Главная страница

конспект пропп. конспект королева. Морфология волшебной сказки


Скачать 83.38 Kb.
НазваниеМорфология волшебной сказки
Анкорконспект пропп
Дата20.11.2020
Размер83.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконспект королева.docx
ТипДокументы
#152366
страница3 из 5
1   2   3   4   5
1   2   3   4   5

момент словами не упоминается, но волевое решение, конечно, предшествует исканию."(с.38)




отправка

Герой покидает дом, с целью поиска.

"XI. Герой покидает дом (определение — отправка, обозначение Т). Эта отправка представляет собою нечто иное,

чем временная отлучка, обозначенная выше знаком е. Отправки героев-искателей и героев пострадавших также различны.

Первые имеют целью поиски, вторые открывают начало того

пути без поисков, на котором героя ждут различные приключения."(с.38)




первая функция дарителя

Герой получает помощника, при этом выполняя его роазличные задания(н-р, Яга задает девушке

домашние работы)

II. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение

им волшебного средства или помощника (определение —

первая функция дарителя, обозначение Д).

1) Даритель испытывает героя (А1)·

(102). Лесные богатыри предлагают герою

три года служить (216). Три года службы у купца(с.39)




реакция героя

Герой реагирует на действия дарителя, в большинстве случаев реакия героя положительная или отрицательная.


"XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя

(определение — реакция героя, обозначение Г).

В большинстве случаев реакция может быть положительной

или отрицательной.

1) Герой выдерживает (не выдерживает) испытание

с/1)·

2) Герой отвечает (не отвечает) на приветствие (Р).

3) Он оказывает (не оказывает) услугу умершему

(Р).

4) Он отпускает плененного (Р).

5) Он щадит просящего (Р).

6) Он совершает раздел и мирит спорщиков"

(с.41)




снабжение, получение волшебного

средства

У героя появляется волшебное средство.

Это может быть: волшебное животное, волшебные предметы и тд.


Формы передачи:

Дарение, изготовление, покупка, случайная находка, внезапное появление средства, похищение средства и тд.

XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство (определение — снабжение, получение волшебного

средства, обозначение %).

Волшебными средствами могут служить: 1) животные (конь,

орел и пр.); 2) предметы, из которых являются волшебные

помощники (огниво с конем, кольцо с молодцами); 3) предметы, имеющие волшебное свойство, как, например, дубины,

мечи, гусли, шары и многие другие; 4) качества, даруемые непосредственно, как, например, сила,

Формы передачи следующие:

1) Средство передается непосредственно (# ).

Старик

дарит коня, лесные животные дарят своих детенышей и т. д.

2) Средство указывается (Ζ*). Старуха указывает дуб,

под которым находится летучий корабль (144). Старик указывает крестьянина, у которого можно взять волшебного коня

(138).

3) Средство изготовляется (2?). «Колдун вышел на берег,

нарисовал на песке лодку и говорит:

„Ну, братцы, видите ли эту лодку?” „Видим!” „Садитесь в

нее!”» (138).

4) Средство продается и покупается (Ζ4). Герой покупает волшебную куру

5) Средство случайно попадается герою (найдено

им) (Ζ5). Иван видит в поле коня, садится на нею (132).

6) Средство внезапно появляется само собой (Ζ6).

Вдруг появляется лестница на юру (

7) Средство выпивается или съедается (Ζ7).

Съеденные птичьи

потроха придают героям различные волшебные качества

(195).

8) Средство похищается (ΖΡ). Герой похищает у яги коня (159).

9) Различные персонажи сами предоставляют себя в

распоряжение героя (^ ). Животное, например, может или

подарить детеныша, или же оно может само предложить свои

услуги герою.

(с.43)




пространственное перемещение между двумя царствами, путеводительство

Герой перемещается между пространствами, царствами с целью поиска объекта .

Способы перемещения:

По воздуху

По земле

По указанию чего/кого-либо

С помощью неподвижных средств.

XV. Герой переносится, доставляется или приводится

к месту нахождения предмета поисков (определение —

пространственное перемещение между двумя царствами, путеводительство; обозначение R).

Обычно объект поисков находится „в другом”, „ином” царстве. Это царство может лежать или очень далеко по горизонтали, или очень высоко или глубоко по вертикали.

есть специфические формы.

1) Он летит по воздуху

2) Он едет по земле или воде (19). Верхом на коне или

на волке (168). На корабле (247).

3) Его ведут (ÌP). Клубочек указывает путь

4) Ему указывают путь (R1). Еж указывает путь к похищенному братцу (113).

5) Он пользуется неподвижными средствами сообщения (I?5). Он взбирается по лестнице .(с.48)





борьба

Герой и антагонист вступают в борьбу(соренование)


Формы борьбы:

Бьются на открытом поле

Вступают в состязание, в ходе которого герой побеждают с помощью хитрости

Играют в карты

Измеряют свое физическое состояние

XVI. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу (определение — борьба, обозначение Б).

Формы:

1) Они бьются на открытом поле (Б1). Сюда прежде

всего относится бой со змеем или с Чудо-Юдой и пр. (125), а

также бой с неприятельским войском, с богатырем и т. д.

(212).

2) Они вступают в состязание (Б2). В юмористических

сказках самого боя иногда не происходит. После перебранки

(иногда совершенно аналогичной с перебранкой перед боем)

герой и вредитель вступают в состязание. Герой при помощи

хитрости одерживает победу. — Цыган обращает в бегство

змея, выжимая кусок творога вместо камня, выдавая удар дубины по затылку за свист (148), и т. д.

3) Они играют в карты (Б3). Герой и змей (черт) играют

в карты (153, 192).

4) Особую форму имеет сказка № 93. Здесь змеиха предлагает герою: „Пусть Иван-Царевич идет со мной на весы — кто

кого перевесит”
(с.49)




клеймение, отметка

Героя метят.

Это может быть рана, звезда, кольцо, платок царя и тд.

XVII. Героя метят (определение — клеймение, отметка,

обозначение К).

1) Метка наносится на тело (К1). Герой во время боя

получает рану. Царевна будит его перед боем, нанося ему ранку ножом в щеку (125). Царевна метит героя перстнем в лоб

(195). Она его целует, отчею на лбу загорается звезда.

2) Герой получает кольцо или полотенце (К2). Соединение двух форм мы имеем в том случае, если героя ранят в

бою, и рана перевязывается платочком царевны или короля.

3) Иные формы клеймения (К3).

(с.49)




победа

В ходе борьбы герой побеждает

Победа может встречаться и негативно,
Если на бой вышло более одного героя, то один из них прячется.

ХУ1И. Антагонист побеждается (определение — победа,

обозначение П).

Победа встречается и в негативной форме. Если на бой вышло два или три героя, то один из них (генерал) прячется, а

другой одерживает победу (Обозначение *П1).

(с.50)




ликвидация беды или недостачи

Беда или недостача ликвидируется.

Объект поисков добывается различными путями:

Похищается,

Добывается несколькими персонажами

Добывается с помощью волшебства и тд

XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется

(определение — ликвидация беды или недостачи, обозначение Л).

Данная функция образует пару с вредительством (А). Этой

функцией рассказ достигает своей вершины.

1) Объект поисков похищается с применением силы

или хитрости (Л1).

2) Объект поисков добывается несколькими персонажами сразу, с быстрой сменой их действий (Л2).

3) Объект поисков добывается при помощи приманок (Л3).

4) Добыча искомого является непосредственным результатом предыдущих действий (Л4). Если, например,

Иван убил змея и затем женится на освобожденной царевне,

то здесь нет добычи как особого акта, но есть добыча как

функция, как этап хода действия.

5) Объект поисков добывается мгновенно, путем

применения волшебного средства (Л5). Двое молодцов

(являются из волшебной книги) вихрем доставляют оленя —

золотые рога (212).

6) Применением волшебного средства изживается

бедность (Л6). Волшебная утка несет золотые яйца (195).

7) Объект поисков ловится (Л7). Эта форма типична для

аграрных хищений. Герой ловит кобылицу, ворующую сено

(105). Он ловит журавля, ворующего горох (187).

8) Заколдованный расколдовывается

9) Убитый оживляется (Л9

10) Плененный освобождается (Л10). Конь разбивает

двери темницы и выпускает Ивана (185

11) Иногда добыча объекта поисков совершается в тех же

формах, что и добыча волшебного средства, т. е. он дарится,

его место указывается, он покупается и т. д.

(с.52)

.




возвращение

Герой возвращается

Он летит, бежит, преодолевает пространство.

"XX. Герой возвращается (определение — возвращение,

обозначение 4,). Возвращение обычно совершается в тех же

формах, что и прибытие. Однако, фиксировать здесь вслед за

возвращением особую функцию нет необходимости, так как

возвращение уже означает преодоление пространства. При отбытии туда это не всегда так. Там вслед за отбытием дается

средство (конь, орел и пр.), и затем уже происходит полет

или другие формы путешествия, здесь же возвращение происходит сразу и притом большей частью в тех же формах, что и

прибытие. Иногда возвращение имеет характер бегства."

(с.52)




преследование, погоня

Героя преследует его враг,

Он может лететь за героем, требовать виноватого.

Преследование выражается во многих формах погони или различных помехах герою.

XXI. Герой подвергается преследованию (определение

— преследование, погоня, обозначение Пр.).

1) Преследователь летит аа героем (Пр'). Змей догоняет Ивана (159), ведьма летит за мальчиком (105), гуси летят

за девочкой (113).

2) Он требует виноватого (Пр2). Эта форма чаще всего

также связана с полетом. Огец змея высылает летучий корабль. С корабля кричат: «Виноватого! виноватого!” (125).

3) Он преследует героя, быстро превращаясь в различных животных и пр. (Пр3).

(с.53)




спасение

Герой спасается от погони различными способами:

Уносится по воздуху,

Ставит преследователю препятствия и др.

XXII. Герой спасается от преследования (определение —

спасение, обозначение Сп.).

1) Он уносится по воздуху (иногда спасается молниеносно быстрым бегством — Сп1). Герой улетает на коне

(160), на гусях (108).

2) Герой бежит, во время бегства ставит преследователю препятствия (Сп2). Он бросает щетку, гребенку, полотенце. Они превращаются в горы, леса, озера.

(с.53)




неузнанное прибытие

Герой прибывает домой, но его не узнают, обычно он останавливается учеником у какого-либо работника

Либо прибывает к иному королю(н-р, служит поваром)

"XXIII· Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну (определение — неузнанное прибытие, обозначение X) Здесь можно усмотреть два случая. 1) Прибытие

домой. Герой останавливается у какого-нибудь ремесленника:

золотаря, портного, башмачника, поступает к нему в ученики.

2) Он прибывает к иному королю, поступает на кухню поваром или служит конюхом. Наряду с этим иногда приходится

обозначать и простое прибытие."(с.56)




необоснованные притязания

Ложный герой заявляет о своей победе, настоящего героя не признают.

"XXIV. Ложный герой предъявляет необоснованные

притязания (определение — необоснованные притязания, обозначение Ф).

Если герой прибывает домой, то притязания предъявляют

братья. Если же он служит в ином царстве, их предъявляют

генерал или водовоз и др. Братья выдают себя за добытчиков,

генерал — за победителя змея. Эти две формы можно бы считать особыми разрядами."

(с.56)




трудная задача

Герою необходимо решить трудную задачу(н-р, пройти испытание огнем)

XXV· Герою предлагается трудная задача (определение

— трудная задача, обозначение 3).

Испытание едой и

питьем: съесть известное количество быков, возов хлеба, выпить много пива (137, 138, 144). Испытание огнем: помыться в чугунной раскаленной бане. Эта форма всегда связана с предыдущей. Отдельно: выкупаться в.кипятке (169). Задачи на отгадывание и пр.: задать неразрешимую загадку

(239), рассказать, истолковать сон (241), сказать, о чем каркают вороны у царского окна и отогнать их (247), узнать

(отгадать) приметы царской дочери .

(с.57)





решение

Задача решается героем(иногда заранее, перед тем как ему дается)

"XXVI. Задача решается (определение — решение, обозначение Р). Формы решения, конечно, в точности соответствуют формам задач. Некоторые задачи решаются раньше, чем

они задаются, или раньше, чем задающий требует решения. Так,

герой сперва узнает приметы царевны, а затем уже дается задача."(с.57




узнавание

Героя узнают по метке, полученной им в борьбе с антагонистом.

XXVII. Героя узнают (определение — узнавание, обозначение У). Он узнается по отметке, по клейму (рана, звезда)

или по переданному ему предмету (колечко, полотенце)(с.58)




обличение

Ложный герой раскрывается.


Это происходит в результате нерешенной им трудной задачи, либо из чьего-либо рассказа.

"XXVIII. Ложный герой или антагонист изобличается

(определение — обличение, обозначение О).

Эта функция большей частью связана с предыдущей. Иногда

она является результатом нерешенной задачи (ложный герой

не может поднять голов змея). Чаще всего она дается в форме

рассказа („Тут царевна рассказала все, как было”)."(с.58)




трансфигурация

Герой получает новый облик, выстраивает дворец, надевает новую одежду и тд.

XXIX. Герою дается новый облик (определение —


написать администратору сайта