термины. ФИЛКА. Монизмом Антропология это Учение о происхождении и развитии человеческого вида
Скачать 1.72 Mb.
|
797. Рационализм – это философское направление, признающее ... • разум основой познания 798. Греческое слово «филео» означает любовь: • стремление 799. Формы биологического отражения – ... • чувствительность • сознание 800. В развитии философии нет: • устаревших идей 801. Общая тенденция исторического развития • переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе которого лежит развитие производительных сил 802. Яркий представитель скептицизма и агностицизма 18 в.: • Юм 803. Революционные демократы русской школы • Белинский • Герцен • Добролюбов • Чернышевский 805. Философская категория, которой соразмерно понятие «реальность» • бытие 806. Основные законы диалектики – это законы ... • развития 807. Стадии развития человечества в концепции «трех стадий» французских ученых А. Сен-Симоном и О.Контом: • религиозного, метафизического (философского) и позитивного (научного) мышления 808. Рассмотрение формаций как универсальных стадий развития любого общества, характерно для ... • исторического материализма 809. Творец природы в философии Гегеля • Абсолютная идея 810. Неверие в способность человека познать мир, в познаваемость самого мира – ... • Агностицизм 811. Философ, предложивший гносеологический принцип фальсифицируемости: • Поппер К. 812. Философ, предложивший анархистскую теорию познания и модель научного знания • Фейерабенд 813. Идея философии Возрождения, которая в первую очередь делала акцент на человека как центр мироздания • антропоцентризм 814. Систематическое изучение проблем глобального развития началось по инициативе ... • Римского клуба 815. Характерные черты русской философии • подверженность религиозному влиянию, особенно православному • антибуржуазная направленность • ярко выраженный интерес к морально-этическим проблемам 816. Развитие как взаимодействие разных форм реальности, например, естественного и искусственного • коэволюция 817. Каким историко-философским традициям соответствует следующая трактовка бытия: «Единое под разными именами; ни сущее, ни несущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления» • элеаты 818. Основная единица исторического процесса в концепции Н. Я. Данилевского • культурно-исторический тип 819. Основной закон развития материального производства – закон ... • соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил 820. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем – это: • методология 821. Племя – это ... • тип этнической общности и социальной организации для которого характерны кровнородственные связи между членами, деление на роды, общность территории, обычаев и культов 822. Согласно концепции М. Вебера, общество – это: • система социальных действий и их смыслов 823. По мысли Гегеля, предмет философии совпадает с предметом: • религии 824. Философ, считающийся основоположником российского экзистенциализма в западной философии • Бердяев 825. Какому философу принадлежит следующее определение бытия «Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность» • Фома Аквинский 826. Основная причина возникновения глобальных проблем современности • ускорение научно-технического прогресса и нерациональное использование его достижений 827. Соответствие основных форм бытия • материальное бытие – существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира • идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия • человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мир • социальное бытие – нет ответа 828. В философии «агностицизм» понимается как : • полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания 829. Мыслитель, являющийся основоположником немецкой классической философии: • Кант 830. Принцип, лежащий в основе классификации форм движения материи по Ф. Энгельсу • генетический 831. Влияние ограниченности ресурсов на рост народонаселения изучал ... • Т. Мальтус 832. Идеология ... • система идей, отражающих интересы больших социальных групп 833. Французский социолог Э. Дюркгейм отождествлял идею социального прогресса с ... • интеграцией общества через «органическую солидарность», которая основана на взаимовыгодном и взаимодополняющем вкладе всех членов общества 834. Наиболее универсальная тенденция, характерная для научно-технического развития • расширение функциональных возможностей 835. Эпоха возникновения философского мировоззрения: • Античность 836. Критерии определения глобальных проблем современности: • глобальный (всемирный) масштаб • невозможность решения на современном этапе технологического развития 837. Термин «технократия» означает: • власть технических специалистов 838. Автором знаменитого социально-философского трактата «Город Солнца» является: • Кампанелла Т. 839. Высказывание: «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет» принадлежит ... • Зенону 840. Онтология изучает ... • бытие 841. Объективный идеализм – это направление в идеализме, считающее первоосновой мира ... • всеобщее, духовное начало 842. Высший уровень ценностного сознания • идеалы 843. Вопросы методологии научного познания становятся центральными в эпоху... • Нового времени 844. В советской литературе эпохи сталинизма господствовала установка на то, что социальная структура советского общества представлена ... • рабочим классом, колхозным крестьянством, интеллигенцией 845. Автор концепции пассионарности • Л. Н. Гумилев 846. «Учителями мудрости» в Древней Греции называли ... • Софистов 847. В философии миф – это: • целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике • специфическое образное синкретическое мировоззрение • мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное 848. Сближение материальной и духовной жизни особенно проявляется в ... • «онаучивании» материального производства в условиях современной научно-технической революции 849. Парадигма – это ... • модель научного знания, принятая в качестве образца решения исследовательских задач 850. Субъективный идеализм – это разновидность идеализма, признающая реальность ... • как результат деятельности сознания 851. Политика – это ... • борьба за власть крупных общественных групп и объединений, обладающих различными интересами 852. Философ, обосновавший принцип материалистического сенсуализма: • Локк 853. Исследователь научно-технического прогресса, утверждающий необходимость дальнейшего технологического развития для преодоления проблем, возникающих из-за применения уже существующих технологий • Э. Тоффлер 854. Первый крупный русский профессиональный философ и революционер – ... • Радищев 855. Философ – основоположник позитивизма • Конт О. 856. Неповторимое сочетание личностных свойств, которое отличает данного человека от других людей – это... • индивидуальность 857. Какому философу принадлежит следующее определение бытия «Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия» • Аврелий Августин 858. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира, следующие: • теория бессознательного • создание гелиоцентрической системы мира • теория происхождения человека от обезьяноподобного предка 859. Общественная психология ... • совокупность чувств, настроений, эмоций, характерных как для общества в целом, так и отдельных больших общественных групп 860. Общественное сознание является отражением ... • всех сторон общественной жизни 861. Философ 18 в., стоявший на позициях солипсизма: • Беркли 862. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика: • любви 863. Субстанцией материально-производственной сферы жизни является ... • человеческий труд как осознанная целесообразная деятельность 864. Феномен превращения человека из личности в человеческий фактор. Технологический, компьютерный, роботообразный человек с подавленными природными потребностями – это ... • постчеловек 865. Отличительные особенности научного познания: • предметный и объективный способ рассмотрения мира • использование особого искусственного языка 866. Трансгуманизм – это... • технология манипулирования человеческой телесностью и человеком вообще 867. Философскими учениями о сущности и развитии человеческого общества не являются: • онтология • антропология • метафизика 868. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением: • сенсуализма 869. Гносеологическая позиция К. Гельвеция, выраженная в высказывании: «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства»: • сенсуализм 870. Для социального познания характерно ... • полное или частичное тождество субъекта и объекта познания социальной реальности 871. Концепция конвергенции предполагает ... • сближение и в перспективе слияние в единую социально-экономическую систему капитализма и социализма 872. Плюрализм – это философская позиция, согласно которой существует ... • несколько независимых и несводимых друг к другу начал 873. Социальная структура общества – это ... • исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого 874. Крупнейшие русские писатели и деятели культуры, заложившие основы «русской идеи» • Достоевский • Толстой 875. Солипсизм – это разновидность субъективного идеализма, признающего реальностью ... • только мыслящего субъекта 876. Политика есть концентрированное выражение ... • экономики 877. Утверждение о том, что в социальной сфере действуют биологические законы борьбы за существование и естественного отбора, характерно для... • социал-дарвинизма 878. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение: • человек есть мыслящая вещь 879. Что является источником философского знания, согласно Сократу? • знание о неизбежности смерти 880. Представители идеалистического эмпиризма: • Дж. Беркли • Д. Юм 881. Гилозоизм – это ... • учение о всеобщей одушевленности природы 882. Хронологическая последовательность основных вех в развитии науки: • 1-возникновение математики • 2-появление естествознания • 3-формирование социальных наук 883. Категория, которая может быть названа парной к категории «бытие» • небытие 884. Философские направления, которые можно назвать атеистическими: • постмодернизм • марксизм • французский экзистенциализм 885. Субъект познания в современной гносеологии – это: • мыслительный коллектив 886. Человеческий индивид, субъект межличностных, социальных отношений и сознательной деятельности – это... • личность 887. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство: • политическое 888. Немецкий философ – основоположник «философии жизни» • Ницше 889. Философское направление, проявлявшее наибольший интерес к сфере бессознательного в поведении человека • фрейдизм 890. Общие категории социальной философии: • общественное бытие и общественное сознание 892. Онтология – это философское учение о ... • бытии и о сущем 893. Соответствие фамилии философа и основного понятия его философско-исторической концепции • Н. Я. Данилевский – культурно-исторический тип • О. Шпенглер – высокая культура • А. Дж. Тойнби – цивилизация 894. Какому философу принадлежит следующее определение бытия «Бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным» • Ж. П. Сартр 895. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как: • обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний 896. Государственные институты • правительство • партии, парламенты • «силовые» органы 897. К предмету изучения социальной философии относится • экономика • право 898. Основные научно-технические достижения второй половины XIX века: • электричество • двигатель внутреннего сгорания • радио • телефон 899. Основные социальные институты: • политические и экономические 900. Человек философствует, по мнению Л. Фейербаха, – • во имя реализации своей общественной сущности 901. Элементы, из которых складывается социальное действие • люди, физические вещи, символы и связи между ними 902. Духовные потребности ... • имеют тенденцию к опережающему росту по отношению к материальным потребностям 903. Индивидуальность – это ... • культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность и неповторимость 904. Соответствие: • Гносеологический аспект общественного сознания – Выражает уровни, формы и способы отражения социальной действительности • Социологический аспект общественного сознания – Выражает преломление общественного сознания сквозь призму объективных условий жизни его носителей • Теоретическое сознание – Наука и идеология 905. Философ, разработавший диалектический метод на идеалистической основе • Гегель 906. Необходимость ограничения роста производства и потребления в виду конечности природных ресурсов и возможностей адаптации к нему самого человека – ... императив • экологический 907. Антиномия – это учение о ... • противоречиях 908. Иррационализм – это течение в философии, ... • отрицающее возможность разума в познании и абсолютизирующая роль бессознательного, интуиции и т.п. 909. Основные формы бытия материи: • пространство • время 910. Общие понятия в средневековой теологической философии назывались ... • Универсалии 911. Экономические и социальные последствия научно-технического развития: • увеличение власти тех, кто владеет экспертной информацией • усиление неравенства, связанного с доступом к более современным производственным технологиям 912. Позиция, согласно которой в основе общественных изменений лежит технический прогресс • технологический детерминизм 913. Деизм – это учение, согласно которому Бог ... • сотворив мир, не принимает в нем участие 914. Модернизация – это ... • совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа |