Главная страница

конспект пропп. конспект королева. Морфология волшебной сказки


Скачать 83.38 Kb.
НазваниеМорфология волшебной сказки
Анкорконспект пропп
Дата20.11.2020
Размер83.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконспект королева.docx
ТипДокументы
#152366
страница2 из 5
1   2   3   4   5
1   2   3   4   5

Функции действующих лиц

Введение.

В сказке часто можно заметить одинаковые действия у разных персонажей, поэтому сказку можно изучать по их функциям.

Для этого нужно определить, являются ли эти функции постоянные величины сказки.

"Сказка нередко приписывает одинаковые действия

различным персонажам. Это дает нам возможность изучать

сказку по функциям действующих лиц."(с.21)

Мы должны будем определить, в какой степени эти функции

действительно представляют собой повторные, постоянные величины сказки.(с.21)




Определение функций

Определение функций должно представлять собой существительное, выражающее действие.

Действие же не может определяться вне повествования.

Функция-это значимый для хода действия поступок действующего лица.

"Для выделения функций их следует определить. Определение

должно исходить из двух точек зрения. Во-первых, определение ни в коем случае не должно считаться с персонажем-

выполнителем. Определение чаще всего представит собой имя

существительное, выражающее действие (запрет, выспрашивание, бегство и пр.). Во-вторых, действие не может определяться вне своего положения в ходе повествования. Следует считаться с тем значением, которое данная функция имеет в ходе

действия".(с.22)

"Под функцией понимается поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода

действия."

(с.22)

1.Постоянными, устойчивыми элементами сказки

служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказки.

2.Число функций, известных волшебной сказке, —

ограничено.




Последовательность

Есть мнение, что последовательность встречающихся функций случайна.
В сказке последовательность элементов и функций всегда одинакова и точна.


"в какой группировке и в какой последовательности встречаются

эти функции? Прежде всего о последовательности. Есть мнение, что эта последовательность случайна".(с.22)

"Что же касается сказки, то она имеет свои совершенно особые, специфические законы. Последовательность элементов,

как мы увидим ниже, строго одинакова. Свобода в последовательности ограничена весьма тесными пределами, которые

могут быть приведены в точности."(с.23)

3.Последовательность функций всегда одинакова".(с.23)




Группировка

Не во всех сказках есть все функции, но это не отменяет закон последовательности.


Сказки с одинаковыми функциями могут считаться однотипными.

"Что касается группировки, то прежде всего следует сказать,

что далеко не все сказки дают все функции. Но это нисколько

не меняет закона последовательности. Отсутствие некоторых

функций не меняет распорядка остальных."(с.23)

"если функции выделены, то можно

будет проследить, какие сказки дают одинаковые функции.

Такие сказки с одинаковыми функциями могут считаться однотипными. На этом основании впоследствии может быть

создан указатель типов, построенный не на сюжетных признаках, несколько неопределенных и расплывчатых, а на точных

структурных признаках."

"4.Все волшебные сказки однотипны по своему

строению."(с.24)




Материал для разработки

Материал для разработки должен быть взят не по своему усмотрению, а извне.

Для этого начинается изучение сказок со сборника Афанасьева, на основе 100 сказок.
Из-за повторности можно взять ограниченный материал.

Увеличение материала увеличило бы и обьем работы.
Соответственно суть в том, чтобы разобрать материал качественно.

Остальной же материал используется ,как контрольный.


"Если материал и может быть ограничен

количеством, то это не значит, что его можно выбирать по

собственному усмотрению. Он должен диктоваться извне. Мы

берем Афанасьевский сборник, начинаем изучение сказок с №

50 номера (это по плану Афанасьева первая волшебная сказка

сборника) и доводим его до № 151"*.(с.25)

"Если повторность велика — можно взять ограниченный материал. Если она мала, — этого нельзя. Повторность основных составных частей, как мы увидим ниже, превосходит всякое

ожидание. Следовательно теоретически можно ограничиться

малым материалом. Практически это ограничение оправдывается тем, что вовлечение большого крличества материала увеличило бы объем работы до чрезвычайности. Дело не в количестве материала, а в качестве его разработки. Сто сказок — это

наш рабочий материал. Остальное — материал контрольный,

представляющий большой интерес для исследователя, но не

имеющий интереса более широкого."(с.25)




Функции действующих лиц, как это диктуется сказкой.




"Для каждой функции дается: 1) краткое изложение ее сущности, 2) сокращенное определение одним словом, 3) условный знак ее.

Вслед за этим следуют

примеры.

Они даны лишь как образцы. Расположены

они по известным группам. Группы относятся к определению,

как виды к роду. Основная задача — выделение родов.

Приведение примеров должно

лишь иллюстрировать и показать наличность функции, как некоторой родовой единицы.

Как уже упомянуто, все функции

укладываются в один последовательный рассказ.

Данный ниже

ряд функций представляет собой морфологическую основу

волшебных сказок вообще."(с.26)




Сказочное начало

Начало сказки- описание исходной ситуации, перечисление героев или описание главного героя.


"Сказка обычно начинается с некоторой исходной ситуации.

Перечисляются члены семьи, или будущий герой (например,

солдат) просто вводится путем приведения его имени или

упоминания его положения. Хотя эта ситуация не является

функцией, она все же представляет собою важный морфологический элемент"(с.26)




отлучка

Отлучка:

Один из членов семьи отлучается из дома; уходит гулять; умирает

"I. Один из членов семьи отлучается из дома (определение: отлучка, обозначение е)

1) Отлучиться может лицо старшего поколения. Родители

уходят на работу

2) Усиленную форму отлучки представляет собой смерть

родителей (в2).

3) Иногда отлучаются лица младшего поколения. Они идут

или едут в гости (101), рыбу ловить (108), гулять (137), за

ягодами (224) Обозначение е3.

"(с.27)




запрет

Запрет:

Не ходить, не заглядывать итд.


Одна из форм запрета:

Приказание или предложение( принести в поле завтрак, взять брата и тд)

II." К герою обращаются с запретом (определение — запрет, обозначение б).

1) „В этот чулан не моги заглядывать” (159). Береги

братца, не ходи со двора”

2) Обращенную форму запрета подставляет собой приказание или предложение: принести в поле завтрак (133), взять с

собой в лес братца (244). Обозначение б1"




нарушение

Нарушение следует из запрета(н-р, царевны идут в сад, опаздывают домой)

В сказку вступает герой антогонист(вредитель), который может навредить главным героям .

"III. Запрет нарушается (определение — нарушение, обозначение Ъ). Формы нарушения соответствуют формам запрета. Царевны идут

в сад ,они опаздывают домой. Здесь опущен запрет

опаздывания. Исполненное приказание (Ь2) соответствует, как

указано, нарушенному запрещению (&1)·

В сказку теперь вступает новое лицо, которое может быть

названо антагонистом героя (вредителем). Его роль — нарушить покой счастливого семейства, вызвать какую-либо беду,

нанести вред, ущерб. Противником героя может быть и змей,

и черт т. д."(с.28)




выведывание

Герой антогонист выведывают какую-либо информацию для совершения зла(н-р, медведь спрашивает о том, куда делись царские дети)

IV. Антагонист пытается произвести разведку (определение — выведывание, обозначение в).

1) Выведывание имеет целью узнать местопребывание детей,

иногда драгоценных предметов и пр. Медведь: „Кто же мне

про царских детей скажет, куда они девались ?”(с.28)




выдача

Антагонист узнает сведения о жертве

Чаще всего в форме диалога(н-р, диалог мачехи с зеркальцем)

V. Антагонисту даются сведения о его жертве (определение — выдача, обозначение 1у).

1) Антагонист получает непосредственно ответ на свой вопрос. Долото отвечает медведю: „Вынеси меня на двор и брось

на земь; где я воткнусь, там и рой” (201). На вопрос приказчика о самоцветных каменьях купчиха отвечает: „Да нам курочка несет” (197) и т. д. Здесь перед нами опять парные

функции. Нередко они даны в форме диалога. Сюда относится, между прочим, и диалог мачехи с зеркальцем."(с.29)




подвох

Антагонист пытается обмануть жертву:

Меняет свой облик


Далее действует путем уговоров

Путем применения волшебных средств

Или иными свойствами обмана и насилия(н-р, злые сестры уставляют ножами окно, через которое должен залететь финист)

VI. Антагонист пытается обмануть свою жертву,

чтобы овладеть ею или ее имуществом (определение —

подвох, обозначение г).

Прежде всего антагонист или вредитель принимает чужой

облик. Змей обращается золотой козой (162), прекрасным

юношей (202). Ведьма прикидывается „сердечной старушкой”

"1) Вредитель действует путем уговоров: ведьма предлагает принять

2) Он действует непосредственным применением

волшебных средств. Мачеха дает пасынку отравленные лепешки
3) Он действует иными средствами обмана или насилия. Злые сестры уставляют окно, через которое должен

прилететь финист, ножами и остриями "

(с.30)




пособничество

Жертва поддается обману врага, тем самым помогая ему.

Герой поддается уговорам антагониста, нарушает запреты, выполняет его просьбы или же между ними заключается договор.

"VII. Жертва поддается обману и тем невольно

помогает врагу (определение — пособничество, обозначение#).

1) Герой соглашается на все уговоры антагониста, т. е. берет

колечко, т. д. Можно заметить, что

запреты всегда нарушаются, обманные предложения, наоборот, всегда принимаются и выполняются. Обозначение



2—3) Он механически реагирует на применение волшебных

и иных средств, т. е. засыпает

Особую форму обманного предложения и соответствующего

согласия представляет собой обманный договор. („Отдай то,

чего в доме не знаешь”)."(с.30)




Вредительство


Антагонист наносит врд кому-либо из семьи. Эта функция очень важна, так как она по сути создает движение сказки.(завязку сказки)

Формы вредительства многообразны(н-р, похищение змеем дочери царя)

VIII. Антагонист наносит одному из членов семьи

вред или ущерб (определение — вредительство, обозначение А).

Эта функция чрезвычайно важна, так как ею собственно

создается движение сказки. Отлучка, нарушение запрета, выдача, удача обмана подготовляют эту функцию,

Поэтому первые семь

функций могут рассматриваться как подготовительная часть

сказки, тогда как вредительством открывается завязка. Формы вредительства чрезвычайно многообразны.

1) Он похищает человека (А1). Змей похищает дочь царя

(131), дочь крестьянина (133). Ведьма похищает мальчика

(108). Старшие братья похищают невесту младшего (168).(с.31)





Недостача



Одному из членов семьи чего-либо не хватает:

Невесты, друга, диковинок, волшебных предметов, средств к существованию и тд

УШ-а. Одному из членов семьи чего-либо не хватает,

ему хочется иметь что-либо (определение — недостача,

обозначение а).

1) недостача невесты (или друга, вообще человека).

; 2) необходимо, нужно волшебное

средство, например яблоки, вода, кони, сабли и пр.

(обозначение а2)

3) недостает диковинок (без волшебной силы), как то: жар-птицы,

4) специфическая форма: не

хватает волшебного яйца со смертью Кощея (с любовью царевны) — обозначение

5) рационализованные формы: не

хватает денег, средств к существованию и

(с.35)




посредничество

После того, как беда или недостача обнаруживается, к герою обращаются за помощью.

Главным героем является спаситель(н-р, Иван, спасающий девушку)

Отправка героя из дома:

Клич о помощи;отсылка из дома; героя отпускают из дома; герой изгоняется; обреченный на смерть герой тайно отпускается; и тд.

Благодаря этому начинается противодействие.

IX. Беда или недостача сообщается, к герою

обращаются с просьбой или приказанием, отсылают

или отпускают его (определение — посредничество, соединительный момент, обозначение В).

Герои сказки могут быть двоякие: 1) Если похищается девушка и исчезает с горизонта ее

отца (а с этим и с горизонта слушателя), и вслед за девушкой

отправляется в поиски Иван, то героем сказки является Иван,

а не похищенная девушка.

Значение этого момента состоит в том, что им вызывается отправка героя из

дома.

1) Издается клич о помощи с последующей отсылкой

2) Герой непосредственно отсылается

3) Герой отпускается из дома (В3) В этих случаях инициатива отправки часто исходит от самого героя

4) Беда сообщается (В4). Мать рассказывает сыну о похищении дочери, происшедшем до его рождения, не прося его

при этом о помощи.

5) Изгнанный герой увозится из дома (В5). Огец увозит изгнанную мачехой дочь в лес. Эта форма во многих отношениях очень интересна.

6) Обреченный на смерть герой тайно отпускается

(В6). Повар или стрелец щадит девушку (мальчика), отпускает

их, вместо них убивает животное, чтобы добыть их печень и

сердце в качестве доказательства убиения

.

7) Поется жалобная песнь (В7). Эта форма специфична

для убиения (поет оставшийся в живых брат и др.), околдования с изгнанием, подмены. Беда благодаря этому становится

известной и вызывает противодействие.(с.37)




начинающееся противодействие

Герой-искатель соглашается противостоять злу.

"X. Искатель соглашается или решается на противодействие (определение — начинающееся противодействие, обозначение С).

Этот момент характеризуется например, такими словами:

„Позволь нам твоих царевен разыскать” и др. Иногда этот


написать администратору сайта