Монография Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского
Скачать 15.13 Kb.
|
Розанов Василий Васильевич (1856-1919) Философ, публицист, литературный критик. Совместно с П. Д. Первовым осуществил первый в России перевод «Метафизики» Аристотеля. Известность ему принесли работа «Место христианства в истории» (1890) и монография «Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского» (1894). Как мыслитель и писатель В. Розанов – явление уникальное в русской и мировой философии. Условно его можно причислить к таким направлениям, как философия жизни и религиозный экзистенциализм. Однако философ не сразу нашел свои темы и свой неповторимый стиль. В центре размышлений В. Розанова – Бог и мир, язычество и христианство, пол, чадородие, семья, их связь с Богом. В основе критики христианства, принесшей В. Розанову прозвище «русского Ницше», лежит противопоставление Ветхого Завета как религии чадородия и Нового Завета как религии аскетизма и монашества. В 1912 выходит книга Розанова «Уединенное», о которой Н. Бердяев сказал, что она «навсегда останется в русской литературе». Вслед за этим выходят книги «Опавшие листья. Короб первый» (1913) и «Опавшие листья. Короб второй» (1915), представлявшие наряду с «Мимолетным» (опубликовано впервые в 1994) вершину русской философской эссеистической прозы. Они стали попыткой В. Розанова преодолеть жанровые и иные условности печатной литературы и представить опыт нового стиля философствования, отмеченный фрагментарностью композиции, отказом от традиционных представлений, резкой парадоксальностью. Кроме того, большинство написанных В. В. Розановым книг и статей проникнуты одной мыслью – мыслью о судьбе России. «Болит душа за Россию» – эти слова могли бы стать эпиграфом к его творчеству, философ искренне не понимал и не принимал тех, кто ругает и презирает свою родину. «Опавшие листья. Короб первый» **** «Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы её должны любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец глупа, наконец даже порочна. Именно, именно когда наша «мать» пьяна, лжёт и вся запуталась в грехе, – мы и не должны отходить от неё…. Но и это ещё не последнее: когда она наконец умрёт, и обглоданная евреями будет являть одни кости – тот будет «русский», кто будет плакать возле этого остова, никому не нужного, и всеми плюнутого. Так да будет…» **** «Национальность для каждой нации есть рок ее, судьба ее; может быть, даже и черная. Судьба в ее силе. "От Судьбы не уйдешь" и из "оков народа" тоже не уйдешь» «Опавшие листья. Короб второй» **** «Одна лошадь, да еще старая и неумная, везет телегу: а дюжина молодцов и молодух сидят в телеге и орут песни. И песни то похабные, то заунывные. Что «весело на Руси» и что «Русь пропадает». И что все русских «обижают». Когда замедляется, кричат на лошадь: - Ну, вези, старуха. И старуха опять вытягивает шею, и напрягаются жилы в пахах» (мое отечество) **** У нас нет совсем мечты своей родины. И на голом месте выросла космополитическая мечтательность. У греков есть она. Была у римлян. У евреев есть. У француза – «chére France», у англичан – «старая Англия». У немцев – «наш старый Фриц». Только у прошедшего русскую гимназию и университет – «проклятая Россия». Как же удивляться, что всякий русский с 16-ти лет пристает к партии «ниспровержения государственного строя». Щедрин смеялся над этим. «Девочка 16-ти лет задумала сокрушение государственного строя. Хи-хи-хи! Го-го-го! » Но ведь Перовская почти 16-ти лет командовала 1-м марта. Да и сатирик отлично все это знал. – «Почитав у вас об отечестве, десятилетний полезет нá стену». У нас слово «отечество» узнается одновременно со словом «проклятие». Посмотрите названия журналов: «Тарантул», «Оса». Целое издательство – «Скорпион». Еще какое-то среднеазиатское насекомое (был журнал). «Шиповник». И все «жалят» Россию. «Как бы и куда ей запустить яда». Дивиться ли, что она взбесилась. И вот простая «История русского нигилизма». Жалит ее немец. Жалит ее еврей. Жалит армянин, литовец. Разворачивая челюсти, лезет с насмешкой хохол. И в середине всех, распоясавшись, «сам русский» ступил сапожищем на лицо бабушки-Родины. Вопросы к тексту: 1. Можно ли утверждать, что в сознании современных россиян сформировалась «мечта своей родины»? Аргументируйте свой ответ. 2. Выделите наиболее актуальную для сегодняшнего дня мысль/цитату В. В. Розанова и проанализируйте ее в эссе. |