Главная страница
Навигация по странице:

  • Должное

  • Роль морали в жизни общества

  • К.Маркс «Мораль – это «бессилие в действии» Проблема морального выбора

  • Соотношение морали , права и искусства

  • Реферат по философии. Мораль право искусство. Мораль, право, исскусство Бондарев Владислав


    Скачать 182.64 Kb.
    НазваниеМораль, право, исскусство Бондарев Владислав
    АнкорРеферат по философии
    Дата15.06.2021
    Размер182.64 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаМораль право искусство.pptx
    ТипДокументы
    #217834

    Мораль , право , исскусство

    Бондарев Владислав

    ИЧП 1 курс 14 группа

    Мораль

    Определение морали представляет сложную проблему, поскольку она не существует в «чистом виде» и с трудом поддается уложению в единую лингвистическую формулу. Пытаясь выразить одной формулой сущность морали, часто используют понятия, которые либо сами должны быть определены в рамках морали (добро и зло, долг и совесть), либо имеют отношение не только к одной морали (обычай, традиции, общественное мнение). Однако многие Российские этики, с определенными оговорками и уточнениями, приняли подход, в основе которого лежит понимание важных отличий морального регулирования от других форм нормативного регулирования поведения человека в обществе. Он связан с уяснением особого значения понятий ценного и должного, которые коренятся в природе нравственных отношений, морального сознания и деятельности.
    • Мораль – способ нормативной регуляции и ценностной ориентации в цивилизованном обществе, возникающий в условиях противоречия между должным и сущим и направляющий человека на добровольный выбор должного в своем сознании и поведении
    • Должное – обозначает нравственно ценные отношения, мотивы и поступки людей, которые соответствуют общим интересам и находят выражение в моральных нормах и моральном идеале.
    • Сущее – характеризует настоящую нравственную практику, в которой люди поступают, исходя из своих частных интересов, что проявляется в реальных нравах конкретного общества.
    • Сущность морали раскрывается в её функциях:

    • Регулятивная функция ( Нравственность выступает как одна из форм регуляции нашей жизнедеятельности)
    • Ценностно-ориентирующая функция ( управляет посредством нормативов , которые выражают определенные ценности )
    • Воспитательную функцию.
    • Познавательная функция (нравственное освоение мира невозможно без познания действительности )
    • Коммуникативная функция ( Мораль проявляется в общении людей)
    • Оценочно-императивную
    • Мотивационную
    • Праксеологическую (практическую) функции морали.
    • Структура морали состоит из : нравственной практики ( реальное поведение человека ) и морального сознания (это духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, эмоции, чувства, переживания, убеждения, которые как на электронном носителе записаны в нашем сознании) , оно функционирует на двух уровнях : рационально-теоретический уровень и  эмоционально-чувственный уровень .

    Роль морали в жизни общества

    В истории человечества были периоды, когда мораль провозглашалась высшим «земным судьей» (первоначальное христианство), и когда, напротив, она объявлялась «химерой», разлагающей жизненные силы человека и общества (фашизм).

    Среди выдающихся мыслителей, выражавших свои воззрения на мораль, также можно найти противоположные точки зрения на ее назначение и эффективность.

    Стоит сказать, что моральными средствами не удалось искоренить ни одного социального зла. Так, экономический, а не моральный прогресс привел к отмене рабства и крепостничества, политическое, а не моральное развитие обеспечило равноправие полов и рас, а также признание прав и свобод человека. Способы морального убеждения, несмотря на отдельные локальные успехи, оказались малоэффективны, например, в борьбе с алкоголизмом и наркоманией, коррупцией и другими видами преступности. Однако, мораль объективно является одной из центростремительных сил общества, направленных на противодействие многих центробежных сил, которые, в случае своей победы, просто разорвут его на части, доведя «войны всех против всех». Она призвана соединить множество людей, разделенных конфликтами, внушив им чувство общности и близости между собой. Место и роль морали в обществе определяется тем, что она пытается превозмочь невозможное, выполнить невыполнимое: вдохновляет людей возможностью построения «рая» на земле, чтобы избежать их духовного и физического самоуничтожения в том «аду», который они создают, потакая свою эгоизму. Мораль – это не «бессилие в действии», а «совесть общества», которая все время напоминает людям о том, какими они должны быть и могут стать, если сильно захотят.
    И.Кант

    «Две вещи наполняют душу, всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»

    К.Маркс

    «Мораль – это «бессилие в действии»

    Проблема морального выбора

    Мораль не может существовать без морального выбора, так как в ее основе лежит противоречие между должным и сущим, которое разрешается путем выбора одной из альтернатив. Моральная оценка поступка (одобрение или осуждение) допустима лишь тогда, когда человек предпочел один из нескольких вариантов поведения Таким образом, не будет преувеличением сказать, что без выбора нет морали. Моральный выбор предполагает наличие необходимых условий : существование объективной возможности выбирать, субъективное знание реальных альтернатив и добровольное предпочтение одной из них в качестве наиболее желанной для субъекта. Поскольку жизненный путь человека представляет, образно говоря, дорогу с множеством развилок, объективная возможность выбирать существует почти всегда. Незнание моральных норм или неумение применить их к жизненным реалиям также не является оправданием фактически сделанного морального выбора. В то же время следует отметить, что в морали оценивается, прежде всего, ценностно-мотивационный, а не предметно-целесообразный аспект выбора, хотя при этом с человека не снимается ответственность за практический результат его деятельности. Также дискуссионной проблемой в этой теме является соотношение цели и средства , которое побудило многих этиков и моралистов заняться универсальной моральной нормой – золотым правилом нравственности :
    • «Не делай другим того, чего не желаешь себе» (Конфуций)
    • «…Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Иисус Христос)
    • Положительное значение «золотого правила нравственности» состоит в том, что оно утверждает необходимость видеть в любом человеке подобного себе, обладающего такой же ценностью, как ты сам.

      Однако различия в потребностях, интересах, склонностях, взглядах и целях не позволяют придать этому правилу статус универсальной моральной нормы, способной стать для человека нравственным императивом при разрешении всех моральных конфликтов.

    Соотношение морали , права и искусства

    Мораль и право, выполняя общую функцию нормативной регуляции деятельности, представляют различные способы воздействия на человека и общество. Право, имеющее целью обеспечение законопослушного поведения людей, гарантируется силовыми институтами государства, способными прибегнуть к физическому принуждению. Мораль, предлагающая людям ценностную ориентацию в их жизни, подкрепляется традициями, общественным мнением или совестью, т.е. обращается преимущественно к духовному убеждению. Мораль и право дополняют друг друга: право нуждается в уважении к закону, в признании его справедливым, а мораль получает поддержку от государства, которое законодательно защищает моральные нормы, характерные для данного общества. Однако между этими формами нормативной регуляции могут возникать и серьезные конфликты, связанные с противоречиями между интересами «правящего меньшинства» и потребностями общества, между политикой государства и совестью человека, между «буквой» и «духом» закона. Мораль и искусство – это взаимосвязанные и взаимодействующие сферы жизни человека и общества. Мораль во всем многообразии ее проявлений и конфликтов часто была, есть и будет объектом отражения в искусстве. Искусство, отражающее в художественной форме, в чувственно-конкретных образах столкновение добра и зла, борьбу долга и страсти, искание смысла жизни и счастья, представляет собой эффективное средство нравственного воспитания. В то же время нужно иметь в виду, что главной функцией искусства является удовлетворение эстетической потребности людей. Поэтому отношение между моралью и искусством во многом определяется соотношением между этическим («добрым») и эстетическим («прекрасным») во внутреннем мире человека, в произведениях искусства, в явлениях общественной жизни. Здесь могут быть как совпадения (единство добра и красоты), так и коллизии (облагораживание зла).

    Право

    В разные исторические эпохи менялось представление о праве. Например, Аристотель считал право олицетворением политической справедливости и нормой политических отношений между людьми. По мнению Р. Иеринга (1818–1892), содержание права составляют интересы субъектов социального взаимодействия, т. е. интересы общества в целом, а единственным источником права является государство. Ж.Ж. Руссо видел цель всякой системы законов в свободе и равенстве и т.д.

    Сейчас в науке сложились три основные концепции правопонимания:

    • Нормативный ( Р. Штаммлер , Г.Кельзен , П.И.Новгородцев)
    • Нравственный(философский) (Т.Гоббс , Дж. Локк , Ш.Монтексье , А.Н.Радищев )
    • Социологический (П.Эрлих , С.А.Муромцев , М.М.Ковалевский , Н.М.Коркунов )
    • Нравственный (философский) подход к пониманию права (его еще называют естественно-правовым) основывается на теории естественного права, согласно которой право толкуется как идеологическое явление , отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей. Данный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т. е. представления людей о праве. Правовые нормы могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат естественным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право.

      Выделяют 4 этапа развития рассматриваемой концепции:

      Первый этап .Естественное право складывается ещё в античности. Оно отождествлялось с разумными законами природы, которым должно подчиняться все живое. ( Платон , Аристотель , Цицерон и др. )

      Второй этап в развитии естественного права относится к Средним векам, когда естественное право получило теологическое истолкование, в частности в учении Фомы Аквинского. ( Фома Аквинский , Аврелий Августин , Марсилий Падунский и др. ) Третий этап охватывает XVII – XVIII вв., когда естественное право стали связывать с правами и свободами человека, как принадлежащими ему от природы. (Г.Гроций , Б.Спиноза , Т.Гоббс , Дж. Локк , Ж.Ж.Руссо )

      Четвертый этап характеризуется распространением в XX в. возрожденного естественного права. (Дж.Роллс , Дж.Финнис, Лон Фуллер и др. )

      Можно сказать, что теория естественного права впервые привела к ценностному осмыслению права, установила связи права с такими социальными ценностями, как мораль, религия, справедливость, свобода.

    Искусство

    Искусство – художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности.

    Данным термином обозначают не только художественные произведения, продукты художественной деятельности, но также и «искусность», «мастерство», «артистизм», «виртуозность», проявленные в любой другой сфере сознания и деятельности. Исторически искусство возникает тогда, когда человек выходит за пределы удовлетворения своих потребностей, интересов и целей и получает возможность творить свободно, производя вещи и предметы, доставляющие ему наслаждение самим процессом деятельности. Человек как бы парит над необходимостями, не укладываясь в рамки обязательного соответствия «сущему». В этом смысле искусство создает «возможное «динамическое» бытие» (Аристотель), мир «целесообразности вне всякой цели» (Кант). Посредством искусства происходит формирование и развитие способности общественного человека творчески воспринимать и преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от других сфер и форм общественного сознания и деятельности (наука, мораль, религия, политика) искусство удовлетворяет важнейшую человеческую потребность – восприятие, познание реальной действительности в развитых формах человеческой чувственности, т.е. с помощью специфически человеческой способности чувственного («эстетического», наглядно-выразительного) восприятия явления, предметов и событий объективного мира как «живого конкретного целого», воплощаемого в произведениях искусства посредством творческого воображения. Поскольку искусство включает в себя все формы социальной деятельности, сфера его воздействия на жизнь и человека поистине безгранична. С одной стороны, это лишает претензию искусства на какую-то исключительность. С другой, – оказывая преобразующее воздействие на многие общественные сферы и институты, искусство сохраняет присущие ему особенности и относительную самостоятельность.


    написать администратору сайта