этика. Мораль и её место в культуре
Скачать 52.41 Kb.
|
Вопросы для дискуссии:1.Можно ли найти смысл жизни в служении другим людям? Полагаю, что можно. Если рассматривать смысл жизни как осознание человеком направленности своей жизни, определение цели своего существования, то решение этой философской и духовной проблемы для каждой личности является индивидуальным и, по-своему, уникальным. Разрешение вопроса о смысле жизни для каждого конкретного человека будет зависеть от множества факторов – нравственных устоев конкретной личности, культурных ценностей общества, в котором он находится и воспитывался, социального положения, образа жизни, миропонимания, привитой ему иерархии ценностей, конкретной исторической и политической ситуации и множества других объективных и субъективных факторов. Следовательно, смыслом жизни может быть все что угодно, - любая цель существования, отвечающая ценностям и потребностям конкретной личности. Соответственно, смысл жизни может заключаться и в служении другим людям. 2. Каковы типичные обоснования скептических сомнений в существовании смысла жизни или его пессимистического отрицания? - Человеку не дано узнать, если у него высшее предназначение или смысл жизни, а значит, бессмысленно тратить время на его поиски. Ведь даже придя к какому-либо решению, вы не сможете узнать правильно ли оно. - Смысл жизни – критерий философский, недоказуемый, ничем не подкрепленный. Его нельзя оценить, он не материален, и, следовательно, не существует. - Поиск смысла жизни – попытка навязать обществом индивидууму свою систему ценностей и подчинить общим правилам. В жизни нет смысла, есть лишь смысл в самой жизни. Семинарское занятие № 7Тема: Профессиональная этика Традиционное содержание профессиональной этики врача, юриста, военного, учёного, журналиста, социального работника, бизнесмена ит.д. Виды профессиональной этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Этика отражает многообразие моральных норм, раскрывает разносторонность профессиональных моральных отношений. Профессиональные моральные нормы — это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов. Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, журналиста, инженера и т.д. Сегодня существует значительное число этических кодексов. Они разработаны в предпринимательской среде, в сфере торговли, для работников военных отраслей. Существуют также этические кодексы для работников международных организаций (например, музеев), обществ (например, Красного Креста), международных профессиональных объединений. Они носят статус международных. Этический кодекс Российского врача, принятый в 1994 г. Ассоциацией российских врачей, раскрывает врачебную этику: взаимоотношения врача и пациента при личных контактах, влияние личных качеств врача на его деятельность, гарантии врача не нанести вред своему пациенту. Мораль и этическое поведение раскрыты в клятве Гиппократа. Профессиональная этика журналиста раскрывает вопросы профессионально-нравственных отношений с коллегами, влияние институционально организованного общества журналистов на его поведение, причины и границы вмешательства корпорации в его поведение. Экономическая этика представляет собой совокупность норм поведения работников предпринимательской среды, раскрывает требования, предъявляемые развитым обществом к стилю работы предпринимателя, каков должен быть социальный облик и стиль общения между участниками бизнеса. Экономическая этика складывается под воздействием формирования рыночных отношений, неоднозначных исторических традиций, широкого спектра проявлений массового сознания, критериев нравственного отношения человека к труду. Частью экономической этики является деловой этикет. Деловой этикет — это правила поведения делового человека, способствующие взаимопониманию людей в процессе общения. Он связан с традициями и историческими условиями конкретной страны. Деловой этикет помогает созданию имиджа бизнеса, фирмы, человека. Организации, имеющие высокий имидж, имеют лучшие экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности. С ними приятно и удобно работать, так как посредством этикета создан комфортный психологический климат, способствующий деловым контактам. Этический кодекс работников социальной сферы, принятый Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб в 1994 г., раскрывает нормы морали в социальном обслуживании, связанные со спецификой работы. Нравственно-этические нормы работников социальной службы играют особую роль в связи с тем, что их профессиональная деятельность заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям, соответствующим социальным группам. В связи с этим этический кодекс выделяет особые качества, которые должны формироваться у социального работника: терпимость, вежливость, порядочность, эмоциональная устойчивость; личностная адекватность самооценки. Социальный работник должен иметь и развивать чувство собственного достоинства, долга и справедливости, уважать чувства другого человека, быть добрым. Необходимо также владеть педагогическими навыками. Соблюдение специалистами по социальной работе этических норм предупреждает негативные последствия социального обслуживания. К принципам этики социального работника относятся ответственность перед клиентом, перед профессией и коллегами, перед обществом. В настоящее время виды профессиональной этики формулируются в этических кодексах, которые могут быть представлены стандартами отдельных организаций (корпоративные кодексы) или правилами, регулирующими отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы). Профессиональная педагогическаяэтика: Предмет и задачи педагогической этики. Основные принципы педагогическойморали. Категории педагогической профессиональнойэтики. Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога. Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д. Педагогическая этика осуществляет общетеоретическую и практические (гуманизирующая, ценностно-ориентирующая, познавательная, воспитательная) функции. К основным её категориям относятся педагогический долг, свобода и ответственность, справедливость. Развитие педагогической этики оказывает положительное влияние на характер взаимодействия учителя с учащимися, родителями, коллегами, способствует улучшению нравственно-психологического климата коллектива школы, усилению положительной роли семьи в воспитании детей. Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики – в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Эффективность образовательного процесса зависит от степени интеграции учебно-воспитательных усилий всех учителей. Кроме того, коллектив учителей как субъект управления, саморазвития и самовоспитания обладает большими возможностями в создании благоприятных условий для развития профессиональной нравственности педагогов. Таким образом, для того чтобы процесс развития педагогической этики стал целенаправленным и постоянным процессом, целесообразно объединение педагогов в учительский клуб развития педагогической этики (добровольное неформальное объединение учителей). Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности [6, c. 59]. Какие задачи стоят перед педагогической этикой? Здесь необходимо выделить задачи теоретические и задачи прикладные, практические. Среди теоретических очень важной является задача выяснения структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, а также их влияния на развитие духовных и материальных потребностей учащихся. Ведь духовный мир человека формируется главным образом в школе. И недочеты в этом сложном процессе формирования в той или иной степени — издержки педагогического труда. Педагогическая этика должна выявлять причины этих издержек, изучать пути их устранения. Это ее прикладные, практические задачи. Решение задач идейно-нравственного воспитания нередко тормозится там, где учителя не желают брать на себя ответственность за брак, допущенный в процессе воспитания, и пытаются объяснить моральную глухоту детей пережитками прошлого. В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Мы не верим в то, что нравственные пороки – это результат исключительно пережитков капитализма в сознании. Нравственные пороки появляются и там, где нет настоящего воспитания, где маленький человек растет как маленький божок или, наоборот, как бурьян – его никто не учит ни хорошему, ни плохому. Чтобы не было плохого, надо учить только хорошему». Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Формирование нравственных потребностей учительства, его взглядов и убеждений является важнейшей задачей высшей школы. А поиски путей решения этой задачи – предмет этико-педагогических исследований. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя. Ведь сведения о принципах и нормах коммунистической морали поступают к учащимся опосредствованными его индивидуальным сознанием и нравственными установками. Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Теоретико-прикладной задачей педагогической этики является изучение состояния нравственного сознания учителя с целью выяснения факторов, способствующих формированию и проявлению его высокой моральности, а также выявлению факторов, тормозящих этот процесс. На воспитание нравственных позиций учащихся большое влияние оказывает нравственная деятельность и личный пример старших, прежде всего родителей. Кроме того, педагогическая этика должна найти ответы и на такие вопросы: какова связь между нравственным опытом родителей и проявлением узкопотребительской психологии у детей, какое воздействие оказывает нравственный опыт учителей и нравственная деятельность детей на формирование у них идеалов. Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т.д. И не секрет, что эти взаимоотношения далеко не всегда строятся на правильной основе. Задача педагогической этики – изучить причины нарушения принципов и норм общения, с тем, чтобы способствовать гуманизации отношений между учащимися и учителями. Разработка рекомендаций по целенаправленному регулированию этих взаимоотношений, обогащение учителей методами их анализа в конкретных условиях и определение последствий их нарушения имеет особое значение для совершенствования морально-психологического климата в педагогическом коллективе. Изучение его особенностей – важная задача педагогической этики, педагогической психологии и социологии педагогического труда. На состояние морально-психологического климата оказывает влияние характер и способы разрешения моральных конфликтов в педагогических коллективах, а также конфликтов, возникающих между учителями и учащимися, их родителями. Педагогическая этика призвана помогать выявлению природы этих конфликтов, определению их последствий, изучению способов их разрешения. Статус любого педагогического коллектива, стабильность его состояния, в том числе и морального, в определенной степени зависят от того, какие педагогические традиции в нем поддерживаются, как формируется и проявляется в нем общественное мнение. Поскольку общественное мнение — явление нравственно-психологическое, его изучением занимаются этика, социальная психология и социология. Изучение его проявления в педагогической среде — задача педагогической этики. В воспитании детей особое значение имеет моральный педагогический авторитет. Как он формируется и поддерживается, как влияет на характер нравственных отношений, каковы пути его укрепления – вот вопросы, которые также должна решать наука о педагогической морали. Очень важной теоретико-практической задачей педагогической этики является определение тех нравственных качеств, которыми должны обладать педагоги, занятые в различных сферах педагогического труда (воспитатели детских садов, учителя начальных классов, учителя старших классов, классные руководители, воспитатели школ-интернатов, директора школ, завучи, инспекторы, методисты и др.). Одна из актуальных проблем педагогической этики – изучение социальной направленности и результатов некритического соблюдения учителями так называемых спорных норм педагогической морали, рожденных в педагогической среде и направленных на защиту авторитета учителя и престижа педагогической профессии. Задачей педагогической этики как науки является также развитие, углубление и пропаганда этических знаний с целью повышения уровня педагогической и нравственно-этической культуры учителей и всех педагогических работников. Педагогическая этика – относительно самостоятельный раздел этической науки – изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов коммунистической нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Кроме того, педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения, костюма людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения. Педагогическая этика, осуществляя просветительную функцию, призвана способствовать решению задачи улучшения образования на основе поиска путей стимулирования педагогического труда. В чем особенность сочетания материального и морального стимулирования труда учителей, каковы пути повышения его эффективности – эти задачи решают социология педагогического труда и педагогическая этика. Вопросы для дискуссии:Не является ли, на Ваш взгляд, безнравственной сама педагогика как целенаправленное воздействие на личность и своего рода манипуляция ею? Полагаю, что нет. Педагогика – наука о воспитании и обучении человека, изучающая закономерности успешной передачи знаний и опыта. Одной из задач педагогики является изучение теоретических основ построения педагогического процесса на гуманистических началах, с ориентацией на общечеловеческие ценности. Развитие педагогической науки позволяет разрабатывать более успешные и эффективные методы обучения, передачи знаний и опыта, которые направлены на достижение психологического и физического комфорта обучаемых Таким образом, сама по себе педагогика, как наука базируется на нравственных критериях общества и стремится развиваться вместе с ними. Психолого-педагогическая диагностика и педагогический эксперимент как элементы педагогического исследования и практики с точки зрения этики. Использование таких инструментов, как психолого-педагогическая диагностика и педагогический эксперимент возможно только при соблюдении ряда морально-этических норм (запрет на обследование против воли; право на получение результатов диагностики; ответственность специалистов за правильность применения методик; принцип конфиденциальности; принцип соблюдения интересов обследуемого и др.) Раскрытию сущности указанных принципов посвящены работы ряда авторов, занимающихся соответствующей проблематикой - О.В. Алмазовой; И.М, Богдановской; А.Н. Кошелевой; Г.В. Кухтериной; Е.А. Кукуева и др. Использование вышеуказанных инструментов без учета морально-этических норм может нанести вред или повлечь нарушение прав лиц, на которых направлены психолого-педагогическая диагностика, педагогический эксперимент, что в свою очередь, противоречит задачам и целям педагогики. Как соотносятся, на ваш взгляд, так называемые общечеловеческие ценности и специфические профессиональные моральные нормы? На мой взгляд, они соотносятся как общее и частное. Так общечеловеческие ценности более глобальны, определяют общий вектор развития системы культурных ценностей общества. Они применимы ко всем жизненным ситуациям. В свою очередь, профессиональные моральные нормы более узко направлены. Они помогают в нахождении нравственных ориентиров в трудных случаях представителям конкретных профессий при исполнении ими служебных обязанностей. В них есть необходимость только в рамках специфических общественных отношений, касающихся той и или иной сферы деятельности. |