Главная страница

Нравств. и право. Мораль и право в системе гуманистических ценностей


Скачать 18.82 Kb.
НазваниеМораль и право в системе гуманистических ценностей
Дата23.12.2018
Размер18.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНравств. и право.docx
ТипДоклад
#61571

Мораль и право в системе гуманистических ценностей.

Доклад посвящен рассмотрению права и закона с нравственных позиций, позиций корреляции Закона и справедливости с системой гуманистических ценностей. Сегодня трудно найти более важную и в то же время непростую тему для исследования, чем проблема нравственной составляющей права.

Актуальность данной темы определяется тем, что нравственность и право являются фундаментальными ценностными, аксиологическими формами человеческого бытия, нераздельно связанными между собой генетическими и историческими нитями, но в то же время все больше удаляющимися друг от друга в представлении современного общества. Этот вопрос приобретает сегодня большую значимость и в связи с развитием и усложнением государственно-общественных отношений. Общественная мысль всегда обращала весьма пристальное внимание на вопросы правосознания, в том числе на обоснование и оправдание правового идеала, связи права и нравственности.

Рассмотрим смысл аксиологических категорий морали, нравственности, справедливости, права.

Мораль — разновидность социальных норм, регулирующих общественные отношения, получивших идейное обоснование в общественных представлениях о добре, зле, справедливости и долге. Содержание морали образуют правила должного поведения.

Нравственность — категория, обычно отождествляемая с моралью. Нравственность — это представление об общественной морали, о том, как человек должен поступать в конкретных ситуациях, исходя из общественных интересов. Нравственно то, что справедливо.

Справедливость — требование соответствия того, что человек имеет, тому, что он должен иметь, исходя из вклада, вносимого им в общественно полезную деятельность.

Право — система общеобязательных норм, установленных и обеспечиваемых силой государственного принуждения, осуществляющих регулирование общественных отношений в соответствии с существующими в обществе социально-экономическими, политическими и духовно-нравственными устоями.

Естественное право — трактуется как право, возникающее помимо закона, вне правотворческой деятельности людей; оно вытекает из человеческого естества, представляет условие существования человека. Это право на жизнь, пищу, свободу передвижения, создание семьи, труд и т.д. Естественное право, конечно, может и должно закрепляться в законе, если оно социально допустимо, приемлемо, тогда оно приобретает повышенную юридическую силу. Естественное право обычно закрепляется в международных нормах (например, Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.) и в Конституции РФ. Другие отрасли права (гражданское, семейное, трудовое и т.д.) развивают и охраняют их. Вопрос в том, в какой мере эти естественные права могут реализоваться в конкретных исторических условиях, как они сочетаются с соответствующими обязанностями?

Любопытно отношение морали к естественному и позитивному праву. Нормы естественного права в своей основе изначально моральны, нравственны, ибо они направлены на обеспечение существования человека. Безнравственными могут быть законы, которые не отражают либо в недостаточной мере отражают естественное право человека при наличии условий для их осуществления. Нормы позитивного права, в отличие от естественных, по своей сути не моральные, но они могут признаваться моральными, если направлены на обеспечение, реализацию естественных прав человека, норм морали и нравственности. В противном случае позитивные нормы права следует признавать аморальными. Не могут признаваться, например, моральными правовые нормы, запрещающие мирные демонстрации и митинги, подавление патриотического движения и т.д.

Мораль и право в своем происхождении едины. Имеющиеся научные и законодательные источники исходят из существования единой основы норм морали и права, ею является нравственный догмат о справедливости.

Так, римское право, на котором строятся современные европейские и некоторые другие правовые системы, берет за основу идею справедливости:: «Jus ect ars boniet aequit» — «Право есть искусство добра и справедливости».

В основе справедливости лежит так называемый императив И.Канта, согласно которому свободное волеизъявление одного лица не должно противоречить свободе других. Этот императив закреплен и в нынешней Конституции РФ, статья 17, которая гласит: «Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц».

Проблема нравственности и права особо остро встает на рубеже переходных исторических периодов смены эпох в жизни общества и государства. Сейчас мы подобное явление мы можем наблюдать в современной России. Очевидно, что переход к рыночной экономике и демократии в России сопровождается пересмотром отношения общества к таким правовым категориям, как мораль, справедливость, свобода, равенство2.

Существует немало исследований в области естественно-правовой теории права, в которых глубоко раскрывается такие принципы права, как справедливость, свобода, равенство, гуманизм, которые имеют богатое глубокое нравственно-этическое содержание3. Нравственность и право аксиоматично являются мощными регуляторами общественных отношений, в этом у нас сомнений нет. Например, нарушение некоторых христианских заповедей, таких как «не убий», «не укради», всегда во всех обществах и сегодня является преступлением и преследуется законом. Право должно войти в систему моральных ценностей, действие по праву должно признаваться нравственным поступком, деятельность правоохранительных и судебных органов должна быть подчинена не только правовым, но, главным образом, нравственным законам.

Существует и не менее важная обратная связь в рассматриваемом вопросе. Соответственно право должно отвечать положениям морально-нравственных норм, ведь внутреннее нравственное содержание права – важнейшее условие его эффективности. В отличие от императивного закона, право имеет и внутреннее убеждение, и здесь оно смежно со сферой действия морали. Современное правовое государство ставит на первое место человека, его свободы и права, что вытекает также из сути православного вероучения. Принципиальной становятся моральная оправданность закона, справедливость права.

Ряд современных отечественных исследователей утверждают, что современный правовой кризис обусловлен утопичной попыткой создания абсолютно совершенного государства исключительно посредством права. Но с точки зрения внутренней логики идей вера в скорейшее и окончательное осуществление общественного совершенства покоилась на недостаточном понимании того, что такое общественный, политический и правовой идеал. И такое же непонимание лежало в основе столь свойственной новейшему западному человечеству веры в универсальную, всеспасающую и всеисцеляющую общественную миссию права. Это не отрицание права, а, скорее, отрицание его абсолютизации, ведущее к правовому бессилию и государственному неустройству. Правовой нравственный идеал - это отнюдь не стремление к достижению совершенного социального бытия, а стремление к постепенному улучшению общественного устройства.

Мораль может иметь принципиальное значение для решения ряда юридических вопросов ответственности. Например, в УК РФ в ряде составов особо тяжких преступлений выделен такой признак, как особая жестокость (убийство, изнасилование). Жестокость — это характеристика нравственная. Естественно, убивать само по себе безнравственно, но убивать, причиняя жертве излишние страдания, - это показатель высшей степени безнравственности.

Но, к сожалению, мы сегодня можем наблюдать в российском обществе неоднородность представлений о морально-нравственных ценностях. В связи с этим имеет место и множественность типов правопонимания.

Поэтому общество в первую очередь должно стремиться к господству нравственных законов в мире. Мы понимаем, что в условиях многомерной духовности современной России идея нравственного государства — это лишь маяк, к которому надо приближаться гражданскому обществу. Тем не менее она должна осознаваться как цель, что обязывает общество в процессе укрепления государства и права с не меньшей энергией бороться за формирование единого высоконравственного духовного пространства как основы права.

Отрыв права от нравственно-моральных норм неизбежно приведет к политико-государственному произволу и правовому хаосу. Обесценивание законов в обществе – это явный показатель разобщенности народа. Мы уверены, что фундаментальные нормы будущего законы должны проходить этическую экспертизу на предмет соответствия общепринятым морально-нравственным фундаментальным ценностям.

Норвежский криминолог, профессор Университета Осло, член Академии наук Норвегии и Швеции Нильс Кристи справедливо заключает, что «профессия права имеет дело с ценностями», и далее он констатирует, что, к сожалению, сегодня «право становится инструментом утилитарным, его отдаляют от культурных институтов. Вследствие этого право теряет наиболее важные качества, прежде всего – глубинную связь с сущностными областями человеческого опыта».

Если право в общественном сознании предстанет как нечто независимое от всякого произвола, как некий высший социальный порядок бытия, то это поможет подчинить власть праву и построить правовое общество. Ведь только через раскрытие нравственного основания и значимости права общество сможет прийти к идее верховенства права. А это в свою очередь позволит успешно отражать силы, попирающие права и свободы человека и его достоинство.


написать администратору сайта