творческой личностью, творящей свой «социальный мир». Основной отличием символического интеракционизма от этнометодологии является то, что первое имеет общую абстрактную трактовку символического общения и взаимодействия.В этнометодологии главным направлением внимания является анализ отдельных отдельных случаев коммуникационного взаимодействия конкретного индивида в его обыденной жизни. Символическое интеракционирование как теория социальной взаимодействия рассматривает взаимодействие человека как постоянное общение, осуществляемое символами. В этом случае важно не только реальное поступление, но также намерения социального субъекта в процессе взаимодействия, а также их намерения. Предшественники теории символической интеракционизации были американцы Ч.X. Кули (1864-1929) и Томас (1863-1947).Кули считает, что социальные природы «вырабатываются в человеке через простые формы интимной связи, или первичные группы, особенно семьи или соседей, существующие всегда и постоянно воздействующие на человека одинаково». У. Томас особо рельефным образом выразил роли намерений в выражении, которое теперь называют «теорией Томаса»: «Если ситуация определена как реальность, то она реальна по последствиям». Однако основополагающим символическим интеракционизмом считается ученый американского происхождения Джорджа Герберта Мида (1863-1931), который также работал еще в «классической» эпохе. Мид почувствовал влияние американского философа-прагматиста У. Джимса, Джорджа Дьюя, Чарльза Пирса, а также психолога Джоусона. Сам Дж. Мэд называл его теорию «социальным бихиоризмом», то есть ставил в центре внимания анализ реакций человека на внешние стимулы, зависимость социального поведения от окружающего мира. Однако, в отличие от биопсихологического бихиоризма, который трактует человека как пассивного объекта, теория Мида рассматривает активного и разумного субъекта, действие которого зависит не только от внешних стимулов, но от его собственного духовного активизма. Знаки являются природными или социальными явлениями, которые вызывают инстинктивные реакции для того, чтобы скрыться от дождя, злая собака или хулиганин. Знаки, которые выполняют роль социального регулятора, являются жестами, например действия регулятора на пересечении границы. Наконец, общепринятые жесты, используемые для трактовки широкого круга ситуаций, и обладающие универсальным смыслом, называют символами. Значительные символы называются знаками и символическими жестами, которые вызывают у другого человека то же представление об их присущих значениях, как у первого и, следовательно, вызывают одну и ту же реакцию. Мид также ввел понятие «принять роль другого», благодаря чему становится возможным общение. Взаимодействующие субъекты «примеряют» на себя действий и потенциальных намерений других участников, ориентируясь на жестов и символов. Взаимные интерпретации ролей дают возможность коммуникации. Сам Джеймс Мид не публиковал ни одного произведения, разработка и популяризация теории символических интеракционизмов была осуществлена учеником Мида Гербертом Блумером в 1900-1987 годах. Блуммер для такой характеристикы социального мира:«Человек живёт в мире значимых предметов, не среде, которая состоит из символики и самоосознанных существ. Этот мир носит социальный характер, поскольку значение возникает в процессе социальной деятельности. Для идентификации и понимания жизни группы необходимо определить мир её объектов, идентификацию необходимо осуществлять в терминах смысла, в которых объекты находятся в глазах группы». Поэтому основные принципы символической интеракционизации связаны с следующими: люди взаимодействуют друг с друга, ориентируясь в первую очередь на символические значения, которые придают они тому или иному объекту; сам символ является продуктом социальной взаимодействия людей; сам символ является продуктом социальной взаимодействия людей. Современный символический интеракционизм, как прямое выражение и продолжение концепции Дж.Мида, имеет основным образом те же достоинства, недостатки и противостояния, которые имеют концепции Дж.Мида. С другой стороны, интеракционисты должны поставить в обязанность интеракционистов их опыт, отмеченный И.И.Антоновичем, для того, чтобы вычленить «специфичное человеческое» в противоположность бихиористам «специфичное человеческое». Предлагается некое глобальное универсальное моделирование развития символических и коммуникационных систем, независимо от конкретных исторических и социальных условий, игнорируя их первоначальное влияние на личность. Следует добавлять такой значительный недостаток исследователей, в первую очередь относящийся к школе Чикаго, к неопределенности большей части употребляемых понятий, схватываемых только интуитивным образом и не поддающихся эмпирической проверке современными методами исследований. Критикуя буржуазных авторов о том, что пытаются представить механизм социальных взаимоотношений людей в обществе в полной зависимости от содержания этих взаимоотношений, некоторые из буржуазных авторов справедливо отметили,что теория символической интеракционизации как выразитель социально-психологической концепции Дж.Мида может давать представление, как возникает взаимодействие, а не зачем человек поступает так или иначе. Как существенный недостаток символической интеракциональности можно считать игнорированием роли эмоции в поведении человека. Символический интеракционизм Одно из основных социологических направлений, ставшее парадигмальным в последующем развитии науки - символический интеракционизм. Его главной особенностью является анализ социальных взаимодействий между людьми на основе того символического содержания, которое они вкладывают в свои конкретные действия. Поскольку основными символами, с помощью (а часто и на базе) которых осуществляется взаимодействие, выступают жесты, ритуалы и, конечно, в первую очередь язык, сторонники этой социологической парадигмы уделяют их исследованию особое внимание, объясняя, таким образом, многие социальные и межиндивидуальные, групповые и внутригрупповые процессы. Каждый из символов имеет социальный смысл и социальное значение - это открытие было положено в основу характеризуемой нами парадигмы. Согласно ей изучение характера, форм и средств использования людьми тех или иных символов, а также социальных значений и смыслов, придаваемых им индивидами в ходе их взаимодействия, является одним из основных способов исследования социального поведения, деятельности личности, в целом получения определенной картины ими дели конкретного общества. Предшественниками символического интеракционизма считают тех ученых, которые уделили значительное внимание рассмотрению проблем социального взаимодействия, более того, характеризовали его как основную предметную составляющую социологической науки. К числу таких исследователей необходимо отнести, прежде всего, Ч. Кули, Г. Зиммеля, У. Томаса. Как направление социологической мысли, символический интеракционизм очень неоднороден. Учения Дж. Мида, Т. Блумера, Э. Гоффмана серьезно отличаются друг от друга по поднимаемым проблемам, их содержанию. Представители этого направления часто уходят от обсуждения вопросов функционирования общества, его структур, институтов и организаций, обращая главное внимание на личность, ее восприятие окружающего мира, других людей и их взаимодействия. В рамках символического интеракционизма рассматриваются значения символов, которые выступают как необходимые условия и средства социальных взаимодействий. Причем большое внимание уделяется основному символическому средству - языку. Социальный символ, выступающий знаковой структурой, является важнейшим и необходимым элементом выполнения социальной роли, без которой говорить о взаимодействии бессмысленно. За социальными символами скрывается соотнесение индивидом своих действий с социальными нормами и образцами поведения. Зная социальные символы как знаки взаимодействия, можно изучать его особенности. Теория конфликта и обмена Современная социальная теория появилась как реакция какой-то части западного социолога на широко распространение позитивистской социологии в мире, ее основой является структурный и функциональный анализ. Односторонние функциональные подходы, утверждение их стабильности, стабильности, гармонии и порядка в социуме, вступили в заметное противостояние с социальным конфликтом, существующим реально в социуме. Многие исследователи Запада считают, что в обществе, помимо порядка, существует беспорядок – стабильность, стабильность, гармония, сопровождается конфликтом, борьбам противоположных социальной группы, организации, личности. Современная теория социальных конфликтов развивалась американским социологом Льюисом Козером в 1913 году. Он дополнил теорию Парсона, полагая, что устойчивость не может быть исчерпанной состоянием человечества. Помимо стабильности нужна и конфликтная ситуация. В своих трудах «Функции социальных конфликтов» 1956 года и «Исследования социальных конфликтов» 1967 года. По Козерогу социальная система предусматривает равное распределение властей, богатств, статусов. Никогда не было согласия на справедливость распределения ресурса. Возникает конфликт из-за того, что отдельные лица или социальные группы попытаются увеличить свои ресурсы. Козер рассматривает положительную роль конфликта в формировании порядка общества. Первая функция – это функция для разрядки напряжения между группами врагов, вторая – коммуникативная функция: в ходе конфликта люди узнают лучше друг друга, в ходе конфликта люди проверяют друга. Третье значение - функция создания, создания общественных объединений, новых союзов: борьба с общими врагами создает и оплачивает группу. Последней положительной функцией является функция стимулирования изменений в обществе. Возникновение конфликта препятствует нарушению и стагнации общественного порядка. Он создает новые правила. По словам Козера, наиболее эффективный способ сдерживать конфликт - выяснить потенциальную силу противника: если сила противника оценивается до начала конфликта, интересы можно урегулировать без конфликтов. Несколько других целей преследовал немецкой социологией Ральфом Дарендорфом в 1929 году. В 1967 году в книге «Выход из Утопии» он доказал, что теория конфликта сменяется позитивизмом. Суть социальных конфликтов заключается в антонимизме власти и противостоянии. Отсюда власти порождают конфликт. В 1968 году Дарендорф в книге «Очерки по теории общества» говорит о том, что причиной конфликтов является неравенство в социальных положениях, которые занимают люди. Конфликты являются естественным состоянием общества, однако цивилизованное общество должно регулировать конфликт, предотвращать социальные кризисы. По словам Дарендорф, конфликт возникает, когда группировка осознает свою правоту и социальную позицию, требует изменения сложившихся порядков. Представители концепции социальной обмена - Джордж Хоманс Род. В 1910 году и род Питера Блау. 1918 года. Основные работы Д. Хоманса: «Человеческие группы» 1950, «Социальное общество: его основные формы» 1961 и «Природа социальной науки» 1967 гг. В теории социальной коммуникации Хоманс объединял бихевиорию, социальную культуру и утилиту экономики. Базовой идеей теории является социальное поведение, аналогичное рыночном обмену, то есть аналогичное обмену эквивалентным ценностям. Он критиковал структурный и функциональный анализ, марксизм: «Эти теории очень абстрактные и необоснованные». Хоманс поставил задачу: вернуть человека к социологии. Она основала теорию неопсихологии, полагая, что смысл объяснения в социальной философии должно быть психологический. Исходной единицей социологического анализа является элементарная социальная деятельность, то есть непосредственная связь между людьми. Социальные институты и общество человека складываются из действия человека, анализируются по принципам индивидуальных поступков и индивидуальных действий. Социальное поведение Хоманса рассматривалось как обмена материальными ценностями и знаками одобрения и престижа. Люди которые дают много другим, пытаются получать и от других много. Тот, кто получает много от других испытывает на себя какое-то воздействие, чтобы отдать и много. Таким образом, возникает равновесие между обменом и балансом. По Хомансу каждый человек имеет несколько способов поведения, может сам выбирать, как ему отдать. Задача социологии заключается в изучении соотношения вариантов величины и расходов поведения человека и различных альтернативных моделей обмена. Хоманс предлагал рассмотреть два уровня поведения: институциональный и суб-институциональный. Для сложных организаций на уровне учреждений действия регулируется более сложная социальная поддержка. В объяснении поведения Хоманс входит понятие поддержки поощрения и социальных и экономических наград. Он пытался приблизить социологию к экономике, человек действует рационально, а его действия оцениваются в категориях экономического характера. Питер Блау объясняет межличностное общение в категориях социального конфликта, интеракционизма и функциональности. Он изучил причины, механизмы и пути возникновения и развития различных видов социальной организации. Она рассматривала поведение человека в небольших группах и его функционирование в обществе. Для Блоу обмен представляет собой определенную ассоциация, в которую входят действия, зависящие от полученных от других людей вознаграждения, и прекращающиеся в случае прекращения ожидания получения этих вознаграждения. В соответствии с принципами обмена, чем больше выгод человек ждет от другого при осуществлении деятельности, тем скорее он будет продолжать осуществлять этот труд. Чем больше вознаграждения человек обменивается с другим человеком, тем больше вероятности возникновения последующих обменных актов. Компенсация является пусковым механизмом социального сотрудничества. Чем стабильнее и стабильнее обменные отношения, тем более стабильнее и стабильнее обменные отношения. Методы обмена способствовали формированию теории политической маркетинговой политики, в которой широко применяются категории экономической политики для описания социальных и политических событий. Заключение В рамках этой семестровой работы я провел исследования основной парадигмы западной социологии. Во-первых, необходимо отметить, что парадигма является совокупностью основных принципов и положений, которые лежат в основе какой-либо теории, имеют специальный категориальный аппарат и признаются группой ученых. Сегодня в западной социальной мысли выделяются пять главных аспектов: теории конфликта, теории обмена, символико-интеракционализма, этнометодологии, феноменологической социальной мысли. Сторонники теория конфликта считают конфликт естественным явлением социальной жизни. Его основа – объективная дифференциация в обществе. Конфликт представляет собой процесс, который развивает и разрешает противоречивые цели, отношения и люди, объективные и субъективные причины, и происходит в двух дилектически связанных формах: противоречивые психологические состояния, противоречивые действия сторон на индивидуальных и групповых уровнях и конфликтные действия сторон на индивидуальных и групповых уровнях. Теория социальной коммуникации. По данной теории наше поведение в большинстве своем зависит от ожиданий того, что наше поведение будет столь или иначе вознаграждённо другими людьми. Взаимодействие между людьми основано на взаимовыгодном обмене. Символическая интернационализация была разработана в американских социологических школах Дж. Мида, Г.Блумера, Т.Шибутани, Т.Парленда и других. Основа символической интернационализации заключается в том, что взаимодействие людей осуществляется посредством интерпретации символа и символа. Представители Интеракционизма говорят о том, что человек создает свой объект на основе того значения, которое он придает ему. Методология этнометодологии. Направление в социальной антропологии, которое занимается изучением обычных норм, правил поведения, смысла языка в контексте повседневной социальной деятельности. Этот подход универсализирует этнические методы и распространяет их на быт человека во всех культурах, не только в архаической культуре. Феноменологический социолог считает своим предметом исследования в первую очередь обыденное представление о мире человека в повседневной жизни, представление о добром и плохом, о судьбе, о загробных жизнях и так далее, которые действуют в обществе человека, не классическом, как марксизм. Далее они выявляют интерсубъективное значение обыденного представления, которое образует сущность деятельности человека. И наконец, анализируя интерсубъективные значения смыслов деятельности человека, феноменологи социологии определяют субъективный смысл жизни многих людей, как их понимают и сами исследователи. Поэтому я рассматривал основные аспекты западной социологии. Список использованной литературы 1. В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова. "Социология: Учебник для вузов". - 2008 г. 2. Кравченко А."Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов". - 2007 г. . Добреньков В.И., Волков Ю.Г., "Cоциология. Учебник для вузов", - 2009 г. 4. В.Ц. Анурин: "Социология". - 2006. . https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Символический_интеракционизм |